Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 12:22, дипломная работа
Цель исследования: поиск эффективных способов развития графических навыков у детей младшего школьного возраста в кружке росписи по дереву.
Объект исследования: развитие графических навыков.
Предмет исследования: развитие графических навыков у детей младшего школьного возраста на занятиях кружка росписи по дереву.
Гипотеза исследования: Если педагог на занятиях кружка росписи по дереву будет:
1. Возрастные особенности младшего школьного возраста;
2. Использовать различные инструменты, материалы и художественные техники;
3. Знакомить детей с элементами различных росписей;
4. То развитие графических навыков будет проходить более успешно.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Психолого-педагогические основы развития графических навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности 6
1.2 Особенности развития графических навыков у детей младшего школьного возраста на занятиях декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования 29
1.3 Вывод 51
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА "РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ" 53
2.1 Учебная программа занятий кружка «Роспись по дереву» 53
2.2 Методика преподавания Городецкой росписи 55
2.3 Занятия и учебно-воспитательные задачи 61
2.4 Вывод 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
В конечном итоге проведение итоговой выставки стимулирует дальнейшую работу детей в декоративном творчестве и желание дальнейшего изучения графических навыков и умений.
Практические занятия по данной программе совмещаются с теоретическими уроками, на которых проводятся беседы, демонстрируются иллюстрации, образцы народного декоративно-прикладного искусства, рисунки детей, работы педагога, предлагаются схемы изготовления. Основные материалы и инструменты: бумага белая рисовальная 1/8 – ватмана а так же деревянные заготовки; акварель, гуашь, карандаши; кисти (беличьи, колонковые); столы; клей ПВА; шкурки (нулёвка и средней зернистости); банка; губка.
Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнять детям, развитие у них не только графических знаний и умении, но и творческого начала.
Практическая работа проводиться в специально оборудованных учебных классах- мастерских. Кабинет должен быть светлым, иметь водопроводный кран, выходить окнами на север или северо-запад. Так же должно быть дополнительное помещение для хранения творческих работ ребят и просушки изделий из древесины и др. цвет кабинета должен быть светлым, нейтральным. Мебель должна быть удобной и функциональной для занятий.
Методика преподавания Городецкой росписи. В начале каждого занятия обсуждается обьем творческой работы, сколько времени дается на выполнение того или иного орнамента. Если дети полностью справляются с заданием урока, то можно поставить промежуточную оценку. Отдельные работы можно доделать дома.
Оцениваются работы истечению запланированного на задание времени. Идёт выставление оценок или дается устная характеристика с целью промежуточных оценок, эстетичности выполнения изделия.
В конце изученной программы организуется выставка выполненных ребятами практических работ, проводиться обсуждение выставки с ребятами, родителей, гостей.
В ходе апробации краткосрочной модифицированной программы; «Искусство росписи по дереву» (Городецкая роспись)нами были проведены занятия в детском творческом коллективе. Педагогическая практика проводилась на базе центра внешкольной работы г. Астрахани.
Сроки программы – 3 месяца. Занятия проходят по расписанию 2часа 2 раза в неделю. Общее количество часов: 48.
В течение этого периода дети знакомятся:
1. Введение. Вводное занятие знакомство с детьми: темы уроков: кисти и краски; знакомство с древесиной (акация); рисунок.
2. Правила техники
безопасности и личной гигиены.
3. Знакомство с художественно-
Технология выполнения Городецкой росписи.
4. Основные мотивы
Городецкой росписи (цветы,
5. Изучение и освоение
простых типовых композиций
6. Закрепление навыков
работы с детской аудиторией.
Проводиться выставка
Ученики выполняют индивидуальные практические задания, объединенные в общий проект, в основе которого лежат попытка показать системы кистевой росписи. Освоение художественно образной фактуры этого вида народного творчества позволяет учащимся успешно постигать основы Городецкой росписи – развивать технические навыки и умения рисовальных движений руки и изображения в процессе освоения Городца. В процессе обучения изобразительному искусству в учреждениях дополнительного образования Городецкой росписи по дереву со всеми остальными кистевыми росписями.
Внимание так же уделяется освоению материала (древесине) и способу её обработки, развивая при этом мелкую моторику, координацию движений, глазомер, точность действий и приучает детей к аккуратности.
Материалы, используемые
при технологическом процессе городецкой
росписи, достаточно разнообразны. Это
связано с тем, что роспись
ведется как масляными
Технология выполнения Городецкой росписи:
Выполняя роспись гуашевыми красками, необходимо учитывать, что после высыхания они становятся белесыми. Каждому слою краски необходимо давать хорошо просохнуть, прежде чем наносить следующий слой. Для того, чтобы при росписи гуашевыми красками последующие слои после высыхания не подымали предыдущие, рекомендуем в краску добавлять небольшое количество клея ПВА.
Хорошо просушенное изделие покрывают масляным или нитролаком.
Композиции городецкой росписи можно разделить на три вида:
- цветочная роспись;
- цветочная роспись с включением мотива "конь" и "птица";
- сюжетная роспись.
Технологический процесс полох-майданской росписи значительно проще, чем технологический процесс городецкой, особенно на уровне подготовки деревянной основы. Для технологического процесса необходимы определенные инструменты и материалы.
Младшие школьники достигают больших успехов в декоративном творчестве. Этому во многом способствует умелое привлечение на занятия в детских садах народного искусства.
Художественные расписные изделия близки и понятны ребенку, они правдиво и просто передают красоту окружающей жизни. В узорах, выполненных народными умельцами, ребенок с радостью узнает знакомые силуэты ягод, листьев, птиц и зверей. Декоративная трактовка (плоскостное изображение, локальность цвета, контурность рисунка, ритмичность нанесения пятен и мазков) соответствует возрастным особенностям изобразительной деятельности ребенка.
На занятиях изобразительной деятельностью для учреждений дополнительного образования детей программой предусмотрено не только использование произведений народного искусства, но и освоение приемов работы кистью, широко и разнообразно используемых народными мастерами.
На примерах изделий мастеров Городца, Полхов-Майдана, Мезенской учащиеся получают представление о принципах создания художественных вещей с учетом важнейших закономерностей — связи формы вещи с ее назначением, декора с формой вещи и материалом.
На уроках развиваются творческие способности детей в создании самостоятельных декоративных композиций, формируются навыки кистевой росписи. С этой целью рекомендуется ознакомить учеников со следующими приемами народной росписи: цветные круги с применением темной и белой оживки (дужки, точки, штрихи) в рисовании розанов и купавок (Городец), изображение ягод, выполненных тычком (Полховский Майдан), геометрический орнамент — спираль, скобочка, волна, полосы, края, обводки, бугорки, звёздочки, ромбик и другие элементы (мезенскаой росписи).
Приведем несколько примерных занятий.
Учебно-воспитательные задачи
Ознакомление с цветочным узором в изделиях мастеров современного Городца и Полхов-Майдана.
Понятия ритм, силуэт. Приемы кистевой росписи растительного мотива.
Приемы кистевой росписи геометрического мотива.
Определение уровня знаний учащихся принципов декоративного народного творчества (к концу учебного года).
Упражнение в кистевой росписи.
Узор для прямоугольной спинки детского стульчика.
Узор для крышки детского стола.
Узор для декоративной тарелки.
Необходимо обратить особое внимание на существенные отличительные моменты в системе заданий: графические навыки даны в связи с оформлением художественной вещи. Общее для всех заданий — способ выполнения: разнообразные приемы свободной кистевой росписи. Как показала проверка в школе, все отмеченные особенности содержания декоративных заданий способствуют познавательной активности учащихся, усиливают их эстетическую восприимчивость.
Согласно примерному годовому планированию преподавания изобразительного искусства в школе в целом приведем примерные планы уроков декоративного рисования.
Урок № 1. Вводная беседа. Упражнение в технике кистевой росписи (элементы городецкого цветочного узора).
Цель и задачи. Ознакомление с орнаментальной цветочной композицией в современной городецкой росписи. Формирование графических навыков учащихся в работе кистью.
Оборудование урока. Для учителя: деревянные росписные современные изделия из Городца (художественные вещи, репродукции или фотоматериалы); таблицы-образцы для упражнения в кистевой росписи. Для учащихся: бумага, гуашь или акварельные краски с белилами, круглая мягкая кисть, банка для воды, палитра для смешения красок, тряпочка.
План урока. 1. Беседа о том, что такое узор (на примерах современной городецкой росписи).
Учащиеся знакомятся с понятиями: ритм, силуэт, композиция. Новые слова записываются на доске.
2.Выполнение первого упражнения в технике кистевой росписи (отдельные элементы: точка, линия, мазок).
3. Выполнение второго упражнения в технике кистевой росписи. Первоклассники учатся рисовать розан. Каждое упражнение выполняется крупно, на отдельном листе альбома (рисунок "Розаны", Приложение).
Упражнение в росписи кистью без предварительного контура включает следующие основные элементы: линии разных толщины и направлений, мазок кистью (прикладывание), точка. Ученик должен усвоить, как правильно следует держать кисть и руку.
Для проведения прямой и волнистой линии одной и той же ширины кончик кисти должен равномерно касаться поверхности бумаги. Угол наклона кисти к бумаге одинаков на протяжении всей линии, поэтому кисть руки при проведении линии ребенок двигает вместе с локтем.
Ширина линии зависит от нажима кистью и угла наклона ее к бумаге; чтобы получить тонкую линию, ученик держит кисть перпендикулярно бумаге.
Прикладывание заключается в следующем: кисть наполняют краской, прижимают ее боком к бумаге, не двигая с места, при этом получается овальный силуэт мазка. Мазки должны получиться сразу, с одного приложения кисти, без поправок.
Точка образуется тоже единичным прикосновением кисти к бумаге или легким кругообразным движением ее с середины. При этом кисть ребенок держит перпендикулярно бумаге.
Урок № 1. Тема. Самостоятельное составление узора для спинки стула по мотивам городецкой росписи.
Цель и задачи. Расширение и углубление понимания учащимися особенностей народного городецкого узора по средствам графических навыков.
Оборудование урока. Для учителя: деревянные росписные современные изделия из Городца (художественные вещи, репродукции или фотоматериалы); таблицы-образцы для упражнения в кистевой росписи. Для учащихся: бумага в форме прямоугольника — спинка стула.
План урока. 1. Разъяснение композиционной задачи в самостоятельной работе учащихся по росписи узора для спинки детского стульчика. В прямоугольной форме спинки стульчика размещаем три цветка. Крупный розан в центре, две небольшие купавки слева и справа от центра. Важно обратить внимание учащихся на этапы исполнения узора.
2.Вопросо-ответная беседа, во время которой учащиеся устно рисуют композицию будущего узора.
3.Самостоятельная работа
учащихся над росписью
4. Подведение итогов.
Урок № 3. Тема. Самостоятельное составление узора для крышки стола по мотивам городецкой росписи.
Цель и задачи. Закрепление
приемов кистевой росписи. Развитие
творческого воображения
Оборудование урока. Для учителя: деревянные расписные современные изделия из Городца (художественные вещи, репродукции или фотоотпечатки). Таблица, изображающая варианты декоративной разделки цветка в городецкой росписи. Таблица выполняется учителем. Для учащихся: гуашь или акварельные краски с белилами, круглая мягкая кисть, банка для воды, палитра для смешения красок, тряпочка, бумага в форме квадрата, фон тонированный.
План урока. 1. Объяснение композиционной задачи. На квадратной поверхности столика размещаем: в центре — крупный розан, в каждом углу — бутоны с листочками.
2. Показ приема изображения листочка при помощи кисти.
3. Показ таблицы различных
вариантов декоративной