Историко-культурные основы массовых театрализованных представлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:44, дипломная работа

Описание работы

рассмотреть исторические и теоретические аспекты по театрализованным представлениям, и наглядно продемонстрировать практическое применение теоретических знаний в театрализованном представлении "Прощание с Масленицей", которое проводилось 17-го марта 2002-го года на площади Д.К. им. Горького города Чапаевска.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. Развитие театрализованных представлений в контексте развития культуры и цивилизации
1.1 Обряды и празднества при первобытнообщинном строе
1.2 Театрализованные представления в странах Древнего Востока
1.3 Массовые празднества и театрализованные представления в Древней Греции и Древнем Риме
1.4 Театрализованные представления Средневековья и эпохи Возрождения
1.5 Театрализованные праздники в России ХХ-го века
1.6 Масленица – старинный славянский праздник проводов зимы, отмечаемый в России и по сегодняшний день
ГЛАВА 2. Современная типология театрализованных представлений
2.1 Понимание сущности театрализации
2.2 Виды театрализованных представлений
2.2.1 Агитационно-художественное представление как вид театрализованного представления
2.2.2 Литературно-музыкальная композиция как вид театрализованного представления
2.2.3 Тематический вечер как вид театрализованного представления
2.2.4 Массовый праздник как вид театрализованного представления
ГЛАВА 3. Сценарно-постановочное проектирование массового театрализованного представления "Прощание с Масленицей", которое проводилось 17-го марта 2002-го года на площади Д.К. им. Горького города Чапаевска
3.1 План подготовки театрализованного представления
3.2 Сценарный план
3.3 Либретто
3.4 Композиционный план театрализованного представления
3.5 Хронометраж
3.6 Режиссерский монтажный лист
3.7 Сценарий театрализованного представления
3.8 Художественное оформление пространства
3.9 Перемещение действующих лиц в пространстве
3.10 Организация действия во времени
3.11 Атмосфера театрализованного представления
3.12 Материально-техническое обеспечение театрализованного представления
3.13 Смета расходов
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.docx

— 172.02 Кб (Скачать)

Каждый день Масленицы имел свое название. Так, понедельник называли встречею, вторник  – заигрышем, среду – лакомкой, четверг – переломом или разгулом, пятницу – тещиными вечерями, субботу  – золовкиными посиделками, воскресенье  – проводами. В четверг начиналась "широкая масленица". Праздновалась  она очень шумно. В эти дни  не было грехом:... есть до икоты, пить до перехоты, петь до насады, плясать до упаду. Каждая хозяйка старалась  угостить своих домашних и гостей на славу. И главным блюдом были блины. И стар, и млад, как говорится, блину радуется.

В каждой российской области были свои обряды и традиции, посвященные этому празднику. К примеру, на Владимирщине ребятишки группками бегали по деревне, собирали лапти, а потом встречали возвращающихся из города с покупками вопросом: "Везешь ли масленицу? " Кто отвечал: "Нет! " – Того били лаптями. А в вологодских селениях последнее воскресенье перед масленицей называлось "мясным воскресеньем" и в этот день было принято, чтобы тесть звал зятя "доедать барана". В Ярославской губернии были свои приметы: "Какой день маслены красный – в тот и сей пшеницу". "Если на масленицу идет снег – будет урожай гречихи".http://if3.narod.ru/Diplom/diplom.htm - _ftn7

Масленичная неделя была буквально переполнена  праздничными "делами"; традиционные действа и затеи, обязанности  и игры – все это постепенно отложилось в традицию непринужденной, раскрепощенной радости и веселья.

В настоящее  время масленица – это массовое театрализованное празднество, сочетающее в себе дух старины и явления  новизны, которые делают праздник историческим и современным одновременно.

В третьей  главе настоящей дипломной работы я более подробно опишу театрализованное представление "Прощание с Масленицей", которое проводилось 17-го марта 2002-го года на площади Д.К. им. Горького города Чапаевска.

Как показала история становления и развития празднеств, всегда в основе любого обряда и праздника лежала определенная театрализация. Каковы сущностные черты  театрализации, ее основные элементы в  современных условиях организации  досуга населения мы и рассмотрим в следующей главе.

 

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННАЯ ТИПОЛОГИЯ  ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

 

2.1 Понимание сущности театрализации

 

"Человеку, утверждающему, что он знает  истину, театр уже не нужен.  Ему незачем играть, незачем оценивать  театральную работу. Не нужна  ему и политика. Ему не нужен  никто и ничто, он самодостаточен  и может просто жить в абсолютной  гармонии с природой и самим  собой. Всех нас, политиков,  режиссеров, актеров, писателей,  художников, зрителей, объединяет одно, а именно то, что никто из  нас не знает достоверно, что  такое жизнь. В этом смысле  мы похожи на людей, которые  тонут в море и инстинктивно  хватаются за все, что под  руку попадается. Весь смысл нашей  работы в театре в том и  состоит, что работа эта позволяет  нам на какое-то мгновение ухватиться  за ощущение или впечатление,  которое отражает или является  крохотной частицей подлинной  жизни. Итак, существует некая  форма, именуемая театром и  выполняющая роль зеркала. Зеркало  это стремится отразить и прояснить  некоторые отдельные явления,  совокупность которых мы и  называем жизнью. И поэтому человек,  утверждающий, что театр имеет  свои границы, отрицает тем  самым богатство, многообразие  и неисчерпаемость жизни." (4)

В литературе по массовым празднествам и театрализованным представлениям нет единой терминологии, и это осложняет понимание  ряда проблем, связанных с драматургией и режиссурой театрализованных представлений  и празднеств.

Мы говорим: театрализованный праздник, концерт  и т.д. Это понятие довольно широкое, но и достаточно определенное. Когда  говорят о театрализации, то всегда имеют в виду явление, принадлежащее  области искусства, связанное с  образным решением. Имеют в виду обращение к эмоциональной сфере  человеческого восприятия, так как  эмоции – важнейший принцип, важнейшее  качество именно художественного творчества. В связи с недостаточным количеством  научных теоретических разработок в этой области со словом театрализация  обращаются слишком вольно. Можно  встретить выражения типа: "театрализованный навык", "театрализованное мышление", "театрализованное поведение". В  данном случае понятие театрализация  совершенно отрывается от сферы искусства, а это в корне неверно.

Театрализация предполагает возможность преподнесения  в художественной форме и именно театральными средствами той или  иной идеи. А в применении к представлениям типа предвыборной агитации, тематических концертов, массовых празднеств слово  театрализация может означать лишь органическое сочетание нетеатрального, жизненного, непосредственно связанного с производственной практикой и  бытом людей материала и материала  художественного, образного; это сочетание, этот сплав документального и  художественного создается с  целью определенного воздействия  на публику. Иначе говоря, "начало художественно-образное сливается  здесь воедино с началом утилитарным (дидактическим, агитационным, пропагандистским) и ему подчиняется". (19) Думается, что и сценарную драматургию подобных представлений на современном этапе целесообразно называть широким и достаточно точным в искусствоведческом плане термином драматургии театрализованных представлений. (40)

Несмотря  на возрастающую роль театрализации  и место, которое занимают театрализованные формы в празднично-обрядовом  действии, можно констатировать, что  ее теория разработана слабо. Сегодня  нет единого понимания сущности театрализации, ее определения и функций, не исследовано ее место во всех сферах идеологической работы, возможности, границы и принципы использования. В свою очередь не разработанность теоретических вопросов театрализации отрицательно сказывается на деятельности практиков.

Наиболее  распространенной ошибкой практиков, обусловленной чисто эмпирическим подходом к театрализации, является ее понимание как привнесение  художественного материала (кинофрагмента, сцены из спектакля, песни, музыки, танца, концертного номера) в празднично-обрядовое  действо. Таким образом, она попадает в один ряд с художественной иллюстрацией, представляя, по существу, лишь более  сложную ее разновидность.

Другой, часто  встречающейся в практике ошибкой  является механический подход к театрализации, понимание ее в качестве универсального метода, присущего всей художественно-массовой работе. Это приводит к непомерному  и необоснованному расширению границ ее использования.

Мысль о том, что активная деятельность масс является основополагающим моментом театрализации  как специфичного, отличного от театра метода политико-просветительной работы, разделяло большинство теоретиков и практиков 20-х годов.

Однако уже  в те годы метод театрализации  пытались порой сделать универсальным, превратить его в самоцель, так  как использовали применительно  к любой жизненной ситуации, любой  массовой форме. Таким образом, стиралась  грань между жизнью и театром.

Появившаяся на рубеже 70-х годов двадцатого века страсть к "тотальной" театрализации  была рождена довольно поверхностным  пониманием социальных потребностей человека, его отношения к художественно-эстетическим критериям организации общественного  досуга. Театрализация такого рода, когда погромче и почаще звучала  музыка, к месту и не к месту, с пафосом читались стихи, вставным дивертисментом вклинивались выступления  артистов и художественной самодеятельности, - самый примитивный путь организации  массовых праздников, лишающий их социально-педагогической глубины. К сожалению, этот путь стал основой художественно-массовой работы в годы застоя.

О педагогическом значении театрализации писал на заре советской власти А. В. Луначарский, утверждавший, что театрализация  жизненного материала "возможна и  применима в работе среди взрослых именно в известном "педагогическом смысле", так как она помогает активизировать, вовлечь зрителя  в действие, содействует целенаправленному  восприятию". По мнению Луначарского, сценарий массового действа выгодно  отличается от многих других тем, что  это не действие отдельных актеров, не специально разученная пантомима, не формальные перемещения разноцветно  одетой массы, а, именно, массовое действие, сценарно выстроенное и художественно  оформленное.

Общественная  функция искусства, согласно марксистко-ленинской  эстетике, включает в себя познавательные, воспитательные и эстетические задачи. Если наука как одна из форм общественного  сознания апеллирует к разуму человека, то искусство во всех своих разновидностях – "к разуму и сердцу, ко всему  строю человеческих чувств человека". (3)

Ленин подчеркивал, что искусство должно объединять чувства, мысли и волю масс. "Оно  должно пробуждать в них художников и развивать их". (22)

Луначарский А.В. раскрывает сущность театрализации  на примере массового празднества.

"Является  совершенно бесспорным, что главным  художественным порождением революции  всегда были и будут народные  празднества.

Вообще всякая подлинная демократия устремляется, естественно, к народному празднеству. Демократия предполагает свободную  жизнь масс.

Для того чтобы  почувствовать себя, массы должны внешне проявить себя, а это возможно, только когда, по слову Робеспьера, они сами являются для себя зрелищем.

Если организованные массы проходят шествием под музыку, поют хором, исполняют какие-нибудь большие гимнастические маневры  или танцы, словом, устраивают своего рода парад, но парад не военный, а  по возможности насыщенный таким  содержанием, которое выражало бы идейную  сущность, надежды, проклятия и всякие другие эмоции народа, - то те, остальные, неорганизованные массы, обступающие  со всех сторон улицы и площади, где  происходит праздник, сливаются с  этой организованной массой, и, таким  образом, можно сказать: весь народ  демонстрирует сам перед собой  свою душу.

Настоящий праздник должен быть организован, как все  на свете, что имеет тенденцию  произвести высоко этическое впечатление.

Для праздника  нужны следующие элементы. Во-первых, действительный подъем масс, действительное желание их откликнуться всем сердцем  на событие, которое празднуется; во-вторых, известный минимум праздничного настроения, который вряд ли может  найтись во времена, слишком голодные и слишком придавленные внешними опасностями; в-третьих, талантливые  организаторы нужны не только в смысле, так сказать, полководца празднества, размышляющего над общим стратегическим планом, дающего общие директивы, но в смысле целого штата помощников, способных внедриться в массы  и руководить ими, притом руководить не искусственно, не так, чтобы вся  разумная организация наклеивалась, как пластырь, на физиономию народа, а так, чтобы естественный порыв  масс, с одной стороны, и полный энтузиазма, насквозь искренний замысел  руководителей, с другой, сливались  между собой.

Народные  празднества непременно должны делиться на два существенно различных  акта. На массовое выступление в  собственном смысле слова, которое  предполагает движение масс из пригородов к какому-то единому центру, а  если их слишком много – к двум-трем центрам, где совершается какое-то центральное действие типа возвышенной  символической церемонии. Это может  быть спектакль, грандиозный, декоративный, фейерверочный, сатирический или торжественный, это может быть какое-нибудь сожжение враждебных эмблем и т.п., сопровождаемое громовым хоровым пением, согласованной  и очень многоголосной музыкой, носящий характер торжества в  собственном смысле этого слова.

Во время  самых шествий не только движущиеся массы должны явиться увлекательным  зрелищем для неподвижных масс на тротуарах, на балконах, на окнах, но и  обратно. Сады, улицы должны быть разнообразным  зрелищем для движущихся масс путем  соответственного декорированного  устройства арок и т.п.

Хорошо, если бы в меньшей степени и несколько  меньшими группами организованно было шествие вечером при факельном  или другом каком-нибудь искусственном  освещении, что, например, создало несколько  удивительных звучных аккордов во время  петроградских празднеств: шествие  объединенных пожарных всего Петрограда в ярких медных шлемах и с пылающими  факелами в руках.

Второй акт  – это есть празднество более  интимного характера либо в закрытых помещениях, ибо всякое помещение  должно обратиться в своего рода революционное  кабаре, либо в открытых: на платформах, на движущихся грузовиках, просто на столах, бочках и т.п.

Здесь возможна и пламенная революционная речь, и декламирование куплетов, и выступление  клоунов с какой-нибудь карикатурой  на враждебные силы, и какой-нибудь остродраматический скетч, и многое, многое другое.

Не необходимо, чтобы всякая такая импровизационная эстрада во всех номерах своих  носила тенденциозный характер. Хорошо, если в это влит будет просто безудержный  непосредственный смех и т.п.

Чрезвычайно приятно, если, кроме исполнителей из артистов-профессионалов, которые должны быть рассеяны для этого по всей толпе на улицах и во всех маленьких  импровизированных ресторанчиках  или, по крайней мере, залах и закоулках, отданных под народное веселье, в  это втянуты будут любители, весельчаки или люди, носящие тот или иной пафос в груди, чтобы сказать  острое слово, произнести крепкую речь, поделиться какой-нибудь забавной выходкой и т.д.

Само собой  разумеется, на такие бочки и столы  могут входить и те, кого французы называют брадобреями, - человек, которому кажется, что он весьма веселит публику, но который на самом деле тянет  какую-нибудь возмутительную канитель. В этом случае публика может без  церемонии и с дружеским смехом стаскивать неудачного артиста, который  должен быть сейчас же заменен другим.

В возможно большей  степени - непринужденность. Это –  главное. Правда, подобное непринужденное веселье во все времена предполагало вино, весьма способствующее, как известно, подъему настроения, но зато и чреватое иногда безобразными последствиями. Быть может, без помощи, но и без вреда  со стороны Диониса дело пойдет чуточку  серее, но зато значительно приличнее". (24)

Сценарист и  режиссер массового действия – это  всегда психолог и педагог, решающий в первую очередь проблему активизации  его участников организации не спектакля, а именно массового действия, в  котором художественная образность выступает в качестве эффективного побудительного стимула. По своей художественной природе театрализованное празднично-обрядовое  действо воплощает высокую идею в яркой образной форме. При этом, образное решение, являющееся сутью театрализации и выступающее в качестве сценарно-режиссерского хода, превращает праздник в специфический способ обработки социальной информации.

Информация о работе Историко-культурные основы массовых театрализованных представлений