Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 22:11, контрольная работа
Теория государства и права – это система знаний о государственно-правовых явлениях, соответствующих своему понятию и с естественной необходимостью вытекающих из господствующего в обществе способа производства. Предметом теории государства и права является изучение закономерностей возникновения, развития и смены государственно-правовых явлений.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...…….2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И ВИДЫ НОРМОТВОРЧЕСТВА…....3
ГЛАВА 2. СТАДИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА…………………9
ГЛАВА 3. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО – ПРАВОВЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ………………………….…15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….………...24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………….……..25
ТЕМА. НОРМОТВОРЧЕСТВО.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И ВИДЫ НОРМОТВОРЧЕСТВА…....3
ГЛАВА 2. СТАДИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА…………………9
ГЛАВА 3. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО – ПРАВОВЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ………………………….…15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………….……..25
ВВЕДЕНИЕ
Теория государства и права – это система знаний о государственно-правовых явлениях, соответствующих своему понятию и с естественной необходимостью вытекающих из господствующего в обществе способа производства. Предметом теории государства и права является изучение закономерностей возникновения, развития и смены государственно-правовых явлений. Темой моей курсовой работы является один из предметов, изучаемых теорией государства и права – нормотворчество.
Актуальность темы моей работы состоит в том, что процесс нормотворчества является неотъемлемой частью существования любого общества и государства в целом. С того самого момента, когда возникла необходимость регулирования отношений между государством и обществом в целом и отдельно в каждом из этих элементов, и возникло нормотворчество. Содержание нормотворчества складывается из последовательно осуществляемых организационных действий, образующих в своей совокупности то, что называют правотворческим процессом. Сам правотворческий процесс в силу его общественно-политического значения регулируется конституционными и другими юридическими нормами. Процесс принятия нормативно правового акта проходит несколько стадий законодательного процесса, от законодательной стадии до обнародования. Нормативно – правовые акты действуют в свою очередь во времени, в пространстве и по кругу лиц, тем самым осуществляя свое предназначение.
Объектом исследования работы является изучение понятия «нормотворчество», его принципов и видов, исследование стадий законодательного процесса, рассмотрение действий нормативно – правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. В работе были использованы источники из Конституции Российской Федерации, Федеральных законов России, из учебников таких авторов, как Венгеров А. Б., Марченко М. Н., Матузов Н. И., Алексеев С. С.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И ВИДЫ НОРМОТВОРЧЕСТВА
Нормотворчество - это процесс создания и закрепления социальных и правовых основ, правил поведения в обществе и государстве, с последующим их санкционированием в законодательных актах государства и принятием некоторых из этих основ в качестве официально незакрепленных, но действующих, имеющих важное место во внутригосударственной общественной жизни. Тут можно привести пример, дабы лучше понять данное определение: всем известно, что запрет на обычную ложь не закрепляется в нормативно – правовых актах, но в обществе стараются придерживаться правила «не врать», так как его нарушение антисоциально. Это пример созданной обществом социальной нормы, основы поведения. Другое: все знают, что кража чужого имущества – противозаконно. Эта норма находит свое отражение в нормативных актах (к примеру, ст. 158 Уголовного кодекса РФ), охраняется государством, за ее нарушение причитается наказание, устанавливаемое государством. Это пример создания, санкционирования государством правовой нормы, основы поведения. Нормотворчество – это деятельность не только государственных органов, но и должностных лиц. Именно они – должностные лица (министры, лица, исполняющие их обязанности, руководители ведомств) – чаще всего, а реже коллегии, принимают решение о необходимости издания нормативных актов в министерствах и ведомствах.
В науке различают три способа правового нормотворчества:
Во всех трех случаях нормотворчество отличается и своими целями, и теми принципами, на которых оно основывается. Общими принципами нормотворчества являются: научность, демократизм, законность, гуманизм, профессионализм. Законность в сфере нормотворчества предполагает следование твердо установленному порядку принятия нормативных правовых актов. Научный характер правотворческой деятельности выражается в требовании, которое сводится главным образом к тому, чтобы проект нормативного акта готовился на основе имеющихся достижений науки, в первую очередь юридической. Принцип профессионализма непосредственно направлен на повышение качества правотворческой деятельности, эффективности принятия правовых решений. Демократизм как принцип правотворчества подразумевает учет общественного мнения и отражение его в принимаемых нормативных решениях. Гласность заключается в открытости обсуждения и принятия нормативных актов, доведении до всеобщего сведения правовых решений. Принцип гуманизма предполагает направленность нормативного акта на обеспечение реального действия прав и свобод граждан, на удовлетворение их материальных и духовных потребностей.
Рассмотрим понятие ведомственного нормотворчества как одного из видов. Для раскрытия понятия и функций ведомственного нормотворчества следовало бы опираться на положение, согласно которому ведомственное нормотворчество является одним из компонентов механизма правового регулирования, то есть составной частью слаженной системы в государстве, при помощи которой осуществляется результативное правовое воздействие на общественные отношения.
Профессор Ю. Арзамасов поясняет: анализ ведомственного нормотворчества показывает, что данная деятельность осуществляется как на компетенционной, так и на делегированной основе. При этом пределы нормотворческой компетенции министерств и ведомств ограничены, как правило, их функциями, закрепленными в положениях об этих министерствах и ведомствах, определенными высшими органами государственной власти.
Ведомственное нормотворчество
можно назвать также одним
из средств выражения администрати
Таким образом, ведомственное
нормотворчество – это
Местное (муниципальное) нормотворчество составляет одну из основ конституционного строя России, форму осуществления народовластия. Субъектом местного самоуправления является объединение жителей определенной территории, имеющих общие интересы в решении вопросов местного значения. Важная роль принадлежит нормативному способу самоуправления, когда решения муниципального образования принимаются в форме общего обязательного правила поведения, т. е. нормы, или нескольких взаимосвязанных норм. Внешней формой выражения и закрепления норм муниципальных образований является документ – нормативный акт, издаваемый органом местного самоуправления или принимаемый непосредственно населением; он фиксирует волю местного сообщества, конституирует ее. Именно в актах и через них проявляется и существует совокупная воля населения. У муниципального нормотворчества можно выделить три основные функции: обновления нормативно-правового материала; восполнения пробелов в праве; упорядочения действующих нормативно-правовых актов.
Наиболее важной из них является функция обновления - деятельность, реализация которой позволяет оперативно реагировать на изменяющиеся условия жизни и новые потребности местного сообщества в форме выработки новых или дополнительных нормативных предписаний либо коренной замены устаревших норм, утративших свое значение или противоречащих новым обстоятельствам. Функция восполнения пробелов выполняет вспомогательную роль. Функция упорядочения действующих правовых актов является производной от первых двух. Она обусловлена необходимостью упростить и облегчить пользование нормативно-правовым материалом.
Но существуют проблемы местного нормотворчества, например, проблема, связанная с соответствием местных нормативных актов федеральным актам и актам субъектов Российской Федерации, ведь местное нормотворчество часто опережает федеральное. Такая запутанность и противоречивость законодательства объективно создает проблемы с исполнением предписаний, содержащихся в нормативных актах, а также с применением необходимых методов управления, в частности мер принуждения.
Социальное нормотворчество весьма многочисленно и разнообразно. Это связано с разнообразием самих общественных отношений - предмета регулирования. В науке социологии они делятся по различным основаниям на соответствующие виды, классы, группы (элементарные и сложные, интенсивные и экстенсивные, прогрессивные и регрессивные, спонтанные и директивные, «живые» и «мертвые», функционирующие и нефункционирующие).
Юридическая наука не вдается в столь подробную и исчерпывающую классификацию, а подразделяет указанные нормы в основном из таких критериев, как способы формирования, среда действия, социальная направленность. С этой точки зрения выделяют: моральные, религиозные, корпоративные, нормы обычаев, нормы культуры, общечеловеческие нормы, технические нормы и другие. Объединяющим началом этих норм является социальный, а не технический характер. Несмотря на различия, они взаимосвязаны и не действуют изолированно одни от других, в «рафинированном» виде.
Нормотворчество является сложным, многослойным понятием, имеющим, как минимум, социальную и правовую основы своей деятельности, которые имеют и общие и отличительные особенности. Правовую основу нормотворчества составляет правотворчество.
Наряду с правотворческой деятельностью государственных органов конституционно закреплен такой вид правотворчества, как принятие нормативных актов путем референдума (всенародного голосования). В данном случае акт законодательной власти осуществляется непосредственно народом, который самостоятельно принимает правотворческое решение. Референдум проводится по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. Самостоятельным видом правотворчества, получившим в последние годы распространение в Российской Федерации, является заключение соглашений, содержащих обязательные для исполнения нормативные предписания.
В научной литературе некоторыми учеными отстаивается мнение об имеющем место правотворчестве высших судебных органов государства. Характер нормативности признается, как правило, за постановлениями пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, принимаемых в порядке разъяснения действующего законодательства, а также за решениями Конституционного Суда по делам о толковании Конституции. В качестве аргумента делается ссылка на то, что в этих случаях не просто разъясняется смысл закона, а на основе практики его применения вырабатываются конкретизирующие закон новые правовые положения, которые призваны устранять пробелы в законодательстве.
Правотворчество – это организационно оформленная, установленная процедурная деятельность государственных органов по созданию правовых норм или по признанию правовыми сложившихся, действующих в обществе правил поведения.1 Правотворчество с методами его реализации является неотъемлемой частью понятия нормотворчества, его главной составляющей и основной структурной единицей. Но помимо правотворчества, нормотворчество включает в себя и разную юридическую и законотворческую технику, процесс создания и закрепления социальных норм поведения - понятия, без которых нормотворчество теряет свою сущность. Если же рассматривать правотворчество и нормотворчество как отдельные юридические понятия, то можно выделить и другие их связующие черты:
Смысл и значение правотворчества состоят в том, чтобы избрать такой вариант регулирования, юридической регламентации, который бы в наиболее полной мере отвечал интересам и целям народа и законодателя, способствовал прогрессу общества. При этом требуются учет закономерностей развития общества, благоприятных объективных и субъективных условий для принятия и применения закона, а также выбор оптимальной правовой формы государственного решения (закон, указ, постановление, билль, статут, регламент и пр.).2
ГЛАВА 2. СТАДИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Основным каналом законотворческой деятельности является законодательный процесс. Законодательный процесс – это установленная процедура оформления, воплощения в закон соответствующих социальных, политических, экономических и иных интересов. Под законодательной процедурой понимается установленный порядок прохождения проектов законов и других нормативно-правовых актов, вплоть до их принятия и вступления в силу. В каждой стране законодательная процедура имеет свои особенности. Но везде она строго закрепляется и регулируется с помощью конституции, текущих законов, а также - специальных положений и регламентов, устанавливающих порядок правотворческой деятельности государственных органов.
Законодательная процедура состоит из целой серии выработанных и юридически закрепленных правил, определяющих порядок подготовки и принятия различных нормативно-правовых актов. В тех странах, где наряду с правотворческой деятельностью государственных органов конституционно предусматривается принятие законов с помощью референдумов, для проведения последних устанавливается особая процедура. Смысл ее заключается в том, чтобы придать процессу непосредственного волеизъявления народа упорядоченный и целенаправленный характер.3
В учебнике профессора Венгерова А. Б. выделяется шесть этапов законодательного процесса: