Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 12:22, дипломная работа
Цель исследования: поиск эффективных способов развития графических навыков у детей младшего школьного возраста в кружке росписи по дереву.
Объект исследования: развитие графических навыков.
Предмет исследования: развитие графических навыков у детей младшего школьного возраста на занятиях кружка росписи по дереву.
Гипотеза исследования: Если педагог на занятиях кружка росписи по дереву будет:
1. Возрастные особенности младшего школьного возраста;
2. Использовать различные инструменты, материалы и художественные техники;
3. Знакомить детей с элементами различных росписей;
4. То развитие графических навыков будет проходить более успешно.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Психолого-педагогические основы развития графических навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности 6
1.2 Особенности развития графических навыков у детей младшего школьного возраста на занятиях декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования 29
1.3 Вывод 51
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА "РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ" 53
2.1 Учебная программа занятий кружка «Роспись по дереву» 53
2.2 Методика преподавания Городецкой росписи 55
2.3 Занятия и учебно-воспитательные задачи 61
2.4 Вывод 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
Росписи по дереву (при условии владения графическими навыками). Другим же недостаточно и тщательного наблюдения от этого зависит то, какое изображение будет создано. Разумеется индивидуальные особенности детей, сказывающиеся на их цельной деятельности, этим не ограничиваются, и воспитателям надо их знать. Это позволит ему эффективно руководить им изобразительным творчеством, оказывать необходимую и тактично направлять те или иные действия детей. Освоив знания, навыки и умения, необходимые для работы с детьми по развитию изобразительного творчества, воспитатель не останавливаться на достигнутом. Очень важно продолжать поиски новых методов воспитания детей средствами изобразительной деятельности. Только творчески работающий педагог может формировать творческую личность
В школе знакомится с разнообразными видами изобразительного искусства: живописью, графикой (иллюстрации к книгам, эстампы), скульптурой, произведениями декоративно-прикладного искусства — как на различных занятиях, так и в повседневной жизни, если в оформлении дошкольного учреждения широко используются эти виды искусства. Такое сочетание создает условия для полноценного восприятия детьми произведений разных жанров. Дальнейшее приобщение к искусству происходит в школе, где для этого отводятся специальные уроки.
Ведь не случайно Н. К. Крупская писала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать; надо помочь ребенку это познание самого себя сделать средством познания других, средством более тесного сближения с коллективом, средством через коллектив расти вместе с другими и идти сообща к совершенно новой, полной "убоких и значительных переживаний жизни». (Крупская Н. К. и — наше будущее.— М., 1984.— С. 122.)
От предметов и явлений, близких и знакомых, педагог ведет воспитанников к восприятию все более широкого круга развития графических навыков и явлений.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения и навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.
Под методами
обучения изобразительной деятельности
и конструированию следует
Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, навыки и умения преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснение, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, рисование, и т. п.), то выделяются методы наглядные, словесные, практические.
Н. К. Крупская указывала, что методика преподавания органически связана с самой сущностью преподаваемого предмета, сознанием объекта воздействия, т. е. того человека, растущего, развивающегося, к которому она применяется. Руководствуясь этим указанием применительно к образному характеру изобразительной деятельности, следует выделить игровые приемы обучения.
Приемами обучения в советской дидактике называют отдельные детали, составные части метода. Например, показ иллюстраций или предмета в процессе изображения с целью уточнения представлений ребенка о форме, величине, цвете или других качествах предмета (если он в чем-то затрудняется) является приемом обучения.
Методы и приемы обучения
находятся в диалектическом единстве
и могут переходить один в другой.
Так, показ нового способа изображения
относится к методам, а показ
ребенку знакомого способа
Начиная с 10 лет, у детей наиболее интенсивно развивается интеллект, формально логическое мышление, которое становиться ведущим и к этому времени подростки психологически «вырастают» из предмета изобразительной деятельности. А в изобразительной деятельности даже при лояльном отношение учителя чаще всего успех приходит к детям, наделённым природными способностями. Дети перестают любить уроки рисования потому, что не умеют рисовать, теряют из-за этого интерес им просто нужно помочь и дать основы технического рисунка. А так же помогать и создавать им условия для более глубокого изучения данного материала и тем самым расширить объём предусмотренной школьной учебной программой, развивать у детей стремление к самообразованию, формировать необходимые для этого графические навыки и умения. А выйдя за рамки общеобразовательных программ, одарённые дети получат возможность раскрыть и развить свои таланты, тем самым помогут детям компенсировать проблемы в учёбе и практике для получения допрофессиональной и профессиональной подготовки а может даже поможет в выборе профессии.
1.2 Особенности развития
графических навыков у детей
младшего школьного возраста
на занятиях декоративно-
Преемственность в декоративной работе младших школьников
В целях интенсификации обучения на уроках декоративного рисования необходимо осуществлять преемственность изобразительной деятельности младшего школьника; Комарова Т. С. Учитесь рисовать. М., 1974;Русское декоративно-прикладное искусство в детском саду. М., 1973.
Художественные расписные изделия близки и понятны ребенку, они правдиво и просто передают красоту окружающей жизни. В узорах, выполненных народными умельцами, ребенок с радостью узнает знакомые силуэты ягод, листьев, птиц и зверей. Декоративная трактовка (плоскостное изображение, локальность цвета, контурность рисунка, ритмичность нанесения пятен и мазков) соответствует возрастным особенностям изобразительной деятельности ребенка.
Стрезикозин В. П. Актуальные проблемы начального обучения. М., 1976, с.
произведений народного искусства, но и освоение приемов работы кистью, широко и разнообразно используемых народными мастерами.
Видный исследователь детского творчества Н. П. Сакулина убедительно доказывает преимущества развития детского творчества средствами народного искусства: «Знакомство детей с народными орнаментами, формирование у них некоторых приемов народной росписи вызвали бурное развитие декоративного творчества детей. Относительно простая изобразительная основа орнамента — многократно повторяющиеся растительные мотивы — позволяет детям сосредоточить внимание на построении пространственно-цветовой композиции рисунка». Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. М., 1965, с. 129.
Дети легко и свободно лепят игрушки, выкладывают панно, рисуют кистью. Общий цветовой строй работ повышенно жизнерадостный, построенный на контрастах белого и черного, красного и зеленого, желтого и синего. Эти работы — свидетельство того, как содействует успешному развитию творческих способностей детей умелое использование произведений народного прикладного искусства. Рассмотренные задания представляют лишь часть системы декоративных тематических заданий: «Веселые узоры», «Цветущий сад», «Сказочные птицы», «Волшебный конь» и др. В работе над ними органично сочетались два момента: процесс восприятия народных образцов и участие детей в создании самостоятельных композиций. Практика подтвердила, что влияние народного искусства на детей выразилось в их повышенной творческой активности и самостоятельности, в усилении художественной выразительности созданных ими декоративных работ. См.: Максимов Ю. В. Народное декоративно-прикладное искусство — детям. — В кн.: Пантелеев Г. Н., Максимов Ю. В., Пантелеева Л. В. Декоративное искусство — детям. М., 1976, с. 48—100.
На занятиях декоративным рисованием с первоклассниками учитель должен принимать во внимание успехи, достигнутые дошкольниками в детских садах. На уроки рисования необходимо активно привлекать произведения народного искусства, изучать приемы кистевой росписи, развивать восприятие детей.
Содержание декоративной
работы в начальных классах
В процесс педагогического
руководства детским
В итоге на занятиях изобразительным искусством в первом классе учитель должен принимать во внимание сенсорный и эстетический опыт, приобретенный ребенком в детском саду. Отсюда активное привлечение на уроки декоративной работы природного материала для расширения опыта детей по наблюдению действительности. Учитель должен уметь сочетать развитие мышления и речи первоклассников с эстетическим познанием и художественным развитием.
Шпикалова Т. Я.
Ш83 Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. — 2-е изд., доп. и перераб. —М.: Просвещение, 1979. — 192 с, ил.
Дополнительное образование детей – это поисковое образование, апробирующее иные, нетрадиционные пути развития графических навыков у детей младшего школьного возраста.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивается, что учреждениям дополнительного образования принадлежит особая роль в развитии склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи. Кроме того, с каждым годом неуклонно возрастает роль учереждений дополнительного образования детей в обеспечении занятости детей и подростков, организации их социально значимого досуга, профилактики правонарушений, наркомании и других асоциаьных проявлений среди несовершеннолетних.
Осмысление различных взглядов на сущность дополнительного образования детей (А.Г. Асмолов, Л.Н. Буйлова, А.К. Бруднов, А.В. Золоторева, М.Б. Коваль, Г.Н. Попоыва, А.Б. Фомина) даёт основание сформулировать социально-педагогическую миссию учереждений дополнительного образования детей – обеспечение конвенции интересов воспитанника(его родителей, семьи) и общества.
Индивидуализация
Проблемы дополнительного образования трудно назвать малоисследованными, однако, разработка теоретических основ функционирования и развития данной сферы не утрачивает своей актуальности.
Современная педагогика характеризует термином «дополнительное образование» всю ту сферу образования , которая находиться за пределами общеобразовательного стандарта.
В настоящие время дополнительное образование детей представлено целым рядом направленностей. Основными среди них принято считать следующие: художественно-эстетическая; научно-техническая; спортивно-техническая; эколого-биологическая; физкультурно-оздоровительная; туристско-краеведческая; военно-патриотическая; социально-педагогическая; культурологическая; экономико-правовая. Куприянов Б.В.,Салина Е.А., Крылова Н. Г., Миновская О..В. Учреждение дополнительного образования детей как воспитательная организация.- Москва: ГОУ ЦРСДОД, 2003 г. – С. 22.
Убеждение, что дети — маленькие взрослые, привело к тому, что мы стали обучать их по взрослой методике. От простого к сложному, от части к целому. В основе же специфически детского сознания лежит образ, сложный, но цельный.
Так уж устроен ребенок: все он познает в игре, через создание второй реальности — текста, рисунка, скульптуры. Он постоянно изобретает, фантазирует. Каждый ребенок — это отдельный мир, со своими правилами поведения, своим сводом законов. Помочь ' детям в обретении самих себя в мире и мира в себе — наша основная взрослая задача.
Искусство лечит. Это давно поняли те, кто всерьез думал о детях. Как и во взрослых, в детях есть и дурное, и доброе. Преодолевать дурное помогают родители, сказки, где постоянно присутствует мотив борьбы со злом, и собственное творчество. Творя, дети обдумывают мир, находят выход «темным страстям». Часто само содержание рисунков указывает на эти самые «темные страсти»: войны, битвы, танки, бабы-яги с кощеями бессмертными, взрывы, пожары. Иногда агрессивное, озлобленное состояние выражается в композиции рисунка и скульптуры, в отношениях цветов в живописи.
К 6—7 годам в рисунках детей появляются профильные изображения, люди со спины; прежде неподвижные уточки и лебеди склоняют пластилиновые шеи, пьют воду из пластилиновой лужи. Мир приходит в движение.
Метаморфозы, превращения теперь так занимают ребенка, что он, увлекшись изображением какого-то одного предмета, забывает о цельности всей композиции. Персонаж, многократно освоенный ребенком, заживает своей жизнью. Солнце, небо, цветы остаются на рисунках, но уже как фон, от которого освободиться мешает только привычка.