Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:37, курсовая работа
С давних времен произведения искусства были неотъемлемой частью общественных и жилых интерьеров. Они имели информационную, репрезентативную и, конечно, эстетическую функцию, как элементы, одухотворяющие интерьер, придающие среде художественную ценность.
Монументальная и станковая живопись, скульптура и мелкая пластика, произведения декоративно-прикладного искусства свидетельствовали о вкусе владельца, его достатке и иерархическом положении в обществе, его пристрастиях и предпочтениях.
Возникнув в самую раннюю пору развития человеческого общества, декоративное искусство для многи
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. История возникновения и развития ширм
1.1 Особенности китайской ширмы
1.2 Особенности развития ширм в Японии
1.3 Три этапа японской декоративной живописи
1.4 Заморская диковинка
1.5 Появление ширмы в России
В XVIII в. Коромандельские панели еще раз появились на сцене, приобретя новый облик, на этот раз включенные в конструкцию мебели. Они использовались в столешницах, секретерах и бра. Миниатюрные ширмы часто переделывались в зеркала.
А в Европе ширма появилась сначала во Франции, в период рококо. Этот изящный дворцовый стиль был порождением эпохи и назывался иногда «стилем Помпадур».
Экономический взлет Франции в годы правления Людовика XV привил аристократии тягу к роскоши, комфорту, любовь к изящной богато декорированной мебели: изогнутые спинки, ножки, обильные завитушки и раковины и все это покрыто позолотой и лаком. Не случайно, именно в эту эпоху возникает мода на «китайщину» или стиль «шинуазри» (chinoiserie). В интерьерах появляются передвижные ширмы, зрительно изменяющие пространство; вышитые шелком гобелены с изображениями пагод, цветов и диковинных птиц. А также знаменитый китайский фарфор, с тонким орнаментом рисунка. Интерьеры украшались заморскими изысканными орхидеями, аквариумами с золотыми рыбками, изящной лакированной мебелью китайских мастеров, как будто специально созданной для европейского рококо.
1.5. Появление ширмы в России
Екатерина Великая, очень любившая французскую мебель, приказала построить Китайский дворец в Ораниенбауме и оформить его по тогдашней французской моде. Так стиль «шинуазри» попал и в Россию. Воображение императрицы разрисовало потолки, фарфор, настенное панно и ткани опочивальни в стиле, который бы соответствовал духу и характеру китайской свадьбы. Но, увы, так и не суждено было воплотиться этим фантазиям в реальность, расходы, которые подсчитал придворный архитектор Риналтди, были слишком велики, и Екатерине пришлось довольствоваться искусными подделками. Исключение составляла лишь восьмистворчастая лаковая ширма, на которой была изображена китайская принцесса-невеста и ее свита. Этот шедевр стоял в спальне Екатерине, которая очень любила засыпать, созерцая ее. В конце XIX века рококо вновь возродился, а с ним вернулась и мода на изящную восточную мебель и ширмы.
В нашей стране ширмы быстро нашли общий язык с национальной культурой. Русские народные умельцы подарили ей свою «одежду». В каждом приличном доме Петербурга середины XIX века обязательно были ширмы, которые изготовлялись из дерева и украшались искусной резьбой. Причём этот предмет настолько гармонично вписался в общую обстановку, что странствующий французский писатель и критик Теофиль Готье, назвал ширму типично русской мебелью.
Ставший популярным в начале XX века стиль модерн оставил ширму в интерьере, но несколько изменил ее очертания. В ее облике меньше стало вычурности, излишнего декора: рамы делались из благородного дерева с растительными резными изгибами и не требовали дополнительных украшений, красота была в самой фактуре и рисунке древесины. А полотна в раме по-прежнему были из ткани, чаще из шелка и имели тонкую вышивку цветным шелком. Появились и стеклянные ширмы-витражи. Наряду с витражными дверями и внутренними окнами, которые очень любил модерн, ширмы вносили в интерьер непередаваемую игру цветного света.
В
современных ширмах от исторического
прообраза сохранилось
Заключение
В наши дни ширмы вновь стремительно обретают популярность, потому что делают пространство мобильным и помогают примирить два противоположных стремления современного человека: желание жить в открытом пространстве и потребность в уюте. Современная ширма - не только элемент интерьера спальни или гостиной, в любой комнате она способна создать атмосферу уюта и камерности, привнести интимную нотку, позволить человеку расслабиться.
Ширма, состоящая из множества деревянных створок, может изолировать диван или группу кресел в общей комнате или холле, обеспечивая сидящим необходимый уют, и в то же время, не нарушая цельности интерьера. Секрет в ее малом «росте» - она не будет заслонять собою льющийся из окон свет. Такие невысокие ширмы незаменимы и для просторных квартир-студий. Ведь здесь важен психологический момент: не встречая преграды на уровне глаз, мы воспринимаем пространство как единое целое, даже если оно раздроблено на несколько зон.
При помощи ширм можно:
В зависимости от стиля
Например, в монохромных минималистских
интерьерах можно использовать кованую
ширму с натянутыми пластинами кожи или
даже обычного льняного полотна.
Для стиля хай-тек подойдет ширма из перфорированного металла или деревянная необычной формы. А в интерьер, оформленный в колониальном стиле, удачно впишется ширма из ротанга. Легкая и хрупкая с виду, на самом деле она достаточно долговечна и прочна. Такая ширма, конечно, не закроет часть пространства плотной и непроницаемой для взглядов перегородкой, но в некоторых случаях этого и не требуется. Иногда достаточно просто обозначить границу зоны отдыха, а за ширмой можно поставить удобное широкое кресло или диван, торшер или напольный светильник – и место для отдыха, даже в большой комнате, будет вполне комфортным.
То же самое и с рабочей зоной. Если вы не имеете отдельного кабинета, то место для работы можно отгородить ширмой, например, в гостиной. Ширма не изолирует вас полностью от остальной части помещения и не обеспечит вам тишину, «погасив» звуки, но психологически ширма поможет создать рабочую обстановку. Простая, тонированная под цвет мебели, деревянная решетка ширмы удачно сочетается с антикварной кабинетной мебелью.
Более «глухой» вариант ширмы можно получить, если под такую деревянную решетку подкладывается непрозрачное основание. Имея контрастный по отношению к тонированному дереву светлый цвет, оно только подчеркнет лаконичную красоту решетки. В таком же стиле сделана и стойка домашнего бара, который ширмой отгорожен от остальной части комнаты.
Ширмы можно использовать как элемент декора. Помимо того, что она разделит на зоны пространство комнаты, ширма станет своеобразной переносной картиной в интерьере, особенно, если это вещь авторская, созданная художником. Элегантная ширма представляет собой произведение искусства, приятно совмещающее в себе утилитарный смысл и художественную ценность.
Ширма, может создать в вашем доме королевские покои, а может отгородить рабочую зону с компьютером на столе. В любом случае, она полезна и еще достаточно необычна в наших современных домах. Вот уж действительно, непреходящая мода. Ширма – это действительно актуально!
Список
использованной литературы
1. | Н. Абельмас. Роспись стен и потолков. Фрески. - М.: Феникс, 2006. |
2. | М.Ф.Альбедиль. Русская лаковая миниатюра. - Спб.: Яркий город, 2007. |
3. | Аэрография. Пер.
с исп. – М.: ООО «Художественно- |
4. | Л.В.Браиловская. Дизайн интерьера в восточном стиле: Япония, Китай. Индия, Египет. - М.: Феникс, 2006. |
5. | Д. Волкова. Школа современного дизайна от А до Я. - М.: Эксмо, 2008. |
6. | Гармония цвета.- Минск: Харвест, 2004. |
7. | М. Гиновар. Роспись по дереву. -М.: Арт - Родник, 2008. |
8. | Н.О.Крестовская. Лаковая миниатюра. Федоскино. Альбом.- М.: Интербук. 1995. |
9. | Лаковая миниатюра.- М.: Кордис, 2006. |
10. | Ю. Мамонтова. Гобелены и ширмы. - М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2004. |
11. | Н.С.Николаев. Вещь в восточной культуре. - М.: Восточная литература, 2003. |
12. | Л. Солод. Искусство составлять цветочные картины.- М.: Эксмо, 2009. |
13. | Уильям. Ф. Пауэл. Рисуем цветы.- М.: АСТ Астрель, 2004. |
14. | Федоскино – Fedoskino:[Лаковая миниатюра: Каталог] \Сост. Л. Пирогова. – Калининград: Янтарный сказ, 1996. |
15. | Джоан Хансен. Цветы в акварели.- М.: АСТ Астрель, 2004. |
16. | В. Малышева. Ширма прелесть непостоянства. - \ Идеи вашего дома, № 9, 7-9 с., 2004. |
17. | Е. Тришина. Подлинное искусство. - \Мебель и цены, № 6, 16-17 с., 2010. |
18. | В. Шипков. Фасадные сюжеты. - \ Мебель и цены, № 6, 19 с., 2010. |
19. | А. Грушко. Японский минимализм в оформлении интерьера.-URL; http:// www.kitch-intetion.ru |
20. | Д. Вудбери Адаме. Декоративные ширмы на Западе с 1600-х до наших дней. - URL; http:// www.art-con. ru |
21. | Декоративная ширма. Граница личного пространства. - URL; http:// www.gdeetotdom. ru |
22. | Минимализм в интерьере. - URL; http:/ www.salon. ru |
23. | Художественная роспись. - URL; http:// www.decorcollection.ru |
24. | Ширма – мастерица интриг. - URL; http:// www.domik. ru |
25. | Японские декоративные росписи веков от Кано Эйтоку до Огата Корина. - URL; http:// www.japaint. ru |