Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:37, курсовая работа
С давних времен произведения искусства были неотъемлемой частью общественных и жилых интерьеров. Они имели информационную, репрезентативную и, конечно, эстетическую функцию, как элементы, одухотворяющие интерьер, придающие среде художественную ценность.
Монументальная и станковая живопись, скульптура и мелкая пластика, произведения декоративно-прикладного искусства свидетельствовали о вкусе владельца, его достатке и иерархическом положении в обществе, его пристрастиях и предпочтениях.
Возникнув в самую раннюю пору развития человеческого общества, декоративное искусство для многи
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. История возникновения и развития ширм
1.1 Особенности китайской ширмы
1.2 Особенности развития ширм в Японии
1.3 Три этапа японской декоративной живописи
1.4 Заморская диковинка
1.5 Появление ширмы в России
Содержание
ВВЕДЕНИЕ | | |
ГЛАВА
1. История возникновения и |
||
1.1 | Особенности китайской ширмы | |
1.2 | Особенности развития ширм в Японии | |
1.3 | Три этапа японской декоративной живописи | |
1.4 | Заморская диковинка | |
1.5 | Появление ширмы в России |
Введение
С давних времен произведения искусства были неотъемлемой частью общественных и жилых интерьеров. Они имели информационную, репрезентативную и, конечно, эстетическую функцию, как элементы, одухотворяющие интерьер, придающие среде художественную ценность.
Монументальная
и станковая живопись, скульптура
и мелкая пластика, произведения декоративно-прикладного
искусства свидетельствовали о
вкусе владельца, его достатке и
иерархическом положении в
Возникнув в самую раннюю пору развития человеческого общества, декоративное искусство для многих народов долгое время оставалось единственной формой выражения эмоционального отношения человека к миру. Термин «декоративное искусство» широк по охвату входящих в него понятий. Оно вместе с архитектурой и дизайном формирует окружающую человека материальную предметно-пространственную среду, внося в нее эстетическое, образное начало.
В
современном интерьере предметы
народных промыслов и декоративно-
Произведения
декоративно-прикладного
Особую роль в современном интерьере играет декоративная роспись. Главной чертой росписи является ее оригинальность и неповторимость. Монументальная настенная роспись придает любому интерьеру особую значимость. Художественная роспись стен и потолков – это уникальный способ отделки внутреннего убранства помещения, который позволяет создавать неповторимые интерьеры. Возможности художественной росписи ничем не ограничены, ведь изобразительные средства, которые используются при нанесении декоративной росписи, практически ничем не уступают средствам, используемым в традиционной живописи.
Декоративная роспись в помещении может служить различным целям. Прежде всего, конечно, это украшение пространства и создание с помощью художественной росписи неповторимых декоративных эффектов. Художественная роспись будет являться определяющим фактором при создании интерьера, так как ее необычность и яркость сразу привлекают к себе основное внимание. В этом случае остальные декоративные элементы будут служить дополнением основной идеи, которая выражена художественной росписью. Декоративная роспись, как правило, является доминантой всего интерьера, поэтому к выбору ее сюжета, стиля и цветового оформления необходимо подойти очень тщательно.
Еще
одна функция декоративной росписи
– она способна значительно раздвинуть
границы помещения, и создаваемый
при этом оптический эффект будет зависеть
как от выбора красок, так и от выбора сюжета
художественной росписи. Особенно ценной
в этом плане является художественная
роспись потолков. Во многих современных
интерьерах потолок не несет никакой смысловой
нагрузки, просто ограничивая помещение
сверху. Сделать потолок полноправным
участником интерьера позволит художественная
роспись потолков. Особенно эффектна художественная
роспись потолков в помещениях большого
объема с высокими потолками – торговые
центры, коммерческие учреждения. В этом
случае художественная роспись потолков
создает впечатление, будто потолок буквально
«воспарил» над головой. Художественная
роспись потолков – это не только способ
создания декоративных качеств интерьера,
это еще и показатель преуспевания его
владельца.
Декоративная роспись совсем недавно вошла в нашу повседневную жизнь, расцветив ее новыми яркими красками. Как и все новое, декоративная роспись поначалу была доступна только наиболее состоятельным членам общества. Однако постепенно ситуация меняется, и сегодня украсить свою квартиру декоративной росписью могут достаточно широкие слои населения нашей страны. Художественная роспись все чаще используется сегодня при оформлении коммерческих помещений. Известно, что преуспевание магазина, торгового центра, ресторана или бара напрямую зависит от того, какое впечатление на посетителей производит его интерьер. В этом плане в арсенале дизайнера найдется совсем немного декоративных средств, которые смогли бы сравниться по выразительности с декоративной росписью. Посетители помещения, в котором выполнена декоративная роспись, чувствуют себя сопричастными к великому миру искусства
Одной из самых популярных техник стенных росписей является фреска. Она появилась еще в период Эгейской культуры (2-е тысячелетие до н. э.) и стала излюбленным способом украшения стен. Создание фрески является очень трудоемким процессом, требующим творчества, величайшего мастерства, быстроты и точности роботы. Темы и объекты для фресковой живописи могут быть самыми разными, начиная от так называемых римских архитектурных стилевых росписей, имитирующих сами архитектурные детали, колонны, пилястры, декоративные лепные рельефы, до барочных плафонных росписей на холсте или средневековых орнаментальных или тематических композиций.
Но не только стены и потолки могут быть украшены росписью. Роспись мебельных фасадов, пожалуй, самый беспроигрышный способ сделать свой дом ярким и необычным. Сейчас, как и много лет назад, декорированная мебель свидетельствует о неординарном вкусе ее владельца. Самобытная и оригинальная она нередко становится центром всего интерьера. Традиции художественного декорирования мебели зародились в Италии в начале XV века и сформировались в период эпохи Ренессанса. Роспись на мебели досконально копировала декоративные приемы этого стиля: богатые, насыщенные краски, масштабные сюжеты, драгоценные камни и золочение в качестве украшения фасадов.
Под влиянием этой школы сложились целые направления, в которых мотивами рисунков выступали копии полотен известных итальянских художников.
Более сдержанна венецианская школа художественной росписи, где основными являлись природные (цветочные) мотивы, выполненные пастельными красками в тонкой ажурной технике. В отличие от классической венецианская роспись более легкая (воздушная). Используя ее, мастера оставляли на фасаде достаточно много не занятого сюжетом места.
На венецианскую роспись похожа английская, которой присуща детализация элементов растений, тонкая художественная реалистичность изображенных трав и цветов.
Свой вклад в копилку видов мебельной росписи внесли французские художники времен ампира, обогатив мебельные фасады, подернутые сетью трещинок, батальными сценами и зарисовками сельской жизни.
Самобытна и неординарна китайская школа росписи. Веера, драконы, обилие красного, черного или золота в качестве фона, традиционные национальные мотивы и внушительный слой лака делали такую мебель уникальной, приравненной к произведениям искусства.
Была своя школа мебельной росписи и у России. Знаменитая хохлома (XVII век) и Городецкая роспись (XIX век) постепенно перекочевали с предметов домашнего обихода (прялок, ложек) на мебель.
Самые обычные предметы интерьера после нанесения росписи становятся уникальными в своем роде – таких больше нет ни у кого.
Предметы искусства обладают очень важными свойствами – рукотворностью и уникальностью. В современную, во многом унифицированную, дизайнерскую среду они вносят энергетику творца, наполняя интерьер художественными эмоциями, переживаниями, созвучными внутреннему духовному и душевному состоянию.
Создание интерьера - это прекрасный способ выразить свою индивидуальность. И только в декоративном искусстве можно найти уникальные идеи и воплощенные в жизнь, как правило, в единственном и неповторимом экземпляре, предметы для оригинальных интерьеров.
Глава 1. История возникновения и развития ширм.
1.1. Особенности китайской ширмы.
Исторически сложилось, что первые ширмы появились в Китае ещё в VII веке. Возможно, что первые ширмы представляли собой экраны и ставились перед входом в помещение, ибо считалось, что злые духи могут двигаться только по прямой, и таким образом им преграждался путь. Наиболее распространёнными были экраны и ширмы-триптихи. Китайские ширмы изготавливали с четным количеством створок - в основном это были варианты шестиствочатые или восьмистворчатые, для более маленьких помещений изготавливали более распространенные варианты простых ширм с четырьмя или двумя створками. Дворцовые ширмы, наоборот, имели большее разнообразие - известно достаточно вариантов многостворчатых ширм, которые были в состоянии перегородить, при необходимости, очень большие залы - это настоящие произведения искусства, выполненные из красного или черного дерева, с богатой резьбой створок и уникальными полотнами, изображающими целые сцены из китайской мифологии или пейзажи, находящиеся вокруг самого дворца. Для таких ширм использовалась рисовая бумага, приготовленная по особому рецепту, более прочная и долговечная чем обычная, краски и лаки также применялись из качественно растертых минералов. Секрет рисовой бумаги для таких ширм состоял в том, что бумага хоть и была очень прочной и толще обычной, но она лучше пропускала свет - именно по этой причине краски, которыми расписывали ширмы, должны были состоять только из пыли минералов.
Все это делалось только с одной целью - когда за такой ширмой ставили группы зажженных свечей, пейзажи и мифологические мотивы проявлялись во всей своей красе, и, достаточно было легкого сквозняка, и они оживали игрой света и тени, наполняя интерьер невообразимыми цветами и волшебной, чарующей атмосферой.
Самые ранние сохранившиеся ширмы, датируемые VIII в., находятся в хранилище Шосо-ин в Наре, в Японии. Опись 756 г. н.э., перечисляющая имущество императора Сёму, упоминает несколько сотен ширм. Они сделаны из шелка или бумаги, расписанных светскими сюжетами, такими как пейзажи, цветы, стихи, люди, животные, птицы и дворцы. Одна из этих ширм описывается как состоящая из шести панелей, каждая с изображением китайской дамы. Лица тронуты бледной тенью, тогда как остальные формы очерчены тушью и затем расцвечены птичьими перьями, наклеенными по всему костюму по моде того времени. Все ширмы из Шосо-ин содержат на каждой панели самостоятельную композицию на родственные сюжеты, окаймлены парчой и вставлены в раму, что подчеркивает их вертикальность и индивидуальность. Декоративный эффект великолепен, но техническое мастерство довольно низко. Панели скреплены ремнями из кожи или тканью, протянутой в отверстия у краев.
Тяжесть китайской ширмы и ее грубое скрепление частично обусловлены способом использования. В отличие от японских домов, китайские жилища имели постоянные стены, часто украшенные фресками, и ширмы часто не передвигались. Ширма рассматривалась с эстетической точки зрения, как источник красоты, вдохновения или интеллектуальной активности, гибкости же и подвижности ее придавалось меньшее значение.
До династии Сун (960-1279) роспись ширмы оставалась серьезной художественной формой, но затем превратилась в чисто декоративное искусство. Увеличился разрыв между "учеными" художниками и профессиональными ремесленниками, которые придавали золочению и резьбе, инкрустации полудрагоценными камнями, слоновой костью и перламутром большее значение, чем содержанию.
1.2. Особенности развития ширмы в Японии.
В Японию ширмы перебрались в VIII веке. Самыми популярными здесь стали двустворчатые и шестистворчатые ширмы, хотя были и из восьми створок. Обычная высота ширм — около 150—160 см, а длина — до 360 см. Для ширм употреблялась особо прочная бумага («гампи») ручного производства. Предварительно проработав детали, художник приступал к живописи прямо на бумаге - технике, которая не допускала никаких переделок или исправлений. Бумага обычно предпочиталась шелку, так как она была более чувствительна к водорастворимым краскам и предполагала большое разнообразие текстур. Исполнялись росписи на отдельных листах на полу, затем мастер укреплял их на внутренней раме и закреплял ещё раз на внешней раме из полированного дерева. Для золотого фона на бумагу наклеивали квадраты из фольги. Створки ширм очень плотно примыкали друг к другу. Поэтому когда ширма была полностью развёрнута, оставался лишь очень узкий зазор. Художники создавали композиции с соответствующим ритмическим построением и привычным для восточного глаза движением взгляда справа налево (как при чтении иероглифического текста), а также заниженную точку зрения человека, обычно сидящего на циновках пола.