Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 19:27, реферат
Создание цветовой среды, обладающей признаком цельности и законченности, требует комплексного подхода к определению границ и целей использования цвета в интерьере. То есть, группа композиционных задач, в процессе решения которых архитектор способен выявить и подчеркнуть с помощью цвета логику объемно – пространственной структуры, неотделима от задач по созданию психофизиологического комфорта в помещении, и пренебрежение любой из сторон цветового воздействия опасно и чревато последствиями.
Введение…………………………………………………………………………3
1. История цвета и цветотерапии …………………………………………….4
1.1 История цвета ………………………………………………………………4
1.2 История цветотерапии ……………………………………………………..4
2. Теория цвета …………………………………………………………………5
2.1 Классификация цветов ……………………………………………………..5
2.2 Понятия первичных, вторичных и третичных цветов ………………….5
2.3 Система Манселла …………………………………………………………7
3. Психологическое воздействие цвета ………………………………………7
3.1 Цветовые предпочтения ……………………………………………………7
3.2 Цвет в интерьере ………………………………………………………….10
3.3 Семь контрастов цвета ………………………………….………………..13
Список использованной литературы……………………………………….16
МОСКОВСКАЯ
АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА
И УПРАВЛЕНИЯ
РЕФЕРАТ
По дисциплине: Цветоведение и колористка
На
тему: Теплые
и холодные цвета.
Выполнила: Студентка 3-его курса
Отделения «Дизайн»
Моисеева
Е.В.
БРЯНСК 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. История цвета и цветотерапии …………………………………………….4
1.1
История цвета …………………………………………
1.2 История цветотерапии ……………………………………………………..4
2. Теория цвета ……………………………………………
2.1
Классификация цветов ………………………
2.2 Понятия первичных, вторичных и третичных цветов ………………….5
2.3 Система Манселла …………………………………………………………7
3. Психологическое воздействие
3.1
Цветовые предпочтения ……………………
3.2
Цвет в интерьере …………………………………
3.3 Семь контрастов цвета ………………………………….………………..13
Список
использованной литературы……………………………………….16
Введение
Проблема использования цвета – одна из самых сложных и многогранных в архитектуре. Различные аспекты этой проблемы требуют для своего решения совместных усилий архитекторов и представителей естественных и точных наук. Трудно сказать, чей вклад в развитие науки о цвете больше: физика Ньютона или художника Леонардо да Винчи, физиолога Кравкова или поэта Гете. Отличные результаты давала творческая дружба, связывающая людей самых разных профессий.
Задачи, решаемые цветом в интерьере, многочисленны и разносторонни. "Без цвета архитектура невыразительна, слепа,- говорит Тео ван Дусбург, один из представителей группы "Де Стиль", и продолжает: - Потребность современного человека в цвете так же велика, как потребность в свете, движении (танце) и даже в звуках. Все это - основные факторы в жизни современных людей, их современная "нервная система". В этих словах – признание за цветом способности выступать в качестве знаков оценочного характера, ориентировать человека в пространстве. Но это лишь одна группа задач онтологического плана, обеспечивающих первый уровень организации архитектурного пространства, когда цвет способен выполнять роль биологически необходимых пространственных констант. Не менее важной является цвета и на последующих уровнях, когда цвет помогает выявлять функциональную и семантическую значимость пространства.
Создание цветовой среды, обладающей признаком цельности и законченности, требует комплексного подхода к определению границ и целей использования цвета в интерьере. То есть, группа композиционных задач, в процессе решения которых архитектор способен выявить и подчеркнуть с помощью цвета логику объемно – пространственной структуры, неотделима от задач по созданию психофизиологического комфорта в помещении, и пренебрежение любой из сторон цветового воздействия опасно и чревато последствиями. Великолепно охарактеризовал эту специфику цвета современный французский исследователь Жак Вьено: "Цвет способен на все: он может родить свет, успокоение или возбуждение. Он может создать гармонию или вызвать потрясение; от него можно ждать чудес, но он может вызвать и катастрофу".
Знание основных закономерностей цветового воздействия, овладение методикой экспериментальной проверки, учет выявленных закономерностей в проектной деятельности – непременное условие профессиональной деятельности архитекторов. Ведь сегодня, по словам Ф. Л. Райта, "...нам нужно знание там, где раньше было достаточно инстинкта. Случайное и живописное должно уступить место сознательно созданной красоте". Овладение методикой оценки и формирования цветовой среды является важной составной частью подготовки студентов-архитекторов.
1. История цвета и цветотерапии
Цвет – это свет. К такому заключению пришел английский физик и математик Исаак Ньютон во время проведения опытов по исследованию цветового спектра. Он, находясь у себя дома в темной комнате, приоткрыл окно и пустил маленькую полоску света. Поместив стеклянную призму по ходу лучика света и обнаружил, что свет преломляется и разбивается на шесть цветов спектра, которые становились видимыми, когда попадали на прилегающую стену. Несколько лет спустя другой английский физик – Томас Юнг (рисунок 2) провел обратный эксперимент и установил, что шесть цветов спектра можно свести к трем основным: зеленому, красному и синему. Затем он взял три лампы и спроецировал лучи света через фильтры этих трех цветов: зеленый, красный и синий лучи соединились в один белый луч. Юнг воссоздал свет. Он также классифицировал цвета спектра как первичные и вторичные.
Цвет – это свет, без которого немыслимо наше существование. Мы воспринимаем цвет главным образом с помощью зрения, но неосознанно мы впитываем его через кожу, мышцы и даже кости. Цвет, проникая таким образом в наш организм, вызывает определенные биохимические реакции в тканях, стимулирует важные железы, в том числе гипофиз. Эта железа порождает гормоны, управляющие функциями организма: сном, сексуальным возбуждением, обменом веществ, аппетитом. Воздействуя на наш организм, цвет может стать его целителем. Наука о целительстве цветом называется цветотерапией. Лечение цветом применялось с давних времен. Народы древних цивилизаций Египта, Индии и Китая использовали целительные свойства цвета. Так, мы находим документальные подтверждения тому, что, например, китайские врачи издревле лечили болезни желудка желтым цветом, а больным скарлатиной рекомендовали носить красные шарфы. Авиценна в своем знаменитом труде "Канон врачебной науки" также писал, что истекающему кровью не следует смотреть на красное, а надобно воспользоваться успокаивающими свойствами синего цвета, дабы прекратить истечение крови из раны. Он также использовал в своей практике разноцветные мази и цветные эликсиры. В средние века в строящихся храмах использовали большие витражные окна, через которые попадали разноцветные целительные лучи. Сама по себе наука цветотерапия берет начало с открытия английских ученых Дауна и Блунта (1877) лечебных свойств ультрафиолетовых лучей (лечение кожных заболеваний и рахита). Важным шагом в развитии науки стали труды американских ученых Эдвина Баббита (The Principles of Light and Color, 1878) и Плизантона, в которых описано лечебное воздействие каждого цвета спектра. Так, Баббит рекомендовал лечить красным цветом бесплодие, голубым – нервные расстройства, а желтым пользоваться в качестве слабительного средства. Немецкий врач Георг фон Лангдорф открыл, что красный цвет расширяет сосуды, а синий – наоборот, суживает их (Die Licht – und Farbgesetze und ihre therapeutische Anwendung, 1894).
Рудольф
Штайнер, австрийский философ, мистик
и педагог, использовал цвет в своих духовных
учениях. Он основал антропософию, науку
о духовном восприятии человека и развитии
в человеке осознания себя в связи В помещении
первого центра по изучению антропософии
были установлены окна с разноцветными
стеклами, чтобы люди могли на себе испытать
лечебное воздействие цветных лучей. В
современных вальдорфских школах цвет
используют на каждой стадии развития
детей. При обучении маленьких детей применяют
яркие и теплые тона, а для обучения старших
используют холодные тона со Вселенной.
На основе изучения антропософии были
созданы школы.
2. Теория цвета
2.1
Классификация цветов
Теплые цвета – это цвета, расположенные в хроматическом круге, начиная с желтого и заканчивая красно-фиолетовым. Однако, учитывая феномен влияния одного цвета на другой, например, красно-фиолетовый может казаться более теплым, если он расположен рядом с холодным зеленым цветом, и более холодным, если рядом с ним расположен теплый цвет, например, оранжевый.
Холодные цвета – это цвета от сине – фиолетового до желто – зеленого. Однако, желто – зеленый может казаться более холодным рядом с красным и более теплым рядом с синим.
Светлые или бледные цвета – это цвета, содержащие то или иное количество белого цвета.
Темные цвета – это цвета, содержащие черный или дополнительный цвета.
Яркие или насыщенные цвета – это цвета, в принципе не содержащие ни белый, ни серый, ни черный, ни дополнительные цвета. Но это понятие относительно, так как , например, яркие цвета синей гаммы не заканчиваются на чистом синем, к насыщенным цветам относят и синие, содержащие белый или черный цвета. Напротив, оранжевый, содержащий черный, относят к тусклым тонам, так как он становится коричневатым.
Тусклые
цвета – это цвета, содержащие то
или иное количество серого или дополнительного
цветов.
2.2
Понятия первичных,
вторичных и третичных
цветов
Первичные
цвета (рисунок 1) разделяются первичные
природные цвета света и первичные цвета
пигментов (используются в живописи и
полиграфии). Это цвета, которые не создаются
путем смешивания. Если смешать первичные
красный, синий и зеленый лучи, то получится
белый свет. Если смешать первичные мадженту,
циан и желтый – цвета пигментов – то
получим черный цвет.
Рис. 1
– Природные цвета
Вторичные
цвета (рисунок 2) получаются путем
смешивания двух первичных цветов. К вторичным
цветам света относятся: маджента, желтый
и циан (зеленовато – голубой). Вторичные
цвета пигментов красный, зеленый и фиолетовый.
Рис. 2
– Вторичные цвета
Третичные цвета: образуются путем смешивания первичного и вторичного цветов. К ним относятся – оранжевый, пунцовый, светло – зеленый, ярко – голубой, изумрудно – зеленый, темно – фиолетовый.
Дополнительные
цвета (рисунок 3):
располагаются на противоположных сторонах
хроматического круга. Так, например, для красного
является дополнительным зеленый
(полученный путем смешения двух первичных
цветов – желтого и циана (зеленовато
– голубого). А для синего дополнительным является оранжевый
(полученный путем смешения желтого
и мадженты).
Рис. 3
– Хроматический круг
по Манселлу
2.3
Система Манселла
Система Манселла описывает цвет, исходя из трех показателей: тональность, светлота и насыщенность (рисунок 4).
Тональность – это, например, желтый или синий.
Светлота показывает, на каком уровне серых градаций (вертикальная ось) находится цвет.
Насыщенность: показывает, на каком расстоянии от вертикальной оси в горизонтальной плоскости находится тон.
Таким
образом, в системе Манселла цвета
расположены в трех измерениях и имеют
вид дерева. Ствол (вертикальная ось) представляет
шкалу с градациями серого цвета (от черного
снизу к белому сверху). Тона находятся
на хроматическом круге, который как бы
"насажен" на вертикальную ось. Горизонтально
оси показывают насыщенность тонов.
Рис. 4
– Система Манселла
3. Психологическое воздействие цвета
Воздействие цветов хорошо известно и признается большинством людей. Оно часто исследовалось в серьезных научных экспериментах. Но это воздействие до конца не изучено.
Говоря
о психологическом влиянии