Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2012 в 14:53, реферат
При производстве экранного произведения надо учитывать четыре этапа производства. Лучше всего эти этапы проявляются в производстве кинофильмов. Изложенные ниже технологии и приемы могут применяться в сокращенном виде в производстве других экранных произведений (для телевидения, видео)
Каждый из этапов характеризуется своими особенностями, применяемыми технологиями, организационными признаками.
Введение
I.Сценарный период
1.1. Подготовка сценария
1.2. Литературный сценарий
1.3.Выбор режиссера
1.4. Бизнес-план и поиск инвестора
1.5. Презентация кинопроекта
1.6. Возможная переделка сценария под режиссера
II. Подготовительный период
2.1. Режиссерский сценарий
2.2. Подбор актеров
2.3. Календарно-постановочный план
2.4. Формирование съемочной группы
2.5. Подбор техперсонала
2.6.Договор с киностудией
2.7. Поиск натуры
2.8. Изобразительное решение фильма
2.9. Подготовка экспедиций
2.10.Организпция репетиций
2.11.Постановочный проект
2.12.Подсчет генеральной сметы
III.Съемочный период
3.1.Натура экспедиционная
3.2.Натура местная
3.3.Натура студийная площадка
3.4.Павильон
3.5.Интерьер
IV.Монтажно-тонировочный период
4.1.Монтаж как искусство и технология
4.2.Звуковое оформление
4.3.Сдача фильма
4.4.Анализ законченного кинопроекта
2.5. Подбор техперсонала
Обычно сотрудничество между творческими работниками и техническими специалистами цехов длится годами. Оператор предпочитает работать с одним и тем же бригадиром осветителей, а художник по костюмам только с этим костюмером. Если же такого сотрудничества не наблюдается, то руководители основных звеньев съемочной группы подбирают необходимый технический персонал: механиков съемочной аппаратуры, бригаду светотехников, специалистов декорационно-технических цехов, а директор картины оформляет с ними договоры.
Многое в творческом процессе зависит от профессионализма цеховых работников. Профессионал быстрее реагирует на любые творческие требования, быстрее добивается нужного результата. Замечено, что даже мельчайшие изменения мизансцены влекут за собой перестановку светоприборов. Чем больше фильмов сняли совместно бригадир с оператором, тем качественнее они решают художественные задачи.
Монтажер и монтажницы, художник и маляр, директор и водитель, актер и гример, режиссер и реквизитор – все эти и другие тандемы при плотном взаимопонимании между собой оказывают огромное влияние на производительность труда съемочной группы.
2.6.Договор с киностудией
Теперь, когда есть режиссерский сценарий, КПП и сумма лимита затрат, необходимо определяться со студией, которая будет оказывать производственные услуги.
Выбор киностудии зависит от режиссера, цен на услуги, привязанность продюсера и даже от географического местоположения самой киностудии. Главными критериями выбора киностудии является стоимости услуг и работ.
2.7. Поиск натуры
Если мета съемок определены в сценарии, то остается их организовать для успешной работы. В случае ,если натура в сценарии не имеет адреса, ее ищут. Существуют специальные агентства, которые на основании предоставленных так называемой информационной карты местности, фото- и видеоматериалов помогают найти натуру. После этого группе остается только выехать и утвердить места будущих съемок.
Источником сбора информации для выбора мест натурных съемок являются фотоархивы музеев и кинофонды студий. Сегодня трудно представить сценарий, в котором описывается натура, не напоминающая что-то похоже в каком-либо ранее снятом фильме. Помимо документальных и художественных фильмов и ТВ-передач в поиске натуры помогают личный опыт, прочитанные книги, рассказы друзей, родственников, соседей. В выборе натуры сплетаются как интересы творчества, так и производства. Каждый решает свою задачу: оператор продумывает режим освещения объектов, условия использования операторской техники, отмечает восход и заход солнца; художник намеревается исправить «ошибки» природы, прикидывает объемы изменения характера ландшафта, режиссер ищет наиболее точного соответствия натуры коллизиям сценария, а директор думает о базе, гостинице, прикидывает местные технические и людские ресурсы.
2.8. Изобразительное решение
Разработка всего комплекса изобразительного решения фильма в эскизах декораций, натурных объектов, эскизах костюмов, грима и комбинированных съемок имеет большое значение для успешной съемочной группы.
Изобразительное решение фильма – результат коллективного осмысления литературного материала режиссера, оператора и художника. После этапа обсуждений, выбора натуры, учтя пожелания режиссера и оператора, художник-постановщик в рамках денежного лимита приступает к созданию эскизов декораций.
Эскизы должны дать представление не только о будущем месте действия фильма, но также о его стилистике, колористическом и пластическом строе. В эскизах должна учитываться возможность свободного и разнообразного движения камеры и построения интересных мизансцен. На количество декораций большое влияние оказывают жанр, эпоха, тема и точка зрения творцов на изобразительный ряд. Как только эскизы будут утверждены режиссером и продюсером, они сразу передаются в сметное бюро отдела декорационно-технических сооружений для точного расчета стоимости. Но на эти деньги можно как построить декорацию в павильоне, так и оплатить аренду естественного интерьера. Поэтому, прежде чем что-то строить, директору картины необходимо узнать, а нет ли подобного объекта в готовом виде, и если есть, то можно ли в нем снимать, какие возможности предоставляют владелец интерьера, как в нем использовать операторскую технику, свет, какова стоимость аренды. Сложность принятия решения в том, что помимо экономической выгоды всегда необходимо учитывать и творческие соображения. Иначе говоря, все изобразительное решение должно способствовать погружению зрителя в атмосферу доверия к той художественной реальности и правде, к той среде, которую стремятся передать на экране авторы фильма.
Образы персонажей должны быть исторически достоверны, во многом благодаря именно костюмам и гриму, а также множеству мелких деталей – подробностей, отражающих данную эпоху. В тесном контакте с художником-постановщиком работает художник по костюмам, который разрабатывает эскизы всех костюмов. Костюм является важным компонентом изобразительного решения фильма. Страна, эпоха, классовая принадлежность, психологическое состояние актера – все это отражается на костюме. Задача художника по костюмам – постичь характер действующего лица и обстоятельств, в которых ему предложено действовать, и дать это почувствовать зрителю через облик персонажей.
Художник по гриму тоже изготавливает эскизы, учитывая портретные характеристики, возрастные и психологические состояния героев. Процесс проведения видеопроб артистов используется художником по гриму для внесения в грим необходимых коррективов. Искусство грима приобретает приоритетное значение в биографических, исторических картинах, герои которых известные люди. Часто по сюжету актер должен прожить целую жизнь своего персонажа или до неузнаваемости необходимо изменять облик актера.
Каждый персонаж исторического фильма имеет свой эскиз прически, бороды и усов. Немаловажное влияние грим и костюм оказывают и на степень актерского перевоплощения.
Бурное развитие спецэффектов буквально родило новую профессию – гример по спецэффектам: на протяжении фильма этот художник многократно изменяет лица персонажей.
Экономические приоритеты всегда активно вторгались в изобразительное решение фильма. Понятно, что для производства лучшим всегда будет тот художник, который исходя из потребностей сценария и пожеланий режиссера затратит на их выполнение как можно меньше времени и средств.
Если в сценарии велик объем комбинированных съемок, то после составления экспликации и утверждения методов комбинированных съемок художник- комбинатор изготавливает эскизы этих кадров.
2.9. Подготовка экспедиций
Разброс объема натурных съемок в фильме может колебаться от одной небольшой сцены до кинокартины, полностью снимаемой на натуре.
Если натурного метража много, то все эпизоды снимаются в одном месте, это лучше, чем несколько небольших сцен, но географически разбросанные в разные места, иногда за тысячи километров друг от друга.
В понятие «подготовка экспедиции» входит комплекс творческих и производственных работ, которые проводятся задолго до выезда группы на места натурных съемок. На киностудии необходимо:
Все кадры режиссерского сценария, предназначенные к съемке в экспедиции, разбить на несколько категорий – съемки в солнечную или пасмурную погоду, режимные.
Сдать все заявки га отправку группы и отобранных сценическо-постановочных средств;
Заказать необходимые денежные средства;
Заказать транспорт для перевозки техники и имущества;
Провести инструктаж по технике безопасности съемок.
Контролируя подготовку экспедиции, директор картины параллельно организовывает процесс актерских репетиций.
2.10.Организпция репетиций
Считается, что в кино невозможна последовательная съемка эпизодов, поэтому особое место отводится репетиции, в которой актер прочувствует свою роль хотя бы за столом.
Репетиция в производстве фильма, едва ли не самая дешевая часть, а эффект от нее может быть колоссальным. Репетиции на стадии завершения подготовительного периода – это последний шанс режиссера проверить свой замысел, избавиться от ошибок, развить характеры персонажей, убедиться в правильности выбора актера. Поэтому что замена актера в этом периоде не нанесет такого ощутимого ущерба, как в съемочном.
Репетиция в кино необходима, чтобы актеры поняли значение сцен и эпизодов, характеристики и взаимоотношения персонажей, получили режиссерские указания. Предварительная репетиция позволит сократить время на проведение репетиций в съемочном периоде.
Если творческая репетиция может значительно улучшить качество фильма, то без технической репетиции просто нельзя приступать к съемкам. Общепринятая технология репетиций выглядит примерно следующим образом.
Шаг 1-й – за столом. Собираются все основные актеры. Цель встречи – знакомство и читка сценария по ролям.
Шаг 2-й – овладение образом. Знакомство с режиссерской экспликацией фильма. Цель – проникновение в психологию характеров.
Шаг 3-й – эпизоды фильма. Учитывая, что съемки фильма не всегда ведутся по ходу логического развития действия, эти репетиции важны для преодоления трудностей работы актера в кино. Некоторые режиссеры репетируют предварительно почти все сцены будущего фильма.
Шаг 4-й – накануне. Эти репетиции соединяют технические и творческие задачи.
Шаг 5-й – съемочный день. Установление мизансцены с точными движениями актера в каждом кадре с участием оператора. Репетиция перед съемкой – завершающая техническая репетиция, в которой движения актеров размечают с точностью сантиметра.
2.11.Постановочный проект
Постановочный проект, зародившись только как раскадровки режиссерского сценария, с годами вобрал в себя много других элементов, и можно с уверенностью сказать, что значимость его в современном продюсерском кинематографе увеличилась.
Постановочный проект определяет степень готовности фильма и готовность перехода в съемочный период.
Постановочный проект включает следующие элементы:
Детальную разработку сценария;
Фотографии с мест натурных съемок;
Предварительный кастинг;
Подписанные предварительные договора с актерами на основании письма из театра, КПП и графика занятости;
Эскизы декораций, костюмов, грима;
Монтажно-технические разработки;
КПП;
Подтверждение финансового обеспечения проекта;
Договор страхования
Договора с киностудиями;
График первоочередных съемок.
В дополнение к раскадровкам по каждому объекту фильма составляются монтажно-технические разработки, в которых должны содержаться сведения о месте и видах съемки, характере декораций, полезном метраже, количестве занятых актеров, участников эпизодов и массовых сцен, а также представляется перечень необходимых для съемки костюмов, мебели, предметов реквизита и технических средств.
Монтажно-техничсекие разработки изготавливаются сразу же после написания режиссерского сценария и служат основой практической подготовки к съемкам, определяя объем и сроки конкретных работ. Они помогают составить КПП и генеральную смету фильма.
2.12.Подсчет генеральной сметы
После готовности литературного сценария можно приблизительно подсчитать так называемый лимит затрат. В результате часто получается огромная сумма, и, дабы не отпугнуть инвестора, продюсер и режиссер ее преднамеренно занижают. Логика их рассуждений проста: пригласим популярных артистов, инвестор уже потратит какие-то деньги, влезет психологически в проект, а после точного подсчета сметы добавит – никуда не денется. В реальности же происходит следующее: за подготовительный период финансовое состояние инвестора может ухудшиться, он остынет к проекту или у него возникнет что-то новое, более интересное и добавить денег он не захочет.
Основой для работы над сметой являются четыре элемента» режиссерский сценарий, КПП, монтажно-технические разработки и места натурных съемок. Но чтобы посчитать генеральную смету, необходимо много исходных данных, часть из которых появится только в конце подготовительного периода, например утвержденные исполнители всех ролей, сумма аренды интерьеров и т.д.
III.Съемочный период
Съемочный период, или фиксация задуманного на любой носитель изображения, является самым трудоемким и дорогостоящим периодом производства фильма.
Идеальный съемочный период должен быть оптимальным по срокам, без простоев, без технического и творческого брака, без замен кого-либо из исполнительского или основного состава, без финансового перерасхода и с хорошим качеством снятого материала.
Это достигается прежде всего тщательной подготовкой, которая предполагает строгое выполнение требований технологии кинопроизводства.
В период съемок режиссер и актеры проводят на съемочной площадке от 10 до 12 ч. Дирекции всегда следует помнить о том, что режиссер несет на себе огромную физическую и моральную нагрузку, и поэтому необходимо удовлетворять его просьбы, а порой и капризы.
На непосвященный взгляд кажется, что вхождение актера в образ начинается на съемочной площадке, но начинается этот процесс гораздо раньше – в гримерной и костюмерной. Никогда не следует забывать, что все актеры, участвующие в конкретной сцене, должны гримироваться одновременно, потому что ожидание хоть одного из них всегда портит грим и прическу у других, вызывая необходимость их поправок, что опять-таки задерживает начало съемки.
Гримеры и парикмахеры должны уметь проявлять свой авторитет, чтобы не терять время на капризы и бесполезные требования актеров, удовлетворяя их желания выглядеть лучше, чем по сценарию.
По окончании работ прямо на съемочной площадке проходить планерка, на которой до мелочей обговариваются план съемок завтрашнего дня. Администратор заполняет вызывной лист. В вызывном листе персонально указывается кто, в какое время и где начинает свой рабочий день. В нем отмечают не только часы приезда актеров на базу(или киностудию), но и время их готовности к съемке, что мобилизует гримеров, костюмеров и режиссерскую команду. Актеры должны являться на съемочную площадку в порядке их появления в кадре, за это персонально отвечает второй режиссер. Он должен точно рассчитать время, необходимое для одевания и гримирования каждого актера.
Особое внимание дирекцией съемочной группы должно быть уделено транспорту. Начало каждого рабочего дня складывается из целой цепи обстоятельств, которые зависят друг от друга, и неполадки в одном звене цепи всегда приводят к срывам. Когда один из грузовиков, перевозящий мебель, реквизит, художников и звуковиков, народных артистов и участников массовки, опаздывает, дирекция съемочной группы в эти минуты особенно остро ощущает, с какой ответственностью необходимо подбирать водительский состав. Опытный водитель является не только хорошим механиком и умеет осуществлять мелкий ремонт машины, но и обладает высоким чувством ответственности.