Этапы производства кинофильмов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2012 в 14:53, реферат

Описание работы

При производстве экранного произведения надо учитывать четыре этапа производства. Лучше всего эти этапы проявляются в производстве кинофильмов. Изложенные ниже технологии и приемы могут применяться в сокращенном виде в производстве других экранных произведений (для телевидения, видео)
Каждый из этапов характеризуется своими особенностями, применяемыми технологиями, организационными признаками.

Содержание

Введение

I.Сценарный период
1.1. Подготовка сценария
1.2. Литературный сценарий
1.3.Выбор режиссера
1.4. Бизнес-план и поиск инвестора
1.5. Презентация кинопроекта
1.6. Возможная переделка сценария под режиссера

II. Подготовительный период
2.1. Режиссерский сценарий
2.2. Подбор актеров
2.3. Календарно-постановочный план
2.4. Формирование съемочной группы
2.5. Подбор техперсонала
2.6.Договор с киностудией
2.7. Поиск натуры
2.8. Изобразительное решение фильма
2.9. Подготовка экспедиций
2.10.Организпция репетиций
2.11.Постановочный проект
2.12.Подсчет генеральной сметы

III.Съемочный период
3.1.Натура экспедиционная
3.2.Натура местная
3.3.Натура студийная площадка
3.4.Павильон
3.5.Интерьер

IV.Монтажно-тонировочный период
4.1.Монтаж как искусство и технология
4.2.Звуковое оформление
4.3.Сдача фильма
4.4.Анализ законченного кинопроекта

Работа содержит 1 файл

Этапы производства.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

   Занявший деньги на постановку фильма, естественно, обязан их вернуть. Иначе будет навсегда потеряно доверие инвесторов. В России в условиях резкого падения посещаемости кинотеатров возместить затраты и тем более получить прибыль крайне трудно. Те банки, которые рискнули профинансировать отечественный фильм, от второй попытки, как правило, категорически отказываются. На них не действуют ни имена, ни темы. Некоторые наши продюсеры мечтают в свой проект привлечь иностранных инвесторов. Но для этого надо иметь высочайшего класса сценарий и интернациональной темой, родственные или иные связи с богатыми иностранцами и быть готовым к серьезным творческим и производственным компромиссам.

 

  

1.6. Возможная переделка сценария под режиссера

   Согласие режиссера или его отказ в наибольшей степени зависят от качества первого черновика. Давая согласие, кандидат в постановщики хвалит тему, жанр, а иногда даже самого автора, но обязательно ввернет фразу, что материал еще очень далек от совершенства. Продюсеру ничего не остается делать, как согласиться с этим непреложным фактом. И режиссер приступает к переписыванию первого черновика, возможно даже вместе с автором сценария, в зависимости или от способностей режиссера к труду литератора или от амбиций.

   Этот процесс стал обязательным в технологической линейке периода сценарного развития. Все дело в том, что одни режиссеры переписывают сценарий корректно, с уважением к автору. Происходит тонкая работа по доводке сценария. В этом случае автору и режиссеру удается сохранить хорошие отношения.

   На сложных в постановочном отношении картинах всегда есть этап предподготовительных работ. В среднем он длится от двух до шести месяцев. Он необходим для решения часто возникающих проблем организационного плана.

   После преодоления всех разногласий необходимо приступить к подготовке киносценария. Киносценарий отличается от литературной формы тем, что как бы объединяет в себе рассказ и пьесу. Перед каждой сценой в ремарке сообщается место действия, перечисляются персонажи и мизансцены. Более крупным шрифтом проставляются реплики каждого персонажа.

   По сути киносценарий представляет собой творческо-производественную разработку литературного сценария. В киносценарии драматургическая разработка действия ведется по сценам и эпизодам, а производственная – по съемочным объектам. В нем сокращена описательная часть, точнее определено содержание диалогов, соотношение изобразительного и звукового ряда. Яснее устанавливаются основные производственно-экономические параметры – продолжительность фильма, количество объектов, число экспедиций, участников массовых сцен. Уточняется время года для натурных съемок.

   В киносценарии для удобства дальнейшей переработки в режиссерский сценарий каждая сцена начинается с отдельной страницы. Это дает возможность просто вынуть сцену и посмотреть, а как без нее сценарий будет жить.

   Те режиссеры, которые умеют писать киносценарий, а главное любят сам процесс – получают огромное удовольствие от этого промежуточного этапа. Но встречаются и такие, которые считают, что писать киносценарий пустая трата времени.

   Производственно-экономический анализ киносценария завершается составлением таблицы сводных данных о количестве объектов, которые сгруппированы по видам съемок – натура(экспедиционная или местная), павильон, интерьер, комбинированные. Выделены эпизоды и сцены, намечен характер их съемок.

   Поэтому первостепенной заботой продюсера на этом этапе должно быть сохранение того, что есть хорошего в сценарии и доработка несовершенного, т.е. того ,что требует улучшения.

   Параллельно с написанием киносценария тщательно подбирается основной состав съемочной группы. Прежде всего, продюсер и режиссер приглашают оператора, художника, директора картины и второго режиссера. Режиссер-постановщик вместе с ними начинает обсуждать все детали будущей постановки.

 

 

II. Подготовительный период

   Подготовительный период – это этап производства; его срок зависит от постановочной сложности сценария. Фильмы средней постановочной сложности обычно укладывается в 2-3 месяца. На этот период директор картины составляет календарный план и смету затрат.

   Подготовительный этап включает:

       Режиссерский сценарий

       Подбор актеров

       Календарно-постановочный плана

       Формирование съемочной группы и техперсонала

       Договор с киностудией

       Выбор мест натурных съемок

       Изобразительное решение фильма

       Подготовка экспедиций

       Этап репетиций

       Постановочный проект фильма

       Подсчет генеральной сметы

 

2.1. Режиссерский сценарий

 

   Все сцены и эпизоды в режиссерском сценарии фиксируются в монтажной последовательности. Действие каждой сцены разбито на кадры. В любом сценарии обычно от 400 до 600 кадров, которые нумеруются по порядку, и указывается время съемки – день, ночь, вечер, утро. Второй режиссер хронометрирует каждый кадр. Правда, этот жесткий регламент не помешает режиссерской импровизации ни при съемке, ни при монтаже. Метраж сцен часто изменяется, потому что возникает необходимость усилить в том или ином месте действие персонажей или их диалог, придать ему большую лиричность или драматизм. В отдельной графе отмечены места, где вступает звуковое сопровождение. Также в каждой сцене указываются необходимые шумовые эффекты, которые имеют драматургическое значение.

   На второстепенных шумах(шаги, хлопанье дверей, звон посуды) внимание акцентируется, так как их включают в законченный фильм в зависимости от того, помогают они или мешают общему восприятию. Например, четкие изматывающие шаги часового перед дверью камеры заключенного могут быть важным элементом сцены, а звук шагов влюбленных, идущих по дороге, может быть исключен из сцены, чтобы не мешать ласковому диалогу.

   Завершает разработку режиссерского сценария изготовление титульного листа. Титульный лист – этап паспорт фильма. Помимо названия сценария, его авторов, студии и года выхода на него выносятся имена основных работников съемочной группы. Обозначаются все роли, эпизоды и категории участников массовых сцен, а также комбинированные кадры и все объекты: натурные, павильонные, интерьерные с указанием метража.

   Пока руководство съемочной группы занимается сценарием, режиссерская команда намечает и готовит актеров, которые прочитали сценарий, переговорили с ассистентом и ждут вызова к режиссеру для первого и очень важного разговора.

 

2.2. Подбор актеров

   Очень часто трудно определить момент начала поиска актеров. Иногда уже при написании сценария актеры известны ,а бывает, что потратив много времени и сил на просмотр нескольких десятков кандидатов ,в конце подготовительного периода режиссер неожиданно на экране телевизора увидит своего единственного исполнителя.

   Влияние личности актера на творческий и коммерческий результат фильма очень высок. Актерская популярность – категория экономическая и напрямую связана с привлечением зрителей в кинотеатр и с прибылью от продажи видеокассет. Актерская популярность способствует поиску инвесторов, а иногда является единственным основанием для финансирования проекта. Мало что можно противопоставить влиянию актера-звезды, участвующего в проекте, на зрительский интерес к картине, на интерес к ней телевидения и прессы.

   Важнейшим элементом в подготовке фильма к производству является правильно продуманный подбор актеров – исполнителей главных ролей. Этим занимается режиссерская команда – обычно 3-4 человека.

   Подбор актеров(кастинг) вбирает в себя просмотры фильмов, спектаклей, телепередач, фотографий, ознакомление с прессой. После этой предварительной работы принимается решение о вызове актера для беседы с режиссером-постановщиком. Тщательный выбор кандидатов на эту беседу избавляет режиссера-постановщика от излишней эмоциональной нагрузки  и актера от психологической травмы, неизбежной при отклонении его кандидатуры.

   Подбор исполнителей происходит в зависимости от требований сценарий с целью выявления актеров, наиболее соответствующих персонажам. Кроме этих творческих задач при подборе актеров принимаются во внимание и коммерческие интересы. Особенно, если в инвесторы продюсер стремится получить крупных банкиров, решение которых зависит от участия в проекте известных актеров. Правда, необходимо понимать, что инвесторы, настаивая на звездах, не слишком заботятся о совпадении индивидуальности актера и предназначенной ему роли. В случае ошибки за нее расплачиваются все.

   Если кандидатура актера не вызывает ни у кого сомнений, то он утверждается на исполнение роли без проведения фото- и кинопроб.

   Современные повышенные нормы выработки, жесткий календарный план съемок выявляет тенденцию снимать свободных артистов. Директору картины необходимо проводить настоящую глубокую «разведку» о занятости кандидата на стороне. Потому что если спросить самого актера заинтересованного в роли, то ответ будет всегда один – «я свободен».

   Очень важно утвердить актеров за месяц до начала съемок. За оставшиеся четыре недели необходимо провести переговоры с той киногруппой, где может быть занят актер или с его театром, заключить с актером контракт(умение составлять который является настоящим искусством), пошить на него костюмы, помочь ему вжиться в роль; провести репетиции и  ,если необходимо, найти и утвердить рисунок грима.

 

2.3. Календарно-постановочный план

   Главными факторами, определяющими уровень затрат, необходимых для реализации кинопроекта, являются сложность постановки и время.

   Ориентировочные плановые сроки производства являются основой затратообразующих статей лимита. Как только инвестор даст точные сроки начала финансирования проекта, так сразу же второй режиссер и директор картины набрасывают вариант календарно-постановочного плана(КПП).

   КПП будет уточняться еще несколько раз в подготовительном периоде: под железные даты готовности студийных павильонных декораций, интерьеров или игрового реквизита(кораблей, самолетов, железнодорожных составов) и, наконец, после утверждения исполнителей главных ролей, под график их занятости, но главным до последнего дня производства останется финансовый план инвестора.

   Основой для составления КПП являются:

       Утвержденный режиссерский сценарий

       Пообъектные разработки

       Принятые критерии или приоритеты рамочных условий

   К числу последних относятся время, как рабочее, так и отдыха, регулируемое КЗоТом РФ, сезонность съемок, предусмотренная сценарием.

   Другими факторами, определяющими структуру и параметры КПП, являются:

       Ограничения по затратам, которыми располагает инвестор

       Необходимость съемки сцен единым блоком, связанных с одним местом действия

       Соблюдение графика актерской занятости

       Обязательство закончить производство фильма к фиксированной дате

       Технологические нормативы, которые обязана соблюдать съемочная группа.

   Для картин большой постановочной сложности КПП составляется следующим образом: сценарий раскладывается по сценам, структурируется по декорационной принадлежности и по местам действия. При этом получаются, как правило, неполные съемочные дни, которые надо заполнить, и над этим ребусом приходится поломать голову. После проведения этой работы группы знает ответы на вопросы: что(сцены), где(декорация, натура, интерьер), когда(дата) происходит.

   А на малобюджетных проектах, разрабатывая КПП, иногда просто исходят из многолетней практики российских киностудий, которая дает определенные ориентиры. Как правило, при съемках художественных фильмов выработка полезных метров составляет:

       В павильоне – от 60 до 90 м.

       На натуре – летом от 35 до 50 м, зимой от 20 до 40

       В интерьере – от 40 до 70 м.

   Если в определенных сценах есть сложные трюки или участвуют животные, дети, воздушно-транспортные средства, выработка обязательно снижается. При съемке телевизионных фильмов, наоборот, выработка полезных метров обычно увеличивается в два-три раза.

   В процессе производства в КПП будут вноситься поправки. Поэтому директору картины и второму режиссеру придется корректировать и уточнять КПП оперативными планами.

   В съемочном периоде контроль станет просто жестким. За выполнение плана отвечают исполнительный продюсер, директор картины и режиссер-постановщик. При определенном авторитете в контролеры может быть привлечен и второй режиссер.

   Сроки монтажно-тонировочного периода зависят от вида фильма, сложности монтажно-тонировочных работ, объемов речевого, шумового и музыкального оформления картины.

   Всякие нарушения КПП в процессе производства всегда отрицательно сказываются на ритмичности работы съемочной группы и цехов киностудии. Поэтому любое отступление от плана следует рассматривать как ЧП и прилагать все усилия к точному выполнению.

   Важнейшим условием сокращения сроков производства фильма являются непрерывность работ, рациональная очередность и максимальная параллельность выполнения различных операций в подготовительном, съемочном и монтажно-тонировочном периоде , что следует намечать уже в календарно-постановочном плане. Например, параллельно съемкам одних объектов можно планировать освоение и репетиции по другим, а также съемки пейзажей, переезды части группы на места натурных съемок, прослушивание, запись музыки и т.д.

   КПП становится важнейшим документом, организующим и направляющим работу съемочной группы на протяжении всего периода создания фильма.

 

 

 

 

2.4. Формирование съемочной группы

 

   Это сложный и важный процесс (как будто в кино есть простые). Продюсеры независимых компаний годами фильтруют киноработников студий, оставляя при компании самых достойных. Режиссеру и директору картины приходится беседовать, наводить справки, брать на испытательный срок – делать все, чтобы не ошибиться. Важно, чтобы новый сотрудник оказался не только хорошим специалистом, но и обладал ровным характером.

   Важно своевременно пригласить всех необходимых специалистов, чтобы при рассмотрении режиссерских и операторских заданий, при определении постановочных сложностей фильма, выборе производственных решений каждый из них мог внести соответствующий вклад в реализацию замысла.

Информация о работе Этапы производства кинофильмов