Ментальный тренинг для усовершенствования мастерства вокалистов (сольников)

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 19:07, реферат

Описание работы

Хорошая физическая подготовка, дающая ощущения здоровья, силы, выносливости и хорошее настроение, прокладывает путь к хорошему эмоциональному состоянию во время публичного выступления, положительно сказывается на протекании умственных процессов, связанных с концентрацией внимания, мышления и памяти, столь необходимых при выступлениях. Исполнитель может находиться в плохом физическом состоянии, но тем не менее выступать очень хорошо, это происходит из-за того , что концертный стресс активизирует защитные силы организма.

Содержание

Введение
Глава 1. Литературный обзор
1.1 Значение воли
1.2 Значение памяти
1.3 Психогигиена вокалиста
1.4 Профилактика болезней голоса
1.5 Сущность успеха
1.6 Виды ментального тренинга
1.7 Основы метода гетеросуггестивной психомышечной релаксации
Глава 2. Организация и методы исследования
2.1 Материалы и методы
2.2 Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности
Глава 3. Результаты исследования
3.1 Обсуждение результатов
Заключение
Выводы
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Ментальный тренинг для усовершенствования мастерства вокалистов.doc

— 276.50 Кб (Скачать)

Во время менструаций у женщин происходит изменения верхних дыхательных путях, влияющие на звучание голоса. Также отмечается гиперемия слизистой оболочки носа, глотки, гортани и трахеи. Голосовые связки и другие части слизистой оболочки гортани краснеют и покрываются комочками слизи. Сила мускулатуры ослабевает. Всем певицам необходимо показываться врачу-ларингологу при начале менструаций и после окончания их для контроля за состоянием верхних дыхательных путей. (Петров В., В.И. Анцышкина)


 

1.4 Профилактика болезней голоса


 

Заболевания голосообразовательных органов, связанные с их неправильной функцией, называются функциональными заболеваниями. Основной причиной их являются нарушения в работе нервной системы, причем ряд таких болезней характеризуется отсутствием каких-либо видимых изменений в голосообразовательных органах, но в других подобных же заболеваниях наряду с нарушением функции голосообразования появляются видимые изменения органах фонации.

Фонастения. Главные симптомы этой болезни: быстрая утомляемость голоса от самой незначительной певческой работы и неприятные ощущения в гортани при пении. В тяжелых случаях отсутствует звук голоса даже при попытках говорить. Никаких объективных болезненных изменений при этом в гортани и остальных верхних дыхательных путях не обнаруживается.

Фонастению разделяют не хроническую и острую.

Под первой понимают заболевание, принявшее длительное течение и трудно поддающееся лечению, под влиянием рационального лечения.

Гипокинез голосовых мышц, то есть недостаточная их активность. При этой болезни звук голоса теряет высоту, певец не может тянуть его, быстро устает, часто у него наступает полная афония, то есть отсутствие какого-либо звука при попытке его издать.

Истерический паралич голосовых мышц выражается в уменьшении или полной потере звучания голоса при речи пении. Он появляется внезапно и в тяжелых случаях не дает возможности больному говорить даже шепотом.

При осмотре гортани отмечается зияющая голосовая щель. Движения голосовых связок при этом бывают весьма незначительными. Паралич обычно двусторонний.

Истерический спазм голосовой щели также сопровождается изменением звука голоса и выражается в спазме голосовых мышц гортани.

Речь в этом случае резко нарушена, пение невозможно.

По своему происхождению к описанным заболеваниям гортани, называемое несмыканием связок.

При этом заболевании певец жалуется на быструю утомляемость голоса при пении и упорное понижение звука (детонироание).

Осмотр гортани в данном случае показывает, что при фонации голосовые связки полностью не смыкаются, - между ними остается щель, то есть налицо частичный паралич голосовых мышц.

Несмыкание голосовых связок имеет в своей основе нарушение в работе нервной системы.

У людей с неустойчивой нервной системой, особенно вегетативной ее части, иногда внезапно бывает приступ так называемого нервного (вазомоторного) насморка. Больной начинает чихать, лицо и нос краснеют, начинается слезоточение. Сначала закладывает нос, а затем появляются жидкие, прозрачные выделения.

Длительность подобного приступа насморка – от нескольких часов до 2 – 3 дней и кончается он так же внезапно, как и начался. Иногда эти приступы учащаются, болезнь принимает затяжное течение и длится недели и месяцы.

Причиной подобного насморка является нарушение в деятельности нервной системы, а толчком к этому могут служить самые разнообразные обстоятельства, например, волнение, желудочно-кишечные расстройства, необычная пища, охлаждение тела или его перегревание и т. п.

Нередко встречается хронический атрофичесий насморк, который вызывает неприятные ощущения притупляет чувство обоняния. Такой насморк связан с нарушением питания тканей из-за неправильной функции вегетативной нервной системы и обычно распространяется на слизистую оболочку глотки, а иногда и гортани.

Из-за нарушения питания тканей носа бывает также гипертрофический насморк, при котором разрастаются носовые раковины и закладывает нос.

Основная причина всех перечисленных заболеваний – нарушение правил гигиены певца, а в первую очередь нервно-психической гигиены.

Все подобные функциональные заболевания хорошо излечиваются. Чем раньше начато лечение, тем быстрее наступает выздоровление.

При функциональном заболевании певец должен быть взят тотчас же под наблюдение квалифицированного педагога, причем желателен тесный контакт педагога с лечащим врачом при разрешении многих вопросов лечебного характера. Выздоровление певца в этом случае зависит от хорошо продуманных и умело применяемых совместных лечебных мероприятий врача и педагога-вокалиста.

Для профилактики функциональных заболеваний голосового аппарата к каждому певцу необходимо соблюдать правила нервно-психической гигиены, чем будет укрепляться нервная система. (К.В. Злобин, 1958)

Многие певцы с неустойчивой или ослабленной нервно-психической сферой склонны впадать в болезненное состояние, называемое астеническим. Такое состояние наблюдается при нервных заболеваниях – неврастении и других неврозах. Неуверенность в себе и подавленное настроение – симптомы этого состояния. Неудачное выступление в спектакле или концерте, плохое звучание голоса, субъективная не удовлетворенность созданным образом, передачей тех или иных нюансов исполняемого произведения и т. п. – все это выводит такого певца из равновесия, снижает его жизненный тонус и может стать одной из причин развития функциональных болезней голоса.

Если певец страдает подобным неврозом, надо лечиться у невропатолога и психоневролога и постоянно находиться под наблюдением.

Кроме того, для предупреждения функциональных заболеваний голосовых органов, нужно соблюдать правила гигиены, гигиены дыхания, питания, гигиены голоса при выступлениях, гигиены голоса у женщин при менструациях. Так же важно принимать меры для предупреждения воспалительных заболеваний верхних дыхательных путей, а если такие заболевания возникли, лечиться у врача и только после выздоровления приступать к вокальной работе; при ненормальностях в строении органов голосообразования находиться под постоянным наблюдением врача-фониатра и по вопросам вокальной работы консультироваться с ним.

Если певец перенес тяжелую болезнь, то после выздоровления он должен быть под наблюдением врача и согласовывать с ним объем своей вокальной работы. (Егоров А.М..1962)


 

1.5 Сущность превосходства


 

Уверенность в себе и безопасность- 2 из самых важных факторов. Если я знаю что способен функционировать на 40-50 процентов своих возможностей. Я всегда должен думать "я могу сделать все". Эта вера необходима, чтобы превзойти других. Для превосходства над другими надо постоянно искать возможности для самороста. Петь с различными и лучшими певцами. Всегда надеяться что лучший концерт должен все еще прибывать. И нет смысла сосредотачиваться на каждом случае, так как концертов много. Лучше действительно сосредоточиться на стороне связанной с развитием. Другой компонент для превосходства- управление своими чувствами, контролировать свои действия. Получение удовольствия и умение насладиться моментом, мгновением очень важно для исполнителя.

Концентрация –вещь, которую должны изучить прежде всего. Дисциплина- также основное правило способности концентрироваться. Есть много вещей проходящих через нашу голову, важно, уметь быстро переключаться в нужное русло.

Внутренние качества, для превосходства над другими.

Основные элементы превосходства - контроль своих действий, положительные образы, умственная готовность. Однако существуют два дополнительно-взаимосвязанных качества: спонтанность и творческий потенциал.

Очень трудно отделить спонтанность и творческий потенциал. Творческий потенциал описывают как визуализацию, воображение или музыкальную интерпретацию, личное выражение чувств и эмоций, которые пробудила музыка. Спонтанность интерпретировалась как открытость к творческому потенциалу, выражая импульсы или вдохновение.( Орлик Т.1992)


 

1.6 Виды ментального тренинга (МТ)


 

Аутогенная тренировка (АТ). В основе существующих методов АТ лежит механизм самовнушения (психического самовоздействия), впервые изученный в практических целях французским аптекарем Э. Куэ в начале XX века, впервые примененный во врачебной практике немецким терапевтом И. Шульцем в 1930-х годах. Самовнушения являются условием, повышения активности процессов саморегуляции состояний. В качестве критерия эффективности АТ обычно берется уровень психомышечкой релаксации, достигнутый субъектом в процессе упражнений АТ. Таким образом, саморегуляция в АТ реализуется посредством аутокоммуникации между "Я" субъекта и частями его тела ("не- Я"), воспринимаемыми субъектом как субличности или элементы внутриличностной сферы.

Йдеомоторная тренировка (ИГ). В основе идеомоторной тренировки лежит "загадочный эффект" связи мысли и движения. Представление о движении каким-то образом тесно связано с самим движением. Образ движения (представление о движении) вызывает само движение, что проявляется в идеомоторных актах — микродвижениях мышц, ответственных за выполнение данного движения в целом. Идеомоторные акты были известны ученым еще в XVII веке, но экспериментально стали изучаться лишь в конце XIX века. Первые экспериментальные исследования, проведенные М. Шаврелъ, Дж. Бредом, Д. Менделеевым, показали, что чем ярче и полнее представляет человек желаемое движение, тем легче и точнее оно воспроизводится в реальной деятельности. На основе ИТ в 1970-е годы возник новый метод ментального психотренинга, получивший название "мысленной репетиции" предстоящего выступления.

Мысленная репетиция (МР).Как пишет В. П. Некрасов с сотрудниками,(19..) "оптимальное психическое состояние не является подарком судьбы. Требуется систематическая работа над собой для того, чтобы уметь управлять своими эмоциями и чувствами, снимать влияние психологического груза временных неудач, боязни предстоящей деятельности". Этой цели лучше всего соответствует метод мысленной репетиции, широко используемый в практике психологической подготовки певцов. Примером эффективности этого метода может служить психологическая подготовка известного немецкого теннисиста Бориса Беккера, который, начиная с 14-летнего возраста, часами "прокручивал" в воображении мысленные картины его предстоящих встреч со звездами мирового тенниса в положении лежа после просмотра очередной видеозаписи с участием звезд тенниса. Метод мысленной репетиции успешно используется для адаптации психики вокалистов (артистов) к условиям предстоящего выступления в сочетании с ментальным видеотренингом (просмотр видеозаписей выступлений).

Ментальный имаготренинг (ИВ).

Метод имаготренинга (образ, изображение) основан на функциях продуктивного (творческого) воображения, позволяющее создать в своем уме нужную картину предстоящих действий, представить себя в желаемом образе, спроектировать этот образ в будущее, вжиться в него. Для этого и существует имаготренинг и его групповые варианты психодрама и социодрама, что помогает изобразить и пережить себя тем, кем желаешь, перевоплотиться в образ. Данные методы широко практикуются в сценической подготовке актеров. Существует большое число психотехнических упражнений для имаготренинга. Спортсмен во многом подобен актеру, что очевидно для артистических видов спорта, например, акробатики, футбола, гимнастики, синхронного плавания, фигурного катания на коньках и др. ...Однако неталантливому, актеру не помогут никакие законы творчества. Но эти законы помогут одаренному актеру проявить талант и развить его". Принятая "маска-образ" создает эффект "психологической защиты" и делает его недосягаемым для соперников .

Психотренинг волевого внимания (ГШВ).

К этой группе методов ментального тренинга относятся традиционные приемы и упражнения на концентрацию внимания, развитие памяти, навыков тактического мышления, принятие решений, коррекцию самооценки и др. (Е.Кончик,2002)

Обыгрывание.

В этом приеме психологической подготовки певец- исполнитель постепенно приближается к ситуации публичного выступления, начиная от самостоятельных занятий и кончая выступлением в кругу друзей. Обыгрывание ситуации выступления надо делать как можно более часто и постараться достичь того, чтобы говоря словами Станиславского, трудное стало привычным, привычное – легким, а легкое - приятным.

Ролевая подготовка.

Смысл этого приема заключается в том, что исполнитель, абстрагируясь от своих собственных личностных качеств, входит в образ хорошо известного ему певца, не боящегося публичных выступлений, и начинает петь в образе другого человека. В психотерапии этот прием называется имаго терапией , т.е. терапией при помощи образа. В состоянии внушения определенного образа талантливого человека у испытуемых повышается уровень творческого потенциала.

Смысл ролевой подготовки заключается в том, что исполнитель, чрезмерно волнующийся перед ответственным выступлением, вопреки своему состоянию начинает играть роль человека, который уверен в себе и ничего не боится. Далее надо с максимально возможной полнотой постараться вжиться в этот образ, выполняя для этого соответствующую систему действий.

Надо скопировать манеру держаться этого человека, разговаривать, смеяться и т.д. При этом внутри неминуемо будет рождаться новое психическое состояние, в котором будут преобладать настроение уверенности и мажорного мироощущения.

Способность через целенаправленное самовнушение к максимально полному и глубокому принятию новой роли является высшим этапом психологической подготовки.

Предконцертное самочувствие ученика в значительной мере зависит от психического состояния педагога.

Каждый певец за время своей карьеры накапливает определенный опыт как успешных, так и неуспешных выступлений. Для выяснения причин неудачных выступлений полезно ведение дневника, в котором фиксируются причины, проведшие к тому или иному результату. А также записывать свое самочувствие, свои мысли, действия во время лучших выступлений, чтобы создавать в себе то состояние, которое, на ваш взгляд является оптимальным. ( Петрушин. В И., 1971)


 

1.7 Основы метода гетеросуггестивной психомышечной релаксации


 

"Гетероссугестивный тренинг психомышечной релаксации(ГСПМР) разрабатывается (В.Н.Кожевников, 1987), который в свою очередь является модификацией ментального тренинга.

Ментальный тренинг, как информационно-кодословный метод лечения разраблтан Ларсоном-Эриком Унесталем (1975). В основе метода лежит применение упражнений, способствующих появлению и углублению ощущения тяжести, тепла, покоя в определенных участках тела, что ведет к релаксации, на фоне которой проводится внушение каких-то мыслей, желаний, образов, ощущений, состояний.

Информация о работе Ментальный тренинг для усовершенствования мастерства вокалистов (сольников)