Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 21:10, реферат
Возрождение - эпоха в истории культуры и искусства, отразившая начало перехода от феодализма к капитализму. В классических формах Возрождение сложилось в Западной Европе, прежде всего в Италии, однако аналогичные процессы протекали в Восточной Европе и в Азии. В каждой стране данный тип культуры имел свои особенности, связанные с ее этническими характеристиками, специфическими традициями, влиянием других национальных культур. Возрождение связано с процессом формирования светской культуры, гуманистического сознания. В сходных условиях развивались сходные процессы в искусстве, философии, науке, морали, социальной психологии и идеологии. Итальянские гуманисты XV века ориентировались на возрождение
Особенности изобразительного искусства Итальянского и Северного возрождения.
Возрождение - эпоха в истории культуры и искусства, отразившая начало перехода от феодализма к капитализму. В классических формах Возрождение сложилось в Западной Европе, прежде всего в Италии, однако аналогичные процессы протекали в Восточной Европе и в Азии. В каждой стране данный тип культуры имел свои особенности, связанные с ее этническими характеристиками, специфическими традициями, влиянием других национальных культур. Возрождение связано с процессом формирования светской культуры, гуманистического сознания. В сходных условиях развивались сходные процессы в искусстве, философии, науке, морали, социальной психологии и идеологии. Итальянские гуманисты XV века ориентировались на возрождение античной культуры, мировоззренческие и эстетические принципы которой были признаны идеалом, достойным подражания. В других странах такой ориентации на античное наследие могло не быть, но сущность процесса освобождения человека и утверждения силы, разумности, красоты, свободы личности, единства человека и природы свойственны всем культурам ренессансного типа.
В развитии
культуры Возрождения различают
следующие этапы: Раннее Возрождение,
представителями которого были Петрарка,
Боккаччо, Донателло, Боттичелли, Джотто
и др.; Высокое Возрождение, представленное
Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэлем,
Франсуа Рабле, и Позднее Возрождение,
когда обнаруживается кризис гуманизма
(Шекспир, Сервантес).
Главная особенность Возрождения - целостность
и разносторонность в понимании человека,
жизни и культуры. Резкое возрастание
авторитета искусства не вело к его противопоставлению
науке и ремеслу, а осознавалось как равноценность
и равноправность различных форм человеческой
деятельности. В эту эпоху высокого уровня
достигли прикладные искусства и архитектура,
соединившие художественное творчество
с техническим конструированием и ремеслом.
Особенность искусства Возрождения в
том, что оно носит ярко выраженный демократический
и реалистический характер, в центре его
стоят человек и природа. Художники достигают
широкого охвата действительности и умеют
правдиво отобразить основные тенденции
своего времени. Они ищут наиболее эффективные
средства и способы для воспроизведения
богатства и разнообразия форм проявления
реального мира. Красота, гармония, изящество
рассматриваются как свойства действительного
мира.
Эпоха Возрождения
имела огромное положительное значение
в истории мировой культуры. В
искусстве Возрождения
Раннее Возрождение
Эпоха Возрождения
считается переходной от Средних
веков к Новому времени. В этот
период происходят изменения в экономической
и культурной жизни. Появляются первые
зачатки капиталистической
Объединяют культуру различных европейских
народов идеи гуманизма. Принцип гуманизма,
т.е. высшего культурного и нравственного
развития человеческих способностей,
наиболее полно выражает основную направленность
европейской культуры XIV-XVI вв. Идеи гуманизма
захватывают все слои общества - купеческие
круги, религиозные сферы, народные массы.
Складывается новая светская интеллигенция.
Гуманизм утверждает веру в безграничные
возможности человека. Благодаря гуманистам
в духовную культуру приходят свобода
суждений, независимость по отношению
в авторитетам, смелый критический дух.
Личность, могучая и прекрасная, становится
центром идеологической сферы.
Первым гимном достоинству человека стала “Божественная комедия” Данте Алигьери - произведение, соединившее в себе поэзию, философию, Теологию, науку, проникнутое верой в земное предназначение человека. Младший современник Данте - Франческо Петрарка, философ и лирический поэт, считается родоначальником гуманистического движения в Италии. В произведениях итальянских гуманистов присутствует главная идея о том, что человек творец своей судьбы и себя самого, как, например в сочинении Пико делла Мирандола “О достоинстве человека”. по мысли гуманистов, человек обладает свободой действий, он сам управляет судьбой и обществом, делая рациональный выбор.
В период расцвета
гуманизма наука, поэзия, архитектура,
изобразительные искусства
Важной особенностью
культуры Возрождения стало обращение
к античному наследию. Возродился
античный идеал человека, понимание
красоты как гармонии и меры, реалистический
язык пластических видов искусства
в отличие от средневекового символизма.
Художников, скульпторов и поэтов
Возрождения привлекали сюжеты античной
мифологии и истории, древние
языки - латинский и греческий. Большую
роль в распространении античного
наследия сыграло изобретение
На культуру Ренессанса оказала влияние средневековая культура с ее многолетней историей и прочными традициями, но гуманисты критиковали культуру средневековья, считая ее варварской; в эпоху Возрождения появляется огромное количество сочинений, направленных против церкви и ее служителей. В то же время, ренессанс не был полностью светской культурой. Некоторые деятели хотели примирить христианство с античностью или создать новую, единую религию, переосмыслить ее. Искусство Возрождения было своеобразным синтезом античной физической красоты и христианской духовности.
Культура Возрождения зародилась в Италии. Итальянское Возрождение делят на четыре этапа: Проторенессанс (Предвозрождение) - вторая половина XIII - XIV века; Раннее Возрождение - XV век; Высокое Возрождение - конец XV - первая треть XVI в.; Позднее Возрождение - конец XVI века.
Проторенессанс, или треченто, тесно связан со средневековьем, с романскими, готическими, византийскими традициями, он явился подготовкой Возрождения. Начало новой эпохи связано с именем Джотто ди Бондоне, которого художники Возрождения считали реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло ее развитие: наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности. Крупнейшие художественные школы Италии помещались в Пизе и Сиене. Творчество Никколо и Джованни Пизано во многом определило дальнейшее развитие итальянского искусства. В это же время зарождается национальная литература на итальянском языке. Крупнейший поэт этой эпохи Данте сохранил в своем творчестве следы средневековой поэзии и соединил их с ренессансной реалистичностью образов. В творчестве поэта Франческо Петрарки и родоначальника итальянской литературной прозы Джованни Боккаччо гуманистические, ренессансные черты торжествуют над средневековьем. Главным содержанием литературных произведений становится описание земного реального мира, человека с его переживаниями и страстями.
В начале XV века Возрождение в Италии окончательно победило готику. Возникновение мощного очага ренессансной культуры во Флоренции повлекло за собой обновление всей итальянской художественной культуры. Творчество величайших мастеров Раннего Возрождения, или кватроченто, - Донателло, Мазаччо, Боттичелли - проникнуто идеалами гуманизма, оно поднимает человека над уровнем обыденности, возвеличивая его.
XV столетие
явилось переломным в истории
европейской культуры. Почти одновременно
художники в Италии и
Первая половина XV века характеризуется как начало Возрождения в музыке. В это время формируется ренессансный идеал гармонии и красоты, нормы так называемого строгого стиля. В музыке, как и в других видах искусства, усиливается тенденция к изображению разнообразия мира, причем идея разнообразия сочетается со стремлением к гармонии и соразмерности всех элементов целого. Происходит переосмысление социального статуса музыки - появляется демократическая публика, широко распространяется любительское музицирование. Возрастает роль светских жанров, появляется интерес к танцевальному искусству.
Новое искусство, победившее в начале XV в. во Флоренции, не сразу получает признание в других областях страны. В северной Италии долго господствовала готика, постепенно вытесняемая Ренессансом. Флоренция в это время является центром итальянского гуманизма. В середине XV века здесь была основана Платоновская академия, осуществившая преемственную связь Возрождения с античностью.
Высокое Возрождение
В XVI веке в
Италии ренессансное искусство вступило
в фазу наивысшего расцвета. Искусство
Италии в эту пору сложно и противоречиво.
В это время происходит высочайший
взлет искусства, основанного на
традициях гуманистической
Мастера Высокого
Возрождения стремились достигнуть
в своих произведениях
Информация о работе Особенности изобразительного искусства Итальянского и Северного возрождения.