Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:44, дипломная работа
рассмотреть исторические и теоретические аспекты по театрализованным представлениям, и наглядно продемонстрировать практическое применение теоретических знаний в театрализованном представлении "Прощание с Масленицей", которое проводилось 17-го марта 2002-го года на площади Д.К. им. Горького города Чапаевска.
Введение
ГЛАВА 1. Развитие театрализованных представлений в контексте развития культуры и цивилизации
1.1 Обряды и празднества при первобытнообщинном строе
1.2 Театрализованные представления в странах Древнего Востока
1.3 Массовые празднества и театрализованные представления в Древней Греции и Древнем Риме
1.4 Театрализованные представления Средневековья и эпохи Возрождения
1.5 Театрализованные праздники в России ХХ-го века
1.6 Масленица – старинный славянский праздник проводов зимы, отмечаемый в России и по сегодняшний день
ГЛАВА 2. Современная типология театрализованных представлений
2.1 Понимание сущности театрализации
2.2 Виды театрализованных представлений
2.2.1 Агитационно-художественное представление как вид театрализованного представления
2.2.2 Литературно-музыкальная композиция как вид театрализованного представления
2.2.3 Тематический вечер как вид театрализованного представления
2.2.4 Массовый праздник как вид театрализованного представления
ГЛАВА 3. Сценарно-постановочное проектирование массового театрализованного представления "Прощание с Масленицей", которое проводилось 17-го марта 2002-го года на площади Д.К. им. Горького города Чапаевска
3.1 План подготовки театрализованного представления
3.2 Сценарный план
3.3 Либретто
3.4 Композиционный план театрализованного представления
3.5 Хронометраж
3.6 Режиссерский монтажный лист
3.7 Сценарий театрализованного представления
3.8 Художественное оформление пространства
3.9 Перемещение действующих лиц в пространстве
3.10 Организация действия во времени
3.11 Атмосфера театрализованного представления
3.12 Материально-техническое обеспечение театрализованного представления
3.13 Смета расходов
Заключение
Список литературы
Устраивались
маскарады на Новый год, Масленицу.
Особенно был интересен маскарад
с лотереей, где разыгрывали разные
галантерейные вещи. Это был последний
маскарад весной: публика прощалась
до осени. Петербургский публичный
маскарад в доме Энгельгардта на углу
Невского и Мойки (описанный в
драме Лермонтова "Маскарад") имел
прямо противоположный
В XIX веке назначаются гулянья по случаю памятных дат императорской фамилии. Народные гулянья – основная форма проведения досуга. Во время масленичной и пасхальной недель устраивались гулянья на льду Невы, на Сенной, Театральной, на Адмиралтейской пл. 1827-1872), Марсовом поле (1873-1897).
Александр Второй
устраивал ежегодно народные гулянья
на Царицыном лугу в день коронации
и тезоименитства (26 и 30 августа). На
поле, украшенном флагами и разноцветными
фонариками, стояли карусели и качели,
сцена для театра, эстрада для
фокусников, рассказчиков и хора песенников,
площадка для выступления гимнастов
и канатоходцев. Публика могла
отведать пива, получить приз за бег
под ведром с водой или за подъем
на вершину столба, обмазанного салом.http://if3.
1.5 Театрализованные праздники в России ХХ-го века
В первые десятилетия Советской власти были модными митинги, театральные суды и инсценировки. К лету 1935 года относится рождение советского карнавала как самостоятельной формы массового театрального праздника. Проводились во многих городах. Существовал термин "политкарнавал", но это были скорее живые картины на политические темы.
Зародившиеся во второй половине 20-х годов ХХ-го века, советские театрализованные праздники утвердились как форма массового искусства в годы первых пятилеток. Именно тогда определились их основные принципы: четкая идейная направленность, выраженная сквозной темой, при наличии ряда побочных; и художественно-образное решение праздника в целом, как и отдельных его частей. Опыт 30-х годов показал, что театрализованный праздник в парке (в городе) проводимый, как правило, на большой территории и рассчитанный на большую аудиторию, состоит из многих художественных программ, организуемых на открытых сценах, террасах, балконах, аллеях, площадях, полянах, прудах и т. д. Тематически и художественно цельные, сами по себе эти программы являются в то же время частями всей постановки. Задачу объединения разнообразных программ и художественных средств в единое целое выполняет общий сценарий и режиссура.
Большую роль
в становлении и кристаллизации
театрализованных праздников и концертов
представлений в его
Так было в
театрализованном празднике "Пусть
светят только мирные огни" (Москва,
ЦПКиО, 1964), в котором разнообразными
художественными средствами рассказывалось
о победоносном выполнении Ленинского
плана электрификации страны. В празднике
"Парад миллионеров" в столице
Армянской ССР Ереване
Театрализованный праздник, посвященный первым победам Страны Советов в освоении космоса, с веселым названием "Космический карнавал" был гимном гениальной дерзновенности идей и открытий выдающихся русских ученых Циолковского, Кибальчича, Цандера, самоотверженности и смелости русских людей, воплотивших эти идеи в жизнь.
Первое место среди юбилейных праздников, посвященных 50-летию Великого Октября на 2-м Всесоюзном фестивале по праву принадлежит "Празднику "Авроры" (реж. С. Якобсон), состоявшемуся 7 ноября 1967 года в Ленинграде. С любовью готовились к славному юбилею жители Ленинграда – колыбели Октябрьской социалистической революции, первой столицы Советского государства, города, где в Смольном В. И. Ленин произнес исторические слова о начале новой, социалистической эры.
Еще весной 1967 года на перекрестках улиц появились круглые афишные тумбы, какие были в 1917 году, а на них первые декреты Советского правительства, листовки, обращения, напечатанные по старому правописанию. В городе ощущалась та особо приподнятая атмосфера ожидания всеобщего торжества, которая так сближает людей, вовлекает в активную подготовку к нему, наполняет трудовые дни радостным предчувствием предстоящих праздничных дней.
Кульминацией
подготовки к празднику стал перевод
знаменитого крейсера "Аврора"
с места его стоянки у
1 ноября 1967 года
в одиннадцать часов утра на
Неве были разведены мосты.
Движение городского
После того как "Аврора" бросила якорь на месте своей стоянки в октябре 1917 года, в Неву вошли двадцать два военных корабля Краснознаменного Балтийского флота. Они расположились на восемнадцатикилометровой дистанции – от Васильевского острова до Смольного. Этой территории в день 50-летия Октября предстояло стать гигантской сценической площадкой. Набережные вдоль Невы были красочно и изобретательно оформлены и ярко иллюминированы – дело фантазии и рук большого отряда ленинградских художников, архитекторов и осветителей. Вечером здания вдоль Невы, озаренные скрытым подсветом, выглядели еще торжественней и краше.
Наступил долгожданный день – 7 ноября 1967 года. Когда на город спустились сумерки, на набережных Невы собрались, несмотря на дождь, сотни тысяч ленинградцев.
Своеобразие праздника заключалось в том, что он проводился одновременно в нескольких районах города, связанных с историческими событиями тех лет. По радио рассказывали собравшимся на Неве ленинградцам о том, что происходит в других частях города.
- Площадь
Ленина у Финляндского вокзала.
Высоко в небе повисают на парашютах красные ракеты. Их много, они горят минуту-другую, и их яркий свет виден и на берегах Невы.
Ровно в двадцать один час на Неве, высветленной десятками прожекторов и множеством электрических гирлянд, началось торжественное театрализованное представление. Строгие контуры десятков военных кораблей, очерченных бегущими огнями, выглядели как необычная театральная декорация. На бастионах и стенах Петропавловской крепости двести пятьдесят газовых факелов взметнули багровые языки пламени в стальное закосмаченное тучами небо. Из них пятьдесят были выше и мощнее других. Из реки высоко поднялись освященные цветными прожекторами мощные фонтанные струи – их тоже было пятьдесят! Засветились огнями знаменитые Ростральные колонны. По особому радиосигналу зазвучали фанфары с крейсера "Киров", а вслед за ними – голос диктора:
- Внимание! Внимание!
Говорит Ленинград, говорит
Звучат стихи о штабе революции в Смольном, о Петропавловской крепости и ее знаменитой пушке, о полных драматического напряжения днях Октябрьских событий. Ровно в 21 час 45 минут, в тот самый час, когда в 1917 году над Петропавловской крепостью был поднят как условный знак восстания красный фонарь и вслед за ним грянул залп "Авроры", над Невой вспыхнул длинный красный луч. Острый и стремительный, он пронзил темно-серую пелену надводного пространства и как бы соединил "Аврору" с крепостью.
И снова, как тогда в семнадцатом году, грянуло орудие "Авроры", но теперь это было символом великой победы, салютом с честь 50-летия первого в мире рабочего государства. Над городом, где началась Великая Октябрьская революция, прозвучали пятьдесят торжественных залпов салюта.
В это время по Неве от Литейного моста двинулась флотилия, каждый корабль которой шел под флагом одной из союзных республик нашей страны. Их сопровождали пятнадцать катеров с выстроенным экипажем на борту, с множеством трепещущих на ветру высоких флагов.
Вдоль набережных стояли шестьсот курсантов артиллерийских училищ. В руках у них – ракетницы и пиротехнические пистолеты. По сигналу они нажимали на спуск, и над Невой, словно радуги, загорались разноцветные огненные арки. Проплывавшие в торжественном марше под музыку оркестров корабли были иллюминированы золотистыми лампочками, и лишь "Аврора" – центр торжества – сияла красным светом. На ней были подняты флаги всех союзных республик.
Высоко в небе был поднят на аэростате портрет В. И. Ленина. Его осветили мощные прожекторы. Зажглось и засверкало над водой высоко подвешенное на плавучем кране огромное пиротехническое солнце. Небо озарилось сполохами фейерверка и становилось то серебристо-сиреневым, то золотисто-алым, то бирюзовым или серо-перламутровым. Это была величественная симфония света, цвета и звука.
А на крейсере "Аврора" проходила торжественная встреча представителей трудящихся с участниками октябрьских боев и экипажем корабля во главе с бывшим комиссаром "Авроры", кавалером многих орденов, человеком из легенды, товарищем А. В. Белышевым. Большое впечатление на всех собравшихся произвели их искренние, взволнованные выступления и рапорты молодых авроровцев. Эта встреча, передававшаяся по телевидению и радио, нашла глубокий отклик в сердцах миллионов людей.
Над Невой прозвучали стихи и песни о Ленинграде, его трудовых свершениях и победах, славных и мужественных сынах города. Но вот уже смолкла торжественная музыка, растаяли в воздухе последние огни фейерверка, остановилось движение празднично украшенных судов.
Ленинградцы неохотно покидали мокрые набережные, унося с собой дух праздничной общности людей, обогащающий и окрыляющий.
На следующий день тысячи ленинградцев вышли на улицы и площади, чтобы посмотреть карнавальное шествие, необычное по масштабам и количеству участников. Если на кануне на Неве праздник был величественным и строго торжественным, то сегодня – множество веселья, шуток, острой сатиры, юмора. По всему пути следования шествия (а он был очень велик – около пятидесяти километров) стояли люди: на тротуарах, любых возвышениях, балконах, украшенных красными ковриками и флагами. А кто помоложе и половчей, забирались на крыши и фонари – туда, где виднее, откуда можно без помех наблюдать весь диковинный карнавальный поезд. Театрализованное шествие было, пожалуй, одним из самых больших представлений по количеству участников и зрителей, число которых превысило миллион.
Торжественный
карнавальный поезд стартовал на
стадионе имени С. М. Кирова, прошел
по крупнейшим магистралям и площадям
города и финишировал у Стрелки
Васильевского острова. Участников
шествия по всему маршруту горячо
приветствовали сотни тысяч горожан
– они активно подхватывали песни,
звучавшие с машин, подбирали
бросаемые листовки, напутствовали
проезжающих добрыми
Над вечерней
Невой вновь вспыхнули
1.6Масленица – старинный
Масленица, пожалуй,
была самым веселым праздником в
старину. Согласно легенде, Масленица
родилась на Севере, отцом ее был
Мороз. Однажды, в самое суровое
и печальное время Года человек
заметил ее, прячущуюся за огромными
сугробами, и призвал помочь людям,
согреть и развеселить их. И
Масленица пришла, но не той хрупкой
девочкой, что пряталась в лесу,
а здоровой ядреной бабой с
жирными румяными щеками, коварными
глазами, не с улыбкой на устах, а
с хохотом. Она заставила человека
забыть о зиме, разогрела кровь
в его жилах, схватила за руки и
пустилась с ним плясать до
обморока.http://if3.narod.ru/
Русский народ называл Масленицу веселою, широкою, разгульною. Праздник продолжался неделю, от этого в христианстве и название "последняя седмица" перед Великим постом. Масленица для русских — все равно, что карнавал для итальянцев, тем более что и первоначальный смысл праздников один и тот же: ведь в переводе с итальянского "карнавал"(carne-vale) означает "говядина, прощай!", а Масленица, предшествующая Великому посту, встарь называлась "Мясопустом", потому что в эту неделю запрещалось есть мясо.
Информация о работе Историко-культурные основы массовых театрализованных представлений