Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 15:32, курс лекций
Бидермейер (Бидермайер; нем. Biedermeier) — художественный стиль, направление в немецком и австрийском искусстве, (архитектуре и дизайне), распространённый в 1815—1848 годах.
Стиль получил свое название по псевдониму «Готлиб Бидермейер», который взял себе немецкий поэт Людвиг Эйхродт, и под которым печатал в журналах эпиграммы. Слово Bieder переводится как «простодушный, обывательский». В целом псевдоним означает «простодушный господин Майер».
Ключевыми особенностями экспрессионизма являются:
искаженная форма
фрагментированная линия
органические формы
большое количество скульптурных форм
использование кирпича и бетона
отсутствие симметрии
работа “в
стол” – множество проектов,
которые так никогда и не построили.
Крупнейшие
представители — Эрих Мендельсон,
финны Эро Сааринен и Алвар
Аалто; ключевые произведения — Чилихаус
в Гамбурге (арх. Фриц Хёгер), Сиднейский
оперный театр (арх. Йорн Утзон) и Олимпийский
центр в Токио (арх. Кэндзо Тангэ).
29. ФУНКЦИОНАЛИЗМ
один из основных
Философия стиля
— «форма определяется функцией». В
области жилой архитектуры
30. Дадаи́зм, или дада — модернистское течение в литературе, изобразительном искусстве, театре и кино. Зародилось во время Первой мировой войны в нейтральной Швейцарии, в Цюрихе (Кабаре Вольтер). Существовало с 1916 по 1922 г[1].
В 1920-е годы французский дадаизм слился с сюрреализмом, а в Германии — с экспрессионизмом.
Происхождение термина
Основатель течения поэт Тристан Тцара обнаружил в словаре слово «дада». «На языке негритянского племени Кру, — писал Тцара в манифесте 1918 года, — оно означает хвост священной коровы, в некоторых областях Италии так называют мать, это может быть обозначением детской деревянной лошадки, кормилицы, удвоенным утверждением в русском и румынском языках. Это могло быть и воспроизведением бессвязного младенческого лепета. Во всяком случае — нечто совершенно бессмысленное, что отныне и стало самым удачным названием для всего течения»
Характеристика
Дадаизм возник как реакция на последствия Первой мировой войны, жестокость которой, по мнению дадаистов, подчеркнула бессмысленность существования. Рационализм и логика объявлялись одними из главных виновников опустошающих войн и конфликтов. Главной идеей дадаизма было последовательное разрушение какой бы то ни было эстетики. Дадаисты провозглашали: «Дадаисты не представляют собой ничего, ничего, ничего, несомненно, они не достигнут ничего, ничего, ничего»[3].
Основными принципами[источник не указан 996 дней] дада были иррациональность, отрицание признанных канонов и стандартов в искусстве, цинизм, разочарованность и бессистемность. Считается[источник не указан 996 дней], что дадаизм явился предшественником сюрреализма, во многом определившим его идеологию и методы. К основателям дадаизма чаще всего относят поэтов Хуго Балля, Рихарда Хюльзенбека (Richard Huelsenbeck), Тристана Тцару, и художников Ханса Арпа, Макса Эрнста и Марселя Янко.
Ханс Арп (Hans Arp, 1886—1966), Германия, Швейцария и Франция
Хуго Баль (1886—1927), Германия, Швейцария
Георг Гросс, Германия, Франция и США
Отто Дикс, Германия
Марсель Дюшан (1887—1968), Франция
Вальтер Зернер (1889-1942), Австрия
Кацуо Оно (р.1906), Япония
Франсис Пикабиа (1879—1953), Франция
Ман Рэй (Man Ray, 1890—1976), Франция, США
Филипп Супо (1897—1990), Франция
Татцуми Хиджиката (1928—1985), Япония
Софи Тойбер-Арп, Швейцария и Франция
Тристан Тцара (1896—1963), Румыния, Франция
Отто Фрейндлих (1878—1943), Германия, Франция
Эльза фон Фрейтаг-Лерингховен, Германия и США
Джон Хартфилд, Германия, СССР, Чехословакия, Великобритания
Рауль Хаусманн (Raoul Hausmann, 1886—1971), Германия
Ханна Хёх, Германия
Курт Швиттерс (1887—1948), Германия
Поль Элюар (1895—1952), Франция
Макс Эрнст (1891—1976), Германия и США
Марсель Янко
(1895—1984), Румыния, Израиль
31. Сюрреали́зм (фр. surréalisme — сверхреализм) — направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм.
Основателем
и идеологом сюрреализма
Общая характеристика
Основное понятие сюрреализма, сюрреальность — совмещение сна и реальности. Для этого сюрреалисты предлагали абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа и технологии «ready-made». Сюрреалисты были вдохновлены радикальной левой идеологией, однако революцию они предлагали начать со своего сознания. Искусство мыслилось ими основным инструментом освобождения.
Это направление сложилось под большим влиянием теории психоанализа Фрейда (правда, не все сюрреалисты увлекались психоанализом, например, Рене Магритт относился к нему весьма скептически). Первейшей целью сюрреалистов было духовное возвышение и отделение духа от материального. Одними из важнейших ценностей являлись свобода, а также иррациональность.
Сюрреализм коренился в символизме и первоначально был подвержен влиянию таких художников-символистов, как Гюстав Моро (фр. Gustave Moreau) и Одилон Редон.
Сюрреалисты выполняли свои работы без оглядки на рациональную эстетику, используя фантасмагорические формы. Они работали с такими тематиками, как эротика, ирония, магия и подсознание.
Нередко сюрреалисты выполняли свои работы под воздействием гипноза, алкоголя, наркотиков или голода, ради того, чтобы достичь глубин своего подсознания. Они провозглашали неконтролируемое создание текстов — автоматическое письмо. Одной из техник сюрреализма была, изобретённая Вольфгангом Пааленом (Wolfgang Paalen), фьюмаж.
Однако хаотичность
образов порой уступала место
их большей продуманности, и сюрреальность
становилась не просто самоцелью, но обдуманным
методом высказывания идей, стремящихся
разорвать обыденные представления (пример
тому — зрелые работы классика сюрреализма
Рене Магритта). Такая ситуация хорошо
видна в кинематографе, продолжившем традиции
сюрреализма, потерявшие со временем свежесть
в живописи и литературе. Примеры — картины
Луиса Бунюэля, Дэвида Линча, Яна Шванкмайера.
Сальвадор Дали, Арно Брекер и Эрнст Фукс составляли «Золотой треугольник», и все втроём являлись членами Ордена Александра Великого.
Как-то Дали сказал : «Сюрреализм — это я!», а также назначил Эрнста Фукса своим «преемником на Земле», тем самым неформально передав линию преемственности Фантастическому Реализму и стилям проистекающим от него, таким как, например, Виженари арт.