Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 20:29, автореферат
Актуальность темы. В истории развития отечественной музыкальной культуры ХХ века до настоящего времени недостаточно оценено и изучено творчество ряда выдающихся исполнителей. В их числе – фортепианно-исполнительское искусство и педагогика дипломанта Второго международного конкурса им Ф. Шопена в Варшаве (1932), лауреата Первого всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей в Москве (1933), профессора Ленинградской государственной консерватории Веры Харитоновны Разумовской (1904 – 1967).
В
междисциплинарных
Данное исследование показало, что феномен сотворчества, резонанса, объединяет энергию трех объектов, участвующих, как в предварительном изучении, так и в публичном исполнении музыкального произведения. В освоении исполнителем текста музыкального произведения — это исполнитель – текст – инструмент. В педагогике – ученик – учитель – текст. В публичном исполнении – исполнитель – звучащее произведение – слушатели.14
Семантика слова произведение – общая для произведений искусства и таких понятий, как умножение, произведение в математике, имеет один смысловой корень и со словом производство, обозначающим объединение деятельности многих субъектов для создания объекта производства.
Эта общность знакового, речевого обозначения позволяет осознать их общую онтологическую смысловую основу. Исходя из герменевтического анализа и, произвольно обозначив три взаимодействующих объекта любой из вышеопределённых триад – S, T, V, а эффект возникающего резонанса их взаимодействия – E (effectus), можно гипотетическую структуру исполнительского и педагогического сотворчества выразить лаконичным языком математики: E = S T V.15
В исполнительском искусстве Веры Харитоновны Разумовской, как и в её педагогике, проявлялось гармоничное взаимодействие всех элементов предлагаемой структуры сотворчества. Именно эта гармония дарила ей счастье музыканта, счастье, не зависящее от жизненных обстоятельств, от различия рода профессиональной деятельности – исполнителя или учителя – и делала незабываемо счастливыми тех, кто был вовлечён в орбиту её творчества.
В выводах этой главы говорится, что особенностью исполнительского искусства Разумовской является то, что оно, неразрывно связанное с педагогикой, сохраняло и вместе с тем своеобразно развивало в русле романтического течения фортепианные традиции, в основе которых находится сотворческое общение, а её педагогика представляла стройную систему. Закономерность исполнительского и педагогического сотворчества нашла своё выражение в побочном результате исследования, в гипотезе о синергетической структуре сотворчества, все элементы которой проявлялись в искусстве Разумовской определённо и гармонично.
Заключение. Гармония – отличительная черта Разумовской, исполнителя-режиссёра, исполнителя-актёра, исполнителя-художника. Романтический, непосредственный, эмоциональный импульс и аналитический склад ума Разумовской приводили в её творчестве к гармонии, к классическому равновесию чувства, мысли и творческой воли. Богатая оттенками звуковая палитра, объёмность и прозрачность звуковой перспективы, особая поэтичность и гибкость психики и ума исполнительницы, творческая воля и высочайший уровень универсальной, мощной и пластичной пианистической техники, позволили ей воссоздать галерею ярких, художественно своеобразных музыкальных образов. Цельность формы исполнения гармонично соединяется у Разумовской с ювелирной проработкой деталей, как в крупной форме, так и в жанре миниатюры. Глубокая духовная культура пианистки возвышала слушателей и помогала Разумовской в своём творчестве осуществлять связь времён, выполняя культурную миссию музыканта-исполнителя, объединяя прошлое и настоящее с его устремлённостью в будущее. Эту же миссию выполняет теперь и её исполнительское наследие.
Педагогика Разумовской составляет гармоничную целостность с её исполнительским искусством и основывается на таких основополагающих принципах, как ответственность перед шедеврами музыкальной классики, признание значительности влияния личности исполнителя на художественную ценность исполнения, основывается на требовании от исполнителя духовного очищения, открывающего в процессе сотворчества чувство истинности и глубины музыкального шедевра. Педагогика Разумовской, обладающая своеобразной и стройной системой исполнительского освоения музыкального произведения, творчески включает на всех этапах чувства, мысли и волю исполнителя, обогащая и развивая его творческий потенциал. Все эти качества делают творчество Разумовской актуальным и в наше время, и всегда, пока будет существовать классическое музыкальное исполнительское искусство и, неотъемлемое от него, сохраняющее и развивающее это искусство, педагогическое творчество.
Основные выводы исследования. Изучение исполнительского наследия Разумовской наполнило конкретным содержанием его выдающуюся ценность и выявило его актуальность.
Творчеству
Разумовской присуще
Данное
исследование показало возможность
и целесообразность практического
применения принципов, методов и приёмов
Разумовской не только на уровне достижения
высшего мастерства, но и на основополагающем
этапе обучения искусству игры на фортепиано.
По
теме диссертации
опубликованы следующие
работы её автора:
II. Монография и другие публикации
2. Т. М. Уралова. Вера Харитоновна Разумовская.
Путь в искусстве. Монография. СПб.: Изд-во
«Золотое сечение», 2007. – 170 с. – 10,6 п. л.
3. Т. М. Уралова. В. Х. Разумовская – пианистка и педагог // Современное музыкальное образование - 2005: сборник материалов международной научно-практической конференции. СПб, 2005. – с. 65-72 – 1 п. л.
4. Т. М. Уралова. Слушая записи Разумовской (к 100-летию со дня рождения пианистки) // Фортепиано №4. М., 2004. – с. 21-25 – 0,3 п. л.
5. Т. М. Уралова. Три года и вся жизнь // Уроки Разумовской. М.: Изд-во «Классика –XXI», 2007. – с. 81-85 – 0,3 п. л.
6. Т. М. Уралова. Вспоминая мастера // Уроки Разумовской. М.: Изд-во «Классика – XXI», 2007. – с. 108-109 – 0,1 п. л.
7. Т. М. Уралова. Искусство игры на фортепиано. Часть первая. Музыкальная азбука. СПб.: Изд-во «Нива», 1997. – 54 с. – 3,4 п. л.
8. Т. М. Уралова. Искусство игры на фортепиано. Часть вторая. Музыкальный букварь. Книга первая. СПб.: Изд-во «Нива», 1998. – 54 с. – 3,4 п. л.
9. Т. М. Уралова. Искусство игры на фортепиано. Часть вторая. Музыкальный букварь. Книга вторая. СПб.: Изд-во «Аполлон», 1999. – 91 с.– 5,7 п. л.
10. Т. М. Уралова. Искусство игры на фортепиано. Методическое сопровождение «Музыкальной азбуки» и «Музыкального букваря». СПб.: Изд-во «Музыка», 2004. – 208 с. – 6,5 п. л.
Информация о работе Фортепианное исполнительское искусство и педагогика В.Х. Разумовский