Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 10:11, доклад
В ДРЕВНЕЙ РУСИ для обозначения разных видов прикладного искусства существовало чудесное слово — узорочье.Сохранившиеся до наших дней образцы узорочья X—XIII веков являются неисчерпаемым источником наших представлений и быте древнерусских людей всех классов и категорий — от простого деревенского смерда до князя. Весь быт был пронизан любовью к красоте, стремлением украсить жизнь художественной выдумкой.
На золотых княжеских колтах мы видим христианский сюжет – изображения Бориса и Глеба. Им непременно сопутствует идеограмма ростка (крина) – всходов молодого растения. Плащи Бориса и Глеба всегда покрыты сердцевидными идеограммами ростков и круглыми точками (семенами?), нимбы святых почти во всех случаях зеленые.
Материалы раскопок в
Киеве, Чернигове, Новгороде, Волыни и
Суздале доказывают, что в сознании
людей XII века имена первых русских
святых обязательно связывались
с идеей плодородия и молодых
весенних всходов. В нашем распоряжении
есть много подтверждений аграрно-
У западных славян существовал большой языческий праздник в честь богини Живы в первых числах мая. В это время появляются (на широте Киева) первые всходы яровых хлебов. Аграрно-магический календарь IV века н.э. из земли полян начинает отсчет жизни яровых хлебов именно со 2 мая. Можно думать, что установленный в 1072 году новый день борисоглебского праздника – 2 мая (торжественно подтвержденный и в 1115 году) – должен был заслонить собою древний языческий майский праздник. Это особенно естественно в условиях 1072 года, которому предшествовало много лет голода, засухи, неурожаев, приведших к отходу от христианства и возврату к язычеству ("Слово о ведре и казнях божьих…"). Слившись с языческим праздником первых всходов, культ Бориса и Глеба должен был впитать в себя некоторые черты древнего аграрного культа, доказательство чему мы видим на каждом предмете XII века, украшенном изображениями этих святых.
На золотых колтах кроме фигур Бориса и Глеба имеются следующие изображения: "древо жизни" и птица, древо и две птицы, женская голова в кокошнике с ряснами и колтами в окружении растительных завитков, две птице-девы (сирины). Золотые уборы, в состав которых входили колты, по всей вероятности, являлись свадебными, поэтому их орнаментика должна была отражать прежде всего идею плодородия. Этому вполне отвечали и "древо жизни", и птицы, и изображение женщины (может быть, отдаленные отголоски культа женского божества Живы или Макоши?). Культ плодоносящих сил, выраженный посредством схемы ростка, крина, проявился в деталях орнамента, украшающего изображения вещих птиц. Их оперение покрыто такими же символами семян и ростков с почкой, как и плащи Бориса и Глеба.
Одной из наиболее частых на киевских золотых колтах является композиция из двух сиринов с идеограммой ростка в центре. Птице-девы изображены обычно в шапочках, головы ихобведены нимбом. На крыльях, а иногда и на оперении видны те же идеограммы ростка с почкой и семена. Грудь всегда орнаментирована несколькими волнистыми полосами синего цвета. Связь образов сиринов с символикой воды и плодородия не подлежит сомнению. Крылатость связывает этих птице-дев с небом. Расшифровке этого образа может помочь средневековое отождествление: "сирины – рекше вилы", а вилы хорошо известны южнославянской этнографии как русалки, охраняющие нивы и связанные с влагой, росой.
Болгарские этнографы так описывают народные представления о вилах-русалках: "Русалки суть женские существа – очень красивые девушки с длинными косами и крыльями". Они появляются весною, когда засеянным полям необходимы дожди. Русалки выливают росу из рогов, и хлеба начинают колоситься. В июне, "русальском месяце", русалки совершают брачный обряд опыления цветущих хлебных колосьев.
Рассматривая киевские золотые колты, мы видим как бы иллюстрацию к этим этнографическим записям: в центре колта помещен стилизованный росток, а по сторонам его – две девушки с крыльями и птичьим туловищем. Христианский нимб вокруг девичьих ликов русалок узаконивал их в системе христианского апокрифического фольклора в качестве "райских птиц", но архаичная сущность крылатых птице-дев, образ которых восходит к неолиту, проступает достаточно явно. Не забыты киевскими художниками и рога, из которых крылатые русалки орошают поля, - они изображены на обратной стороне колтов.
Почти всегда оборотную сторону золотых колтов украшает одна и та же композиция: в центре – четыре ростка, обращенные в разные стороны. Это очень древний мотив, связанный с представлением о повсеместности. Символ жизни – росток – обращен "на все четыре стороны". Внизу, в маленьком треугольнике – семя. По бокам центральной четырехчастной розетки – узкие треугольники, напоминающие турьи рога, известные нам по княжеским курганам X века. На некоторых колтах рогообразные треугольники имеют даже схематически изображенное устье рога.
Орнамент на "рогах" или городчатый (как на оковке турьего рога из Гнездова), или в виде вьющегося растения (как на рогах из Черной Могилы). Вполне возможно, что здесь действительно изображались турьи рога-тритоны, так широко применявшиеся в свадебной обрядности ряда народов. Вьющееся растение – это, очевидно, хмель, необходимый для изготовления меда, наполнявшего рога. Хмель также неразрывно связан со славянской свадебной обрядностью.
Всю композицию оборотной стороны золотых колтов можно прочитать так: "Пусть живительная сила распространится над этим семенем во все четыре стороны! Два рога с ритуальным хмельным медом подняты за здоровье обоих молодых".
Орнаментика серебряных колтов проще. Здесь нет ни турьих рогов, ни четырехчастной композиции, ни русалок-вил, ни девушек в кокошниках. На серебряных колтах обычно помещены "древо жизни" (иногда сильно стилизованное) и крылатое чудище. Чаще всего обе темы даны одновременно на обеих сторонах колта. Чудище изображалось по-разному: либо с птичьей головой, двумя лапами и стилизованными крыльями, либо с собачьей головой, двумя лапами и крыльями (как иранский Сэнмурв), либо в виде орлиноголового грифона, а иногда – в виде четвероногого крылатого зверя с собачьей мордой. Можно думать, что все эти разновидности крылатого чудища олицетворяли славянского Симаргла, близкого в Сэнмурву и грифону, то есть божества, безусловно благожелательного по отношению к человеку, охраняющего семена, посевы, растения и их корни.
Эти два орнаментальных сюжета выражали древнюю веру в борьбу добра и зла: "древо жизни" олицетворяло добро, мирное произрастание, а чудище Симаргл боролось со злом на земле и на небе, как бы защищая владелицу колта. Символика добра и зла (точнее, борьба с ним) наполняет все прикладное искусство.
Совершенно особый
мир образов раскрывается нам
на широких двустворчатых
В нижней зоне браслетов обычно преобладают два орнаментальных мотива: распластанные вширь корневища с отростками и ритмичная плетенка. Иногда плетенке нижнего яруса соответствуют в верхнем ярусе женские фигуры с сосудами в руках. Это позволяет понимать плетенку как идеограмму воды. Вода в сочетании с корнями – прекрасное выражение идеи плодородия, этот сюжет заставляет вспомнить содержание русальных плясок – молений о небесной воде для земных корней.
Большой интерес вызывают солярные знаки, включенные в плетеный орнамент. Это обычно круг, перекрещенный наискось двумя полосами. Иногда встречаются два косых креста без круга. Нередко солнечные знаки (чаще всего парные) как бы сплетены с идеограммой воды. Изображение рядом двух солнечных знаков ведет нас к древним славянским календарям, отмечавшим таким образом месяц июнь. В наиболее подробном календаре IV века из села Ромашки под Киевом двумя крестами отмечен день Купалы (24 июня), день летнего солнцеворота, делящий год надвое. Дню Купалы предшествуют "русальная неделя" и дни, когда полям нужен дождь; сама же "русальная неделя", завершавшая купальской ночью с ее поисками трав, плясками и кострами, - это время цветения хлебов, когда дождь не нужен. Купальская обрядность – сочетание культа воды, русалок и солнца, огня. Считалось, что русалки в эти дни выходят из своих источников и рек и бродят по цветущим полям. На календаре из Лепесовки (Волынь), где все двенадцать месяцев изображены особыми рисунками, июнь, "русальный месяц", обозначен двумя косыми крестами, знаками солнца и огня, и волнистой линией, символом воды. Такое же сочетание двух косых крестов (в кругу или в прямоугольной рамке) с волнистыми линиями, сплетенными в красивый узор, мы видим и на многих широких браслетах, в которых женщины приходили на "бесовские игрища" русалий. Частое изображение в русском декоративном искусстве "двойного солнца", очевидно, связано в своих истоках именно с русальной обрядностью, с двумя периодами в году, когда солнце делит год надвое: в дни зимнего "корочуна" и летних купальских русалий.
Необычен и крайне интересен растительный орнамент на браслетах. Он резко делится по зонам. В нижней зоне обычно изображаются корни с "глазками" и побегами или связанные попарно, а иногда отдельные корневища, тоже с побегами. В верхней зоне браслетов встречаются три типа растений. Если это трилистники и пальметки, вписанные в сердцевидную фигуру, помещенную острием вверх, то, очевидно, мы имеем дело со стилизованным изображением молодого папоротника (для опознания важны боковые отростки). В архитектурном декоре папоротник изображался иногда довольно реалистически, как, например, на Дмитриевском соборе во Владимире. Папоротник был повсеместно связан с купальской обрядностью. Часто изображается и "древо жизни" в виде двух сильно изогнутых ветвей растения, то сближающихся, то расходящихся, с овальными плодами на концах ветвей. Древо обязательно имеет два корня и две ветви, образующие при соединении сердцевидную фигуру, обращенную острием вниз. Кроме этих двух, встречается еще один своеобразный тип растительного орнамента: две короткие ветви с полураспустившимися листьями отходят в стороны от центральной вертикальной линии. Иногда может показаться, что этот рисунок не имеет самостоятельного сюжетного значения и применяется просто для заполнения свободной поверхности браслета растительными завитками. Но археологи встречают подобное изображение слишком часто стоящим отдельно в центре колтов или на щитках перстней (в этих случаях ветви отходят горизонтально в обе стороны от центральной вертикальной опоры). Известен этот сюжет и этнографам. Все это говорит о том, что и этот рисунок наделен самостоятельным смысловым значением.
Можно высказать предположение, что все виды растительного орнамента на браслетах (а может, и на колтах) передают в стилизованном виде разные стадии роста священного у славян растения – хмеля. Хмель шел на изготовление ритуального меда и пива. Хмель и хмельные напитки играли у славян такую же роль, как хóма – священное растение и священное питье у иранцев, или сóма – у индийцев. Песни о хмеле широко известны у всех славян. Еще в XVI веке существовал обряд церковного освящения хмеля. Итак, по-видимому, орнамент передает все стадии роста хмеля с ранней весны до июля-августа; появление боковых ветвей и цветение хмеля происходит в июне, совпадая с двумя циклами русалий. Зная огромную роль виноградной лозы в южной орнаментике, мы не должны удивляться широкому применению хмеля в орнаменте тех областей, где виноградарства не было.
В орнаментике некоторых браслетов есть не только языческая символика, связанная с русальной и купальской обрядностью (двойное солнце, струящаяся вода, ветвящийся и цветущий хмель), но и изображения самих русалок и русальных игрищ. Так, на том киевском браслете (клад 1889 г.), где имеется двойной косой крест и символизирующая воду плетенка, в арочках награвированы вилы-русалки, расположенные по сторонам папоротникообразного растения.
Исключительный интерес представляет браслет из клада, найденного в Твери в 1906 году, один из лучших в художественном отношении. На нем изображены две простоволосые женщины, одетые в длинные рубахи без пояса, с рукавами, стянутыми браслетами, с каймой по подолу; широкая орнаментированная полоса идет посреди от ворота до подола. Обе они пьют из треугольных кубков (рогов?). Стоящая слева женщина держит свой кубок левой рукой, а правой прикасается к крылу Симаргла. Симаргл словно вырастает из земли, как растение, а на высоте локтя женщины плавно изгибается и склоняется мордой снова к земле. Ясно видны лапы и крылья. Туловище чудища, узкое, как стебель, покрыто точками, как изображение стеблей хмеля; хвост похож на корни растений. Рядом с женщинами – мужчина в вышитой рубахе. Он показан в прыжке или танце, правая рука его поднята вверх. Мужчина и женщина, сидящая справа, смотрят на ответвляющиеся парные ветки хмеля. Не этот ли обряд, связанный с неким богом Переплутом, описан в позднейших источниках: "…вертячеся пьют ему в розех" (приплясывая, вертясь, пьют в его честь из рогов)? Возможно, это архаичный Симаргл, который был охранителем корней растений, получил впоследствии (от переплетенных корней или плетей хмеля) имя Переплута.
На створках браслетов,
хранящихся в Государственном Историческом
музее, помещены в арочках птицы и зайцы.
Перед зайцами изображены чаши с поддоном
вроде тех, из которых пили во время русальных
действий. (Известно, что у литовцев существовал
"заячий бог", покровитель растительности.
Возможно, что у русских тоже существовали
подобные представления; недаром на зайцев
в Древней Руси было "табу", и вплоть
до XVII века они не употреблялись в пищу.)
На других створках в двух арочках содержатся
изображения сидящей женщины с браслетами
на руках и мужчины; в двух остальных арках
мы видим фигуры мужчины, играющего на
музыкальном инструменте, и женщины, которая
пляшет, распустив до земли рукава. Прекрасное
изображение русалий есть на браслете,
недавно найденном в Старой Рязани. На
одной створке браслета изображены два
Симаргла-Переплута с человеческими головами,
корни хмеля, грифон и птицы. На другой
створке над идеограммой воды (плетенка
с волнистой линией и каплями) даны все
персонажи "идольских игр русалий":
гусляр, окруженный ветвями, играет на
гуслях; девушка, изображающая русалку,
пляшет с опущенными рукавами и пьет из
чаши. В стороне, на проросшем пне, сидит
"русалец", обязательный персонаж
русальских игр, тоже пьющий из чаши. Около
девушки изображена "скурата" – маска,
упоминаемая в церковных выступлениях
против русалий. Все эти изображения переносят
нас в живую действительность XII века,
когда даже княгини и боярыни в дни народных
праздников покидали церковную службу
ради шумных и веселых карнавалов, посвященных
летним молениям о плодородии, и участвовали
в "бесовских" действиях в колдовскую
купальскую ночь, надевая на себя ритуальные
украшения. Колты и браслеты XII – XIII веков
показывают нам, что очень многие орнаментальные
мотивы воспринимались как магически-охранительные
и были связаны с идеей плодородия и с
русальной заклинательной обрядностью,
а это дает ключ к пониманию семантики
декоративного искусства той эпохи вообще.
Мастерство русских художников, тонко
и любовно создававших разнообразное
узорочье, восхищало современников и было
хорошо известно за рубежами Руси.
Информация о работе Декоративно-прикладное искусство Древней Руси