Фортепианное исполнительское искусство и педагогика В.Х. Разумовский

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 20:29, автореферат

Описание работы

Актуальность темы. В истории развития отечественной музыкальной культуры ХХ века до настоящего времени недостаточно оценено и изучено творчество ряда выдающихся исполнителей. В их числе – фортепианно-исполнительское искусство и педагогика дипломанта Второго международного конкурса им Ф. Шопена в Варшаве (1932), лауреата Первого всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей в Москве (1933), профессора Ленинградской государственной консерватории Веры Харитоновны Разумовской (1904 – 1967).

Работа содержит 1 файл

ФОРТЕПИАННО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО .doc

— 189.00 Кб (Скачать)

                                                                                                       На правах рукописи 
 
 

    Уралова Татьяна Михайловна 
 

    ФОРТЕПИАННО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ  ИСКУССТВО 

    И ПЕДАГОГИКА

    В. Х. РАЗУМОВСКОЙ 
     
     

    Специальность: 17.00.02 – Музыкальное искусство 
 
 
 
 
 

    Автореферат

    диссертации на соискание учёной степени 

    кандидата искусствоведения 
 
 
 

    Нижний  Новгород – 2010

Работа выполнена  в Нижегородской государственной  консерватории (академии) имени М. И. Глинки на кафедре теории музыки 
 
 

Научный руководитель:                            

кандидат  искусствоведения, доцент Красногорова Ольга Альбертовна

                                                                           

Официальные оппоненты:                         

доктор  искусствоведения, профессор

Московской  государственной консерватории  им. П. И. Чайковского

Березин Валерий Владимирович

                                                                          

кандидат искусствоведения, доцент

Российской академии музыки им. Гнесиных

Енукидзе Натэла Исидоровна                                                                          

Ведущая организация: Уфимская государственная академия искусств           им. Загира Исмагилова

 
 

Защита  диссертации состоится «   » декабря 2010 года в _____ часов на заседании диссертационного совета по присуждению ученых степеней К 210.030.01 при Нижегородской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки по адресу: 603600, Нижний Новгород, ул. Пискунова, 40 
 

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Нижегородской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки 
 
 

Автореферат разослан «____» ноября 2010 года 
 
 
 

Учёный секретарь  диссертационного совета,

кандидат искусствоведения                                                                    Бочкова Т. Р.   

    1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 

      Актуальность  темы. В истории развития отечественной музыкальной культуры ХХ века до настоящего времени недостаточно оценено и изучено творчество ряда выдающихся исполнителей. В их числе – фортепианно-исполнительское искусство и педагогика дипломанта Второго международного конкурса им Ф. Шопена в Варшаве (1932), лауреата Первого всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей в Москве (1933), профессора Ленинградской государственной консерватории Веры Харитоновны Разумовской (1904 – 1967).

      Характеризуя отечественное фортепианное искусство ХХ века, Л. Гаккель пишет, что большую роль в его развитии сыграли «выдающиеся отечественные художники-исполнители, жившие фактически безвестными до конца своих дней и сотворявшие историю пианистической культуры, ибо оставались в памяти всех, кто их слышал; такова, например, В. Х. Разумовская».1 Необходимость осмыслить и сделать достоянием научной и широкой музыкальной общественности творческие достижения одного из выдающихся представителей отечественного фортепианного исполнительского искусства – очевидна.

     Объектом  исследования является фортепианно-исполнительское искусстве и педагогика Веры Харитоновны Разумовской. Предметом исследования являются творческий путь, черты исполнительского стиля Разумовской и особенности её педагогики. Цель исследования определить значение и ценность фортепианного искусства Разумовской, изучить его художественные особенности, проявляющиеся и в её педагогике, раскрыть актуальность и возможность их практического применения.

    В связи с этим определяются следующие  задачи исследования:

    1) определить основные вехи творческой биографии Разумовской и оценку ее искусства современниками;

    2) проанализировать исполнительское наследие Разумовской;

    3) исследовать принципы, методы и приёмы её педагогики, целесообразность и возможность их применения в современной практике обучения искусству игры на фортепиано на разных ступенях обучения;

    4) выявить своеобразие и закономерности, проявляющиеся в творчестве Разумовской, в сравнении с чертами исполнительского стиля известных пианистов 1920-1960 годов;

    5) сформулировать художественно-эстетические  особенности исполнительского искусства Разумовской.

    Методологическую  основу исследования составили фундаментальные положения, разработанные в трудах выдающихся музыкантов, пианистов и педагогов, историков и теоретиков музыкального исполнительского искусства: Б. В. Асафьева, А. Д. Алексеева, Л. А. Баренбойма, А. В. Вицинского, Л. В. Николаева, Г. Г. Нейгауза, Я. И. Мильштейна и др.

    В диссертации применялись историографический и музыковедческий методы исследования, исполнительский и сравнительный анализ, герменевтический метод трактовки понятий и категорий, методы философского и математического обобщения.

    Положения, выносимые на защиту:

    1. Изучение творчества Разумовской подтвердило и наполнило конкретным содержанием его выдающуюся ценность, отмечаемую крупнейшими отечественными музыкантами, и выявило его актуальность.

    2. Творчеству Разумовской присуще  неразрывное и гармоничное взаимодействие исполнительского искусства и педагогики, сохранение и развитие европейских и отечественных фортепианных традиций, своеобразие и системность принципов, методов и приёмов, основой которых является сотворчество.

    3. Данное исследование обосновало и показало возможность и целесообразность практического применения принципов и методов Разумовской не только на уровне достижения высшего мастерства, но и на основополагающем этапе обучения искусству игры на фортепиано.

    Побочным  результатом исследования является гипотеза о синергетической структуре исполнительского и педагогического сотворчества, которое может быть выражено формулой E = S T V, где E (effectus) – величина эффекта резонансного взаимодействия, а S,T,V – три объекта, участвующих в возникновении как фортепианно-исполнительского, так и педагогического сотворчества.

    Научная новизна исследования заключается в том, что впервые:

    1. Определено своеобразие исполнительского искусства Разумовской в сравнении с особенностями творчества известных отечественных пианистов 1920-1960-х годов.

    2. Найдены новые факты биографии Разумовской, документы, публикации, иконография, позволившие более полно обрисовать черты её личности и культурные корни её творчества.

    3. Обнаружены неопубликованные аудиозаписи Разумовской, более полно представляющие её исполнительское искусство.

    4. Проанализировано исполнительское наследие Разумовской.

    5. Изучены особенности сохранившейся аппликатуры Разумовской в мазурках Шопена.

    6. Проведено сравнение приёмов и методов Разумовской с приемами, восходящими к черниевским и шопеновским традициям.

    7. Выявлено своеобразие и системность принципов, методов и приёмов воспитания и обучения пианиста в классе Разумовской, обоснована и показана целесообразность и возможность их практического применения с основ обучения искусству игры на фортепиано.

    8. Выдвинута гипотеза и предложена математическая формула структуры синергетического сотворчества в исполнительском искусстве и педагогике.

      Практическая  значимость диссертации заключается в привлечении внимания к фортепианному искусству Разумовской. Выявленные особенности исполнительского искусства и педагогики, аудиозаписи интерпретаций пианистки могут найти широкое применение в практической деятельности концертирующих исполнителей, педагогов и учащихся вузов, училищ и музыкальных школ, а также в учебных программах по истории и методике обучения искусству игры на фортепиано.

      Творческая  личность Разумовской становится знаковой фигурой в истории музыкального искусства и закономерности, выявленные в творчестве Разумовской, так же как и гипотетическая структура сотворчества, могут быть использованы при изучении истории, философии, эстетики, психологии, теории и методики исполнительского искусства, в искусствоведении и смежных науках, исследующих информационно-коммуникативные связи.

      Обзор литературы по теме диссертации. Необходимо отметить, что научных работ, посвященных комплексному исследованию фортепианного искусства Разумовской, не существует. Её творчеству посвящены отдельные статьи в газетах, журналах и сборниках. Из такого рода работ в диссертации использованы статьи Е. Гресса, Д. Шостаковича, С. Хентовой, Ю. Тюлина, Л. Григорьева и Я. Платека. Особую ценность представляет брошюра С. Бейлиной «В классе профессора В. Х. Разумовской»2, основанная на записях, которые были сделаны её автором во время учёбы, и на архивных материалах Ленинградской (Петербургской) консерватории. Сборник «Уроки В. Х. Разумовской»3 также содержит воспоминания о Разумовской, вступительную статью К. Учителя и фрагменты методических докладов Разумовской: «О высоком строе души художника» (1944) и «Об ответственности исполнителя и его моральном облике» (1956). К сборнику прилагается диск с аудиозаписью части исполнительского наследия Разумовской. Эти публикации дают возможность автору диссертации подтвердить и расширить собственный опыт общения с В. Х. Разумовской, как со своим учителем.

      Все публикации дают ценный (большей частью эмпирический) материал, описывающий, нередко в мемуарно-публицистическом ключе, биографию музыканта и характеризующий творчество пианистки, но не претендующий на статус научного исследования. В отличие от работы, принадлежащей Бейлиной, автор данной диссертации смог привлечь больший объём информации, касающийся, прежде всего, исполнительского наследия Разумовской, что позволило впервые осуществить и его исполнительский анализ.

     В 2007 году была опубликована монография автора диссертации «Вера Харитоновна  Разумовская. Путь в искусстве». В приложении к монографии представлен диск с записью части неопубликованного ранее исполнительского наследия Разумовской.

      Материалы исследования. В работе используются:

      - архивные документы: архив семьи Разумовской-Логовинского и их родственников - Майорских-Белицких, архив Петербургской консерватории, архив библиотеки Московской консерватории, архив автора данной работы;

       - отзывы о педагогическом и исполнительском искусстве В. Разумовской таких её современников как А. Альшванг, К. Игумнов, Г. Нейгауз, Л. Николаев, А. Оссовский, С. Савшинский, Ю. Тюлин, С. Хентова, М. Штейнберг, Д. Шостакович;

      - воспоминания учеников разных лет, родных, друзей, коллег и современников В. Разумовской: В. Логовинского, Б. Белицкого, Л. Баренбойма, Л. Бершадской, М. Вольф, Н. Игудесман (Суховой), М. Лебедя, Г. Минскер, Н. Перельмана, Ю. Растопчина, С. Набок, не вошедшие в указанные публикации;

      - опыт личного общения автора диссертации с В. Х. Разумовской, как со своим учителем, в том числе и запечатлённый в неизданной студенческой статье, написанной по заданию Л. Баренбойма после смерти Разумовской ещё в 1967 году и используемой и С. Бейлиной в её брошюре;4

      - аудиозаписи исполнительского искусства Разумовской;

      - аппликатура, проставленная Разумовской в принадлежавших ей нотах мазурок Ф. Шопена.

    В работе были также использованы книги  и аудиозаписи, позволяющие охарактеризовать историческую, музыкальную и культурную среду жизни и творчества пианистки.

    Апробация диссертационного исследования проходила в процессе публикаций, а также выступлений автора на различных международных научно-практических конференциях: «Европейское довузовское музыкальное образование: Россия, страны СНГ и Европы. Состояние и перспективы» (Санкт-Петербург, 2006), «Современное музыкальное образование - 2005» и «Современное музыкальное образование – 2006», проходивших в Санкт-Петербурге в 2005 и в 2006 годах соответственно, участия во Всероссийском методическом смотре (1988) и на заседании Санкт-Петербургского городского семинара педагогов-пианистов (1997).

Информация о работе Фортепианное исполнительское искусство и педагогика В.Х. Разумовский