Нормотворчество

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 22:11, контрольная работа

Описание работы

Теория государства и права – это система знаний о государственно-правовых явлениях, соответствующих своему понятию и с естественной необходимостью вытекающих из господствующего в обществе способа производства. Предметом теории государства и права является изучение закономерностей возникновения, развития и смены государственно-правовых явлений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...…….2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И ВИДЫ НОРМОТВОРЧЕСТВА…....3
ГЛАВА 2. СТАДИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА…………………9
ГЛАВА 3. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО – ПРАВОВЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ………………………….…15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….………...24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………….……..25

Работа содержит 1 файл

Теория государства и права первая курсовая.doc

— 143.00 Кб (Скачать)
  • в результате истечения срока действия закона или иного нормативного акта, который заранее указывается в самом акте. Такого рода акты с указанием сроков действия издаются, например, при введении чрезвычайного положения на определенной территории и на определенный срок, при создании временных государственных органов, действующих в переходный период, и при других обстоятельствах.
  • в результате прямой отмены действующего нормативно-правового акта другим актом, изданным компетентным государственным органом. В законодательстве некоторых стран в связи с этим дается даже специальное разъяснение того, каким образом и в силу каких причин совершается отмена законодательных актов.
  • в результате замены действующего нормативного акта другим актом, устанавливающим в данной области новые правила поведения. Юридическая сила данного акта утрачивается в момент введения в действие нового акта. Например, в связи с принятием новой Конституции России 1993 г., вступившей в силу «со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования», а именно - 12 декабря 1993 г., одновременно прекратилось «действие Конституции (Основного Закона) Российской Федерации - России, принятой 12 апреля 1978 года с последующими изменениями и дополнениями».

Вновь принятый нормативный акт, как правило, распространяет свое действие на те общественные отношения, которые возникли после его принятия. Закон обратной силы не имеет. Под обратной силой закона понимается распространение действия закона на все те случаи жизни и общественные отношения, которые имели место до вступления его в силу. Однако из этого правила есть исключения:

  • когда в самом нормативном акте указано, что его предписания распространяются на общественные отношения, возникшие до его принятия;
  • когда нормативный акт смягчает уголовную ответственность;
  • когда нормативный акт отменяет уголовную ответственность.9

Исключение составляет и «переживание» старого нормативного акта, при котором утративший юридическую  силу нормативный акт по специальному указанию правотворческого органа продолжает регулировать некоторые отношения, возникшие или существовавшие во время действия этого акта.

Презумпция  непризнания обратной силы закона действует  не только в России, но и в других странах. Непризнание обратной силы закона способствует стабилизации общества и государства, усилению уверенности каждого гражданина в надежности принадлежащих ему свобод и прав, укреплению законности и правопорядка.

В пространстве действие нормативных актов по учебнику профессора Матузова Н. И. осуществляется на основе территориального и экстерриториального принципов.

Территориальный принцип  предполагает действие нормативного правового акта в пределах государственных или административных территориальных границ деятельности правотворческого органа.

Под государственной  территорией принято понимать часть  земной поверхности в пределах государственных границ, ее недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ними, территории посольств, военных и иных кораблей в открытом море, летательные аппараты.

       В федеративных государствах регулирование отношений осуществляется на основе приоритета общефедерального законодательства. Акты общефедеральных органов действуют в пределах территориальных границ федерации в целом. Акты субъектов федерации регулируют отношения в рамках их территориальных границ. Нормативные акты органов местного самоуправления действуют в пределах административных границ каждого из этих органов.

Экстерриториальность  действия нормативных актов означает распространение правовых актов данного субъекта правотворчества за пределы территории его юрисдикции. Например, при рассмотрении судом определенных внешнеторговых сделок, по некоторым делам о наследстве допускается использование иностранного законодательства. Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации при рассмотрении вещных гражданских споров суд или иной орган, правомочный на разрешение возникшего конфликта, должны применять правовые акты тех государственных органов, на территории которых находится оспариваемое имущество.10

Марченко М. Н. в своем учебнике подразделяет действие нормативных актов в пространстве на три категории. «По территориальному критерию все нормативно-правовые акты подразделяются на акты, действие которых распространяется на всю территорию государства, акты, охватывающие определенную ее часть, и акты, действие которых распространяется за пределы территории страны».11

В современных  условиях широкого развития экономических, политических, торговых, финансовых и иных связей между государствами особую значимость приобретает возможность применения норм международного права к внутригосударственным отношениям. В связи с этим Конституция Российской Федерации, например, устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. В случае, «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (ст. 15).

Важное значение для государственно-правовой теории и практики имеет определение действия нормативно-правовых актов по кругу лиц, выяснение вопроса о том, кому адресуются содержащиеся в этих актах предписания.

По общему правилу, нормативно-правовые акты издаются с  непосредственной целью распространения их предписаний на граждан данного государства. При этом государство, наделяя своих граждан конституционными правами и свободами, равно, как и возлагая на них определенные конституционные обязанности, должно принимать меры не только к тому, чтобы гарантировать соблюдение данных конституционных требований и положений в отношении граждан внутри страны, но и оказывать им защиту и покровительство за пределами государства. Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» №62-ФЗ от 31 мая 2002г., например, прямо предписывает всем государственным органам России, дипломатическим представительствам и консульским учреждениям всячески содействовать тому, чтобы «гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами», установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами Российской Федерации, международными обычаями. Им вменяется в обязанность защищать права и законные интересы граждан, а «при необходимости принимать меры для восстановления нарушенных прав граждан Российской Федерации».

В том случае, когда гражданин РФ является одновременно гражданином другого государства, т.е. имеет двойное гражданство, он пользуется не только покровительством России, но также и покровительством «своего» нового государства. Двойное гражданство, а, следовательно, и двойное покровительство допускается, согласно Конституции РФ (п. 1 ст. 62), лишь в одном из двух случаев, а именно - если такая возможность предусматривается федеральным законом или же это предусмотрено соответствующим международным договором России. Конституция РФ особо акцентирует внимание на том, что наличие у гражданина России иностранного гражданства «не умаляет его прав и свобод» и «не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства», если иное не предусмотрено в федеральном законе или международном договоре.

Законодательство  России, равно как и других стран, приравнивает иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении прав и обязанностей к российским гражданам. Так, согласно Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности «наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом и международными договорами Российской Федерации» (п. 3 ст. 62). Особое положение в России занимают дипломаты, консульские работники и другие сотрудники зарубежных госучреждений, пользующиеся дипломатическим иммунитетом. В строгом соответствии с международным и национальным (внутренним) правом они не подлежат аресту и задержанию. На них не распространяется уголовная, административная и, в значительной части, гражданская юрисдикция государства пребывания. Судебные, следственные и иные (например, фискальные) органы, к которым поступают требования о начале производства следственных действий в отношении лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом, должны заведомо признавать подобного рода дела неподведомственными.

Из общего правила, в соответствии с которым нормативные акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан данного государства, так и на иностранцев и лиц без гражданства) есть исключения:

  • во-первых, действующее уголовное законодательство Российской Федерации распространяется не только на лиц, находящихся на территории России, но и на ее граждан за границей;
  • во-вторых, адресность нормативных актов происходит от их содержания и назначения. Так, некоторые акты могут иметь значение для всех индивидуальных и коллективных субъектов, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (Конституция или Уголовный кодекс РФ). Другие нормативно-правовые акты могут иметь ограниченную значимость и адресоваться лишь конкретной категории лиц (студентам, пенсионерам, военнослужащим, и т.д.);
  • в-третьих, как уже упоминалось, свои особенности имеет действие нормативных актов РФ в отношении иностранцев и лиц без гражданства:

– им не предоставляются  некоторые права и не возлагаются  определенные обязанности (право избирать и быть избранными в государственные органы, обязанность службы в Вооруженных Силах России и т.д.);

– представители иностранных  государств (главы государств и правительств, дипломатический персонал посольств, другие иностранные граждане) наделяются правом дипломатического иммунитета (экстерриториальности). Вопрос об их уголовной и административной ответственности за правонарушения, совершенные на территории РФ, решается дипломатическим путем.

Несмотря на эти изъятия, в России признается и гарантируется  Конституцией весь комплекс основополагающих прав и свобод человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении своей работы я хочу подчеркнуть, что уровень нормотворческой деятельности в государстве должен постоянно повышаться и совершенствоваться. Нормотворчество в Российской Федерации должно соответствовать принципам научности, демократизма, законности, интернационализма, необходим поиск и утверждение соответствующих начал законодательной деятельности. Ведь от этой деятельности зависит качество жизни государства и гражданского общества. Конечным итогом нормотворческой работы является нормативный акт, то есть такой документ, который содержит нормы права, действующие во времени и пространстве, затрагивает определенный круг лиц. Таким образом, можно выделить основные функции нормотворчества. Это обоснование и совершенствование правовых и социальных основ общества, развитие демократизма, законности в обществе и государстве, развитие социальной инженерии (создание с помощью права новых общественных отношений, его творческая роль), поддержание и развитие основных принципов нормотворчества, решение насущных проблем социальной и политической жизни.

Законодательный процесс выступает составной  частью правотворческого процесса и включает в себя четыре основные стадии: законодательную инициативу; обсуждение законопроекта; принятие закона; обнародование закона. Законодательный процесс достаточно сложен и многоэтапен. Однако это представляет собой одно из его достижений, поскольку позволяет обеспечить высокое качество принимаемых законов, учет разных мнений и позиций, тщательную шлифовку наиболее важных для судьбы страны нормативных положений. Все нормативные акты имеют определенные временные, территориальные ограничения (пределы) своего существования и действия, а также распространяются на определенный круг лиц (субъектов права). По общему правилу, нормативно-правовые акты применяются к отношениям, имевшим место в период от введения их в действие до утраты ими силы.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. «Конституция Российской Федерации». Принята 12 декабря 1993г;
  2. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» №2 – ФКЗ от 17 декабря 1997г.;
  3. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» № 62 – ФЗ от 31 мая 2002г.;
  4. Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» №5 – ФЗ от 14 июня 1994г.;
  5. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» № 115 – ФЗ от 25 июля 2002г.;
  6. «Уголовный Кодекс Российской Федерации» от 13 июня 1996г. с изменениями и дополнениями на 20 апреля 2007г.;
  7. «Комментарий к Конституции Российской Федерации».Изд 3-е. Садовникова Г. Д., М. – 2005г.;
  8. Венгеров А. Б. «Теория государства и права». М. Изд-во «Омега – Л», 2008. – 608 с.
  9. Матузов Н. И. «Теория государства и права: Курс лекций» – 2-е изд., доп. М.: Юристъ, 2001.–776с.; 
  10. Марченко М. Н. «Теория государства и права: учебник». М. Изд-во «Проспект», 2008. – 648с.;

1 Венгеров А. Б. «Теория государства и права». М. Изд-во «Омега – Л», 2008. – 608 с. Стр. 477.

2 Алексеев С. С. «Теория государства и права» - М. 1998 – 465с. Стр. 246.

3 Марченко М. Н. «Теория государства и права: учебник». М. Изд-во «Проспект», 2008. – 648с. Стр. 552.

4 Венгеров А. Б. «Теория государства и права». М. Изд-во «Омега – Л», 2008. – 608 с. Стр. 485

Информация о работе Нормотворчество