Искусство возникновения и развитие ширм

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:37, курсовая работа

Описание работы

С давних времен произведения искусства были неотъемлемой частью общественных и жилых интерьеров. Они имели информационную, репрезентативную и, конечно, эстетическую функцию, как элементы, одухотворяющие интерьер, придающие среде художественную ценность.
Монументальная и станковая живопись, скульптура и мелкая пластика, произведения декоративно-прикладного искусства свидетельствовали о вкусе владельца, его достатке и иерархическом положении в обществе, его пристрастиях и предпочтениях.
Возникнув в самую раннюю пору развития человеческого общества, декоративное искусство для многи

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. История возникновения и развития ширм
1.1 Особенности китайской ширмы
1.2 Особенности развития ширм в Японии
1.3 Три этапа японской декоративной живописи
1.4 Заморская диковинка
1.5 Появление ширмы в России

Работа содержит 1 файл

история возникновения и развития ширм..doc

— 1.69 Мб (Скачать)

        В XVIII в. Коромандельские панели еще раз появились на сцене, приобретя новый облик, на этот раз включенные в конструкцию мебели. Они использовались в столешницах, секретерах и бра. Миниатюрные ширмы часто переделывались в зеркала. 

     А в Европе ширма появилась сначала  во Франции, в период рококо.  Этот изящный дворцовый стиль был порождением эпохи и назывался иногда  «стилем Помпадур».

       Экономический взлет Франции  в годы правления Людовика XV привил  аристократии тягу к роскоши,  комфорту, любовь к изящной богато  декорированной мебели: изогнутые  спинки, ножки, обильные завитушки  и раковины и все это покрыто  позолотой и лаком. Не случайно, именно в эту эпоху возникает мода на «китайщину» или стиль «шинуазри» (chinoiserie). В интерьерах появляются передвижные ширмы, зрительно изменяющие пространство; вышитые шелком гобелены с изображениями пагод, цветов и диковинных птиц. А также знаменитый китайский фарфор, с тонким орнаментом рисунка. Интерьеры украшались заморскими изысканными орхидеями, аквариумами с золотыми рыбками, изящной лакированной мебелью китайских мастеров, как будто специально созданной для европейского рококо.

     1.5. Появление ширмы  в России 

     Екатерина Великая, очень любившая французскую  мебель, приказала построить Китайский  дворец в Ораниенбауме и оформить его по тогдашней французской  моде. Так стиль «шинуазри» попал  и в Россию. Воображение императрицы разрисовало потолки, фарфор, настенное панно и ткани опочивальни в стиле, который бы соответствовал духу и характеру китайской свадьбы. Но, увы, так и не суждено было воплотиться этим фантазиям в реальность, расходы, которые подсчитал придворный архитектор Риналтди, были слишком велики, и Екатерине пришлось довольствоваться искусными подделками. Исключение составляла лишь восьмистворчастая лаковая ширма, на которой была изображена китайская принцесса-невеста и ее свита. Этот шедевр стоял в спальне Екатерине, которая очень любила засыпать, созерцая ее. В конце XIX века рококо вновь возродился, а с ним вернулась и мода на изящную восточную мебель и ширмы.

      В нашей стране ширмы быстро нашли общий язык с национальной культурой. Русские народные умельцы подарили ей свою «одежду». В каждом приличном доме Петербурга середины XIX века обязательно были ширмы, которые изготовлялись из дерева и украшались искусной резьбой. Причём этот предмет настолько гармонично вписался в общую обстановку, что странствующий французский писатель и критик Теофиль Готье,  назвал ширму типично русской мебелью.

     Ставший популярным в начале XX века стиль  модерн оставил ширму в интерьере, но несколько изменил ее очертания. В ее облике меньше стало вычурности, излишнего декора: рамы делались из благородного дерева с растительными резными изгибами и не требовали дополнительных украшений, красота была в самой фактуре и рисунке древесины. А полотна в раме по-прежнему были из ткани, чаще из шелка и имели тонкую вышивку цветным шелком. Появились и стеклянные ширмы-витражи. Наряду с витражными дверями и внутренними окнами, которые очень любил модерн, ширмы вносили в интерьер непередаваемую игру цветного света.

     В современных ширмах от исторического  прообраза сохранилось немногое. Выпускаемые известными мебельными фирмами, они поражают разнообразием: деревянный или металлический каркас может быть самых причудливых силуэтов, обтянут тканью, бумагой, кожей или заполнен стеклом.

Заключение

      В наши дни ширмы вновь стремительно обретают популярность, потому что делают пространство мобильным и помогают примирить два противоположных стремления современного человека: желание жить в открытом пространстве и потребность в уюте. Современная ширма - не только элемент интерьера спальни или гостиной, в любой комнате она способна создать атмосферу уюта и камерности, привнести интимную нотку, позволить человеку расслабиться.

     Ширма, состоящая из множества деревянных створок, может изолировать диван  или группу кресел в общей комнате  или холле, обеспечивая сидящим  необходимый уют, и в то же время, не нарушая цельности интерьера. Секрет в ее малом «росте» - она не будет заслонять собою льющийся из окон свет. Такие невысокие ширмы незаменимы и для просторных квартир-студий. Ведь здесь важен психологический момент: не встречая преграды на уровне глаз, мы воспринимаем пространство как единое целое, даже если оно раздроблено на несколько зон.

     При помощи ширм можно:

    • зонировать как большие, так и маленькие пространства - она не утяжеляет обстановку благодаря своей функциональности и легкости;
    • отделить рабочую зону от спальной и гостевой;
    • при помощи ширмы даже в самой маленькой квартирке можно выделить место для отдыха или чтения;
    • ширмочки маленьких размеров можно ставить на подоконник вместо штор или для защиты от сквозняков;
    • в детской можно ставить ширмочки, расписанные забавными рисунками собственного производства – дети особенно любят прятаться в разных укромных уголках.

       В зависимости от стиля интерьера комнаты, конструкция и используемые при изготовлении ширмы материалы могут быть самыми разными.

       Например, в монохромных минималистских интерьерах можно использовать кованую ширму с натянутыми пластинами кожи или даже обычного льняного полотна.                                                                                                                                                  

     Для стиля хай-тек подойдет ширма из перфорированного металла или деревянная необычной формы. А в интерьер, оформленный в колониальном стиле, удачно впишется ширма из ротанга. Легкая и хрупкая с виду, на самом деле она достаточно долговечна и прочна. Такая ширма, конечно, не закроет часть пространства плотной и непроницаемой для взглядов перегородкой, но в некоторых случаях этого и не требуется. Иногда достаточно просто обозначить границу зоны отдыха, а за ширмой можно поставить удобное широкое кресло или диван, торшер или напольный светильник – и место для отдыха, даже в большой комнате, будет вполне комфортным.

     То  же самое и с рабочей зоной. Если вы не имеете отдельного кабинета, то место для работы можно отгородить ширмой, например, в гостиной. Ширма не изолирует вас полностью от остальной части помещения и не обеспечит вам тишину, «погасив» звуки, но психологически ширма поможет создать рабочую обстановку. Простая,  тонированная под цвет мебели, деревянная решетка ширмы удачно сочетается с антикварной кабинетной мебелью.

      Более «глухой» вариант ширмы можно  получить, если под такую деревянную решетку подкладывается непрозрачное основание. Имея контрастный по отношению  к тонированному дереву светлый  цвет, оно только подчеркнет лаконичную красоту решетки. В таком же стиле сделана и стойка домашнего бара, который ширмой отгорожен от остальной части комнаты.

     Ширмы можно использовать как элемент  декора. Помимо того, что она разделит на зоны пространство комнаты, ширма станет своеобразной переносной картиной в интерьере, особенно, если это вещь авторская, созданная художником. Элегантная ширма представляет собой произведение искусства, приятно совмещающее в себе утилитарный смысл и художественную ценность.

     Ширма, может создать в вашем доме королевские покои, а может отгородить рабочую зону с компьютером на столе. В любом случае, она полезна и еще достаточно необычна в наших современных домах. Вот уж действительно, непреходящая мода. Ширма – это действительно актуально!

     Список  использованной литературы 

1. Н. Абельмас. Роспись  стен и потолков. Фрески. - М.: Феникс, 2006.
2. М.Ф.Альбедиль. Русская лаковая миниатюра. - Спб.: Яркий город, 2007.
3. Аэрография. Пер. с исп. – М.: ООО «Художественно-педагогическое издательство», 2008.
4. Л.В.Браиловская. Дизайн интерьера в восточном  стиле: Япония, Китай. Индия, Египет. - М.: Феникс, 2006.
5. Д. Волкова. Школа  современного дизайна от А до Я. - М.: Эксмо, 2008.
6. Гармония цвета.- Минск: Харвест, 2004.
7. М. Гиновар. Роспись по дереву. -М.: Арт - Родник, 2008.
8. Н.О.Крестовская. Лаковая миниатюра. Федоскино. Альбом.- М.: Интербук. 1995.  
9. Лаковая миниатюра.- М.: Кордис, 2006.
10. Ю. Мамонтова. Гобелены и ширмы. - М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2004.
11. Н.С.Николаев. Вещь в восточной культуре. - М.: Восточная  литература, 2003.
12. Л. Солод. Искусство  составлять цветочные картины.- М.: Эксмо, 2009.
13. Уильям. Ф. Пауэл. Рисуем цветы.- М.: АСТ Астрель, 2004.
14. Федоскино –  Fedoskino:[Лаковая миниатюра: Каталог] \Сост. Л. Пирогова. – Калининград: Янтарный сказ, 1996.
15. Джоан Хансен. Цветы  в акварели.- М.: АСТ Астрель, 2004.
16. В. Малышева. Ширма  прелесть непостоянства. - \ Идеи вашего дома, № 9,     7-9 с., 2004.
17. Е. Тришина. Подлинное  искусство. - \Мебель и цены, № 6, 16-17 с., 2010.
18. В. Шипков. Фасадные сюжеты. - \ Мебель и цены, № 6,  19 с., 2010.
19. А. Грушко. Японский минимализм в оформлении интерьера.-URL; http:// www.kitch-intetion.ru
20. Д. Вудбери Адаме. Декоративные ширмы на Западе с 1600-х до наших дней. - URL; http:// www.art-con. ru
21. Декоративная  ширма. Граница личного пространства. - URL; http:// www.gdeetotdom. ru
22. Минимализм  в интерьере. - URL; http:/ www.salon. ru
23. Художественная роспись. - URL; http:// www.decorcollection.ru
24. Ширма – мастерица  интриг. - URL; http:// www.domik. ru
25. Японские декоративные росписи веков от Кано Эйтоку до Огата Корина. - URL; http:// www.japaint. ru

Информация о работе Искусство возникновения и развитие ширм