Эстетическое развитие дошкольников посредством живописи

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 10:44, контрольная работа

Описание работы

Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись. Изобразительное искусство говорит образным языком. Оно наглядно, что близко ребенку дошкольного возраста.

Содержание

Введение ……………………………………………….………………...стр.2

Немного о программных задачах…………….……………………….стр.5 Отбор произведений живописи………………………………………....стр.7

Этапы ознакомления с живописью. Первый этап…………………....стр.10

Второй этап………………………………………………..……………стр.12

Третий этап………………………………………………..…………....стр.15
Занятие по теме «НЕЖНЫЙ НАТЮРМОРТ»………………………стр.17
Занятие по ознакомлению детей с живописью. И.Грабарь. «ФЕВРАЛЬСКАЯ ЛАЗУРЬ»…………………………………………..стр.18
Занятие – два портрета и рисование портрета друга………………...стр.19

Занятие по ознакомлению детей с жанровой живописью. Рисование - «РАССКАЖУ ВАМ О СЕБЕ»…………………………………………стр.20

Литература……………………………………...………………………стр.21

Работа содержит 1 файл

Живопись 4 курс.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

Имеет значение и композиционное решение. Для рассматривания с детьми отбирают картины, в которых художественные образы расположены в круг, треугольник, асимметрично, симметрично, в центре, статично, динамично и т.д. Также учитывают принцип концентричности, суть которого заключается в возврате к ранее воспринятым картинам, но на более высоком уровне познания. Внимание ребят направляют на разные цели: выделить отдельные образы, назвать цвет, определить настроение, проанализировать логические связи картины, установить взаимосвязь между содержанием и средствами выразительности.

 Итак, для приобщения дошкольников  к искусству важно правильно  осуществлять отбор произведений  живописи:

  • произведения  живописи должны реалистически отражать знакомые детям явления общественной жизни и природы. В картине должна быть четко выражена идея, замысел художника. Можно отбирать картины и других направлений в живописи.
  • отбирая произведения для рассматривания с дошкольниками, необходимо четко представлять, о  чем картина, какую основную мысль выразил художник, для чего создал данное произведение, как передал содержание (какие художественные средства использовал).
  • произведение  искусства отличается не только идеей, которая в картине скрыта, но и  темой, т.е. что на ней изображено. Тема произведения должна быть близка социальному опыту ребенка, его жизненным впечатлениям.
  • индивидуальное  творческое видение реальной действительности в сходных темах произведений.

Сегодня, как никогда, одной из основных задач  народного образования является задача формирования у детей социальных эмоций и чувств. О путях расширения собственно эмоционального опыта детей говорится и в «Концепции дошкольного воспитания»: «Общаясь со взрослыми, ребенок открывает для себя гамму новых чувств, эмоциональных оттенков…впервые начинает переживать радость познания…тревогу за другого, гордость за свой успех. Осваивать язык эмоций».

Неисчерпаемым источником развития таких чувств являются произведения портретной живописи. Знакомство с этим видом искусства помогает показать детям лучшие черты человека, развивать у них чуткость, чувство сопереживания, эмоционально- эстетическую отзывчивость к духовному миру человека.

Каким требованиям должны отвечать портреты, используемые в работе с детьми дошкольного  возраста?

  1. Доступность содержания портретов для детского восприятия. Тематика картин обязательно должна быть созвучна интересу детей, соответствовать их опыту. Это могут быть такие темы: «Дети», «Сказочные герои», «Люди разных профессий», «Женские образы портретной живописи». Опыт показал, что наиболее полное понимание содержания произведений изображенный художником окружающий мир помогает детям определить настроение, эмоциональное состояние образа.
  1. Содержание  портрета должно  носить воспитывающий, гуманный характер, способствовать формированию нравственно- эстетических качеств, чувств, отношений.
  1. Яркая выраженность эмоционального состояния. Чем эмоциональнее, ярче, убедительнее произведение, тем  сильнее оно действует на чувства  и сознание зрителей, глубже раскрывается само содержание изображения.
  1. Разнообразие  используемых художником средств выразительности (цвет, композиция, мимика, ритм). По наблюдениям, внимание детей в портрете приковывает  динамика (движение) модели, а также  ее цветное изображение.

Проявляя  творчество, педагог будет совершенствовать методику отбора произведений искусства, с помощью которых он сможет приоткрыть ребенку дверь в мир художественного видения.

Этапы ознакомления с живописью

Рассмотрим  этапы ознакомления с живописью, которые разработала Р.М. Чумичева

Первый этап

Основным  приемом ознакомления детей старшего дошкольного возраста с изобразительным  искусством на первом этапе является искусствоведческий рассказ педагога. Выбор искусствоведческого рассказа как приема ознакомления дошкольников с живописью обусловлен содержанием и построением произведения, в котором отражены в логической взаимосвязи его элементы.  Структура искусствоведческого рассказа может быть примерно такой: сообщение названия картины и фамилии художника; о чем написана картина; что самое главное в картине (выделить композиционный центр), как оно изображено (цвет, построение, расположение); что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали (так идет углубление в содержание картины, при этом устанавливается связь между содержанием произведения и средствами его выражения); что красивого показал своим произведением художник; о чем думается, что вспоминается, когда смотришь на эту картину. Такую структуру рассказа используют до тех пор пока дети не начнут адекватно отвечать на поставленные педагогом вопросы по содержанию картины. Они должны приобрести навык монологической речи при ответе на     вопрос, о чем картина. Искусствоведческий рассказ дается детям когда они рассматривают произведение, затем педагог с целью закрепления понимания содержания картины задает вопросы (должны быть подробными и конкретными).Помимо формирования навыка «чтения» картины, искусствоведческий рассказ помогает дифференцировать в сознании детей такие понятия, как «тема» (о чем картина), «содержание» (что изображено), «выразительные средства» (как выражено), понимать эстетическую ценность картины, а также способствует формированию образной связной речи дошкольников. На занятии правомерно предлагать конкретные вопросы, направленные на перечисление увиденного в картине и детальное рассматривание ее с тем чтобы подвести ребят к пониманию содержания произведения. В этих вопросах надо пытаться учитывать принцип постепенности  нарастания сложности. Восприятие живописи, ее познание невозможны без эмоций, поэтому не следует ограничиваться только искусствоведческим рассказом или анализом содержания. В процессе ознакомления детей с живописью, особенно  на первых этапах, оправдывает себя прием «вхождения» в картину, воссоздания предшествующих  и последующих содержанию картины событий. Например, при рассматривании картины «Новый район Ленинграда» прием «вхождения» можно использовать таким образом: «Ребята, вы все внимательно рассмотрели, что изображено на картине, о чем она. А теперь давайте мысленно перенесемся на это место (показать на картину) и вслушаемся в рабочий, трудовой шум на строительной площадке, что вам слышится?». Так направляют мысль ребенка на создание связного выразительного рассказа определенной структуры. В этом рассказе ребенок не только придерживается предложенной  установки, но и вносит элементы творчества. Эмоциональное отношение ребенка к картине – показатель возникшего интереса к произведению.

Чтобы сформировать у детей эмоционально-личностное отношение к картине. Необходимо использовать приемы, усложняющиеся по мере овладения  умением «читать» картину, понимать ее содержание и выразительные средства. Одним из таких приемов можно считать рассказ-образец личностного отношения педагога к понравившейся картине. Этот рассказ имеет определенную структуру, содержание его эмоционально окрашено, богато интонациями. Важно чтобы педагог, прежде всего, сумел сообщить, кто написал картину и как она называется; рассказать, о чем произведение, какими красками написано, какое в нем передано настроение, что особенно понравилось, какие возникают чувства, мысли, когда смотришь на эту картину. В процессе приобщения детей к живописи важно синтезировать на занятиях разные виды искусства, особенно на первоначальном этапе. Умелое использование музыки. Выразительного чтения усиливает интерес к живописи, обостряет эстетические чувства ребят, повышает их эмоциональную восприимчивость.

Итак, на первоначальном этапе ознакомления детей с изобразительным искусством стоит задача  создания интереса к живописи, к картине художника, формирования умения внимательно ее рассматривать, эмоционально откликаться на ее содержание.  

Второй  этап

Вспомним  какие здесь решаются задачи: развивать  умение самостоятельно анализировать  содержание картины. Выделять выразительные  средства, формировать умения «читать» картины. Мотивировать эмоционально-личностное отношение к произведению. Детей обучают умению анализировать изображенное на полотне. На основе анализа формируют умение воспринимать целостный, обобщенный образ картины. Научить дошкольников целостно воспринимать  картину –процесс более сложный, поэтому требуются иные методы  и приемы приобщения детей к изобразительному искусству.

Рассматривание  картин начинаем с постановки вопросов более обобщенного характера. Они строятся с учетом более высокого уровня восприятия картины детьми и их умения анализировать произведение. Вопросы направляют внимание детей на установление и объяснение связи между содержанием и средствами выразительности. Они способствуют развитию  умения рассуждать, доказывать, анализировать, делать выводы и умозаключения на уровне  обобщения. Эти вопросы воспитатель задает в том случае, если дети научились внимательно, детально рассматривать картину и приобрели умение ее анализировать. Если дети без предварительного подробного анализа произведения вслух  затрудняются сразу ответить на вопрос, о чем картина, необходимо использовать прием точных установок о выполнении ребенком мыслительных действий в определенном порядке при ответе на вопрос: «Прежде чем ответить на вопрос, о чем картина, внимательно посмотри, что на ней изображено, что самое главное, как художник это показал. А потом отвечай на вопрос, о чем картина». Такой прием позволяет научить детей логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа на поставленный вопрос, учит рациональному восприятию живописи, а также  видению эстетических достоинств произведения.

Точность  понимания эстетического характера  изображения, во многом зависит от восприятия единства содержания картины и формы  его выражения. Для детей дошкольного возраста это составляет некоторую трудность. Решению этой задачи способствует использование приемов композиционных и колористических вариантов. Суть данных приемов заключается в том, что педагог словесно или наглядно показывает, как меняются содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции (определенного порядка в соотношении элементов произведения) или колорита (цветового сочетания) в картине. Например: «что изменилось в картине между людьми, предметами, изображенными художником (при этом педагог закрывает часть композиционного построения листом бумаги, подобранным под  общий тон картины и соответствующим  по форме силуэту закрываемого изображения). После ответов детей педагог показывает контрастную картину художника по динамике и настроению. «о чем бы рассказала картина, как бы изменилось ее название, если бы художник иначе написал изображенных  людей, предметы?»

Цвет  на картине с самого раннего возраста вызывает у детей яркие эмоциональные  реакции. В живописи он является одним из средств выражения чувств, настроения, эстетической ценности произведения. Понимание взаимосвязи цвета, колористического решения и содержания картины помогает ребенку осознанно воспринять произведение, что углубляет и обостряет чувства детей, делает их способными сопереживать героям картины. Чтобы цвет в картине стал говорящим, в работе с дошкольниками применяется прием колористических вариантов, суть которого состоит в изменении колорита картины путем словесного описания или наложения цветной пленки на цвет художника. Воспитатель задает вопросы: «Что изменилось бы  в настроении изображенных людей, в их отношениях, если бы художник написал картину в холодных тонах, а не в теплых? Что хотел передать этим цветом художник?» Прием композиционных и колористических вариантов позволяет научить дошкольников понимать взаимосвязь между содержанием и средствами выразительности, одновременно он как бы включает ребенка в «сотворчество» с художником. Это активизирует эмоциональную и интеллектуальную сферу ребенка, обогащает его опыт и воображение.

На втором этапе ознакомления детей с живописью  изменяется и метод формирования личностного отношения детей живописи. Здесь используются расчлененные конкретные вопросы, они активизируют мыслительную активность ребенка. Чтобы ребенок отвечал на вопросы обобщенного характера, его надо сначала научить отвечать на вопросы  более конкретные. Лишь на основе последовательного применения конкретных вопросов и эмоциональных установок можно подвести детей к пониманию сложного обобщающего вопроса «Почему понравилась картина?». Так дошкольник учится развернуто высказывать эмоционально- личностное отношение к понравившемуся произведению.

Третий  этап

По мере приобретения детьми эстетического  опыта рассматривания картин воспитатель вводит новые методические  приемы, с помощью которых формируется творческое восприятие детьми произведений живописи.

Прием сравнения вводится в процесс восприятия живописи постепенно, с некоторыми усложнениями. Вначале детям дают для сравнения две картины разных художников, одного жанра, но отражающие контрастное настроение, а затем картины  одного художника, но разного колористического решения: «Золотая осень» и «Март» И.И.Левитана.  Или для сравнения можно показывать разные картины одной тематики. Репродукции картин  вначале сравнивают по контрасту- настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак. Когда дети учатся определять один контрастный признак. При сравнении двух картин они смогут называть различные отличительные признаки -  по цвету, расположению, освещенности, динамике.

Научить сравнивать картины по контрасту  можно при помощи приема классификации  картин по теме, общему цветовому решению, настроению, жанру.  Ознакомление с  произведением живописи  через  сравнение позволяет дошкольнику глубже вникнуть в содержание ранее воспринятых произведений, по- новому увидеть их.

На третьем  этапе работы с детьми используется прием мысленного создания собственной  картины по названию, данному художником. Этот прием как бы ставит ребенка  в позицию «сотворчества» с художником. Чтобы данный прием стал результативным в процессе восприятия произведений. Необходима большая предварительная работа. В процессе наблюдения за общественными и природными явлениями, а также в словесных играх и упражнениях воспитатель обогащает речь детей эпитетами, образными сравнениями, на занятиях по развитию речи обучает их правильному построению предложений, логическому изложению мыслей, формирует умение точно оперировать изобразительными терминами (цвет, светотень, ритм, цветовые пятна, построение картины, план картины и т.д.). Вначале дети затрудняются последовательно и развернуто излагать свои мысли. Поэтому на первых порах воспитатель использует точные установки. Прием точных установок использовался и на втором этапе ознакомления детей с живописью, однако теперь воспитатель несколько усложняет вопросы, чтобы не только учить детей излагать свои мысли в определенной последовательности, но и формировать у них умение мысленно создавать картину по законам живописи, готовить их к самостоятельной творческой изобразительной и словесной деятельности, а также развивать такие мыслительные действия, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Информация о работе Эстетическое развитие дошкольников посредством живописи