Ментальный тренинг для усовершенствования мастерства вокалистов (сольников)

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 19:07, реферат

Описание работы

Хорошая физическая подготовка, дающая ощущения здоровья, силы, выносливости и хорошее настроение, прокладывает путь к хорошему эмоциональному состоянию во время публичного выступления, положительно сказывается на протекании умственных процессов, связанных с концентрацией внимания, мышления и памяти, столь необходимых при выступлениях. Исполнитель может находиться в плохом физическом состоянии, но тем не менее выступать очень хорошо, это происходит из-за того , что концертный стресс активизирует защитные силы организма.

Содержание

Введение
Глава 1. Литературный обзор
1.1 Значение воли
1.2 Значение памяти
1.3 Психогигиена вокалиста
1.4 Профилактика болезней голоса
1.5 Сущность успеха
1.6 Виды ментального тренинга
1.7 Основы метода гетеросуггестивной психомышечной релаксации
Глава 2. Организация и методы исследования
2.1 Материалы и методы
2.2 Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности
Глава 3. Результаты исследования
3.1 Обсуждение результатов
Заключение
Выводы
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Ментальный тренинг для усовершенствования мастерства вокалистов.doc

— 276.50 Кб (Скачать)


 

ПО результатам Спилберга –Ханина


 

Пониженные результаты требуют повышения чувства ответственности и внимания к мотивам деятельности.

Баграмян Кристина,18

ММРI

Профиль не нормативен. Ведущий пик по 9(оптимистичность) шкале. Повышенная 4 шкала, свидетельствует об эмоциональной лабильности, нестабильности, поверхностность в контактах. В стрессе появляется действенный, стенический тип поведения, решительность. Плохо переносят однообразие. Завышенная 9 шкала определяет акцент по гипертимному типу и выявляет завышенную самооценку, снисходительное отношение к своим промахам недостаткам.


 

Результаты восьмицветового теста Люшера.

ДО

15243607

15423607

ПОСЛЕ

41325607

41235067

+1

потребность в гармоничных отношениях с окружающ, уход от житейских проблем в мир искусства.

*2*4

обстоятельства способствуют неустойчивости самооценки. Стремление повысить свою значимость в глазах окружающих.

=3=6

поиск выхода из сложных ситуаций

-0-7

повышенная чувствительность к внешним раздражителям, стремление к самостоятельности в принятии решения

Функция +4+1

Оптимистичность, эмоциональная неустойчивость, зависимость от средовых воздействий, поиски признания и стремления к сопричастности в межличностном взаимодействии.

Функция *2*3

Актуализация лидерских тенденций, упорство в преодолении трудностей, напряженность и чувство соперничества.

Функция =5=0

Ощущение изолированности и одиночества. Потребность в ярких эмоциональных переживаниях, эгоцентрическая сосредоточенность на своих проблемах, обидчивость.

Функция =0=6

Потребность в большей эмоциональной вовлеченности, эротичность.

Функция -7

Интенсивность тенденции, выявляемой другими цветами. Потребность самостоятельно решать свои проблемы и распоряжаться своей судьбой.


 

ПО результатам Спилберга –Ханина


 

пониженные результаты требуют повышения чувства ответственности и внимания к мотивам деятельности.

Бородин Слава,21год

ММРI

Профиль не нормативен.

Повышенная 5 шкала(мужественности )выявляет пассивность личностной позиции, гуманистическую направленность интересов, чувствительность, утонченность вкусов, затруднение сексуальной адаптации, мягкость, повышенные требования к среде. Заниженные2, 8, 0. низкий показатель по 8 шкале указывает на преобладание у данной личности здравого смысла, трезвой оценки житейских ситуаций, рационального подхода к решению проблем., неразборчивость в контактах


 

Результаты восьмицветового теста Люшера.

ДО

12543607

15243067

ПОСЛЕ

32514760

23145607

+1

потребность в прочной и полной привязанности, эмоциональном комфорте т защите от внешних воздействий. Дружелюбие, конформность установок. Аналитический склад ума, вдумчивый подход к решению проблем

*2*5

стремление преодолеть предубежденность и недоброжелательность окружающих, настороженность и недоверчивость во взаимоотношениях в связи с тенденцией к преувеличению значимости их мнения.

=4=3

потребность в покое и одрбрении для избавления от субъективно переживаемой неуловлетворенности, это связанно с опасениями новых трудностей, мешающихреализации собственных намерений и расширению сферы деятельности

=3=6 поиск выхода из сложных ситуации, стремление оградить себя от дополнительных волнений.

Функция +2+3

Активно-оборонительная позиция, высокая поисковая активность, противодействие давлению внешних факторов, самостоятельность принятия решений, предприимчивость, инициативность. Эти характеристики усилены уверенностью в себе, наступательностью тактики взаимодействия в межличностных контактах

Функция *1*4

Подверженность средовым влияниям, потребность в сопричастности. Стремление к вживанию в разные социальные роли.

Функция =5=6

Эгоцентрическая обидчивость, эмоциональная сдержанность.

Функция =6=0

Стремление к бесконфликтному общению и физиологическому комфорту.

Функция -7

Интенсивность тенденции, выявляемой другими цветами. Потребность самостоятельно решать свои проблемы


 

ПО результатам Спилберга –Ханина


 

Тревожность находится в пределах нормы, слегка завышенная.

Романович Света, 18

MMPI

Профиль не нормативен.

На основании завышения 5 шкалы женственности (68Т) можно сделать вывод о таких чертах личности, как самостоятельность, независимость в принятии решений. Низкие показатели 3 (эмоциональной лабильности)(ниже 50Т) свидетельствуют о высокой эмоциональной лабильности, о пониженной чувствительности к средовым воздействиям с относительно низкой откликаемостью на проблемы социума Низкие показатели 8 (индивидуалистичности) (ниже 50Т) встречаются у лиц с рациональным подходом к решению проблем, шаблонно мыслящих.

Повышена 9 шкала (оптимистичности) (73), что легкость в принятии решений, отсутствие разборчивости в контактах, легко возникающие эмоциональные всплески с быстрой отходчивостью.

 

ДО

16354072

15364207

ПОСЛЕ

43251607

43251067

+1

потребность в прочной и полной привязанности, эмоциональном комфорте т защите от внешних воздействий. Дружелюбие, конформность установок. Аналитический склад ума, вдумчивый подход к решению проблем

*5*3

настойчивость в отстаивании собственной индивидуальности, что насколько усложняет адаптацию.

=4=0

потребность в общении, неуверенность в себе и стремление избегать конфликтов

=0=2

настороженность , выжидательная позиция.

-2

неудовлетворенность своим социальным статусом, ослабление воли. Нежелание предпринять чего-либо.

Функция +4+3

Непосредственность чувств, пристрастие к забавам, игровому компоненту в деятельности) усиливаются такими свойствами как (активность позиции, высокая мотивация достижения, нормальная эротичность

Функция *2*5

Стремление преодолеть предубеждение и недоброжелательность окружающих; настороженность и недоверчивость во взаимоотношениях в связи с тенденцией к преувеличению значимости их мнения. Изобретательность и богатство фантазии.

Функция =1=0

Потребность в эмоциональной вовлеченности, носящей поверхностный характер.

Функция =0=6

Потребность в большей эмоциональной вовлеченности, эротичность.

Функция -7

Интенсивность тенденции, выявляемой другими цветами. Потребность самостоятельно решать свои проблемы и распоряжаться своей судьбой.


 

ПО результатам Спилберга –Ханина


 

Высокая тревожность характеризуется склонностью испытывать в сложных ситуациях публичного выступления опасения и страхи, связанные с социальными последствиями успеха или неудачи выступления. В этих случаях следует снизить субъективную значимость ситуации, и перенести акцент на осмысление деятельности и формированием у них чувства уверенности в себе.


 

Заключение


 

Изучив личностные характеристики участников, мы составили текст ментального тренинга позволяющий снизить отрицательные психологические и психофизиологические факторы, мешающие максимально проявить свои вокальные возможности.

В процессе проведения курса МТ наблюдались изменения индивидуально- типологических характеристик: тревожность стала менее выраженной, улучшилось качества сна и самочувствие, появилось решительность и уверенность в своих силах, улучшение социальной адаптации. Применение МТ способствует выработке привычки к самоконтролю, к самонаблюдению, умению самостоятельно преодолевать эмоциональную напряженность, самостоятельно организовывать такое самочувствие и поведение, которое наиболее рационально в каждом конкретном случае. Певец становится способен контролировать себя и преодолевать эмоциональное напряжение, за счет тех навыков, которые он приобрел в результате тренингов. Участники стали более уверенней в своих силах, страх перед выступлением заменен приятным ожиданием выхода на сцену, непосредственно при исполнении уменьшились зажимы в теле, появился смысл своей деятельности.

Таким образом, систематическое применение МТ дает возможность певцу достичь оптимального состояния, выходить из состояния тревоги, напряжения, волнения, мешающего хорошему выступлению.


 

Выводы


 

1. В результате исследования у вокалистов были выявлены следующие психологические особенности: (тревожность, проявление воли и ее напряжение, стремление к самовыражению, ожидание плохого, разочарование, раздражительность по отношению к окружающим). Психологические и психофизиологические факторы мешающие максимально реализоваться вокалистам: (мышечные зажимы, ощущение сухости во рту, вегетативные проявления (потеют руки), расстройства пищеварения, неумение сконцентрироваться на исполнении, страх, волнение, плохое самочувствие.))

2. На основе выявленных психологических особенностей участников исследования, был составлен тест для гетеросуггестивного тренинга на фоне глубокой психомышечной релаксации, направленный на снятие мышечного напряжения, формирования оптимального состояния перед выступлением, установки на повышение уверенности в своих силах, для предотвращения страха перед сценой.

3. После проведения курса МТ у вокалистов солистов определились положительные изменения: (нормализовался сон, усилилась уверенность, повышение работоспособности; исчезли жалобы соматического плана; стабилизировалось психическое состояние; снизился уровень тревоги.) которые подтверждаются объективно по данным психодиагностики, экспертным оценкам и самооценкам.


 

Список литературы


 

1. Бочкарев П. Психологические аспекты публичного выступления музыкантов-исполнителей // Вопросы психологии, 1975г., №4

2.Быханова О.А. Применение психотерапии в комплексном лечении бронхиальной астмы: дипломная работа, Красноярск,2002

3. Гройсман Л.Л. Психология, Личность, Творчество: Регуляция состояния. М. 1992, Ч.3

4.Грачев Г.Д. Жизнь художественного сознания , 1972, 156с

5. ДоливоА. Певец и песня. М . Музгиз 1948-250с

6. Дмитриев Л. Основы вокальной методики. Москва "музыка"2000г.

7.Егоров А.М. Гигиена голоса и его физиологическая основа под общей ред. Жинкина М. Музгиз 1962 ,171с

8.Елгина И.Б. Разработка, обоснование, объективация и практическое применение авторской методики психотерапии невротических фобий: диплом – Красноярск ,2002.-44с

9. Злобин К.В. Физиология пения в профилактике заболевания голоса певцов. Медгиз, 1958, стр. 204

10. Е. Кончик Методы ментального тренинга в спорте. Практикум по спортивной психологии, под ред. И.П. Волкова, Питер, 2002-228с

11. Кочнева И.Яковлева А. Вокальный словарь П: Музыка 1986-70с

Назаренко И.К. Искусство пения: история, теория, практика. Музгиз 1948-328(1)с

12.Орлик Т. Психология личного превосходства. Сущность превосходства: умственные навыки классических музыкантов, Университет Оттавы, Канада 1992

13. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей.- М.: Владос, 1997-384с

14. Петрушин В.И. Артистизм-это и трениновка: о психологической подготовке музыкантов к выступлению.// Сов. Музыка, 1971 №12.

14.Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов модифицированный цветовой тест Люшера, серия Методы психологической диагностики, выпуск2, Москва,1990- 87с

15.Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ, Санкт- Петербург:, Речь, 2002.-219С

16.Станиславский К. Моя жизнь в исскустве. Изд. "искусство",1945,509с

17. Собинов Л.В. Жизнь и творчество. Музгиз, 1937

18. Унесталь Л.Э. Основы ментального тренинга.- методическое пособие.-СПб.-НИИФК, 1992.-17с

19. Чишко Певческий голос и его свойства. М-Л "Музыка" 1966,48с

20. Штейнпресс Б.С. Энциклопедический музыкальный словарь, изд.2-ое, 1966г. 1165с

21. Яковенко Театр одного певца (о камерном вокальном исполнении) М. Знание 1982-56с

 



Информация о работе Ментальный тренинг для усовершенствования мастерства вокалистов (сольников)