Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 16:51, доклад
В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII-VIII тысячелетия до и. э.), изменились климатические условия на планете.
Внутреннее строение художественной культуры исследовано пока недостаточно. Чаще всего художественную культуру сводят к коммуникативной схеме "художник-искусство-публика". Элементами этой самоуправляемой системы являются "художественное производство - художественные ценности - художественное потребление". В художественной культуре человеческая деятельность представлена всеми своими видами, которые сливаются и отождествляются в самом искусстве, а также, специфически преломляясь, входят в художественную культуру, окружающую искусство своими институтами.
Так. познавательная деятельность внедряется в художественную культуру в форме художественного производства. Коммуникативная деятельность входит в нее в виде потребления произведений искусства, поскольку восприятие произведений искусства есть своего рода общение публики с автором или его произведением. Ценностно-ориентационная деятельность в составе художественной культуру специализируется на оценках произведений искусства. Познавательная деятельность, со своей стороны, проявляется в виде специфического интереса к искусству, изучаемого в рамках искусствоведческих наук.
Центральным звеном художественной культуры является искусство как совокупность деятельности в рамках художественного творчества субъекта и его результатов. Художественная культура представляет собой относительно автономную и самоуправляемую систему циркулирования специфической, неперекодируемой эстетической информации, все звенья которой скреплены сетью прямых и обратных связей.
Есть ряд видов культуры, которые нельзя отнести только к материальной или к духовной культуре. Они представляют собой "вертикальное" сечение культуры, "пронизывая" всю ее систему. Это экономическая, политическая, экологическая, эстетическая.
По содержанию и влиянию культуру делят на прогрессивную и реакционную. Такое деление вполне правомерно, ибо вытекает из соответствующего ее воздействия на человека и общество. Культура как человекоинформирующее явление может воспитывать личность не только нравственную, но и безнравственную.
Через всю историю человечества проходит противопоставление "культуры" и "некультуры" (то, что древние греки называли "варварством", имея в виду высокую организованность своего общества). Сегодня мы понимаем, что тогдашнее "варварство" было лишь иным типом культуры, что современное "варварство" недаром уделяло культуре такое острое внимание, пыталось внедрить как единственно возможный "свой тип" культуры. Правда, в окружении Гитлера родились знаменитые слова: "Когда я слышу слово "культура", мне хочется сразу же схватиться за пистолет". Тут нет противоречия: тип культуры не только научное понятие, не только явление, формирующееся органически в процессе исторического развития. Тип культуры может стать положительным или отрицательным идеалом, сама же культура находится в любом обществе в очень ложной взаимосвязи с идеологией, с политикой, с экономикой, со всей системой социальный отношений. И любая социальная сила не может быть безразличной к существующему или возникающему, тем более насильственно формируемому типу культуры. Так и тем более насильственно формируемому типу культуры. Так и фашизм, и любая другая форма авторитаризма, тоталитаризма, всякой абсолютной власти непременно стремится ввести жесткую регламентацию в систему культуры, подчинить культуру своему воздействию, контролю, "изъять" из культуры как памяти и из культуры как процесса то, что "не угодно", "вредно". И чем острее социальные, политические и иные противоборства в обществе, тем острее и конфликты внутри культуры, тем острее конфликт культуры, отстаивающей гуманистические идеалы, с обществом, с властью.
В связи с социально-
Чем отчетливее обозначался крах тоталитаристских попыток устроения всеобщего счастья, "окончательного решения" социальных проблем, тем трагичнее открывалась и антикультурность таких попыток, их разрушительное, отягоценнное опасными, долговременными последствиями воздействия на культуру. Всякая такая попытка несла в себе непременный заряд изоляционизма - по отношению к мировому культурному опыту и процессу, по отношению к тем или иным "увольняемым" элементам традиции. Но отомстил и тут один из важнейших законов развития культуры - тот, в соответствии с которым только самобытность дает право на место в мировой культуре и только взаимодействие культур ( а не изоляционизм) обеспечивает здоровое развитие этой самобытности.
Что касается научно-технического прогресса, технологии, вообще материальной культуры - тут не надо объяснений: изоляционизм, отказ от взаимодействий, от мировых связей ведут к отставанию, к деградации. И в духовной культуре происходит то же самое. Экология вообще, "экология культуры" в частности подразумевают взаимодействия во имя всеобщего выживания.
Культура становится
все более реальной силой в
современном обществе, в голос
культуры, получая общемировой резонанс,
превращается в слово свободы
и демократии, объединяющее людей
и предупреждающие их об истинных
и ложных путях развития каждого
народа и человечества. Опыт 20 века
показал, что в условиях несвободы,
отсутствия демократии лишь до поры до
времени можно делать "большие
скачки", чтобы потом оказаться
в ситуации неизбежного краха. Но
сказанное касается и культуры духовной:
вспомните, чего стоили в СССР попытки
"изъять" из системы культуры,
"отменить" как "пережиток" религию
с ее незаменимой ролью в
В структуру культуры входят: субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, и функциональные элементы, которые характеризуют сам процесс культурной деятельности, различные его стороны и аспекты.
Субстанциональные блок составляет "тело" культуры, ее субстанциональную основу. Он включает ценности культуры - ее произведения, опредмечивающие культуры данной эпохи, а также нормы культуры, ее требования к каждому члену общества. Сюда относятся нормы права, религии и морали. нормы повседневного поведения и общения людей (нормы этикета).
Только неукоснительное выполнение этих норма-предписаний дает право человеку претендовать на звание культурного.
Функциональный блок. Раскрывает процесс движения культуры. В этом плане субстанциональный результат этого процесса. В функциональный блок входят:
o традиции, обряды, обычаи, ритуалы, табу (запреты), обеспечивающие функционирование культуры. В народной культуре эти средства были главными;
o с появлением профессиональной культуры возникают и специальные институты, предназначенные для ее производства, сохранения и потребления (например, библиотеки, театры, музеи и т.п.).
Таким образом, структура культуры является ложным, многогранным образованием. При этом все его элементы взаимодействуют друг с другом, образуя единую систему такого уникального явления, каким предстает перед нами культура.
Художественная культура и искусство
Положение художественной культуры и искусства в XIX в. становится сложным и противоречивым.
С одной стороны, возникают новые стили, школы и течения. С другой стороны, буржуазия имеет очень скромный культурный и эстетический уровень, явно проигрывая в этом аристократии. Духовные запросы буржуазии очень ограничены, утилитарны. Только с середины XIX в. положение постепенно меняется, и богатые буржуа начинают покупать предметы искусства, воспринимая их как принадлежность к высшему обществу. Но внутри буржуа остаются обывателями и филистерами.
Другая причина - капиталистическую действительность нельзя назвать царством разума, свободы, справедливости, которое обещало Просвещение. Искусство в целом не приняло буржуазную действительность.
В одном случае искусство уходит в область "чистого искусства", в другом - занимает критическую позицию (реализм).
Другим фактором, сильно влиявшим на искусство, было взаимоотношение искусства и науки. Они продолжали все более обособляться, их отношения становились все более антагонистическими и напряженными. Искусство не могло примириться с претензией науки на монополию в познании мира. Здесь на первый план выходят стихийное, иррациональное, интуиция, чувствование, воображение. Но одновременно некоторые течения модерна начинают пользоваться достижениями науки (импрессионизм и неоимпрессионизм).
Благоприятным фактором для культуры было формирование интеллигенции (творцы, зрители, профессиональные критики).
В целом искусство XIX в. идет под знаком усиления роли субъективного начала, личности художника и творчества как процесса. Идет поиск формы, новых выразительных средств.
В первой половине XIX в. ведущим направлением в искусстве является романтизм (Дж. Байрон, В. Гюго, Р. Вагнер, Ф. Шопен, Ф. Шуберт, Р. Шуман, Э. Делакруа). К середине XIX в. романтизм уступает место реализму (правдивое, объективное отображение действительности). Центральными фигурами этого направления были: О. де Бальзак, Стендаль, Флобер, Ги де Мопассан, Г. Курбе, Коро, Милле, Домье, Тернер.
Во второй половине XIX в. в западном искусстве появляется "модернизм". В этом течении главное - восприятие, впечатление, искажение, разложение предмета. Искусство все более становится средством самовыражения, поиском новых приемов, оригинальности. Импрессионизм - это цвет. Главными художниками импрессионизма являются К. Моне, К. Писсаро, О. Ренуар.
Позднее, с 80-х гг., импрессионизм разделяется на неоимпрессионизм (Ж. Сера, П. Синьяк) и постимпрессионизм (П. Сезанн, Ван Гог, П. Гоген, Сезанн). В музыке - К. Дебюсси, в скульптуре - О. Роден.
В 80-е годы во Франции возникает течение символизма (поиск чистой красоты и чистого эстетизма), примерно то же, что и модернизм. В основном в поэзии и литературе. Певцы гибели буржуазного мира. Они противопоставили себя науке и позитивистской философии. Центральными фигурами являются С. Малларме, П. Верлен, А. Рембо, О. Уайльд, P.M. Рильке, М. Метерлинк.
В XIX в. складывается новый тип цивилизации - индустриальный. Его основа - научно-технический прогресс. В XIX в. наметилась тенденция дегуманизация культуры.
3 Искусства могут быть классифицированы
по разным критериям. Предметом отображения
изобразительного искусства является
внешняя действительность,[31]неизобраз
По динамике искусства можно разделить на пространственные и временные. По утилитарности искусства делятся на прикладные и изящные (чистые).
По материалам искусство можно делить на виды, использующие
Медиаискусство: компьютерное искусство, цифровая живопись, сетевое искусство и т. д.
Музыка: классическая, академич
каллиграфия, песни, литература
В зависимости от выражаемых
чувств и эмоций искусства можно
делить по жанрам и стилям: драма, трагедия, ком
~ Виды искусств |
Статические |
Динамические | |
Изобразительные |
живопись, графика,декоративно- |
немое кино | |
театр, опера,эстрада, цирк,кин |
|||
Неизобразительные (выразительные) |
архитектура,литература |
музыка,хореография,балет,радио |
Любой вид деятельности можно условно называть искусством, если исполнитель вкладывает свои чувства в новой оригинальной и значимой форме. Так, например, икебана, боевые искусства и т. д. можно относить к искусству по признаку эстетического восприятия элементов этой деятельности, связанных с графикой, звуком, движением и по принципу степени мастерства исполнения.
Проявление
Иногда вместо термина искусство применяют
синоним иностранного происхождения арт: пиксел-арт,
[править]