Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 15:08, реферат
Целью данной курсовой работы является углубленное изучение русского деревянного зодчества одной из тем дисциплины «Мировая культура и искусство» в разделе «Отечественная культура и искусство».
Задачи:
1.Охарактеризовать традиции и технологии русского деревянного зодчества.
2.Обозначить проблемы сохранения культуры в области деревянного зодчества.
3.Собрать материалы по мерам сохранения реставрации в Кижах.
Предмет исследования: памятники русского деревянного зодчества.
Объект исследования: особенности русского деревянного зодчества, как феномен древнерусской культуры.
Введение
История русского деревянного зодчества
Природно – климатические и культурные предпосылки
Традиции и технологии русского деревянного зодчества
Происхождение культурных памятников в России
Музей – заповедник «Кижи»
Мероприятия по сохранению Кижского погоста
Заключение
Список литературы
В результате достигалось высокое качество досок, отличавшихся большой прочностью, в то время как при распиловке волокна дерева повреждались и доска значительно утрачивала плотность – кололась и ломалась. Хорошо зная эту особенность дерева и не желая снижать качество строительства за счёт более быстрого возведения здания, плотники даже после указа Екатерины II, запретившего древний способ изготовления тёса из-за больших отходов, предпочитали платить штрафы, но широко пользоваться им.
В XVIII и начале XIX вв. на деревянное народное зодчество оказали определённое влияние архитектурные стили города. В результате в сёлах появились деревянные постройки, выполненные «на каменное дело», владельцами которых были главным образом помещики и зажиточные крестьяне. В этих зданиях дерево утратило значение самостоятельного материала со своими специфическими достоинствами, так как было признано «дешёвым», неблагородным и поэтому всячески маскировалось. Деревянным строениям придавали вид каменных с помощью дощатой обивки, профилированных карнизов и поясков, колонн, точёного балясника, Других элементов городской архитектуры, а также штукатурки и раскраски фасадов. Всё это значительно снизило качество архитектуры сельских культовых и жилых зданий.
Во время всеобщего упадка русской архитектуры во второй половине XIX в., на деревянное зодчество оказало влияние «ропетовское» направление, получившее название от имени И.П. Ропета. Его представители в возрождении национального характера архитектуры считали единственно ценным в народном деревянном зодчестве декоративную сторону без учёта специфики конструктивных и планировочных решений.
В проектах «ропетовцев» механически соединились новые принципы композиции и планировки зданий с традиционными деталями и декоративной обработкой.
При этом утрачивалось чувство меры: здания замысловатых объёмов «одевались» в сплошное резное кружево и фигурную обшивку, а «старые» постройки «перелицовывались на новый лад».
К концу XIX в. под влиянием модернистского стиля городской архитектуры в народном зодчестве Русского Севера начали преобладать электрические тенденции. В этот период широкое распространение получила дощатая обшивка, которую ошибочно считали надёжным средством защиты бревенчатого сруба от гниения и поражения древесины насекомыми, так как она явилась, прежде всего, своеобразной данью моде и играла чисто декоративную роль, скрывая « неблагородный » бревенчатый сруб. Однако практика показала, что обшивка может хорошо выполнять защитные функции только при условии тщательного выполнения и ведения постоянного надзора за скрытым под ней срубом. В противном случае создаются значительные трудности при замене старых брёвен новыми, происходит более быстрое загнивание и разрушение древесины в связи с тем, что проникающая под обшивку влага долго не высыхает из-за плохого проветривания в северных условиях с частыми дождями, большой влажностью воздуха и малым количеством тёплых солнечных дней. При этом художественные и архитектурные достоинства дощатой обшивки, даже с замысловатым рисунком декора, значительно уступают красоте и пластике обнажённого бревенчатого сруба.
«Подводя итоги всему, что сделано Россией в области искусства, приходишь к выводу, что это по приемуществу страна зодчих, - писал И.Грабарь в «Истории русского искусства». – Чутьё пропорций, понимание силуэта, декоративный инстинкт, изобретательность форм – словом, все архитектурные добродетели – встречаются на протяжении русской истории так постоянно и повсеместно, что наводят на мысль о совершенно исключительной архитектурной одарённости русского народа».
В наши дни деревянное
строительство имеет много
При возведении домов с помощью древнерусских приемов рубки заготавливаются деревья, имеющие прямой ствол со сбегом (уменьшением диаметра ствола) не более 1 см на 1 м длины. По возможности выбирают бревна одного диаметра. Иногда дерево, помимо окорки (снятия коры до белой твердой поверхности древесины), подвергается незначительной обработке. Так, торговый дом "КОН" использует для возведения стен лафет — двухкантовый брус, изготовленный особым образом, однако и здесь сбег ствола сохраняется. Дома из таких материалов рубятся вручную, хотя и на заводских территориях. При этом здание обретает неповторимый архитектурный облик, характерный для строений допетровской эпохи. Дома украшаются элементами декора древнерусских теремов — резными наличниками, карнизами, бочкообразными столбами и др. Рубка таких построек производится по индивидуальным проектам и только высококвалифицированными специалистами.
В последние годы широко распространено строительство домов из оцилиндрованного бревна, обработанного в промышленных условиях. Эта технология предусматривает принудительную сушку дерева в специальных сушильных камерах и так называемую оцилиндровку, после которой бревно принимает стандартный диаметр по всей длине. Продольные пазы и замковые соединения выбираются станочным способом. Возведение домов на строительной площадке сводится к сборке изготовленных на предприятии элементов.
Фирма "ВИСУ ТАЛО" (в переводе
с финского — "мудрый дом") освоила
на территории России производство и
сборку домов по финской технологии
из сушеного оцилиндрованного бревна.
Сначала разрабатывается
Дизайн-студия "Европа" использует
для строительства бревенчатых
домов кедр, древесина которого обладает
удивительными целебными
Большое количество производителей возводят дома и из бруса. На фирме "Вишера" за счет применения новой технологии значительно сокращен весь технологический процесс (от проектирования до монтажа); цеховая сборка и доработка на месте стали не нужны; усадка дома не превышает 0,7%, причем она равномерна, так что отделочные работы можно вести практически сразу же после устройства крыши и закрытия теплового контура. Брусовые дома, построенные по этой технологии, по качеству не уступают финским аналогам. "Вишера" работает на российском рынке более пяти лет. Этого времени оказалось достаточно, чтобы фирма стала одним из лидеров в производстве и строительстве брусовых домов высокого качества.
Фирма закупает еловый или сосновый брус из экологически чистых районов России. Требования предъявляются высокие: брус должен быть ровным, с минимальным количеством сучков и, по возможности, совсем без трещин. Его поперечные размеры 140x172 мм. Полученный брус сушится, достигая оптимального уровня влажности 14—16%. Далее производится профилирование. Во-первых, создаются дополнительные жесткие грани, не позволяющие брусу при высушивании скручиваться и терять форму. Во- вторых, в каждом брусе делается горизонтальный внутренний пропил. Он переносит напряжение, возникающее при высушивании, во внутреннюю часть бруса, поэтому последний снаружи остается гладким и не покрывается трещинами. При сборке за счет пропилов образуются внутренние воздушные карманы (пустоты). Поскольку воздух является отличным утеплителем, то стены из профилированного таким образом бруса сохраняют тепло в 1,6 раза лучше (результат специального тестирования), чем стены из обыкновенного гладкого бруса такой же толщины.
Изготовление бруса
— начальный этап технологии фирмы
"Вишера". В дальнейшем дома любой
формы проектируются в
Другим примером использования современных технологий в деревянном строительстве может служить продукция компании НЛК, предлагающей дома из клееного бруса. Непревзойденные свойства этого материала позволяют возводить здания, спроектированные в различных архитектурных стилях. Проектные подразделения компании способны выполнить все пожелания заказчика. Ее специалистами были разработаны конструктивные приемы, позволяющие возводить дома в древнерусском стиле. Номенклатура элементов включает брус с выпуклыми боковыми поверхностями, что придает брусовым стенам сходство с бревенчатыми. Кроме того, можно заказать дом, отдельные части которого будут иметь различные по форме покрытия — от двухскатной кровли до крещатой бочки и шатра. С помощью специального оборудования изготавливаются резные деревянные элементы. Неповторимый облик дому придают различные по конструкции и рисунку крыльцо, балконы и веранды.
Дома из клееного бруса благодаря высокому качеству обработки материала, как правило, не нуждаются во внутренней отделке, что позволяет создавать интерьеры, стилизованные под русскую старину. Разумеется, буквальное цитирование облика древнерусских деревянных построек было бы неуместным и нелогичным. Речь идет о воссоздании образа традиционной русской архитектуры с присущей ей праздничностью и нарядностью, а также гармоничным сочетанием с ландшафтом
1.3Зодчество России:проблемы спасения.
Еще в XIX в. деревянные постройки определяли облик большинства деревень и городов России. Теперь этот огромный пласт строительной и художественной культуры находится на грани полного исчезновения. Уже не существует более 80 % храмов, зафиксированных до Октябрьской революции. Только за последние годы в Архангельской области погибли Рождественская церковь (1763 г.) в селе Бестужеве на реке Устье, церковь Двенадцати апостолов (1799 г.) в селе Пиринемь на Пинеге, полностью сгорели ансамбли
Усть-Кожского и Верхнемудьюжского погостов (XVII - XVIII вв.) на реке Онеге, обрушилась церковь Трех святителей (1782 г.) на Ваге - последний памятник некогда весьма значительного Богословского монастыря. Рухнул шатер Никольской церкви (1670 г.) в селе Волосово Каргопольского района, стоит без кровли Предтеченская церковь (1780 г.) в селе Литвиново на Ваге. В 2004 году сгорела знаменитая Спасская церковь на сваях (1628 г.), перевезенная из волжского села Спас-Вежи на территорию Костромского музея, погибла башня Якутского острога (1683 г.) - один из последних подлинных памятников деревянного крепостного зодчества... Этот скорбный список, к сожалению, имеет длинное продолжение.
Вызывет тревогу состояние деревянных храмов XVI - XVIII вв. Ленинградской области, без которых невозможно изучать русскую деревянную архитектуру. Она представлена здесь чуть ли не самыми древними церквами клетского типа в Юксовичах (Подпорожский район) и Лиственке (Бокситогорский район), отличающимися высокими художественными достоинствами. Шатровые церкви в Согиницах и Гимреке, являясь редкими образцами прионежской школы, относятся к
следующему этапу развития
народного зодчества, а десятистенная
церковь в Важинах или
Деревянные усадьбы
на территории области, из которых ныне
существуют буквально единицы, - яркие
памятники именно русской культуры:
Западная Европа не знает деревянного
классицизма. Строгие усадебные
дома, напоминавшие дворцовые постройки, беседки, мостики, павильоны,
нередко спроектированные известными
петербургскими зодчими, как правило,
являются важнейшими частями дворцово-парковых
ансамблей. Самый старинный из усадебных
деревянных домов еще недавно стоял на
реке Оредеж в селе Рождествено Гатчинского
района. Первоначально он был построен
в 1780-1784 гг. как дом городничего для незадолго
до того учрежденного города Рождествено,
в конце XIX в. он принадлежал будущему писателю
Владимиру Набокову и стал «героем» многих
его произведений. В апреле 1995 г. дом сгорел
и теперь воссоздается с включением сохранившихся
частей в новое здание. Немалую выразительность
этому дому и ему подобным придавала органическая
связь с природным окружением, нередко
преобразованным ландшафтными архитекторами-