Ментальный тренинг для усовершенствования мастерства вокалистов (сольников)

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 19:07, реферат

Описание работы

Хорошая физическая подготовка, дающая ощущения здоровья, силы, выносливости и хорошее настроение, прокладывает путь к хорошему эмоциональному состоянию во время публичного выступления, положительно сказывается на протекании умственных процессов, связанных с концентрацией внимания, мышления и памяти, столь необходимых при выступлениях. Исполнитель может находиться в плохом физическом состоянии, но тем не менее выступать очень хорошо, это происходит из-за того , что концертный стресс активизирует защитные силы организма.

Содержание

Введение
Глава 1. Литературный обзор
1.1 Значение воли
1.2 Значение памяти
1.3 Психогигиена вокалиста
1.4 Профилактика болезней голоса
1.5 Сущность успеха
1.6 Виды ментального тренинга
1.7 Основы метода гетеросуггестивной психомышечной релаксации
Глава 2. Организация и методы исследования
2.1 Материалы и методы
2.2 Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности
Глава 3. Результаты исследования
3.1 Обсуждение результатов
Заключение
Выводы
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Ментальный тренинг для усовершенствования мастерства вокалистов.doc

— 276.50 Кб (Скачать)

Ментальный тренинг- это научение, в результате которого формируется положительное подкрепление на здоровый образ жизни, поведения на всех уровнях организма, т.е. формируется долгосрочная память. При этом происходит динамическое саморазвитие, самоактуализация и т.д.

Освоение метода происходит пошагово: люди учатся расслаблять мышцы, затем психику, затем формируется свой подход, стиль. Последовательно человек постигает программы

Гетероссугестивный тренинг психомышечной релаксации направлен не столько на формирование здорового образа жизни, сколько на самооптимизацию.

Эта методика более сконцентрирована , более целенаправленна , в нее вобраны все лучшие наработки Л.Э.Унесталя, а именно: мышечная релаксация, психическая релаксация, самогипноз, тренировка формирования образов, идеомоторная тренировка, концентрация внимания, десенсибилизация, психическая устойчивость, решение проблем, тренировка в создании установок, коммуникативный тренинг. При этом методика скомпанована таким образом, что в одном сеансе решаются задачи большинства описанных выше программ.

Методика Л.Э.Унесталя подразумевает аутотренинг, т.е. самостоятельное использование программы человеком, тренинг изнутри, в то время как гетеросеггестивное воздействие подразумевает обязательное присутствие врача, т.е. обеспечивает такие факторы, как контроль. Оценка и прогноз процесса оптимизации.

Состояние глубокой релаксации полезно при восстановлении сил после физической и умственной нагрузок, в целях сознательного изменения состояния за счет внушения и мысленных представлений. Даже непродолжительный отдых может привести к нормализации сна, к снижению развития утомления, повышению работоспособности. Формирование позитивного эмоционального состояния, на которое направлены релаксирующие тренировки, влечет за собой чувство уверенности, независимости, безопасности, свободы.

В расслабленном состоянии наш организм способен более легко переносить отрицательные воздействия стрессогенных факторов, отрицательные эмоции.

Релаксация – это эффективное средство для снятия стресса. Релаксация предполагает снижение напряженности организма до ее нормального уровня.

Следствием релаксации является положительное изменение как физиологических процессов, так и психических состояний.

Влияние релаксации на физиологические процессы проявляется в более низком уровне активности физиологических функций. Об этом свидетельствует урежение пульса, уменьшение частоты и увеличение глубины дыхания, снижение кровяного давления.

Доказано, что мышечная Релаксация стимулирует психическую Релаксацию, которая создает чувство покоя и уверенности, т.к. когда мышцы тела расслаблены, уменьшается тревога. Если научиться глубоко расслабляться, то можно экономно расходовать свою энергию и снизить усталость.

Основная цель психорегуляции – повышение эффективности использования функциональных возможностей организма за счет формирования особого психического состояния.(Некрасов В.П., Худадов Н.А., Пиккейехайн Л., Фрестер Р..1985;Унэсталь Л.Э.,1992)

Существенное значение имеет связь функционального состояния ЦНС с тонусом мускулатуры. Большинство авторов подчеркивает особую роль мышечного расслабления в купировании и коррекции явлений перевозбуждения, страха, апатии.

Поперечно – полосатые и гладкие мышцы участвуют в "усилении" отрицательных эмоциональных состояний. Установлено, что коррелятором отрицательных эмоций является мышечное напряжение. Мышечная релаксация ведет к снижению напряженности и тревоги. В состоянии глубокой релаксации, когда мышцы постепенно расслабляются, уровень поступления сигналов от мышечных рецепторов в кору головного мозга значительно снижается, что ведет к снижению эмоциональной напряженности. Одновременно с этим возникает чувство невесомости, спокойствия, невозмутимости, которое сохраняется долго после того, как мышцы уже больше не находятся в расслабленном состоянии.

Нейрофизиологический эффект обосновывается тем, что словесный сигнал или образ, вызванный словесным сигналом, ведет при систематическом повторении в процессе терапевтического сеанса к образованию условных вербально-висцеральных реакций и реализации желанных сдвигов.

На основе вызванного внушением альтернативного состояния сознания путем вербального программирования происходит формирование оптимального психофизического состояния и формирование мотивации человека на общее эмоциональное благополучие.

В созданном альтернативном состоянии сознания максимально устранена критика воспринимаемой информации. Субъект выполняет все команды, не задумываясь об их содержании. При этом активно формируется необходимые представления и их эмоционально-чувственные переживания.

Таким образом, можно полагать , что в основе психорегуляции лежат следующие психо - физиологические механизмы: устранение ненужных эмоциональных переживаний , негативных психических состояний, формирование требуемого уровня восстановительной функциональной системы, и обеспечение такого психического состояния, при котором наиболее полно реализуются возможности человека.

Исходя из выше сказанного, можно предположить, что психомышечная релаксация, может успешно применяться в целях оптимизации певца перед выступлением.


 

Глава 2. Организация и методы исследования


 

2.1 Методы и материалы


 

1. ментальный тренинг для повышения исполнительского мастерства вокалистов.

2. для психодиагностики использовались

методика многофакторного исследования личности ( ММРI),для индивидуального подхода к каждому участнику

Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности. (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин)

"восьмицветовой тест Люшера",

3.Экспертная оценка специалистов в области вокального исполнительства

проводилась режиссером постановщиком , руководителем по вокалу шоу-театра "Эргона",Октябрьского р-на,( здание Гор.ДК.) Хакимовой Л.Б. и

студийным звукорежиссером, руководителем младшей вокальной группы шоу-театра " Эргона" Евгением Сошинским. На основе данных наблюдения и непосредственной работы с участниками.

4. Самооценка участников

Исследование проводилось в научно-практическом медикофизическом центре

Крас ГУ с певцами сольниками.

Курс прошло 5 человек ( два парня и три девушки). Возраст от 18-21. Длительность одного сеанса 45 мин, количество сеансов варьировалось от 7-10.

Анализ проведенной беседы с участниками, имеющих позволил выявить следующее. Среди наиболее часто встречающихся жалоб было:

- тревога, волнение перед выступлением; внутреннее беспокойство за исполнение; различные социальные страхи (неполадки в аппаратуре, оценка и реакция зрителей); вегетативные расстройства( потливость рук, сухость во рту, дрожь в теле,); расстройства пищеварения,

участники жаловались: трудность засыпания перед выступлением, плохой сон; физическое и психическое переутомление; раздражительность, нервозность; повышенная тревожность, беспокойство; головные боли, мышечные зажимы.

В эмоционально- личностной сфере выявлены такие особенности : напряженность, желание тепла, безопасности; проявление воли и ее напряжение, стремление к самовыражению; ожидание плохого, тенденция к критическому отношению в выборе объектов контакта, разочарование, озабоченность, раздражительность по отношению к окружающим.

На основе анализа жалоб и проблем, связанных с творчеством, был составлен текст для сеансов психотерапии. В рамках этого решались следующие задачи:

-Снятие мышечного напряжения, мешающего процессу звукоизвлечения; устранение психического и физического напряжения за счет внушаемого расслабления, ощущение тепла и покоя; восстановление сна; снижение уровня тревожности; формирование оптимального психофизического состояния;

работа на осознание телесных ощущений, обращение внимания к ощущениям, сопровождающим релаксацию; устранение негативных эмоциональных переживаний, напряжения за счет формирования позитивного эмоционального состояния; формирование мотивации человека на общее эмоциональное благополучие путем вербального программирования; осознавание своей деятельности; удерживания программы; усиление уверенности в себе, и в своих силах.

В разработанной нами методики, на основе ГСПМР, акцент ставится на психологическую адаптацию к ситуации публичного выступления.

На первом этапе проводится психомышечная релаксация, на втором – прорабатывается образная картина концертного выступления, разработанная совместно с участниками, и учитывающая опасения, страхи, связанные со сценой.

Основной акцент в разработке формул внушения ставится именно на

снятие мышечного напряжения, и усиление уверенности. В начале сеанса делается установка на покой, отдых. Участников просят занять удобное положение, важно чтобы ничто не стягивало тело, не мешало свободному протеканию энергии, когда мышцы будут полностью расслабленными. Внушение основано на формировании исключительно позитивных образов своего состояния и уровня вокального исполнения. Слово и образ запечатлеваются в памяти сильнее в состоянии глубокой релаксации, поэтому весь акцент, связанный с правильным видением своей творческой деятельности описан во второй части. Формирование позитивного эмоционального состояния, влечет за собой чувство уверенности, независимости, безопасности, свободы. Целенаправленно используются положительные образы, образы желательных событий, избегаются "зацикливания" на неприятностях, страхах, опасениях. Вербальные гетеросуггестивные воздействия представляют собой особый состав специальных слов в определенном сочетании (коде) информационно относящихся к тому или иному органу человека, и к тем образам и состояниям, которые необходимы для хорошего выступления. Повторяя в течение 20 минут информационно-кодовые слова, психотерапевт добивается расслабления, что вызывает восстановление функций всех органов и систем.

Текст ментального тренинга.

На первом этапе проводится погружение в аутогенное состояние, на втором – прорабатывается образная картина концертного выступления.

"Устраивайтесь удобнее. Вы слышите меня, мой голос. сосредоточтесь на своих внутренних ощущениях, которые будут вызывать мои слова. расслабтесь..., успокойтесь... вы чувствуете себя легко и свободно... Вы постепенно переходите в состояние отдыха и покоя. успокаивается ваше дыхание. Успокаивается каждая клетка вашего организма, успокаивается каждая частичка вашего тела. Мышцы тела постепенно расслабляются. Сбросьте все напряжение накопившееся за последнее время и почувствуйте волну расслабления. дышится легко и свободно. При каждом выдохе ощущение расслабления растет и усиливается.

Вы чувствуете, как тепло наполняет ваше тело. Представьте прекрасный летний день. Солнечные лучи пронизывают ваше тело и наполняют вас положительной энергией. Представьте, как вы ступаете по теплому песку, почувствуйте, как согреваются ваши ноги. Почувствуйте, как согреваются пальцы ног, ступни. Теперь ощутите заднюю сторону голени. Тепло, медленно поднимается к икрам, бедрам. Согревается спина. Сосредоточьте свое внимание на спине . Расслабляется позвоночник, мышцы шеи. Вы чувствуете, как расслабляется каждый мускул, как тепло наполняет ваше тело. Переключите свое внимание на руки. Мышцы рук, кистей и пальцев расслабляются... представьте что вы сидите у камина, руки становятся теплыми и гибкими...тепло от кистей рук поднимается по плечам...предплечья и плечи расслабляются. плечи спокойно опущены, ушла вся тяжесть, вам дышится легко, вы чувствуете себя свободно, как птица парящая высоко высоко в небе... расслабления растекается по животу, грудной клетке. Ваше дыхание спокойное и тихое. Ощущение расслабления увеличивается по мере выдыхания воздуха. Расслабление с каждым выдохом становится все глубже и глубже и расходится по телу все дальше и дальше. Теперь начинайте сосредотачиваться на лице. Рзглаживается лоб, расслабляются мышцы лица...Нижняя челюсть легко отходит вниз. Губы слегка приоткрыты. Мне дышится легко и спокойно. Спокойно и ровно бьестя мое сердце. Легкий ветерок сдувает последнее напряжение. От напряжения не осталось и следа. Прежнее чувство тяжести превращается в чувство полного расслабления. Ваше тело полностью согрето. Проследите внутренним взором, как расслабление растеклось по всему телу, расслабились ноги, спина, руки, живот, лицо. Мышцы стали мягкими и расслабленными. Вам легко и хорошо. Появилось ощущение легкости, ощущение парения и постепенного отделения от всего, ускользания от тяжести и беспокойства. Вы испытываете ощущения погружения в тишину, в состояние покоя и удобства……. . Вы отдыхаете. Вы забываете все плохое. Проблемы, неприятные мысли вас больше не тревожат. ….. Ничего не волнует вас, не нарушает покоя. Ваши тревоги и волнения постепенно рассеиваются. Все, что прежде волновало вас — ушло, рассеялось, забылось.

Второй этап

сейчас вы видите зал, в котором будете выступать... вы отчетливо видите сцену, зрителей... вы спокойны, собраны и сосредоточены...сейчас ваш выход…уверенно и радостно вы начинаете петь... вам нравится петь .., всем нравится как вы поете...вы ничего не боитесь, вы не волнуетесь, вы легко двигаетесь по сцене, ничего вам не мешает работать, вы не зажаты, ваши плечи и спина расслаблены вам легко...Каждый звук вы извлекаете с огромным удовольствием. У вас все отлично звучит, у вас прекрасное исполнение... Вы выполняете все что задумали, вы вложили всю свою душу в исполнение...вы перенесли весь смысл песни… вы поете грустную песню, и каждый человек в зале переживает вместе с вами, вы поете веселую песню и все радуются вместе с вами… вы хорошо понимаете что в песни есть начало, развитие и кульминация… вы хорошо поете... вы четко видите все свои действия... вы полностью отдаетесь своему вдохновенному исполнению... бурные аплодисменты зала…это все для вас…какое это наслаждение- красиво и хорошо петь...вам легко и приятно удерживать всю свою программу в голове... вы легко расстаетесь со своим негативным волнением и заменяете его радостным ожиданием выступления...Попытайтесь мысленно отбросить прошлое со всеми его беспокойствами, ускользая от них все дальше и дальше. Оставайтесь в этом состояние дремоты. Веки тяжелеют. Отдыхайте. Это состояние релаксации полезно, оно наполнит вас новыми силами, вы почувствуете себя здоровыми и бодрыми. У вас будет отличное настроение. А сейчас отдыхайте...

Итак, вы отдохнули и получили заряд новой жизненной энергии. Исчезли неприятные ощущения, исчезли неприятные мысли, заботы, волнения. Все, что прежде волновало, ушло, рассеялось, забылось. Сейчас вам очень хорошо. После сеанса вы почувствуете себя полными сил, все будет получаться. А главное, у вас будет хорошее настроение. С каждым сеансом Ваше состояние будет улучшаться, вы приобретаете уверенность в себе, в своих силах, в своих возможностях. Нормализуется сон, вы будете засыпать, как только голова коснется подушки, вам будут сниться только хорошие сны. Уже сегодня вы почувствуете большое внутреннее успокоение. Голова стала светлой и ясной. Самочувствие бодрое, настроение ровное и спокойное. Вы начинаете приходить в себя. С каждым вдохом чувство пробуждения усиливается. Открываете глаза, постепенно пробуждается ваше тело, приходит ощущение полного пробуждения. Сейчас я вместе с вами буду считать до 3х. На счет три открывайте глаза .Раз, ВЫ ОТОХНУЛИ...Два... голова ясная , мысли четкие. Все хорошо. Три... открывайте глаза...

Сеанс окончен...

1.СМИЛ Стандартизированный, многофакторный метод исследования личности, впервые разработанный в 1942 – 1949 годах американским психологом Маккинли и Хатэуэем в целях профессионального отбора военных летчиков.

Информация о работе Ментальный тренинг для усовершенствования мастерства вокалистов (сольников)