Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 19:07, реферат
Хорошая физическая подготовка, дающая ощущения здоровья, силы, выносливости и хорошее настроение, прокладывает путь к хорошему эмоциональному состоянию во время публичного выступления, положительно сказывается на протекании умственных процессов, связанных с концентрацией внимания, мышления и памяти, столь необходимых при выступлениях. Исполнитель может находиться в плохом физическом состоянии, но тем не менее выступать очень хорошо, это происходит из-за того , что концертный стресс активизирует защитные силы организма.
Введение
Глава 1. Литературный обзор
1.1 Значение воли
1.2 Значение памяти
1.3 Психогигиена вокалиста
1.4 Профилактика болезней голоса
1.5 Сущность успеха
1.6 Виды ментального тренинга
1.7 Основы метода гетеросуггестивной психомышечной релаксации
Глава 2. Организация и методы исследования
2.1 Материалы и методы
2.2 Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности
Глава 3. Результаты исследования
3.1 Обсуждение результатов
Заключение
Выводы
Список литературы
Первые три оценочные шкалы измеряют искренность испытуемого, степень достоверности результатов тестирования и величину коррекции, вносимую чрезмерной осторожностью. Остальные восемь шкал являются базисными и оценивают свойства личности.
1 шкала (ипохондрии) измеряет свойство личности испытуемого с астено – невротическим типом
2 шкала (депрессии) говорит о склонности испытуемого к социопатическим вариантам развития личности
3 шкала (истерии) измеряет эмоциональную лабильность
4 шкала (психопатии) показывает импульсивность, уровень побуждения к достижению цели
5 шкала в этом варианте опросника отсутствует
6 шкала (паранойяльности) характеризует обидчивость испытуемого, склонность к аффектам и их ригидность
7 шкала (психастении) предназначена для диагностики тревожно – мнительного типа личности, склонного к сомнениям
8 шкала (шизоидности) определяет степень эмоциональной отчужденности сложности в установлении социальных контактов
9 шкала (гипомании) выявляет близость к гипертимному типу личности, измеряет активность и возбудимость
После построения профиля описываются характерные личностные особенности испытуемого в зависимости от наличия высоких и низких показателей по той или иной шкале.
Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности
Данный тест является надежным информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека)
Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями.
Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень.
Шкала оценки состоит из двух частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожности
"Восьмицветовой тест Люшера", проективная методика исследования личности, основанная на субъективном предпочтении цветовых стимулов.
Проективная методика исследования личности, основанная на субъективном предпочтении цветовых стимулов. Стимульный материал состоит из 8 стандартных разноцветных квадратов. В процессе тестирования испытуемый, высказывая предпочтение одним и отвергая другие цвета, конструирует ряд цветового предпочтения, проецируя структуру своих внутренних диспозиций на вышеупомянутые цвета. Экспериментатор производит обратную операцию – реконструирует структуру внутренних диспозиций испытуемого и делает предположение о его наиболее вероятном поведении при тех или иных обстоятельствах, его эмоциональном состоянии, определяет то, что может стать причиной срыва или нерационального поведения, а также предполагает наиболее адекватные психотерапевтические воздействия.
Непосредственно наблюдение, за выступлениями до и после сеанса.
Оценка экспертов, (руководителя)
Текст для психотерапии был разработан с учетом психологических особенностей вокалистов.
Глава З Обсуждение результатов
3.1 Результаты исследования
Путем опроса участников исследования на основе вербальных самоотчетов было выявлено:
На первых психотерапевтических сеансах большинству пациентов не удалось достигнуть расслабления, что свидетельствует о высоком уровне напряжения, тревоги. Участники говорили о том, что они не могут избавиться от напряжения в различных частях тела: в основном это — шея, плечи и ноги. Наиболее сложно было расслабить лицо. В процессе работы я старалась уделять "проблемным зонам" больше времени, пыталась помочь достигнуть исчезновения напряжения благодаря усилению внимания к тем ощущениям, которые сопровождают релаксацию. С каждым сеансом участникам было все легче достигнуть полного расслабления.
К 6-7 сеансу достигать полного расслабления научились все пациенты. В состоянии глубокой релаксации, когда уровень поступления сигналов от мышечных рецепторов в кору головного мозга значительно снижается, возникает чувство невесомости, бестелесности, чувство свободы, независимости и т. п. Формируется так называемое альтернативное состояние сознания. На данном этапе, обычно достигалась психическая релаксация. Участникам удавалось отключиться от неприятных мыслей. Все описывали свое состояние как промежуточное между сном и бодрствованием.
После курса ментального тренинга: нормализовался сон; произошло снижение развития утомления, повышение работоспособности; исчезли жалобы соматического плана; стабилизировалось психическое состояние; общее снижение уровня тревоги.
Результаты многофакторного опросника ММРI
| L | F | K | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 0 |
Бородин | 41 | 62 | 58 | 57 | 39 | 60 | 57 | 69 | 50 | 46 | 41 | 55 | 26 |
Запольский | 45 | 68 | 47 | 56 | 55 | 65 | 44 | 55 | 53 | 70 | 65 | 73 | 35 |
Романович | 35 | 68 | 44 | 34 | 28 | 30 | 55 | 68 | 51 | 45 | 31 | 72 | 32 |
Березинская | 36 | 78 | 46 | 55 | 40 | 53 | 45 | 47 | 57 | 36 | 65 | 75 | 39 |
Баграмян | 36 | 69 | 49 | 58 | 43 | 49 | 61 | 48 | 58 | 54 | 55 | 68 | 36 |
СРЕДНЕЕ | 45 | 60 | 50 | 49 | 36 | 47 | 50 |
| 50 | 48 | 50 | 68 | 34 |
При интерпретации результатов ММРI выявлены следующие особенности: тенденция к повышенным значениям по шкалам 9(оптимистичность), и сниженные значения по шкалам 2(депрессия), 0(социальная интроверсия). Полученные данные означают тенденцию к неразборчивости в связях, избыточную общительность, отсутствие особой разборчивости, снисходительное отношение к своим промахам и недостаткам, эмоциональную лабильность, демонстративность.
Работа с вокалистами должна быть направлена на повышение самооценки и уверенности в себе, на повышение уровня самоконтроля и самосознания, поощрениями и поддержкой
По методики "восьмицветового теста" Люшера до и после курса МТ было определено
До курса на первых позициях чаще всего синий цвет +1,что скорее всего может означать стремление к устойчивой ситуации, страх перед трудностями. Нерешительность в принятии решений, крайняя чувствительность к средовым воздействиям, потребность в понимании и сочувствии.
Обращает на себя внимание 4(желтый) сдвинутый к последней позиции, что предполагает страх, ожидание плохого, чувство покинутости, тенденция к критическому отношению в выборе объектов контакта, разочарование, озабоченность, раздражительность по отношению к окружающим.
После курса на первых позициях +2+3+4(зеленый, красный, желтый). Активно-оборонительная позиция, высокая поисковая активность, упорство в достижении цели, выраженная тенденция к доминированию, увлеченность и стремление к преодолению стоящих на пути к реализации своих намерений препятствий. Оптимистичность, легкое вживание в разные социальные роли, непосредственность и раскрепощенность поведения, поиски признания в межличностном взаимодействии, целенаправленность действий.
По результатам " Шкалы реактивной и личностной тревожности" Спилберга –Ханина.
До курса МТ у двух участников был высокий уровень РТ, и у двух низкий.
Личностная тревожность в пределах нормы.
После курса уровень реактивной тревожности стал в пределах нормы, уровень личностной тревожности снизился в пределах нормы. По этим данным можно судить об адекватном реагировании в ситуациях выступления. (рис1) (рис2)
Рис. 1 результаты шкалы оценки реактивной тревожности
Рис 2. результаты шкалы оценки личностной тревожности
Оценка экспертов до и после курса МТ
до курса МТ: вокалисты зажаты, нервозны; повышенная отвлекаемость; трудности при восприятии и заучивании нового материала; быстрая утомляемость; сложности в понимании смысла песни, совместная работа над правильностью интонирования и передачи мысли в песне требует больших энергетических затрат; начинающие певцы плохо адаптируются на сцене. Не могут удержать и перенести программу, которую дает руководитель на репетициях. |
После курса МТ Режиссер постановщик , руководитель по вокалушоу-театра"Эргона", За последний месяц общее состояние вокалистов улучшилось. Они стали более уверенней в своих профессиональных способностях, более спокойны. Увеличилась работоспособность, они стали легче переносить нагрузку, укрепился связочный аппарат (эластичность связок, расслабление мышц гортани) ушли хрипы, частота звучания улучшилась. Появилось стремление к накоплению нового материала. Возможности развития имеют положительную динамику. | После курса МТ Студийный звукорежиссер, руководитель младшей вокальной группы шоу-театра " Эргона" Евгений Сошинский): После применения тренинга в работе наблюдались уменьшения вибрационной составляющей при звукоизвлечения, повышение эмоционального уровня, легкости и естественности исполнения, также нужно отметить уменьшение нервозности перед записью, снижение утомляемости при многочасовой работе в студии. |
Березинская Настя,20
По результатам ММРI: профиль не нормативен.
Ведущий пик по 9 шкале (оптимистичность)(Т-76) и понижение по 2(пассивность), 7 (тревожность), 0 шкалам.
Повышенная активность личности в поисках выхода из сложных ситуаций, эмоциональная лабильность, неразборчивость в контактах.
Ведущая потребность-избавление от страхов и неуверенности. заниженная 7 (тревожность) шкала (35Т) указывает на отсутствие осторожности в поступках, сниженная способность к сопереживанию, грубоватую и жесткую манеру поведения. Необходимо создать душевный диссонанс с другими людьми.
Результаты восьмицветового теста Люшера.
ДО 14253067 41352067 | ПОСЛЕ 32145607 23415067 |
Функция +4+1 Смешанный тип реагирования, противоречивая позиция - активно-пассивная, связанная с противодействием разнонаправленных позиций. В выборе вида деятельности наибольшее значение придается тому, чтобы сам процесс деятельности приносил удовольствие. Функция *2 Настойчивое поведение, упорство в отстаивании своих позиций. Функция =5=3 Эгоцентрическая обидчивость, отсутствие поддержки. Функция =0=6 Потребность в большей эмоциональной вовлеченности, эротичность. | Функция +2+3 Активно-оборонительная позиция, высокая поисковая активность, упорство в достижении цели, противодействие давлению внешних факторов, уверенность в себе. Стеничность, стрессоустойчивость. Функция *4*1 изменчивость настроения в зависимости от реакций находящихся рядом людей. Самооценка зависит от успеха и мнения значимых других. Функция =5=0 Ощущение изолированности и одиночества. Потребность в ярких эмоциональных переживаниях, эгоцентрическая сосредоточенность на своих проблемах, обидчивость. Функция =0=6 Потребность в большей эмоциональной вовлеченности, эротичность. Функция -7 Потребность самостоятельно решать свои проблемы и распоряжаться своей судьбой. |
ПО результатам Спилберга –Ханина
Пониженные результаты требуют повышения чувства ответственности и внимания к мотивам деятельности.
Запольский Слава ,19
Результаты ММРI
Профиль не нормативен.
Повышение по 3(эмоциональная лабильность),7(тревожность)8 (индивидуалистичность) 9 (оптимистичность) шкалам, заниженная 0 (социальная интроверсия)
Неразборчивость в контактах. Сочетание 78" выявляет механизм интеллектуальной переработки и ограниченного поведения, направленного на избегание неуспеха и проявляющего явления навязчивости, при этом выявляется проблема заниженной самооценки. Уход в мир фантазий. Незрелость установок и суждений, "ребячливость".
Результаты восьмицветового теста Люшера.
ДО 02531647 04635172 | ПОСЛЕ 43215760 43251067 |
+0 тенденция к пассивности, отходу от социальных контактов, опустошенность, усталость *4*6 неустойчивость, неуверенность в себе, тревожные опасения непреодолимости существующих проблем, =5=3 ощущение изолированности и непонятости окружающими =5=1 сосредоточение на своих проблемах, ощущение одиночества =7=1 эмоциональная заторможенность, вынужденный отказ от реализации некоторых потребностей -2 неудовлетворенность своим социальным статусом, нежелание предпринять чего-либо. | Функция +4+3 Потребность в действии, эмоциональной вовлеченности, в переменах, в общении. Оптимистичность, эмоциональная неустойчивость, легкое вживание в разные социальные роли, потребность нравиться окружающим, зависимость от средовых воздействий, поиски признания и стремления к сопричастности в межличностном взаимодействии. В выборе вида деятельности наибольшее значение придается тому, чтобы сам процесс деятельности приносил удовольствие. Функция *2 Поведение настойчивое, требовательное, упорство в достижении целей, отстаивание своих позиций. Функция =5=1 Потребность в ярких эмоциональных переживаниях, эгоцентрическая сосредоточенность на своих проблемах, обидчивость. Функция =1=0 Потребность в эмоциональной вовлеченности, носящей поверхностный характер. Функция -6-7 Протест в отношении запретов и нежелательных ограничений. Потребность распоряжаться своей судьбой. |
Информация о работе Ментальный тренинг для усовершенствования мастерства вокалистов (сольников)