Международно-правовое регулирование патентных прав

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:58, контрольная работа

Описание работы

Патентные права — субъективные права на различного рода результаты интеллектуального творчества — технические и нетехнические, которым предоставляется специальная правовая охрана ввиду их важного значения для хозяйственной деятельности, производства и торговли.
В доктрине эти права рассматриваются либо как право собственности на нематериальный объект по так называемой проприетарной концепции, либо как особый вид исключительных прав.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по дисциплине.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

2.Обозначения становятся  объектом правовой охраны не  в силу факта регистрации их в патентном ведомстве (даже в странах, где она имеется), а вследствие внедрения в хозяйственный оборот и приобретения известности на рынке. Осуществляемая в ряде стран регистрация имеет

декларативный характер.

3.Защита обозначений  предоставляется против всех форм их неправомерного применения третьими лицами в обороте — в маркировке товаров и их упаковке, в рекламе, при продаже товаров и пр. Они защищаются как самостоятельный объект в случае неправомерного их включения в товарные знаки и фирменные наименования.

4.Правовая защита предоставляется  не только против актов незаконного  применения неправомочными лицами  подлинных обозначений происхождения  товаров, но и сходных с ними, то есть таких, которые имитируют  подлинные либо включают подлинные  указания в комбинации с другими элементами, например словами «типа», «вида», «фасона»,«тип бургундскоговина»и т.д.

5.Защита предоставляется  в отношении не только товаров  определенного вида, но и сходных  с ними.

6.Обозначения, которые  приобрели значение родового определения, как, например, «брюссельские кружева», «кёльнская вода (одеколон)», «дижонская горчица» и т.п., лишаются юридической защиты.

 

8.Лицензионный  договор и договор на передачу  «ноу-хау»

По лицензионному договору одна сторона (лицензиар, или лицензедатель), будучи обладателем исключительного права на изобретение, промышленный образец или товарный знак, предоставляет другой стороне (лицензиату, или лицензеполучателю) за вознаграждение специальное разрешение — лицензию на использование лицензируемого объекта на устанавливаемых в договоре условиях его эксплуатации.

Ни в одной национальной системе  права закон специально не регламентирует лицензионный договор как особый вид гражданской сделки. К отношениям сторон применяются поэтому общие  нормы обязательственного права о заключении договора, его исполнении, ответственности и пр., а также выработанные судебной практикой правила определения прав и обязанностей сторон.

Предметом сделки является обеспечение патентообладателем своему контрагенту юридической возможности промышленно и/или коммерчески использовать изобретение, сущность которого определена в патенте (специальной его части — патентном описании), а объектом сделки — юридически охраняемое техническое решение (изобретение), которое запатентовано или по крайней мере заявлено для патентования. Поэтому договор именуют контрактом на продажу патентной лицензии.

Основная обязанность  лицензиара состоит в предоставлении лицензиату юридической возможности применения изобретения в объеме прав, определяемых видом лицензии, и на устанавливаемых условиях его эксплуатации — хозяйственно-экономических, технических, коммерческих и юридических. В зависимости от характера обеспечиваемых по лицензии прав выделяют три вида договоров, в рамках которых осуществляется весь современный хозяйственный лицензионный оборот.

(1) По договору простой (или неисключительной) лицензии лицензиар разрешает лицензиату использовать изобретение, сохраняя вместе с тем за собой право на его применение на той же территории и в тех же количественных объемах, что и лицензиат, а также право продавать аналогичные лицензии третьим лицам, но на условиях не лучших, чем первому лицензиату (чтобы не ставить их в лучшие конкурентные условия).

(2) По договору исключительной лицензии лицензиар передает лицензиату исключительное право применения изобретения, отказываясь в пределах «исключительной территории» от его эксплуатации. При простой лицензии в договоре нередко оговаривается право лицензиата выдавать от своего имени лицензии (сублицензии) третьим лицам в объеме приобретенных им прав, а при исключительной лицензии такое право признается за ним ввиду самого исключительного характера эксплуатации изобретения.

(3) По договору полной лицензии лицензиар предоставляет лицензиату исключительные права пользования изобретением без ограничительных условий по объемам применения технического решения. Экономически это эквивалентно продаже патента, но юридически отличается тем, что по истечении срока действия договора лицензиар полностью восстанавливается в монопольных правах патентообладателя.

Сложности производственного  освоения объекта и стремление лицензиата к сокращению его сроков, обусловливают  включение в договор ряда условий  о дополнительных обязанностях лицензиара. К ним относятся в первую очередь такие обязанности:

  • предоставить лицензиату подробную техническую и технологическую документацию, необходимую для начала немедленного практического освоения изобретения;
  • оказать лицензиату техническую помощь в налаживании производства по лицензии путем консультации на предприятии покупателя или продавца лицензии;

— продавать машины, оборудование и сырье, необходимые лицензиату для организации производства по лицензии.

Ответственность лицензиара за выполнение основных и дополнительных обязанностей расширяется договорным распределением между сторонами коммерческих рисков использования лицензии. Речь идет о предоставлении лицензиаром ряда гарантий лицензиату, поскольку суды не признают ответственности лицензиара за существование и использование патентных прав либо их практика в этом отношении является противоречивой и неустойчивой. К указанным договорным гарантиям лицензиара относятся:

(1) гарантии существования и действительности патента как юридической основы лицензионного договора и поддержания юридической силы патента в период действия лицензии;

(2) гарантия технико-экономических свойств изобретения, то есть определенных его эксплуатационных качеств и тем самым возможностей достижения лицензиатом предусматриваемых результатов от применения изобретения;

(3) гарантия спокойного использования изобретения, то есть ненарушения лицензиатом патентных прав третьих лиц при применении лицензии и воздержания самого лицензиара от действий, способных помешать контрагенту в использовании лицензии.

При отсутствии в договоре условия о распределении между сторонами обязанностей по защите против действий третьих лиц судебная практика в большинстве стран исходит из следующего правила: при исключительной лицензии обязанность принятия защитных мер возлагается на лицензиара, а при простой лицензии он к этому не обязан, но лицензиат вправе отказывается от договора в случае бездействия лицензиара. Вместе с тем на практике встречаются специальные договорные условия о предоставлении лицензиаром перечисленных гарантий, что снимает с него полностью или частично риски и ответственность.

Основная обязанность  лицензиата состоит в уплате лицензионного вознаграждения. Коммерческими положениями контракта определяются вид, размер и сроки выплаты вознаграждения, а иногда и уровень продажных цен на продукцию по лицензии. Используются две основные формы вознаграждения:

  • единовременная уплата всей стоимости лицензии
  • текущие отчисления от объема производства или продажи продукции в размере

согласованных ставок (роялти).

Нередко они комбинируются с  другими формами оплаты, в частности первоначальным и/или гарантированным платежом определенных сумм.

Лицензионные договоры на промышленный образец и на товарный знак во многом сходны с лицензионным договором на изобретение. Это относится к видам лицензий, ограничительным условиям пользования и т.д. Такие договоры часто заключаются одновременно с договором на изобретение и «ноу-хау», когда получающая сторона приобретает право изготовлять технические изделия в определенном дизайнерском оформлении и продавать их под известными на рынке товарными знаками лицензиара. Договор на передачу «ноу-хау» заключается как самостоятельный, но нередко он становится элементом более широкого соглашения, охватывающего также продажу машин и оборудования, проведение подрядных работ, предоставление лицензии на изобретение и т.д.

Основные права и  обязанности сторон договора сводятся к предоставлению владельцем «ноу-хау» технической информации в одной или нескольких определяемых в договоре формах. К таким объективированным формам информации как объекта договора относятся:

— техническая и технологическая  документация (чертежи, рабочие и  монтажные схемы, спецификации, описания и инструкции по технологии, методики, формулы, рецепты и т.д.);

— устная информация и  показ, в процессе которых сообщаются технические сведения, передаются производственно-технический опыт и мастерство, навыки и приемы работы и т.п.;

— технические объекты  в виде образцов изделий (машин, приборов, оборудования и пр., ознакомление с  которыми раскрывает технические решения, заложенные в объекте.

Обязанности передающей стороны по договору формулируются в виде:

(а) предоставления  контрагенту «материальной основы»  информации — документации и  образцов изделий; 

(b) оказания принимающей стороне технической помощи в налаживании производства с применением «ноу-хау» путем командирования специалистов на предприятия контрагента и/или его специалистов на собственных предприятиях.

Содержание договора на передачу «ноу-хау» строится по модели, близкой к лицензионному договору на изобретение (ввиду чего его часто именуют договором о беспатентной лицензии). Но этому договору свойственны и некоторые специфические условия. К ним относится, в частности, обязательство принимающей стороны не разглашать и не передавать третьим лицам полученную информацию без разрешения передающей стороны («условие о конфиденциальности»).

Защита против недобросовестной конкуренции  возникает на основании положений  Парижской конвенции и национальных правовых нормах как одно из прав промышленной собственности.

В юридико-техническом  отношении институт борьбы с недобросовестной конкуренцией занимает в правовой системе  различное положение. В одних  государствах, например США, Японии и Канаде, нормы о борьбе с недобросовестной конкуренцией составляют часть антимонопольного законодательства, поскольку сама нечестная конкуренция рассматривается как один из элементов монопольной практики.

В рамках законодательства по борьбе с монопольной практикой выделяются конкретные составы правонарушений, характеризуемые как недобросовестная конкуренция. В других государствах, в частности в странах Общего рынка, этот правовой институт является самостоятельной ветвью гражданско- и административно-правового регулирования, существующего наряду со специальным антимонопольным законодательством, именуемым здесь законодательством по борьбе с ограничительной хозяйственной практикой.

Недобросовестная  конкуренция рассматривается как неправомерное действие, причиняющее ущерб, подлежащий возмещению по общим нормам деликтной ответственности. Судебная практика этих стран выработала понятие и определила отдельные виды действий как недобросовестную конкуренцию. В других же странах имеется специальное законодательство, начало которому положил германский закон о недобросовестной конкуренции от 7 июня 1909 г., и ныне действующий ныне в Германии (в редакции 1970 и 1975 годов). В специальных Швейцарии, Австрии, Испании, Скандинавских стран (единообразном законе), Греции и др., выдвигается общее определение недобросовестной конкуренции, в соответствии с которым и осуществляют квалификацию соответствующих актов. При этом в некоторых законах также указываются и отдельные конкретные ее виды. И наконец, в ряде стран, к числу которых относятся, например, Англия и Бельгия, борьба с недозволенной конкуренцией опирается на общие нормы гражданского и уголовного законодательства, но имеются одновременно и специальные положения о недобросовестной конкуренции в различных актах регулирующих гражданский оборот. Так, в Англии используются иски о смешении, клевете, нарушении доверия и др., но, кроме того, в ряде нормативных актов — законе о конкуренции 1980 года, законе о купле- продаже товаров 1979 года, законе о торговле на выставках и ярмарках 1973 года, законе о товарных знаках 1887 года и др. — выдвигается общее определение недобросовестной конкуренции и указывается ряд ее конкретных проявлений.

Юридические и физические лица из стран — участниц Парижской  конвенции могут требовать защиты против недобросовестной конкуренции по положениям ст.10 (b), в которой помимо общего ее определения приводится примерный перечень запрещаемых действий, квалифицируемых как такого рода конкуренция. Специальные правила содержатся в актах Европейского экономического сообщества, в частности в Римском договоре об учреждении ЕЭС (ст. Зf, 36 и 91). Право конкуренции и, как его часть, борьба с недобросовестной конкуренцией регулируются комплексом гражданских, административных и уголовных норм, которые применяются в разных странах в тех или иных сочетаниях.

Недобросовестная конкуренция  относится к весьма широким и  юридически точно не характеризуемым  понятиям. Основным оценочным критерием  в определении недобросовестной конкуренции служит использование  в деловой практике таких форм и методов предпринимательской деятельности, которые противоречат «доброй совести», «добрым нравам» или «честным обычаям», сложившимся в обороте. Основополагающим для такого критерия оценки является положение ст. 10 (b) Парижской конвенции, согласно которому «недобросовестной конкуренцией считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах»4. Некоторые конкурентные действия, характеризуемые как недобросовестные, определяются а примерном перечне Парижской конвенции, но в основном содержание различных форм (видов) недобросовестной конкуренции раскрывается в решениях судов и обобщениях гражданско-правовой доктрины.

Выделяется несколько категорий актов конкурентной деятельности, наиболее часто признаваемых в разных странах правонарушениями. Недобросовестной конкуренцией считается прежде всего:

(1) Определенный круг приемов и недозволенных способов использования промышленных прав других лиц с целью продвижения товаров или услуг на рынке. Имеется в виду деятельность, которая способна ввести контрагента по договору или массового потребителя в заблуждение, вызвать у них смешение с самим предприятием конкурента либо с его изделиями или услугами, лишив такого конкурента выгод монопольного использования объекта промышленной собственности. Недобросовестность проявляется здесь в стремлении нечестно, обманно использовать завоеванную другим предпринимателем репутацию на рынке. Такая деятельность может проявляться, в частности, в применении товарного знака, идентичного или сходного с охраняемым обозначением другого предпринимателя, либо в использовании фирменного наименования, тождественного или сходного с фирмой другого участника оборота, либо в ложном указании обозначения происхождения изделия, право на применение которого принадлежит определенному кругу продуцентов или торговцев, и т. д. Действие, способное ввести в заблуждение, может принять форму «рабского копирования» технической сущности или внешнего вида известных на рынке изделий, если даже формально-юридически предприниматель уже не пользуется защитой копируемого изобретения или промышленного образца.

Информация о работе Международно-правовое регулирование патентных прав