Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 12:22, дипломная работа
Цель исследования: поиск эффективных способов развития графических навыков у детей младшего школьного возраста в кружке росписи по дереву.
Объект исследования: развитие графических навыков.
Предмет исследования: развитие графических навыков у детей младшего школьного возраста на занятиях кружка росписи по дереву.
Гипотеза исследования: Если педагог на занятиях кружка росписи по дереву будет:
1. Возрастные особенности младшего школьного возраста;
2. Использовать различные инструменты, материалы и художественные техники;
3. Знакомить детей с элементами различных росписей;
4. То развитие графических навыков будет проходить более успешно.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Психолого-педагогические основы развития графических навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности 6
1.2 Особенности развития графических навыков у детей младшего школьного возраста на занятиях декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования 29
1.3 Вывод 51
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА "РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ" 53
2.1 Учебная программа занятий кружка «Роспись по дереву» 53
2.2 Методика преподавания Городецкой росписи 55
2.3 Занятия и учебно-воспитательные задачи 61
2.4 Вывод 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
4. Самостоятельная работа
учащихся над узором. Рисуют сразу
кистью. Учитель следит, чтобы дети
соблюдали последовательность
5.Подведение итогов, выставка лучших рисунков в классе.
Урок № 4. Тема. Самостоятельное составление узора для тарелки по мотивам полхов-майданской росписи.
Цель и задачи. Закрепление знаний учащихся (узор, ритм, силуэт, композиция; Полховский Майдан — центр народных художественных промыслов). Развитие творческого воображения учащихся. Дальнейшее формирование приемов кистевой росписи.
Оборудование урока. Для учителя: деревянные расписные современные изделия из Полховского Майдана (художественные вещи, репродукции или фотоотпечатки). Таблицы с вариантами композиционных схем узора в круге. Для учащихся: гуашь или акварель с белилами, круглая мягкая кисть, банка для воды, палитра для смешения красок, тряпочка, бумага в форме круга, фон тонированный.
План урока. 1. Объяснение вариантов построения композиции узора в круге (по таблице). Ритмические единицы в такой таблице учитель может выполнить в технике аппликации, они изображены условно. Все внимание сосредоточивается на характере ритма и равновесии элементов узора. Закономерности размещения элементов узора в круге иные, чем в рассмотренных ранее квадрате, полосе. Повторяющиеся элементы часто располагаются по концентрическим окружностям. Наиболее простое для восприятия первоклассника расположение ритмических единиц:
1-й вариант. Центр
круга свободен. По краю круга
располагаются ритмично
2-й вариант. В центре
круга размещается
3-й вариант. Элементы
узора располагаются по
2. Рассматривание изделий
Полховского Майдана и таблицы,
3. Выяснение учителем методом устного рисования, как поняли дети творческую задачу.
4. Самостоятельная работа учащихся. Учитель показывает классу рисунки тарелок, в которых ученики по-разному разместили цветочный узор в круге.
Следует отметить, что работа по росписи тарелки наиболее эффективна, если учащиеся расписывают своими узорами настоящие тарелки, блюдца, принесенные в класс. В таком случае не нужно никакой специальной окраски фона тарелки. Узоры наносятся на поверхность изделия гуашью или акварелью с белилами. Если рисунок надо сохранить, тарелочку покрывают бесцветным лаком. Очень нравится ребятам выполнять узор, размещая элементы по концентрическим окружностям. Центр тарелочки дети выделяют изображением розетки, реже включают декоративный сюжет. Как свидетельствует практика, композиционную задачу решают все дети.
Уровень усвоения материала представлен графически (Приложение).
Дети легко и свободно
рисуют кистью. Общий цветовой строй
работ повышенно
Практика подтвердила,
что влияние народного
Главной задачей на занятиях кружка «Роспись по дереву» является задача привить любовь к творчеству, развивать художественные способности, а также – выявлять эти способности.
Современный учитель начальных классов преподает в условиях существенного изменения в содержании трехлетнего начального образования. Переход к всеобщему среднему образованию сопровождался существенным обновлением содержания образования, введением новых учебных планов и программ, созданием новых стабильных пособий. В целях интенсификации обучения на уроках декоративного рисования необходимо осуществлять преемственность изобразительной деятельности младшего школьника.
В младшем школьном возрасте продолжается социально-личностное развитие ребенка. Этот возрастной период характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений об окружающих людях, о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Самооценка ребенка, оставаясь достаточно оптимистической и высокой, становится все более объективной и самокритичной. Уровень сформированности всех этих личностных проявлений в полной мере зависит от направленности учебного процесса на организацию опыта разнообразной практической деятельности детей (познавательной, трудовой, художественной и пр.). Это определило необходимость выделить в примерных программах не только содержание знаний, которые должны быть предъявлены ученику (обязательный минимум) и сформированы у него (требования), но и содержание практической деятельности, которое включает конкретные умения школьников по организации разнообразной деятельности, по творческому применению знаний, элементарные умения самообразования. Именно этот аспект примерных программ дает основание для утверждения гуманистической, личностно-ориентированной направленности процесса образования младших школьников.
Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой.
В итоге на занятиях изобразительным искусством в кружке учитель должен принимать во внимание сенсорный и эстетический опыт, приобретенный ребенком в детском саду. Отсюда активное привлечение на уроки декоративной работы природного материала для расширения опыта детей по наблюдению действительности. Учитель должен уметь сочетать развитие мышления и речи первоклассников с эстетическим познанием и художественным развитием.
Таким образом, народное
искусство — не консервативная,
мертвая художественная система, а
система, постоянно развивающаяся.
Благодаря своей необычной
Знакомство школьников с, казалось бы, обычными художественными предметами должно стать поводом для серьезного разговора о сущности эстетического в искусстве и действительности, о становлении современного стиля и моды, о специфике системы изобразительно-выразительных средств декоративно-прикладного искусства наравне с другими видами искусства.
Учебно-тематический план занятий с детьми 7-10 лет
№ |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
теория |
практика |
1. |
Введение. Вводное занятие. |
2 |
1 |
1 |
2. |
Рабочее место, оборудование, инструменты, техника безопасности. Материалы для росписи по дереву. |
4 |
2 |
2 |
3 |
Основные законы цветоведения |
4 |
1 |
3 |
4. |
Технология выполнения и освоение основных элементов росписи. |
6 |
2 |
4 |
5. |
Общие сведения о древесине |
2 |
1 |
1 |
6. |
Основные исторические сведения о народной росписи |
2 |
1 |
1 |
7. |
Изучение техники выполнения и видов росписи по дереву (Простые узоры и орнаменты). |
2 |
1 |
1 |
8. |
Искусство росписи по дереву (на примерах мезенской, Полх-Майдан, городецкой росписи) |
|||
8.1 |
Основные мотивы мезенской росписи (спираль, стихийка, заёздочки и т.д |
6
|
2
|
4
|
8.2. |
Изучение простых типовых композиции (полоса, квадрат, круг) |
10
|
4
|
6
|
9. |
Составление простейших композиций |
8 |
2 |
6 |
10. |
Организация выставки выполненных изделий |
2 |
2 | |
Всего: 48 часов |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Дата |
Часы |
Теория |
Практика |
1 2 3 4 5 6 7 8 9
10
11
12
13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 |
7.09 14.09 21.09 28.09 05.10 12.10 19.10 26.10 02.11
09.11
16.11
23.11
30.11 07.12 14.12 21.12 28.12 11.01 18.01 25.01 01.02 08.02 15.02 22.02 01.03 08.03 15.03 22.03 29.03 05.04 12.04 19.04 26.04 03.05 10.05 17.05 24.05 |
1 1 1 1 1 1 1 1 1
1
1
1
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Мелкий мазок кистью Мелкий мазок кистью Каплевидный мазок Штриховой мазок Мезенская роспись «основные элементы» Мезенская роспись «геометрические полосы» Мезенская роспись «орнамент в квадрате» Мезенская роспись «уточка» Мезенская роспись «конь» Составление узоров из элементов с применением техники примакивания Выполнение эскиза«шкатулка» Составление узоров с применением техники «травка» Составление узоров с применением техники «травка» Полохов-Майдан роспись «листья и веточки» Полохов-Майдан роспись «ягоды и бутоны» Полохов-Майдан роспись «цветочки» Полохов-Майдан роспись «майданская роза» Полохов-Майдан роспись «цветочный узор» Городецкая роспись «основные элементы» Выполнение элемента «украишки и рамки» Выполнение элемента «листья и кустики» Выполнение элемента «розан и ромашка» Выполнение элемента «купавка и бутон» Выполнение элемента «гроздь винограда» Выполнение элемента «Городецкая роза» Выполнение элемента «Городецкая птица» Выполнение элемента «конь вороной» Выполнение элемента «человеческая фигура» Живописная роспись Орнамент Цветочная композиция «в полосе» Цветочная композиция «квадрате» Цветочная композиция «круге» Цветочная композиция с включением мотива «конь» и «птица» Выполнение рисунка «сюжетная композиция» Выполнение рисунка на доске Выполнение рисунка на доске Выполнение рисунка на доске |
40 минут 40 минут 40 минут 40 минут 40 минут 30 минут
30 минут
30 минут
30 минут
30 минут 30 минут 30 минут 30 минут 30 минут 30 минут 30 минут 30 минут 30 минут 30 минут 50 минут 50 минут 50 минут 50 минут 50 минут 50 минут 40 минут 30 минут
30 минут 30 минут 30 минут 30 минут 50 минут 50 минут 50 минут 1 час 1 час 1 час |
№ |
Разделы |
Количество занятий |
Количество часов |
Примечания, дата | ||
общее |
теория |
практика | ||||
I |
Мезенская Графическая роспись |
14 |
14 |
3 |
15 |
с 07.09 по 15.02 |
II |
Полохов-Майдан Графическая роспись |
34 |
34 |
5 |
25 |
с 22.02 по 24.05 |
|
Городец живописная роспись |
48 |
48 |
7 |
40 |
|
Итого: |