Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 15:32, курс лекций
Бидермейер (Бидермайер; нем. Biedermeier) — художественный стиль, направление в немецком и австрийском искусстве, (архитектуре и дизайне), распространённый в 1815—1848 годах.
Стиль получил свое название по псевдониму «Готлиб Бидермейер», который взял себе немецкий поэт Людвиг Эйхродт, и под которым печатал в журналах эпиграммы. Слово Bieder переводится как «простодушный, обывательский». В целом псевдоним означает «простодушный господин Майер».
В 1930-е годы новый дизайн мебели стал массовым. Ле Корбюзье и Мис Ван дер Роэ делали ставку на такую мебель практически во всех своих архитектурных проектах и постройках. Ле Корбюзье предложил мобильный каркас для кресла-кровати (широко известное "комфортабельное кресло"). Мис ван дер Роэ обтянул стул плетеной сеткой (реплика на традиционную тему). У него в мебели вообще появилась некоторая кривизна (кресло "Барселона" и т.д.). С этого времени, пожалуй, в жилых помещениях и офисах появились диковинные конструкции, которые, тем не менее, вполне отвечают своему функциональному назначению. Мебель из гнутых стальных трубок развивала такие идеи художественного авангарда, как функциональность, стандартизация, применение новых технологий.
8. Ле Корбюзье (фр.
Le Corbusier; настоящее имя Шарль Эдуар Жаннере-Гри
(фр. Charles Edouard Jeanneret-Gris); 6 октября 1887, Ла-Шо-де-Фон,
Швейцария — 27 августа 1965, Рокебрюн —
Кап-Мартен, Франция) — французский архитектор
швейцарского происхождения, пионер модернизма,
представитель архитектуры интернационального
стиля, художник и дизайнер.
В 1927 —1935 гг. Ле Корбюзье занимался преобразованием мебели совместно с Шарлоттой Периан и Пьером Жаннере.
Рассматривал прикладное искусство как особый вид ортопедии, а утварь — как набор типовых предметов с типовыми функциями, он различал мебель и «оборудование», состоящее из «стандартных
единиц» — унифицированных блокирующихся шкафов-секций (предтеча секционной мебели, стенок, шкафов-купе и пр.).
Три основных положения его практической деятельности реализованы им в произведениях мебели:
1) стандарт,
2) утварь как искусственные конечности,
3) новая технология.
Ле Корбюзье предлагал использовать при изготовлении мебели сталь, алюминий, чугун, стекло, искусственное волокно.
Самые знаменитые его мебельные произведения— Шезлонг с регулированием (1927) и «Комфортабельное кресло»:
9. Коко Шане́ль
(фр. Coco Chanel, настоящее имя Габриэ́ль Бонёр
Шане́ль, фр. Gabrielle Bonheur Chanel; 19 августа 1883
— 10 января 1971) — была ведущим французским
модельером, чей модернизм, вдохновлённость
мужской модой и следование дорогой простоте
в создаваемой одежде сделали из неё, возможно,
самую важную фигуру в истории моды XX столетия.
Шанель принесла в женскую моду приталенный
жакет и маленькое чёрное платье. Влияние
Коко на высокую моду было настолько сильным,
что её — единственную из истории моды
— журнал «Тайм» внёс в список ста самых
влиятельных людей XX века. Известна за
свои духи.
- Мода, как и архитектура, - вопрос пропорций.
10. Э́льза Скиапаре́лли
(итал. Elsa Schiaparelli; 10 сентября 1890, Рим, Италия
— 13 ноября 1973, Париж, Франция) — итальянский
модельер, дизайнер, создательница стиля
«прет-а-порте»
Сюрреализм в моде 30-х годов
К началу 1920-х годов во Франции сформировалось новое эстетическое течение, получившее название сюрреализм. Это направление должно было привести к духовному возвышению, стереть грани между мечтой и реальностью. Идеи сюрреализма были подхвачены многими неординарными личностями, среди которых были Андре Бретон, Сальвадор Дали, Эрнст Фукс, Жан Кокто и др. И нашли отражение в живописи, в кинематографе, в литературе А основателем сюрреалистического направления в мире моды стала итальянская аристократка Эльза Скиапарелли.
Она открыла один из первых в мире бутиков, заложила основы и принципы того, что в будущем станет именоваться prêt-a-porte и превратила обычное дефиле в яркое, праздничное шоу. Эльза впервые предложила носить вечерние платья с бижутерией, и впервые же эти платься начала делать с застежкой-молнией. Она первая представила коллекцию вязаных свитеров для женщин, первая стала давать названия своим коллекциям… Застежка-молния, накладные плечи, объемный крой, жесткие ткани — все это появилось в моде благодаря Эльзе Скиапарелли. И именно она подарила женщинам раздельный купальник (да еще телесного цвета!) и первую юбку-шорты. Скиап (как все её называли) стала первым французским кутюрье, чьи работы появились в постреволюционной России. Недаром её друг Жан Кокто уверял, что "Эльза умеет заходить слишком далеко".
придумала и создала знаменитый диван в форме губ.
11. Функционализм
— направление в архитектуре XX века, требующее
строгого соответствия зданий и сооружений
протекающим в них производственным и
бытовым процессам (функциям). Возник в
Германии (школа «Баухауз») и Нидерландах
(Я. Й. П. Оуд). Используя достижения строительной
техники, функционализм дал обоснованные
приёмы и нормы планировки жилых комплексов
(стандартные секции и квартиры, «строчная»
застройка кварталов торцами зданий к
улице).
«Пять признаков функционализма»:
Использование лапидарных прямоугольных форм.
Основной материал — монолитный и сборный железобетон, стекло, реже — кирпич. Использование крупных нерасчленённых плоскостей одного материала. Отсюда и преобладающая цветовая гамма — серый (цвет неоштукатуренного бетона), жёлтый (любимый цвет Ле Корбюзье) и белый. Отсутствие орнаментации.
«Плоские, по возможности, эксплуатируемые кровли» — идея Ле Корбюзье.
Для промышленных и, частично, жилых и общественных зданий характерно расположение окон на фасаде в виде сплошных горизонтальных полос — так называемое «ленточное остекление», — идея Ле Корбюзье.
Широкое использование
образа «дома на ножках» — идеи
Ле Корбюзье, состоящей в полном
или частичном освобождении нижних
этажей от стен и использовании пространства
под зданием под общественные
функции.
12. Кристиан Диор
(фр. Christian Dior, 21 января 1905, Гранвиль, Нормандия
— 24 октября 1957, Монтекатини Терме, Тоскана)
— французский модельер одежды.
Стильная одежда
New Look представляет собой нежный, романтичный,
элегантный образ. Непременным атрибутом
дамского туалета являются туфли
на высоком каблуке, чулки из нейлоновой
ткани, пышные юбки ниже колен. Обязательно
должна быть подчёркнута линия груди,
для этого использовали утягивающие корсеты
и плотно прилегающие бюстгальтеры. C.
Dior так же подчеркивал пышность бёдер,
осиную талию, стройные ножки, открытую
шею и мягкую линию покатых плеч.
Направление оп-арта (оптического искусства) зародилось в 50-е годы внутри абстракционизма, хотя на сей раз иной его разновидности — геометрической абстракции. Его распространение как течения относится к 60-м гг. 20 в.
Первые опыты в области Оп-арта относятся к концу XIX века. Уже в 1889 году в ежегоднике «Das neue Universum» появилась статья об оптических иллюзиях немецкого профессора Томпсона (Thompson), который, используя чёрно-белые концентрические окружности, создавал впечатление движения на плоскости: колёса на рисунках Томпсона «вращаются» и круги «переливаются». Но это было более научное исследование особенностей зрения, нежели искусство.
В 1955 г. в Париже
оп-арт экспонировала в своей
галерее Denis Rene. Но всемирную известность
оп-арт получил в 1965 году после
Нью-Йоркской выставки «Чувствительный
глаз» (The Responsive Eye) в музее современного
искусства. На выставке «Арте-Фиера-77»,
проходившей в 1977 году в Болонье, в изобилии
демонстрировались произведения художников
этого направления — Виктора Вазарели,
Еннио Финци и других. Художники оп-арта
нередко объединяются и выступают инкогнито:
группа Н. (Падуя), группа Т. (Милан), группа
Зеро (Дюссельдорф), группа поисков визуального
искусства, возглавляемая Виктором Вазарели,
которая дала первоначальный толчок движению
опарта.
Яаков Агам (en).Ричард Аллен (en).Йозеф Альберс.Джетулио Альвиани (en).Anonima group (en).Ричард Анушкевич.Виктор Вазарели.Людвиг Вайлдинг (en).Тони ДеЛап (en).Мариан Зазеела (en).Карлос Крус-Диес (en).Хулио Ле Парк (en)..Хайнц Мак (en).Джон Макгейл (en).Юрий Мессен-Яшин (en).Реджинальд Нил (en).Бриджит Райли.Хесус Рафаэль Сото (en).Джулиан Странчак (en).Гюнтер Уекер (en).Гюнтер Фрутрунг (en)
15. Поп-а́рт (англ. pop-art, сокращение от popular art, этимологию также связывают с англ. рор — отрывистый удар, хлопок) — направление в изобразительном искусстве 1950—1960-х годов, возникшее как реакция на абстрактный экспрессионизм, использующее образы продуктов потребления.
Образ, заимствованный в массовой культуре, помещается в иной контекст:
изменяются масштаб и материал;
обнажается приём или технический метод;
выявляются информационные помехи и др.
Термин «поп-арт» впервые появился в прессе в статье английского критика Лоуренса Эллоуэя (1926—1990). В 1966 году Эллоуэй открыто признавался: «Тогда я не вкладывал в это понятие тот смысл, который оно содержит сегодня. Я использовал это слово наравне с термином „поп-культура“, чтобы охарактеризовать продукты средств массовой информации, а не произведения искусства, для которых были использованы элементы этой „народной культуры“. В любом случае понятие вошло в употребление где-то между зимой 1954/55 годов и 1957 годом»[1].
Первые «попартовские» работы создали три художника, учившиеся в лондонском Королевском художественном колледже — Питер Блек, Джо Тилсон и Ричард Смит. Но первой работой, получившей статус иконы поп-арта, был коллаж Ричарда Хамилтона «Что делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?» (1956)
Поп-арт приходит на смену абстрактному экспрессионизму, ориентируясь на новую образность, создаваемую средствами массовой информации и рекламой.
Поп-арт породил
следующие направления в
Том Вессельман.Ричард
Гамильтон.Ред Грумз.Аллан Д’Арканджело.Джим
Дайн.Джаспер Джонс.Ален Джоунс.Роберт
Индиана.Алекс Кац.Рой Лихтенштейн.Клас
Олденбург.Питер Блейк.Мел Рамос.Роберт
Раушенберг.Джеймс Рицци (англ.)русск..Джеймс
Розенквист.Эд Руша.Джордж Сегал.Уэйн
Тибо.Энди Уорхол.Питер Филипс.Кейт Харинг.Дэвид
Хокни.Марисоль Эскобар.
Постмодернизм – это международный стиль в архитектуре. Первые проекты появились в 1950 году. Постмодернизм продолжает оказывать свое влияние на архитектуру и сегодня. Постмодернизм в архитектуре рассматривают как возврат к «остроумию, орнаменту и знаку». Это - ответ на формализм международного стиля. Наиболее часто провозглашаемые идеи движения постмодернизма можно проследить и в архитектуре. Функциональные и формообразующие пространства модернизма заменены эстетическим разнообразием: стили сталкиваются, форма ради формы, и новые взгляды на привычные стили и пространства вокруг.
Классическими
примерами модернистской