Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 01:38, диссертация
Цeль диccepтaции - paccмотpeть искусствоведение в сфере гуманитарного знания и раскрыть значение искусствоведческих знаний в формировании образовательной области “Искусство” на примере специальной программы по искусству.
В соответствии с указанными целью, объектом, предметом исследования были поставлены следующие задачи:
исследовать искусствоведение как форму гуманитарного знания, определить его роль в системе гуманитарных наук;
проследить особенности становления и формирования искусствоведения как научной дисциплины в европейской культурной традиции Нового времени и в условиях современной европейской культуры; исследовать формирование отечественного искусствоведения как научной дисциплины и его статус в современной России;
охарактеризовать содержание образовательной области “Искусство” и обозначить роль искусствоведения в ней;
разработать, обосновать, ввести в научный оборот понятие “искусствоведение как направление профильного обучения” в учреждении общего образования; раскрыть возможности и основные преимущества использования искусствоведческой методологии на занятиях по мировой художественной культуре;
рассмотреть специальную программу по искусству “Художественная культура и театральное искусство” как средство реализации искусствоведческой деятельности в образовательном учреждении с искусствоведческим профилем и раскрыть специфику “Мировой художественной культуры” как ее основного профильного курса;
выявить и проанализировать наиболее эффективные формы и виды искусствоведческой практики учащихся на занятиях по мировой художественной культуре.
В третьей главе диссертационного исследования автор рассматривает “Специальную программу “Художественная культура и театральное искусство” как средство реализации искусствоведческой деятельности” учащихся в СПбГОУ школа №203 им. А.С. Грибоедова.
В первом параграфе автор анализирует особенности предмета “Мировая художественная культура” в структуре специальной программы “Художественная культура и театральное искусство”: искусствоведческий аспект”. Активное развитие системы профильного обучения в Санкт-Петербурге требует разработки специальных программ. Искусствоведение как профильное направление реализуется в СПБГОУ школа №203 им. А.С. Грибоедова, где с 1989 года обучение ведётся по программе “Художественная культура и театральное искусство”, разработанной совместно со специалистами Театральной Академии. В 2003 году было создано учебно-методическое пособие11. Программа решает проблему взаимодействия образовательного учреждения с вузом, являясь абитуриентским курсом для учащихся.
В диссертации отмечается, что обучение ведется четыре года: предпрофильная (VIII-IX классы) и профильная (X-XI классы) подготовка. В рамках основного профильного курса МХК учащиеся знакомятся с разными видами искусства. Среди специальных теоретических и практических курсов для X-XI классов: “История и теория мировой режиссуры”, “Кино – искусство ХХ века”, “Менеджмент исполнительских искусств” и др. В 2007/2008 учебном году им были предложены элективные курсы: “Введение в искусствознание”, “Основы галерейного дела и музееведения”, “Практикум по художественной критике”. Они могут меняться в зависимости от предпочтений учащихся.
В своем исследовании автор обосновывает, что учащиеся X класса пытаются воспринимать произведение в контексте эпохи, всего творчества автора. На занятиях по МХК и по трем обязательным элективным курсам они используют свой жизненный опыт и образное мышление при интерпретации художественного текста как семиотической системы, становясь соавтором произведения; знакомятся с методами искусствоведческого анализа; с искусствоведческими понятиями. В XI классе главный предмет изучения - современная художественная культура XX–XXI веков. Приоритетными для учащихся становятся исследование художественного текста в контексте культуры, представление о нем как потоке художественного сознания, отражении мировоззрения автора; сравнении традиционных и современных произведений, создание собственного текста.
Как показал опыт работы диссертанта, в данной программе отчетливо нашли отражение достижения современного искусствознания и педагогической мысли, что позволяет совершенствовать образовательный процесс по искусству. А искусствоведческий подход к преподаванию предметов искусства влияет на многоуровневый процесс восприятия произведений искусства: “отправитель-контекст-адресат” (У. Эко), при котором роль учащихся становится первостепенной. Программа способствует целенаправленному выбору учащимися профессии: искусствоведа, театроведа, киноведа и т.д. Учащиеся осваивают разные формы искусствоведческой деятельности; посещают музеи, галереи, театры, концерты, кинозалы, создают портфолио, читают искусствоведческие журналы (“НОМИ”, “Арт-хроника” и др.), пользуются интернет-ресурсами по искусству, интересуются вопросами арт-рынка.
Таким образом, диссертант приходит к выводу, что программа “Художественная культура и театральное искусство” дает учащимся комплексное, интегрированное представление об эволюции мировой художественной культуры; подтверждает необходимость использования достижений искусствоведческой науки в формировании представлений о современном этапе развития культуры и искусства.
Во втором параграфе автор рассматривает “Современные формы искусствоведческой деятельности учащихся” на занятиях МХК в целях реализации специальной искусствоведческой программы “Художественная культура и театральное искусство”.
Любой
контроль и проверка знаний учащихся
должны опираться на преподавание МХК
как предмета искусства и осуществляться
свойственными ему
В диссертации доказывается, что наиболее эффективными формами контроля искусствоведческих знаний учащихся являются дискуссии и реферативные исследования.
Дискуссия - сложный тип занятия по МХК, но отвечающий специфике предмета, и где демонстрируются полученные учащимися знания и навыки их использования. Основные положения об участии в дискуссиях изложены в “кодексе дискунтанта”13 педагог может выступать в роли эксперта, участника или ведущего. В XI классе СПбГОУ школа №203 на дискуссиях изучаются особенности авангардного искусства, постмодернистской культуры. Обсуждаются выставочные проекты; театральные премьеры, фильмы; статьи искусствоведов и т.д.
Работа над рефератами по МХК носит, в основном, самостоятельный характер. Как форма научной работы реферат подразумевает способности выйти за рамки программы. В результате пятилетнего периода работы диссертанта в качестве преподавателя МХК в указанном выше учреждении были представлены к защите более пятидесяти работ учащихся выпускных классов, например: “Экспрессионизм как “искусство кричать”, “Эволюция творчества Марка Шагала. Формирование и развитие художественного метода мастера”, “Проблемный кинематограф 1960-1970-х годов. Творчество Андрея Тарковского”, “Эпический театр Б. Брехта. Эстетика драматургии” и др. По мнению диссертанта, все они показали знание предмета, техники реферирования, достаточный уровень интеграции знаний в современное искусствознание и другие гуманитарные области.
Таким образом, рассматривая две данные формы аттестации по МХК, диссертант приходит к выводу, что они демонстрируют единство научного и художественного мышления, уровень подготовки учащихся по искусствоведению. Рефератов выпускники могут использовать для написания курсовой работы, а навыки участия в дискуссии - повлиять на успешное прохождение коллоквиума при поступлении в творческий вуз.
Третий параграф посвящен “Анализу художественного произведения как виду искусствоведческой деятельности на занятиях мировой художественной культуры” и в условиях подготовки учащихся по программе “Художественная культура и театральное искусство”.
В диссертации отмечается, что изучение МХК предполагает регулярный анализ художественных произведений14. Специфика предмета способствует искусствоведческому анализу произведений в соответствии с научно-познавательными, практическими и художественными задачами. Однако их восприятие и интерпретация различны в силу особенностей видов искусства, возраста, развития учащихся. Постижение воссозданной в творении истины возможно в процессе эстетического переживания (М. Хайдеггер), основано на сопереживании и вчувствовании (Х.-Г. Гадамер).
В пространстве “визуального восприятия”, понятие которого разработано в искусствоведении и психологии (Р. Арнхейм, Дж. Гибсон), содержится художественный тип восприятия (мышления). Произведение (“текст”) имеет материальную и идеальную стороны (Л.С. Выготский).
С точки зрения психологии можно выделить четыре уровня художественного восприятия (на примере картины): картина как предмет (вещь), находящийся во внешнем мире; картина как аналог окружающего мира или его уменьшенной копии; картина как создание художником новой художественной реальности; пространство картины как отражение духовно-психического мира художника. На последнем уровне учащийся, будучи соавтором художника, пытается осмыслить произведение, что требует знание основ символического мышления.15 “Прием медленного всматривания” раскрывает в произведении искусства художественно-образный смысл и содержащийся в нем визуальный речевой эквивалент (метафоры, высказывания, сообщения) (И.Е. Данилова). Отсюда в искусствоведении термин “анализ” – выделение частей целого и рассмотрение отдельных деталей произведения в его целостности.
Особое внимание анализу художественного произведения уделяется в авторских программах, учебных пособиях Ю.П. Солодовникова и Л.М. Предтеченской, Л.М. Мосоловой, Н.И. Киященко, Л.А. Рапацкой и др. В XI классе учащиеся испытывают сложности при восприятии современных артефактов. Вследствие чего в вопросах теории художественного анализа им следует руководствоваться трудами Г. Вельфлина, М. Дворжака, Г. Зедльмайра, Э. Панофского М. Фридлендера и др., а в практической части - работами С.М. Даниэля, И.Е. Даниловой, Л.Ю. Лиманской Я.Б. Иоскевича, Л.Н. Березовчука, и др. При этом задача существующих в искусствоведческой практике методологических подходов - выявлять содержание, заложенное в произведении искусства. В результате их синтезирования достигается его обобщенно-теоретическое видение. Таким образом, диссертант приходит к выводу, что произведение может быть осмыслено самостоятельно на любом уровне искусствоведческого анализа в его целостности. Тот факт, что традиционные методы искусствознания формировались как искусствоведческие (Н.Н. Таранов), позволяет учащимся их использовать при анализе произведения любого вида искусства.
В заключении автор диссертации делает выводы и подводит основные итоги проведенного исследования.
По теме диссертационного исследования опубликованы работы:
- в других научных издания: