Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 01:38, диссертация
Цeль диccepтaции - paccмотpeть искусствоведение в сфере гуманитарного знания и раскрыть значение искусствоведческих знаний в формировании образовательной области “Искусство” на примере специальной программы по искусству.
В соответствии с указанными целью, объектом, предметом исследования были поставлены следующие задачи:
исследовать искусствоведение как форму гуманитарного знания, определить его роль в системе гуманитарных наук;
проследить особенности становления и формирования искусствоведения как научной дисциплины в европейской культурной традиции Нового времени и в условиях современной европейской культуры; исследовать формирование отечественного искусствоведения как научной дисциплины и его статус в современной России;
охарактеризовать содержание образовательной области “Искусство” и обозначить роль искусствоведения в ней;
разработать, обосновать, ввести в научный оборот понятие “искусствоведение как направление профильного обучения” в учреждении общего образования; раскрыть возможности и основные преимущества использования искусствоведческой методологии на занятиях по мировой художественной культуре;
рассмотреть специальную программу по искусству “Художественная культура и театральное искусство” как средство реализации искусствоведческой деятельности в образовательном учреждении с искусствоведческим профилем и раскрыть специфику “Мировой художественной культуры” как ее основного профильного курса;
выявить и проанализировать наиболее эффективные формы и виды искусствоведческой практики учащихся на занятиях по мировой художественной культуре.
Методологической основой данного диссертационного исследования послужили следующие ключевые идеи, теории и подходы:
В
работе над диссертацией для peшeния
пocтaвлeнныx зaдaч автор использовал
комплекс научных
методов современного искусствознания,
направленных на теоретическое и историко-художественное
осмысление роли искусствоведения в современном
гуманитарном знании и художественном
образовании России, в том числе: типологический
метод; метод искусствоведческого и философско-эстетического
анализа; сравнительный метод, а также
изучение и обобщение опыта, опубликованных
данных искусствоведов, педагогов искусства
и собственных наблюдений в ходе искусствоведческо-
Источниками исследования являются:
Опытно-экспериментальная база:
Экспериментальная
работа и внедрение ее результатов
в практику проводились в Санкт-
Исследование проводилось с 2005 по 2008 год и включало в себя следующие этапы:
I этап (2005-2006 гг.) - разработка исходных теоретических позиций и методологии исследования: анализ специальной литературы; осмысление роли искусствоведения в системе гуманитарных наук; изучение особенностей становления искусствоведения как науки в европейской культурной традиции Нового времени и в современных условиях; исследование формирования отечественного искусствоведения как научной дисциплины, определение его статуса в современной России.
II этап (2006-2007) – изучение содержания образовательной области “Искусство” и обозначение роли искусствоведения в ней; введение в научный оборот понятия “искусствоведение как направление профильного обучения”; определение преимуществ искусствоведческого подхода и возможностей использования искусствоведческой методологии на занятиях МХК; выявление и апробация форм и методов искусствоведческой деятельности учащихся; апробация анализа художественного произведения как одного из основных видов искусствоведческой практики по предмету; проверка реализации искусствоведческого направления в процессе итоговой аттестации учащихся в форме дискуссий и рефератов в конце учебного года.
III этап (2007-2008 гг.) – продолжение опытно-экспериментальной работы; осмысление опыта пятилетней педагогической работы автора диссертации в искусствоведческих классах (2003-2008).
Апробация исследования. Проблематика и основные положения данной диссертации прошли апробацию, прежде всего, в ходе личной искусствоведческой и педагогической практики автора в СПбГОУ школа №203 имени А.С. Грибоедова. Концептуальные положения исследования изложены в автореферате и 22 научных публикациях, в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК. Кроме того, результаты работы обсуждались на всероссийских и международных научно-практических конференциях (2005-2008), Фестивалях педагогических идей “Открытый урок” (2006-2008). Все тезисы докладов изданы в сборниках конференций.
Научная новизна и теоретическая ценность:
Практическая значимость:
Результаты исследований могут быть использованы при создании интегральных программ по искусству, учебных пособий по вопросам искусствознания; стать образцом для обучения в учреждении дополнительного образования; служить научно-методологической и практической основой для разработки подходов к изучению искусствоведческих дисциплин в образовательном учреждении, а также:
На защиту выносятся следующие положения:
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии (340 наименований), примечаний, трех приложений. Общий объем диссертации 266 страниц.
II. Основное содержание работы
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируются цели и задачи работы, степень ее разработанности, методология, источники и методы исследования, выделяются основные этапы опытно-экспериментальной работы, апробация исследования, обосновываются практическое значение, научная новизна и теоретическая ценность исследования, положения, вынесенные на защиту.
Первая глава “Искусствоведение в сфере гуманитарного знания” носит историко-теоретический и методологический характер, содержит в себе положения, являющиеся базовыми для дальнейшего исследования.
В первом параграфе диссертант исследует “Искусствоведение в системе гуманитарных наук (предмет и метод искусствознания)”, отмечая, что гуманитарно-познавательная система, разрабатывающаяся с середины XIX века, еще только ищет свое законное место в ряду других наук5. Проблема специфики гуманитарного знания рассматривается как проблема методологического своеобразия гуманитарных наук, на которую впервые обратили пристальное внимание неокантианство (В. Виндельбанд и Г. Риккерт) и философия жизни (В. Дильтей). Гуманитарное знание - это знание “субъективно-объективного типа”, может включать в себя и не научные сферы. Гуманитарность, следует понимать как познание духа, сущности наук, в том числе и духа наук о духе (Ю.Н. Афанасьев). Гуманитарная наука связана с текстом как особым социокультурным феноменом, который читается в определенном контексте, задающем поле для интерпретаций (М.М. Бахтин). Его идеи созвучны пониманию человека Э. Кассирером как “существа символического”.6
Кризис гуманитарного знания начинается с расхождения разумности и историчности как характеристик человеческого бытия (В.М. Межуев). В этой связи поиск новой парадигмы гуманитарного знания ведется сегодня в разных областях наук (искусствоведение, культурология, философия и т.д.), затрагивает проблемы гуманитарного образования. Приоритетным направлением становится соотнесение человеческого вектора образования с проблемами цивилизации (А.С. Запесоцкий). Отсюда XXI век может стать веком расцвета гуманитарной культуры, формирующейся на основании знаний человека о культуре повседневности, искусстве и искусствознании (Д.С. Лихачев).
В диссертации обосновывается тот факт, что статус и определение роли искусствоведения как гуманитарной науки за рубежом велико. Если Э. Панофский историю искусства назвал гуманистической (гуманитарной) дисциплиной, то для Г. Зельдмайра задача истории искусства - интерпретация великих творений прошлого, взгляд на произведение как на что-то самобытное, имеющее духовно-образный характер. Была выдвинута концепция “всеобщей науки об искусстве” (Макс Дессуар).
Развитие отечественного искусствоведения претерпевало в XX столетии значительные изменения: академическое искусствоведение осталось в поле зрения традиционных искусствоведов, будучи тесно связано с общественно-философскими взглядами (Н.Н. Пунин, В.П. Лазарев, Б.Р. Виппер, А.А. Эфрос). Несмотря на то, что начало “подлинно научного” развития гуманитарности можно отсчитывать с формализма, искусствоведческий подход к анализу процессов художественного творчества представляет традиционно историко-художественный тип исследования.
Пытаясь определить роль искусствоведения в системе гуманитарных наук, диссертант обращается к позициям отечественных специалистов. По И.Д. Саблину такой науки как искусствоведение в данный момент нет. Вместе с тем, душевно-духовное переживание истории искусства способствует ее становлению как гуманитарной дисциплины (Ю.М. Шор). Опираясь на труды В.В. Ванслова, можно говорить о взаимодействии искусствознания с педагогикой и системой художественного образования.7 Кроме того, искусствоведение может рассматриваться в контексте теории систем, кибернетики, семиотики, теории моделирования, теории ценностей. Но именно эстетика передает искусствоведению исследовательский опыт разных наук (С.Х. Раппопорт). Для Г.Ю. Стернина, XX век - век “истории искусства”, история активно влияет на развитие искусствоведения; стремление создать “комплексную” историю искусства приводит к методологическим сложностям. Искусствознание - наука двойного зрения: обращена на зримое и на зрителя (С.М. Даниэль). Поэтому невозможно было игнорировать междисциплинарный характер искусства: c одной стороны, гуманитарное суммирование эстетики и теории искусства с историей, социологией, философией, психологией, педагогикой, с другой – изучение искусства с позиции математики, биологии, психофизиологии и т.д. (В.И. Тасалов). Взаимодействие с культурологией позволяет представить художественный процесс в его историко-культурной целостности (О.А. Кривцун).
Справедливы рассуждения Т.Е. Шехтер о том, что в XX веке новой нетрадиционной системой творческого мышления стала экспериментальная, художественная практика, а искусство оказалось единственной, комплексной формой духовного и культурного бытия человека.