Развитие графических навыков у детей младшего школьного возраста на занятиях кружка росписи по дереву

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 12:22, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: поиск эффективных способов развития графических навыков у детей младшего школьного возраста в кружке росписи по дереву.
Объект исследования: развитие графических навыков.
Предмет исследования: развитие графических навыков у детей младшего школьного возраста на занятиях кружка росписи по дереву.
Гипотеза исследования: Если педагог на занятиях кружка росписи по дереву будет:
1. Возрастные особенности младшего школьного возраста;
2. Использовать различные инструменты, материалы и художественные техники;
3. Знакомить детей с элементами различных росписей;
4. То развитие графических навыков будет проходить более успешно.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Психолого-педагогические основы развития графических навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности 6
1.2 Особенности развития графических навыков у детей младшего школьного возраста на занятиях декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования 29
1.3 Вывод 51
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА "РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ" 53
2.1 Учебная программа занятий кружка «Роспись по дереву» 53
2.2 Методика преподавания Городецкой росписи 55
2.3 Занятия и учебно-воспитательные задачи 61
2.4 Вывод 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 74

Работа содержит 1 файл

DIPLOM.doc

— 334.00 Кб (Скачать)

На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими  людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка - начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества. Таким образом, центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:

  • качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;
  • рефлексия, анализ, внутренний план действий;
  • развитие нового познавательного отношения к действительности;

ориентация на группу сверстников.

Фундаментальный закон  психического развития человека был сформулирован еще Л.С. Выготским и известен в психологии как механизм интериоризации. В контексте формирования и развития личности ребенка он может быть выражен следующим образом: личностные особенности формируются в ребенке извне — внутрь, т. е. от наблюдения образцов поведения к попыткам их заимствовать и воспроизвести в совместной деятельности и общении к последующему систематическому и привычному использованию их по отношению к другим людям далее к их преобразованию во индивидуальные внутренние личностные особенности.

На основе таких заключений СВ. Маланов приходит к выводу, что  неверной является широко распространена точка зрения: если не мешать ребенку  в его развитии, то таким образом  будут обеспечены условия для  спонтанного вырастания его личности. Личностные качества, как и другие высшие психические функции, первоначально находятся во внешних формах и способах взаимодействия между людьми. И внутренняя личностная, собственно человеческая индивидуальность есть результат присвоения определенных форм межличностных взаимодействий и общественных отношений. Такие внешние, разделение между людьми взаимодействия и отношения могут как достойными, так и недостойными с точки зрения общечеловеческих ценностей, определенной культура или социальной общности.

Все это позволяет  сделать вывод о том что  основным фактором воспитания ребенка  выступает насыщенность социальной среды, в которой живет ребенок, образцами достойного поведения. При  этом наиболее выраженный воспитательный эффект будет оказывать совместное совершение поступков со значимыми, близкими и любимыми для ребенка взрослыми. Подтверждением этому могут служить все наиболее известные воспитательные педагогические системы.

По словам С. В. Маланова, в основе воспитания личностных качеств  ребенка лежат механизмы заимствования и присвоения образцов поведения и способов организации межличностных отношений и взаимодействий, которые демонстрируют значимые для ребенка люди. Такие образцы задаются:

1) межличностных взаимодействиях,  в средствах и способах воздействия на других людей, в том числе на самого ребенка;

2) используемых средствах  и способах взаимной регламентации  поведения и общения;

3) выражении эмоционально-ценностных  отношений к различным событиям  и явлениям;

4) приемах самоконтроля, саморегуляции и самоорганизации: образцы поведения в ситуациях выбора и принятии на себя ответственности;

5) ситуациях преодоления  различных трудностей;

6) ситуациях последовательного  выполнения сложных или монотонных  действий;

7) ситуациях пристрастного  эмоционального реагирования на поступки других людей и их эмоциональной оценки и т. д. (По материалам В.А. Крутецкого и С.В. Маланова.) Кузин B.C. Психология. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: АГАР, 1997. - 304 с, ил.

Дополнительное образование  детей является особо организованной системой, изначально ориентированной на свободу выбора учащимися образовательной области, профиля программ, времени их освоения, разнообразия видов деятельности и создание благоприятных условий для реализации имеющегося природного потенциала ребенка в соответствии с его духовными потребностями

Реализуя задачи дополнительного  образования, школа пытаеться разрешить  существующие противоречия между необходимостью, с одной стороны, осваивать образовательный  стандарт, а с другой – создавать  условия свободного развития личности, что является основой гуманизации образования, провозглашенной в качестве важнейшего принципа реформы образования.

Да и нельзя отвергать  то, что наработано многими десятилетиями. Просто надо периодически пересматривать, совершенствовать и развивать дальше организацию, методику, содержание школьной работы. Мы свою работу рассматриваем как расширение возможностей школы, позволяющих ей выйти на новый этап (уровень). О преимуществах дополнительного образования. Обучение в системе дополнительного образования детей даёт больше возможности направить внимание педагога на совершенствование способов передачи свойств объекта в изображение. Использование методов наблюдения, обследования, рассматривание иллюстраций способствует обогащению изображения, совершенствованию графической формы рисунков. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Просвещение, 1985.

Он будет работать только в случае, когда вы составите  правильную программу, введете в  нее строго определенное количество данных. То же происходит и в обучении человека: если для решения какой-то задачи в голове человека не хватает данных, то эту задачу ему не решить; если вы «вложите» в его голову, нужное количество данных и в несколько раз больше, не имеющих отношения к решению поставленной задачи, не объясните ученику, что главное, а что «хлам», ученик задачу не решит.

В искусстве существует бесчисленное количество направлений, школ и т. д. И в каждом из них  свои особенности, свои критерии, свои корифеи. Волков И. П.

В67 Цель одна — дорог  много: Проектирование процессов обучения: Кн. для учителя: Из опыта, работы. — М.: Просвещение, 1990.— 159 с

Рассмотрим, почему развитие графических навыков в изобразительной  деятельности возможно и наиболее продуктивно  именно в системе дополнительного  образования

Сам объект развитие графических  навыков — живой человек, например школьник 1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. i. Ленин В. И. Поли. собр. соч..Это создает совершенно неповторимую ситуацию, которой нет в других видах искусства. По существу, здесь один человек, опираясь на свой человеческий жизненный и гражданский опыт, творит «на материале». Вот это сложнейшее преобразования человека над самим собой мы и попробуем сделать объектом специального анализа. Что есть графические навыки, какими средствами развивают графические навыки? Можно ли им научиться? Что для этого делает школа?

Конечно, мы помним при  этом прописную, но не становящуюся от этого менее верной истину педагогики: воспитанник не только объект воспитания, но и его деятельный субъект.

Попытки обосновать взаимосвязь между искусством и педагогикой были предприняты немецкими педагогами начала XX в.— Э. Вебером, Э. Линде, Ф. Ганбергом, Г. Шаррельманом. Они определяли педагогическое творчество исключительно как искусство, противопоставляя его науке.

Плодотворные идеи о сочетании науки и искусства е труде воспитателя можно найти в работах В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Д. И. Писарева, позднее — в педагогических исканиях Л. Н. Толстого. Наиболее последовательно вопросы взаимосвязи науки и искусств? в педагогической деятельности ставил К. Д. Ушинский, который склонялся к определению педагогики как науки и искусства. Много размышлял над этой проблемой П. П. Блонский, считавший, что умение, интуиция и теоретические знания равно нужны воспитателю. Характерно, что и К. Д. Ушинский и П. П. Блонский подчеркивали важность идеи, возникающей в опыте и становящейся основой теории. Нам кажутся очень близкими высказывания К. Д. Ушинского о том, что «передается мысль, выведенная из опыта, но не самый опыт» (47, т. 2, с. 19), 47. Ушинский К. Д. Соб. соч. М., 1948- 1952. и П. П. Блонского: «...лишь идея, а не техника и не талант может быть сообщена одним лицом другому, и потому лишь в виде идей, т. е. в виде теоретической науки, может существовать педагогика» (10, с. 4). 10.Блонский П. П. Курс. Педагогики. М., 1916 Многое для осмысления творческой деятельности педагога сделали Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, С. Т. Шацкий. Позднее мысль о единстве науки и искусства в педагогическом труде неоднократно высказывалась А. С. Макаренко. Она конкретизирована в учебнике А. С. Макаренко о педагогической технике, представляющей собой синтез теоретических знаний, практических умений и таланта педагога. Причем и педагогическая техника, и педагогическое мастерство рассматривались А. С. Макаренко как творческое начало в труде воспитателя. Идеей творческого характера педагогического труда пронизана вся педагогическая система В.А. Сухомлинского.

Заимствуется в опыте  новаторов не главное, не суть, а  многочисленные детали. Но детали могут  быть свои у каждого педагога. Ведь есть явное противоречие в том, что мы, требуя свободы творчества для каждого учителя, возмущаясь ограничением этой свободы (например, директором или методистом), сами, перенимая чей-то опыт, берем его со всеми деталями или только в деталях. Ст. 16

Педагогическое действие – это в конечном счете всегда духовное переживание, и если его не возникает, то нет и взаимодействия. Причем речь идёт как о переживании педагога, так ребенка, т. е. о сопереживании. Именно оно создают двусторонность процесса воспитания и обучения ему действенную педагогическую основу. И. П. Волкова. Что для него важно? Чтобы ребёнок постоянно испытывал чувство удовлетворения от проделанной работы

Вспомним замечательную  педагогическую идею работающего творчески  учителя И. П. Волкова! Идея, казалось бы, простая. Мы часто заставляем детей делать то, что им не хочется, и не позволяем заниматься тем, что им нравится, т. е. мы наказываем детей непонятно за что. Надо детям дать возможность заниматься — и как можно чаще — тем, чем им хочется, только тогда будут развиваться их способности к графическим навыкам, создаваться реальные возможности для самораскрытия и самовыражения личности. Отсюда и родилась знаменитая Волконская «творческая комната», в которую может прийти любой школьник и заниматься тем, что ему интересно: собирать модели чеканить, рисовать, разбирать поломанные часы или швейную машину, заниматься росписью по дереву и т. п. Сейчас всё это хорошо известно. Когда Игорь Павлович начинал он обратил внимание, что первыми потянулись в " творческую комнату» главным образом «отверженные» — те кто плохо успевал в учебе или не смог наладить межличностных отношений в коллективе. Они пришли в " творческую комнату» потому, что увидели там возможность для самореализации, а значит, и для самоутверждения. Так родилась общая педагогическая идея

И. П. Волкова, которая  затем получила конкретное воплощение. А раз педагогическая идея у педагога есть, то неизбежно начинается поиск  путей ее осуществления. Но они могут  быть найдены только в дополнительном образовании. Собственная педагогическая идея может родиться в результате длительных педагогических наблюдений, опыта, знания теории. На основе ее разрабатывается индивидуальная педагогическая концепция, которая нужна каждому, подчеркнем, каждому педагогу.

«Главное значение творческой комнаты мы вмдем, чтобы дать возможность  попробовать ученикам свои силы в  различных видах деятельности, познакомиться  с работой различными инструментами  и тем самым помочь детям определить свое призвание, свои склонности и в какой-то степени подготовиться к освоению своей будущей профессии вне зависимости от того, будет ли она связана с работой инструментами, с работой на станках и др. То есть мы создали условия для того, чтобы в год «проходило» через эту комнату 200—250 человек, чтобы в ней могли работать одновременно ученики различных возрастов и разных уровней развития, чтобы каждый желающий ученик мог в любое время учебного года включиться в работу в творческой комнате, имея возможность начать делать то, что ему хочется, что он выберет, исходя из имеющихся возможностей» (13, с. 10). «В нашей практике, пишет И. П. Волков,— было много случаев, когда троечник или второгодник проявлял хорошие способности в различных видах деятельности, не рекомендованных школьными программами, выполнял самостоятельньные работы лучше, чем это делали хорошие ученики. Кто знает, может быть, многие из сегодняшних троечников и второгодников как раз и есть те, для которых «обязательное» школьное образование является совершенно необязательным, чтобы пробудились природные дарования!» (13, с. 19).13. Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству М., 1982

Но, хорошо понимая психику  ребенка, он сознает, что творческий труд школьника должен быть оценен.. И она тоже стимулирует творческую деятельность ребенка, создаёт атмосферу здорового соперничества, формирует интерес к собственной личности, к познанию своих возможностей, к самовоспитанию. В процессе работы в «творческой комнате» выявляются разнообразные способности ученика. Творческое общение создает возможности развить графические навыки школьника, занимающегося одним видом искусства начинает интересовать творчество товарища. И. П. Волков отмечает, что "в школе на протяжении нескольких лет почти не было ученика, который бы захотел работать только в одном направлении: основная масса школьников.

Но мало только привлечь детей и включить их в определенную деятельность. Условия этого продуктивного общения — свобода выбора, организация форм сотрудничества детей, которые выявляют их индивидуальность, разработка программы росписи по дереву для каждого ребенка, выполнение педагогом роли консультанта, который подсказывает, поддерживает и т. д. Kан-Калик В. А. Никандров Н. Д. Педагоги-К Ш «веское творчество.—М.: Педагогика, 1990. — (Б-ка учителя и воспитателя)144 с.

Каждая деятельность ребёнка предпологает выполнение тех  или иных действий. Успех действия находиться в прямой зависимости  от овладения способов его овладения. Каждое новое действие дети в начале выполняют неточно, медленно, т. е. несовершенно. Иногда им даже неизвестно, как надо начинать то или иное действие. Чтобы научиться выполнять конкретные действия, постоянные упражнения, занятия рисованием, живописью имеют целью как закрепление, совершенствование технических приемов, графических и живописных умений и навыков, так и постепенное овладение знаниями различных правил научных положений в области изобразительного искусства (часть которых, кстати, относится к техническим приемам).

Упражнения представляют собой целенаправленные, специально организованные и неоднократно повторяющиеся выполнения действия.

Благодаря упражнениям  способ действия совершенствуется и  закрепляется. Это означает, что  человек овладевает данным способом действия.

Сформированные в результате упражнений способы действия называются навыками.

Показателем наличия  навыка является то, что человек, начинает выполнять действия, не обдумывая  заранее, как он будет его осуществлять, не выделяя отдельных, частных операций.

Учащиеся в рамках данной программы не только разовьют графические навыки, но и получат общее представление о росписи (графике, живописи, рисунке композиции, декоративно-прикладном искусстве).

Информация о работе Развитие графических навыков у детей младшего школьного возраста на занятиях кружка росписи по дереву