Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 10:44, контрольная работа
Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись. Изобразительное искусство говорит образным языком. Оно наглядно, что близко ребенку дошкольного возраста.
Введение ……………………………………………….………………...стр.2
Немного о программных задачах…………….……………………….стр.5 Отбор произведений живописи………………………………………....стр.7
Этапы ознакомления с живописью. Первый этап…………………....стр.10
Второй этап………………………………………………..……………стр.12
Третий этап………………………………………………..…………....стр.15
Занятие по теме «НЕЖНЫЙ НАТЮРМОРТ»………………………стр.17
Занятие по ознакомлению детей с живописью. И.Грабарь. «ФЕВРАЛЬСКАЯ ЛАЗУРЬ»…………………………………………..стр.18
Занятие – два портрета и рисование портрета друга………………...стр.19
Занятие по ознакомлению детей с жанровой живописью. Рисование - «РАССКАЖУ ВАМ О СЕБЕ»…………………………………………стр.20
Литература……………………………………...………………………стр.21
В процессе формирования личностного отношения дошкольников к содержанию произведения используются игровые элементы, стимулирующие желание ребенка рассказать о понравившейся ему картине: «кто расскажет лучше, интереснее, почему понравилось произведение?»- предлагает воспитатель.
Очень важно при ознакомлении дошкольников с живописью на всех этапах педагогического процесса создавать условия для активного творческого восприятия детьми произведения, побуждать их к постановке вопросов о просмотренном произведении. Обучать детей умению задавать вопросы, воспитатель может использовать такой прием: «Дети, мы сегодня очень внимательно рассматривали картину художника, вы на многие вопросы ответили. Я хотела бы узнать, какой вопрос надо задать, чтобы выяснить, как художнику удалось показать вечер на улице города. Какие еще вопросы можно задать, чтобы больше узнать об этом произведении?». Чем больше у детей возникает вопросов в процессе восприятия произведения живописи, тем выше возрастает их интерес к этому виду искусства, тем выше проявляется их эстетическая, нравственная, познавательная, социальная активность. Вопросы детей обычно носят разносторонний характер, поэтому условно их лучше объединить в группы.
Постановка детьми подобных вопросов свидетельствует о том, что у них формируется определенная направленность взглядов, интереса к социальной жизни людей.
Программное содержание. Продолжать знакомить с натюрмортом, учить видеть выразительные средства живописного произведения, красоту, гармонию предметов, изображенных художником, вызвать эмоциональный отклик на произведения искусства; продолжать учить рисовать натюрморт, знакомить с правилами композиции, колоритом, развивать умения работать акварелью.
Материал. Репродукции: П.Кончаловский. «Сирень в корзине»; И.Грабарь. «Хризантемы»; А.Шилов. «Фиалки», песня «Мамин праздник» (муз. Гурьева, сл. С.Виноградова-аудиозапись); бумага А4, акварель, подснежники в прозрачной вазочке.
Ход занятия.
1часть. В начале занятия детям предлагается прослушать запись песни:
Весна стучится в окна,
Поет на все лады.
Горят от солнца окна
И лужицы воды.
Я беленький подснежник
Для мамы принесу,
Он пахнет нежно-нежно.
Как талый снег в лесу….
Вопросы:
2часть. Рисование подснежников.
Советы воспитателю. Перед занятием полезно рассматривать букеты живых цветов, комнатные растения. Их изображения на открытках, репродукциях с целью вызвать эмоциональный отклик на увиденное в душе ребенка. Накануне организовать выставку натюрмортов с изображением цветов.
Программное содержание. Знакомить детей с произведениями живописи. Воспитывать интерес к искусству. Учить раскрывать образ, дополнять его поэтическим словом, сравнениями. Продолжить знакомство детей с понятием «ПЕЙЗАЖ».
Ход занятия. Выставка картины И.Грабаря «Февральская лазурь». Предложить рассмотреть картину и подумать, о чем она рассказывает. Прочитать отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро».
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя
на солнце, снег лежит…
Вопросы:
Эту картину написал замечательный художник Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960). Он очень любил русскую природу и написал много чудесных картин об осени, зиме, весне.
Пейзаж- это картина, на которой изображена природа. Нет ничего прекраснее природы, поэтому все художники, поэты, композиторы воспевали ее красоту в своих произведениях.
Советы воспитателю. Провести наблюдения за березами в парке зимой в разную погоду: в солнечный морозный день, в пасмурный день, в оттепель.
Чтение стихотворений: А.С.Пушкин. «Идет волшебница зима», «Зимнее утро» (отрывок); С.А.Есенин «Береза».
Рассматривание
репродукции картины И.Грабаря
«Зимний день» с изображением
зимнего пейзажа, иллюстраций А.Парамонова
к стихотворению С.А.Есенена «
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с портретной живописью. Учить рассматривать картины, выделяя их художественные особенности: композицию, колорит, воспитывать внимательное отношение друг к другу; продолжать учить рисовать портрет, добиваясь сходства с помощью различных выразительных средств.
Материал. А.Мыльников. «Верочка»; С.Чуйков. «Дочь Советской Киргизии»; музыка «Нежные звуки любви» из серии «Happy baby» (аудиозапись); бумага А4, картон, гуашь, сангина, уголь, пастель, восковые мелки.
Ход занятия.
1часть. Рассказ воспитателя.
В нашей галерее – выставка двух новых картин. К какому жанру живописи их можно отнести? (Портреты).
Давайте вместе посмотрим на портреты и попробуем ответить на вопрос: «Как художнику удается получить почти живое изображение?».
Шагнем вместе с автором за рамку картины (звучит нежная лирическая мелодия – фон к рассказу педагога). Вместе с Верочкой, а именно так назвал художник А.Мыльников этот портрет, мы очутились на даче. У Верочки светлая, нежная кожа, легкий румянец на щеках, нежные черты лица… Еще мгновение и она улыбнется и скажет нам что-нибудь приветливое, а может, пригласит погулять вместе с ней в саду. Поправит прядь темных волос и тихо возьмет за руку: «Пойдем?». Вы слышите, как за окном, там, на картине, щебечут птицы, и чувствует запах цветов на столе. В мире покой, радость. Кажется, что от картины исходят светлые лучи. Почему?
Художник пользуется светлыми-пастельными тонами: нежно-розовым, голубым, бледно-желтым, и поэтому возникает ощущение, что вокруг пропитано солнцем, его ласковыми лучами.
Теперь обратимся к другому портрету (музыка сменяется на энергичную, темпераментную) – это совсем другая девочка! Дочь жарких степей Киргизии на полотне художника С.Чуйкова. Ее смуглое, почти коричневое лицо устремлено вперед - на встречу обжигающему ветру. Узкие раскосые глаза не боятся знойного солнца. Она решительна, горда и независима. Портрет тоже пронизан солнцем, но разве это то же солнце, что и в первой картине?
Художник Чуйков пользуется яркими, насыщенными красками: ярко –синий, алы, пронзительно- голубой цвета помогают отразить в портрете не только внешность девочки. Но и ее характер.
2часть. Рисование портрета друга.
Советы воспитателю. Проведение этого занятия предусматривает предварительное знакомство с жанром портрета, до занятия дети рассматривают другие портреты, определяют характер героев, вид портретов, рассматривают себя и друга в зеркале, сравнивают.
Дидактическая
игра «Выложи портрет».
ЗАНЯТИЕ
ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ
С ЖАНРОВОЙ ЖИВОПИСЬЮ.
РИСОВАНИЕ – «РАССКАЖУ
ВАМ О СЕБЕ»
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с жанровой живописью, учить понимать содержание художественного произведения, обращать внимание на выразительные впечатления. Передавать мимику, позу, жест, движение, лицо фигуру человека в профиль, для раскрытия характера, настроения; строить сложную многоплановую композицию; использовать цвет как выразительное средство. Воспитывать самостоятельность, творческую активность, умение доводить начатое до конца. Развивать познавательную активность и желание использовать полученные знания в своем творчестве.
Материал. Открытки с репродукциями картин: О.Отроженко «Маленькая хозяйка»; Г.Кириленко-Баранникова «На тренировке»; В.Виноградова-Готье «В школу»; В.Баринова-Кулеба «К маме на ферму»; Т.Яблонская «Лето»; И.Шевандронова «В сельской библиотеке»; П.Кончаловский «Катенька у окна»; А.Дейнека «Будущие летчики»; Т.Салахов «Айдан».
Бумага разного формата, разные материалы.
Ход занятия.
1часть Воспитатель спрашивает детей, какие картины мастеров жанровой живописи дети помнят, о чем рассказывают эти картины?
Информация о работе Эстетическое развитие дошкольников посредством живописи