Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 21:10, реферат
Возрождение - эпоха в истории культуры и искусства, отразившая начало перехода от феодализма к капитализму. В классических формах Возрождение сложилось в Западной Европе, прежде всего в Италии, однако аналогичные процессы протекали в Восточной Европе и в Азии. В каждой стране данный тип культуры имел свои особенности, связанные с ее этническими характеристиками, специфическими традициями, влиянием других национальных культур. Возрождение связано с процессом формирования светской культуры, гуманистического сознания. В сходных условиях развивались сходные процессы в искусстве, философии, науке, морали, социальной психологии и идеологии. Итальянские гуманисты XV века ориентировались на возрождение
Литература Высокого Возрождения характеризуется расцветом героической поэмы Л. Пульчи в Италии, Л. Камоэнса - в Испании, в центре которой - человек, рожденный для великих дел. Во Франции период Высокого возрождения представлен творчеством Франсуа Рабле. В его произведении “Гаргантюа и Пантагрюэль” в народной сказочной и философско-комической форме дана всесторонняя картина общества и его героических идеалов.
В музыке периода Высокого Возрождения появляются новые жанры - мадригал, шансон, вильянсико; приобретает самостоятельность инструментальная музыка - канцоны, ричеркары, импровизационные пьесы - прелюдии, фантазии, токкаты. Происходит формирование национальных музыкальных школ - нидерландской (Жоскен Депре, Гийом Дюфаи), итальянской (Палестрина, Джезуальдо), французской (К.Жанекен), немецкой, английской, испанской и т.д.
В период, когда Италия вступила в высшую стадию расцвета, начинается Северное Возрождение. В искусстве Северного Ренессанса больше средневекового мировоззрения, религиозного чувства, символики, оно более условно по форме, более архаично, менее знакомо с античностью. Философской основой Северного Ренессанса был пантеизм, растворявший Бога в природе и наделявший ее божественными атрибутами. Пантеисты считали, что каждый кусочек природы достоин изображения, поскольку в нем есть частица Бога. Это привело к появлению пейзажа как самостоятельного жанра. В это же время возникает жанр портрета. Если в итальянском Возрождении на первый план вышла эстетическая сторона, то в северном - этическая. Немецкие художники считали, что духовная красота важнее телесной.
Позднее Возрождение. Кризис Гуманизма
Позднее Возрождение
характеризуется кризисом идеи гуманизма
и сознанием прозаичности складывающегося
буржуазного общества. Разочарование
гуманистов происходит от грандиозного
несоответствия реальности ренессансным
представлениям о человеке. К концу
XVI в. это разочарование стало
повсеместным. Кризис гуманизма вызревал
постепенно, возникнув в его глубине.
Гуманистическая устремленность выразилась
в результатах, неожиданных для
самих гуманистов. Так, в первой половине
XVI в. публикуется сочинение
Кризис гуманизма выразился также в создании утопий. Первые утописты Т. Мор и Т. Кампанелла были гуманистами. Утопические идеи возникли как реакция на противоречия и несообразности гуманизма, его неспособность ответить на волновавшие гуманистов вопросы. Утопией - по названию вымышленной Т. Мором страны - называют фантастическое, не имеющее корней в реальности устройство идеального общества. Появление утопий свидетельствует об утрате доверия к истории и человеческой природе. Утописты отказывают человеку в творческом начале, ограничивая его существование первичными потребностями.
В искусстве
Западной Европы черты кризиса гуманизма
сказались в возникновении
Итальянское
Возрождение оказало влияние
на искусство Испании. Испанские
художники переняли многое у итальянцев,
но маньеризм оказался им ближе по
духу, чем Ренессанс. С середины XVI
в. это направление было вытеснено
придворным искусством. Наиболее известный
испанский художник второй половины
XVI века - Эль Греко, чье творчество
ближе к венецианской школе. Он стал
последним крупным
В искусстве Нидерландов XVI в. развитие происходило постепенно, новые черты сочетались со старыми. Одно из направлений в нидерландской живописи - “романизм” - обращение к искусству Италии, испытавшее влияние как Ренессанса, так и маньеризма. Во второй половине XVI века в Нидерландах развивался жанр портрета, складывалась его новая разновидность - групповой портрет. Выделяется в самостоятельный жанр бытовая картина. Величайший художник Нидерландов - Питер Брейгель, чье искусство национально по форме и содержанию. Брейгель ярко отражает современную ему жизнь.
Итальянское
искусство Возрождения оказало
влияние и на культуру Германии.
Немецкие художники приобщаются
к достижениям Ренессанса, овладевают
научными основами искусства. Для немецкого
искусства XVI в. характерно расширение
тематики, овладение изображением пространства
и человеческого тела. Среди художников
Германии XVI столетия выделяется Альбрехт
Дюрер, живописец и гравер, оставивший
трактаты по теории искусства. Дюрер, кроме
живописи и графики, занимался также
естественными и точными
Высший взлет
литературы Позднего Возрождения - драмы
Шекспира и романы Сервантеса. Наиболее
известным произведением
В творчестве величайшего драматурга этой эпохи Шекспира кризис гуманизма нашел особо яркое воплощение в образе Гамлета, который разрывается между гуманистическими идеалами и необходимостью действовать в условиях далеко не идеального общества, где любое действие противоречит духу гуманизма. Творчество Шекспира явилось выражением богатства идей и страстей, возникавших в переломную эпоху. Литература этого периода обращается к земной природе человека, его чувствам и страстям, борьбе за реальные интересы. Новая личность, инициативная и предприимчивая, выступает в ней на первый план. Исторические драмы Шекспира воспроизводят наиболее трагические моменты английской истории и проникнуты мыслями о величии Англии. В произведениях Шекспира отразились противоречия сознания, сомнения и колебания переломной эпохи.
Музыка в
конце XVI века подвергается тем же изменениям,
что и другие виды искусств. Часто
музыку этого периода относят
к маньеризму. В то же время происходит
дальнейшее развитие музыкальных жанров.
Во второй половине века появляются жанры
оперы и балета. Большую роль в
формировании оперы сыграл К. Монтеверди,
который развивал традиции ренессансной
музыки и стремился к единству
драматического и музыкального начал.
Другой крупный композитор конца XVI
в., О. Лассо, соединил в своих сочинениях
нидерландскую, немецкую, французскую
и итальянскую музыкальную
Искусство Италии в XVI в. еще переживает расцвет, но во второй половине столетия художник перестает ощущать себя божественным творцом. Столкновение гуманистического идеала с реальностью вызывает глубокое разочарование. Гуманисты начали рассматривать свои представления о человеке не с точки зрения вечности, а в конкретных жизненных ситуациях, и тогда их гуманизм, претерпев радикальные изменения и превращения, стал мировоззрением совсем не ренессансного типа.
Заключение
Искусство в период возрождения было главным видом духовной деятельности. Почти не было людей, равнодушных к искусству. Художественные произведения наиболее полно выражают и идеал гармонического мира, и место человека в нем. Этой задаче в различной степени подчинены все виды искусства.
Основные
этапы и жанры литературы эпохи
Возрождения связаны с
Прогрессивное гуманистическое содержание культуры Возрождения получает яркое выражение в театральном искусстве, испытывающем значительное влияние античной драматургии. Для него характерен интерес к внутреннему миру человека, наделенного яркой индивидуальностью. В театре эпохи Возрождения развиваются традиции народного искусства, сочетаются трагические и комические элементы, как в театре Италии, Испании, Англии. В XVI веке в Италии развивается импровизационная комедия дель арте. Наивысшего расцвета достигло театральное искусство Возрождения в творчестве Шекспира.
Профессиональная
музыка в эпоху Возрождения
Наиболее полно идеалы Возрождения выразили архитектура, скульптура, живопись, причем живопись в этот период выходит на первый план, оттеснив архитектуру. Это объясняется тем, что у живописи было больше возможностей отобразить реальный мир, его красоту, богатство и разнообразие.
Характерная
черта культуры Возрождения - тесная
связь науки и искусства. Художники,
стремясь наиболее полно отразить все
природные формы, обращаются к научному
знанию. Вырабатывается новая система
художественного видения мира. Художники
Возрождения разрабатывают
Подготовила: Студентка 3 курса,322 гр. Каранчук Ирина
Информация о работе Особенности изобразительного искусства Итальянского и Северного возрождения.