Эстетическое развитие дошкольников посредством живописи

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 10:44, контрольная работа

Описание работы

Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись. Изобразительное искусство говорит образным языком. Оно наглядно, что близко ребенку дошкольного возраста.

Содержание

Введение ……………………………………………….………………...стр.2

Немного о программных задачах…………….……………………….стр.5 Отбор произведений живописи………………………………………....стр.7

Этапы ознакомления с живописью. Первый этап…………………....стр.10

Второй этап………………………………………………..……………стр.12

Третий этап………………………………………………..…………....стр.15
Занятие по теме «НЕЖНЫЙ НАТЮРМОРТ»………………………стр.17
Занятие по ознакомлению детей с живописью. И.Грабарь. «ФЕВРАЛЬСКАЯ ЛАЗУРЬ»…………………………………………..стр.18
Занятие – два портрета и рисование портрета друга………………...стр.19

Занятие по ознакомлению детей с жанровой живописью. Рисование - «РАССКАЖУ ВАМ О СЕБЕ»…………………………………………стр.20

Литература……………………………………...………………………стр.21

Работа содержит 1 файл

Живопись 4 курс.doc

— 112.50 Кб (Скачать)
 

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение  ……………………………………………….………………...стр.2

Немного о программных задачах…………….……………………….стр.5 Отбор произведений живописи………………………………………....стр.7

Этапы ознакомления с живописью. Первый этап…………………....стр.10

Второй  этап………………………………………………..……………стр.12

Третий  этап………………………………………………..…………....стр.15

Занятие по теме «НЕЖНЫЙ НАТЮРМОРТ»………………………стр.17

Занятие по ознакомлению детей с живописью. И.Грабарь. «ФЕВРАЛЬСКАЯ ЛАЗУРЬ»…………………………………………..стр.18

Занятие – два портрета и рисование  портрета друга………………...стр.19

Занятие по ознакомлению детей с жанровой живописью. Рисование - «РАССКАЖУ ВАМ  О СЕБЕ»…………………………………………стр.20

Литература……………………………………...………………………стр.21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

       Незаменимым средством формирования  духовного мира детей является искусство: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись. Изобразительное искусство говорит образным языком. Оно наглядно, что близко ребенку дошкольного возраста. Невозможно не вспомнить слова А.А. Блока – тонкого ценителя искусства: «Живопись учит смотреть и видеть (это вещи разные и редко совпадающие). Благодаря этому живопись сохраняет живым и нетронутым то чувство, которым отличаются дети». Живопись - живо писать, т.е. изображать живо и верно. Живопись-вид изобразительного искусства заключающийся в создании картин, живописных полотен наиболее полно и жизнеподобно отражающих действительность, оказывающих воздействие на мысли и чувства зрителя. Таким образом живопись отображает мир на плоскости. Искусство пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально – творческое начало. С помощью живописи дошкольников учат понимать гармонию природы. Кроме того, ознакомление детей с жанровой живописью позволяет закладывать первоначальную основу формирования у них ценностных ориентаций в школьном возрасте, как, например, умения высказывать личностное отношение к понравившейся картине, к изображенным на ней людям, предметам, природе, давать сравнительную оценку явлению, отраженному на полотне или наблюдаемому детьми в реальной жизни.

Одним из средств эстетического развития дошкольников является изобразительное искусство.

В «Типовой программе воспитания и обучения в детском саду» (1984) впервые был  выделен раздел «Изобразительная деятельность». Знакомству детей с произведениями изобразительного искусства в детском саду, их эмоциональному и художественному развитию придавалось огромное значение. Очень важно научить ребенка видеть красоту окружающих предметов, явлений и как по-разному их отображают в своем творчестве художники. Каждый показывает их необычность, привлекает внимание к тому, что он любит, что ему нравится или чем он огорчен, показывает свое отношение к изображаемому. В следующих программах («Программа воспитания и обучения в детском саду», «Радуга», «Детство», «Истоки» и др.) мы видим продолжение решения этой задачи: для более серьезных занятий с детьми выделены новые виды изобразительного искусства, новые произведения, художники, предложены новые  подходы к решению данной проблемы. В этот период были проведены исследования возможности использования изобразительного искусства в работе с дошкольниками, проведен отбор видов искусства, определена последовательность ознакомления с видами, жанрами изобразительного искусства, средствами выразительности (Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, В.А. Езикеева, Н.М. Зубарева, Л.В. Компанцева, Р.М. Чумичева, Т.С. Комарова, Р.Г. Казакова, Т.Н. Доронова, Н.А. Курочкина, Н.Б. Халезова, Л.В. Пантелеева).

В течение  многих лет в детских садах  создавали художественный фонд –  подбирали произведения изобразительного искусства: предметы народного  декоративно- прикладного искусства; скульптуру малой формы, фотографии и иллюстрации монументальной скульптуры г. Москвы, района, произведения графики, живописи (репродукции картин и картины), а также дополнительный материал: диапозитивы, диафильмы, видеофильмы; привлекались для работы произведения изобразительного искусства сотрудников дошкольного учреждения и родителей детей, посещающих группы. На основе этих материалов по каждому виду искусства были созданы перспективные планы  обучения для всех возрастных групп, чтобы работа проводилась последовательно, постепенно усложнялась, расширяя и уточняя знания детей. В перспективном плане на год учитывались разные формы работы:                посещение выставок – по всем видам изобразительного искусства проводятся перед занятиями или после занятий, на которых знакомят детей с данным видом искусства. Выставки постепенно обновляются. С детьми младшего и среднего дошкольного возраста сначала изучается произведение одного художника, со второй половины года организуются выставки, где дети могут сравнить несколько произведений этого художника. Детей учат видеть содержание, выделять и называть персонажи, определять их характер, настроение (добрый, злой, хитрый, веселый и пр.) и как это передал художник, скульптор, народный мастер. Занятия по ознакомлению с произведениями изобразительного  искусства -  занятия может быть посвящено одному виду искусства (живописи, графике и пр.), одному жанру (портрет, пейзаж, натюрморт и пр.) или на определенную тему подбираются разные виды искусства (образ детей в живописи, графике, скульптуре малой формы), или рассматривается, в разных видах искусства разрабатывается тот или иной жанр, например анималистический жанр (графика, скульптура малой формы). Занятие может быть посвящено теме сочетания разных видов искусства (изобразительное искусство, музыка, художественное слово).

Ознакомление  с произведениями искусства как  часть занятия  по изобразительной  деятельности (рисование, лепка, аппликация) – рассматривая произведения искусства, дети учатся выделять выразительные средства, которыми пользуется автор произведения (цвет или композиция, или материалы). Потом дети выполняют задание по рисованию, лепке или аппликации на тему, которая соответствует содержанию занятия. В каждой части занятия используется музыка. В первой части воспитатель создает с помощью музыки возможность эмоционального отношения к изображаемому образу. Во второй части музыка чаще служит фоном занятия, ребенок попадает в мир изображения. Здесь важно, чтобы музыка соответствовала теме. Звучала не очень громко и не тихо. В третьей части занятия музыка помогает почувствовать выразительность образа и найти ребенку решение этой задачи в своей работе.

Немного о программных  задачах

Как показывает опыт работы, руководствуясь рекомендациями, воспитателю трудно организовать педагогический процесс, т.к. задачи приобщения детей к искусству не всегда достаточно конкретны. В них нечетко отражено постепенное усложнение содержания работы в возрастных группах. Постараемся более подробно раскрыть содержание задач по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством, особое внимание уделив живописи и некоторым ее жанрам (натюрморт, портрет). Программные задачи по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду можно условно разделить на четыре группы.

Первая  группа – содержательная, объединяющая задачи, ставящие целью обучение детей умению понимать, что изображено на картине, о чем рассказал художник в своем произведении, что хотел выразить.

Вторая  группа – изобразительно- выразительная. Реализуя задачи этой группы, педагог учит дошкольников воспринимать и оценивать художественные средства, используемые живописцем (как он изобразил действующих лиц, выразил замысел, раскрыл содержание произведения).

Третья  группа – эмоционально- личностная. В нее входят задачи, решая которые воспитатель формирует у детей умение давать эстетическую оценку произведению. В этом ему могут помочь такие вопросы: «Каково отношение самого художника к замыслу? Что вам понравилось в картине? Что в ней заинтересовало? Какое она вызывает настроение?».

Четвертая группа – воспитательная. Задачи направлены на то, чтобы педагог мог наметить, какие нравственно – эстетические качества, познавательные интересы формировать, какие чувства воспитывать в процессе обучения детей восприятию искусства.

Единство  методов и приемов, используемых  в работе с детьми на занятиях и  в других формах и видах педагогической деятельности, обеспечивает формирование у дошкольников устойчивого интереса к искусству, глубины, яркости впечатлений, эмоциональности их  отношений к содержанию живописи.

Посмотрим, как усложняются задачи ознакомления дошкольников с изобразительным  искусством в разных возрастных группах.

Четвертый год жизни Пятый год жизни Шестой  год жизни Подготовительная  группа
- знакомят  с книжной иллюстрацией  (вид  графики), народной игрушкой, наглядно  – дидактич. картинкой;

- воспитывают  интерес к рассматриванию ярких  образов;

- учат видеть, что и как изобразил художник;

- учат всматриваться  в картину, ощущать радость от узнавания знакомых предметов, замечать контрастные по цвету образы,  эмоционально откликаться на красоту изобр. предметов и явлений в произведении искусства;

- учат понимать  содержание произведе-ния, рассказывать о нем;

- сравнивать  действия изображен. персонажей  с реальными, замечать детали;

- понимать содержание  картины- увидеть, что изображено  на полотне,  установить взаимосвязь  между предметами, образами картины;

- обращать внимание  на выразительные средства, использован- ные художником – цвет, форму;

- формируют умение  всматриваться в картину, слушать  рас- сказ, смотреть и видеть  детали, соотносить изображенные  предметы с реальными; 

- учат выделять  главное в содержании произведения, устанав-ливать связи между предметами  и явлениями, изображен- ными на картине;

- формируют  эмоциона льно-личностное  отношение  к произве- дению, побуждая  их к объяснению, что понра  вилось в картине;

- знакомят с  новым видом искусства – живописью;

- продолжают  обучать пониманию содержате- льной и выразительной стороны произведения;

- стараются в  их представлении дифференцировать  такие понятия как «содержание»  и «выра- зительные средства»;

- учат понимать  взаимосвязь между со-держанием,  изобраз. и выразительными средс- твами (цвет, форма, композиция, движение, мимика, поза, жест);

- учат называть, что и как изображено на  картине, определять какие отношения  в ней выражены, как относятся  друг к другу люди, соотносятся  ли предметы, изображен- ные художником  с реа-льными, каково отноше ние художника к содер- жанию произведения;

- развивают интерес  к живописи, скульптуре, художеств.вкус;

- учат определять  лич-ностное избирательное 

отношение к  произ-ю, мотивировать выбор понравившейся  картины, иллюстрации, игрушки, скульптуры, рассказывать об эмоциональных ассоциациях;

- детей побуждают  к самостоятельному рассматриванию  картин, учат различать специфику  и своеобразие каждого жанра  и вида произве- дений искусства;

- формируют умение  воспринимать содержа ние картины,  различные средства выразительности (ритм, цвет, форма);

- чувствовать  и понимать настроение, переданное  художни-ком, характер, взаимо-связь  жизненных явле-ний и художественных  образов, развивают эстетические  чувства, суждения, эмоцио- нальную  отзывчивость на художественный образ.

Как видно, дошкольники постепенно совершенствуют умение анализировать содержание и  выразительные средства картины, а  также углубляют, уточняют знания, полученные в предыдущих возрастных группах. От группы к группе увеличивается количество воспринимаемых детьми выразительных средств, используемых художником.

Задачи  по ознакомлению детей дошкольного  возраста с изобразительным искусством, их реализации в детском саду –  подготовительная ступень к освоению программы «Изобразительное искусство и художественный труд» в начальной школе. Тесная преемственность между детским садом и школой – наиболее эффективный путь художественного воспитания и образования подрастающего поколения. Нами делается попытка установить преемственность в работе детского сада и начальной школы по отбору содержания задач по приобщению детей к изобразительному искусству и методов работы с ними, проследить уровень эстетического развития детей с детского сада до школьного возраста.

Отбор произведений живописи

Практика  показывает: от отбора произведений зависит успех художественного воспитания детей, введения их в мир большого искусства. То, о чем расскажет художник на полотне и с чем впервые соприкоснется дошкольник, что откроется перед его взором, чему удивится и чем восхитится он, - все это станет основой формирования эстетического вкуса, устойчивого интереса к живописи как источнику познания мира. Таким образом, правильный отбор произведений живописи является одним из  условий эстетического воспитания дошкольников. Правильный подбор произведений искусства для с детьми оказывает существенное влияние и на формирование первоначальной мировоззренческой направленности, гражданских чувств, любви к Родине, родной природе, интереса к народам других стран и континентов. Через восприятие живописи происходит гуманизация личности ребенка.

При отборе произведений живописи для рассматривания с детьми учитывают принцип актуальности выраженного в жанровой живописи социального явления. Из жанровой живописи у детей вызывают интерес те картины, в которых отражается современная жизнь, а также произведения, посвященные знаменательным событиям и сезонным изменениям в природе. В отборе произведений по форме учитывается принцип разнообразия используемых художником средств выразительности и манеры исполнения. По колористическому решению отбираются картины, выполненные художником в теплой и холодной цветовой гамме, основанной на цветовом контрасте – яркие цветовые пятна или спокойные мазки, живые, яркие, сочные краски или размытые, разбеленные.

Информация о работе Эстетическое развитие дошкольников посредством живописи