Международно-правовое регулирование патентных прав

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:58, контрольная работа

Описание работы

Патентные права — субъективные права на различного рода результаты интеллектуального творчества — технические и нетехнические, которым предоставляется специальная правовая охрана ввиду их важного значения для хозяйственной деятельности, производства и торговли.
В доктрине эти права рассматриваются либо как право собственности на нематериальный объект по так называемой проприетарной концепции, либо как особый вид исключительных прав.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по дисциплине.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

 

6.Патентование (правовая охрана) товарных  знаков и знаков обслуживания

Товарный знак (trade mark) — это обозначение, проставляемое на товаре и/или его упаковке для выделения на рынке данного товара из массы аналогичных, позволяющее вместе с тем установить его изготовителя и/или продавца. Функциональное назначение товарного знака как обозначения — индивидуализация товара и его изготовителя или продавца. Хозяйственно-экономическое значение маркировки товаров состоит в своеобразном предоставлении «гарантии» их качества, высоких потребительских свойств со стороны предприятия, раскрывающего, идентифицирующего себя через данное обозначение как производителя или продавца (функция гарантийная), и одновременно в создании, выработке потребительского спроса через рекламу данного «марочного» товара (функция рекламная). Эти функции неразрывно связаны между собой, взаимно дополняя и переходя друг в друга. Хотя принцип обязательной маркировки товаров установлен лишь в отношении некоторых изделий, да и то не везде, на практике маркируется основная часть товаров. Это определяется ролью товарных знаков как эффективного конкурентного средства продвижения товаров.

Практическое значение маркировки для предприятия соразмерно уже завоеванной им известности на рынке с помощью товарных знаков: чем выше реноме «марки» предприятия, тем значительнее ее роль в конкуренции. Товары же немаркированные, анонимные реализуются по сильно сниженным ценам. Специальные обозначения знаки обслуживания— применяются для индивидуализации услуг. Ими пользуются предприятия сервиса, в частности банковские и страховые общества, железнодорожные и авиационные компании, зрелищные предприятия и гостиницы и т.д. Правовой режим знаков обслуживания не отличается от товарных знаков, а их охрана осуществляется по тем же нормативным актам.

Во всех странах охрана знаков осуществляется на основе специальных  законов о товарных знаках. Имеется  и ряд международных соглашений. В частности, Мадридское соглашение о международной регистрации товарных знаков от 14 апреля 1891 г. (участниками которого состоят 25 государств) учреждает процедуру подачи и экспертизы заявок на международный товарный знак. Заявка на регистрацию такого знака, прошедшая экспертизу в органе Мадридского союза в Швейцарии, рассылается по просьбе заявителя в несколько стран — участниц соглашения. В каждой из них обозначение приобретает статус охраняемого национального знака сроком на 20 лет, если государство не отказывает по своему закону в таком признании. Ниццкое соглашение о международной классификации изделий и услуг для регистрации знаков от 15 июня 1957 г. (участниками которого состоят 32 государства) для целей регистрации разделяет все изделия на 48 классов, а услуги — на 6 классов.

Чтобы получить юридическую охрану в качестве товарного знака, обозначение должно соответствовать требованиям закона в отношении формы (или вида) и содержания. По форме обозначения могут быть словесными (реальные и вымышленные слова, рекламные лозунги, имена и фамилии, сочетания цифр и букв и т.д.), изобразительными (рисунки, виньетки, геометрические фигуры, цвет и т.д.), объемными (форма изделия или упаковки), а в некоторых странах — и звуковыми (позывные сигналы). Широко используются также комбинированные знаки — сочетание указанных элементов.

Ряд требований предъявляется к содержанию товарных знаков. Обозначение должно обладать новизной, то есть не быть идентичным или сходным с товарными знаками, ранеевведенными в оборот. Новизна оценивается в отношении не всех вообще известных знаков, а примененных для товаров, принадлежащих по действующей в стране классификации к той же или близкой группы товаров (классу изделий), что и оцениваемый знак.

Вместе с тем товарным знаком признается лишь обозначение, являющееся само по себе оригинальным, способным служить эффективным средством индивидуализации товара. Национальные законы и практика указывают признаки отсутствия в обозначении оригинальности. Не считаются оригинальными слова или изображения, лишенные каких-либо отличительных черт или выразительности, ставшие обычными для повседневного обихода, например, слово «люкс» и пр. К лишенным оригинальности относятся и слова, прочно вошедшие в технику или хозяйственный оборот в качестве определения самого изделия, ставшие родовыми обозначениями, например «вишневка», «экскаватор», «аспирин», «термос» и т.д. Не признается оригинальность за описательными товарными знаками, то есть такими, которые прямо указывают на товарные свойства изделий, определяя качество, цену и пр. Товарными знаками не могут быть обманные или ложные обозначения, способные вводить в заблуждение относительно места происхождения товара, его качества, производства и пр.

И наконец, товарные знаки  должны соответствовать международным соглашениям, в частности нормам Парижской конвенции, запрещающим применение геральдических обозначений государств, в частности гербов и флагов, и эмблем международных организаций, официальных клейм контроля и т.д.; знаки не должны нарушать «публичный порядок» и требования морали.

Исключительное право  на товарный знак предоставляет владельцу возможность его использовать на монопольных началах. К исключительным его правомочиям относятся следующие: использовать знак в маркировке товаров, проставляя его на изделиях и/или упаковке; вводить «марочные» изделия в оборот путем их продажи, предложения к продаже или в какой-либо иной форме, а также ввозить такие изделия на территорию страны действия его права на знак; пользоваться знаком в коммерческой деятельности как рекламным средством, помещая его в специальных рекламных материалах, письменных и устных, а также в коммерческих документах (счетах, спецификациях и пр.), фирменных наименованиях, вывесках и пр.

В соответствии с так называемым принципом специализации исключительное право на знак действует в отношении  не всех вообще товаров, а определенных их групп, относящихся к классам, обозначенным заявителем при регистрации, или сходных с ними. Исключительное право на знак не имеет, таким образом, абсолютного характера. Право на знак распространяется на территорию государства, где он зарегистрирован или признается охраняемым в силу применения.

Вместе с тем особый порядок установления права и  его действия применим к так называемым общеизвестным и мировым (всемирно известным) знакам. Согласно п.(b) ст. 6 Парижской конвенции, суд может предоставить защиту незарегистрированному в данной стране иностранному знаку как общеизвестному или мировому3. Таковыми признают знаки, получившие широкую известность на национальном или даже мировом рынке, например «Мерседес», «Кодак», «Кока- кола» и т.д. Третьим лицам запрещается применять такие знаки в отношении таких же изделий или сходных с ними, а в случае признания знака мировым — в отношении любых изделий.

Право на знак действует в течение установленного в законе срока, составляющего обычно 10 — 20 лет (в США — 20 лет с даты регистрации, Англии — 7 лет с даты подачи заявки, Франции, России, ФРГ и Швейцарии — 10 лет с даты подачи заявки и т.д.). Но допускается перерегистрация знаков на новый срок неограниченное число раз, к чему широко прибегают на практике. Приобретение права не товарный знак ставится в зависимость от юридической регистрации знака или его фактического применения.

Лицо, применившее первым знак при  продаже товаров, в рекламе и  пр., становится обладателем права. В этих странах действует и система регистрации знаков, но тогда ее осуществление рассматривается как факт, указывающий на начало применения обозначения (декларативный характер регистрации). Ввиду большого доказательственного значения регистрации как акта применения знака она широко используется. Лицо, доказавшее факт использования им обозначения до даты его регистрации другим лицом, признается судом правомочным владельцем знака, а регистрация, произведенная более поздним владельцем, подлежит аннулированию.

Есть и система приобретения права, которую некоторые авторы именуют «смешанной». По англо-американскому праву регистрация знака в патентном ведомстве, не оспоренная в установленный законом срок (в США— 5 лет, в Англии — 7 лет), становится уже юридически неоспоримой, то есть закрепляет исключительное право на знак. Регистрация знаков во всех странах осуществляется путем подачи индивидуальной заявки в национальное патентное ведомство или международной заявки в Мадридский союз. По результатам экспертизы выдается охранный документ — свидетельство о регистрации.

 

7.Правовая  охрана обозначений происхождения  товаров 

К товарным обозначениям относятся обозначения происхождения товаров — указания на страну, район или местность, в которых товар промышленного или сельскохозяйственного производства был изготовлен или добыт. Эти указания проставляются на товарах и/или их упаковке, в том числе на этикетках, ярлыках и пр., и используются в рекламе, коммерческой и иной документации. Выполняя функцию «сертификата» высокого качества и особых свойств товаров, обозначения их происхождения — важный фактор расширения коммерческих продаж, средство повышения конкурентоспособности на рынке.

В качестве таких обозначений п. 2 ст. 1 Парижской конвенции и ряд  национальных законов называют «наименования места происхождения» и «указания происхождения товаров», а доктрина и практика считают их близкими, но не идентичными обозначениями.

Наименования места происхождения  товара (appelation of origin) географическое наименование района или местности, вошедшее в хозяйственный оборот в качестве наименования товара и указывающее на специфические его свойства и качества, обусловленные природными (почвенными, климатическими и иными естественно-природными) и/или этнографическими (методы и способы производства) факторами данного района или местности. Например, «коньяк» и «шампанское» — для вин, «золинген» и «шеффилд» — для стали, «рокфор» и «эмменталь» - для сыра, «воши» — для минеральной воды и т.д.

Для признания объектом правовой охраны наименования должны отвечать двум условиям. Во-первых, указывать на район или местность, характерные природные и/или этнографические факторы которых обусловливают исключительно или преимущественно специфические качественные особенности и характерные признаки товара. Во-вторых, в силу длительности применения прочно внедриться в хозяйственный оборот в качестве определителя свойств и качеств товара, когда потребителя связывают представление о нем именно с местом происхождения.

Указание происхождения  товара (indication of source) — наименование страны либо района или местности происхождения товара, не сообщающие вообще или сообщающие в ограниченном объеме информацию об особых специфических качествах или свойствах товара, обусловленных особенностями производства или добычи товара в данной стране, районе или местности.

Указание происхождения товара может использоваться, особенно когда  оно определяет страну, для любого вида товаров, тогда как «наименование» — лишь для товара, качества которого обусловлены факторами, связанными с данным районом или местностью. Кроме того, указание происхождения товара может вообще не вызывать представлений о качествах товара, тогда как наименование места происхождения всегда указывает на его специфические достоинства, определяемые местом производства или добычи.

Обозначениям происхождения товаров  предоставляется правовая охрана в  большинстве государств, в том  числе во всех странах — участницах Парижской конвенции, признающей их объектом охраны. Для целей охраны в одной группе стран (Франции, Швейцарии и др.) действуют специальные законы, тогда как в другой группе стран (США, Англии, ФРГ и др.) специальные нормативные акты отсутствуют. Имеются и международные соглашения в этой области. Мадридское соглашение о санкциях за должные и неправильные обозначения происхождения изделий от 14 апреля 1891 г. специально предусматривает санкции за применение обозначений, способных ввести в заблуждение относительно происхождения товара.

Лиссабонское соглашение о защите указаний места происхождения  изделия и их международной регистрации от 31 октября 1958 г. учреждает механизм регистрации обозначений в органе Лиссабонского союза в Швейцарии. Действуют и двусторонние соглашения о взаимном предоставлении охраны обозначениям по спискам, включаемым в соглашение.

Во всех странах в качестве дополнительного или основного средства охраны используются также:

  • законодательство по борьбе с недобросовестной конкуренцией - против актов применения

ложных или неправильных обозначений происхождения товаров  как средства нечестного происхождения товаров как средства нечестного конкурирования на рынке;

  • законодательство о товарных знаках, которое в ряде стран (ФРГ, Англии и др.) включает

специальные положения  о недопустимости применения в товарных знаках обманных обозначений относительно места происхождения товаров;

  • законодательство о торговле, содержащее в некоторых странах (например, бельгийский закон

о коммерческой практике от 14 июля 1971 г. и др.) нормы о запрещении применения ложных и неправильных обозначений;

  • специальные акты по охране конкретных обозначений (например, французский закон от 26

 июля 1925 г. о наименовании  «рокфор»; закон ФРГ от 25 июля 1938 г. о наименовании «золинген»  и т.д.).

К санкциям против актов использования  неправильных или ложных обозначений  происхождения относятся судебные запреты на применение указаний, возмещение причиненных убытков, а согласно нормам международных соглашений — арест товаров при ввозе в страну и некоторые другие санкции вплоть до уничтожения товаров.

Правовая защита обозначений характеризуется рядом особенностей.

1.В отличие от других  объектов промышленной собственности,  право на применение обозначений  происхождения товаров принадлежит  не какому-либо одному лицу  на началах монополии, а всем  лицам, осуществляющим хозяйственную  деятельность в пределах соответствующего государства, района или местности. Соответственно всем этим лицам предоставляется и право на иск против актов незаконного применения обозначений.

Информация о работе Международно-правовое регулирование патентных прав