Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 15:32, курс лекций
Бидермейер (Бидермайер; нем. Biedermeier) — художественный стиль, направление в немецком и австрийском искусстве, (архитектуре и дизайне), распространённый в 1815—1848 годах.
Стиль получил свое название по псевдониму «Готлиб Бидермейер», который взял себе немецкий поэт Людвиг Эйхродт, и под которым печатал в журналах эпиграммы. Слово Bieder переводится как «простодушный, обывательский». В целом псевдоним означает «простодушный господин Майер».
1. Бидермейер (Бидермайер;
нем. Biedermeier) — художественный стиль,
направление в немецком и
Стиль получил
свое название по псевдониму «Готлиб
Бидермейер», который взял себе немецкий
поэт Людвиг Эйхродт, и под которым печатал
в журналах эпиграммы. Слово Bieder переводится
как «простодушный, обывательский». В
целом псевдоним означает «простодушный
господин Майер».
Бидермейер является ответвлением романтизма, пришедшего на смену ампиру, поэтому его иногда называют «смесь ампира с романтизмом». В бидермейере отразились представления «бюргерской» среды, формы стиля ампир преобразовывались в духе интимности и домашнего уюта. Для бидермейера характерно тонкое, тщательное изображение интерьера, природы и бытовых деталей. Прежде всего стиль бидермейер выразился в живописи. Представители бидермейера в живописи: немецкие художники Г. Ф. Керстинг, Людвиг Рихтер, Карл Шпицвег, австрийские Мориц фон Швинд и Фердинанд Вальдмюллер.
Бидермейер — стиль провинциальный, хотя в этом стиле работали и столичные художники, в Берлине и Вене. Официально тогда были признаны другие направления, неоготика и «прусский эллинизм» в Берлине, стиль «альтвин»(в переводе — старовенский), в Вене.
Для интерьеров в стиле бидермейер характерны интимность, сбалансированность пропорций, простота форм и светлые цвета. Помещения были светлые и просторные, отчего интерьер воспринимался в меру простым, но психологически комфортным. Стены комнат с глубокими оконными нишами, окрашивали в белый или другие светлые тона, оклеивали тиснёными полосатыми обоями. Рисунок на оконных занавесках и мебельной обивке был одинаковым. Эти матерчатые детали интерьера были цветными и содержали рисунки с изображением цветов.
Появляется понятие «чистой комнаты», то есть комнаты, которой не пользовались в будние дни. Такая, обычно закрытая «воскресная комната», служила только для приема гостей. Дополнительный уют жилому интерьеру придавала окрашенная в тёплые тона мебель и настенные акварели, гравюры, а также большое число украшений и сувениров. Как и в случае со стилевыми предпочтениями, практичный бидермейер отбирает только те предметы меблировки, которые соответствуют его представлению о функциональности и комфорте. Никогда еще мебель настолько полно не отвечала своему предназначению, как в эту эпоху, – декоративность отходит на второй план.
В начале XX века
бидермейер оценивался негативно. Его
понимали как «пошлый, мещанский». Ему
действительно были присущи такие
черты, как интимность, камерность,
сентиментальность, поэтизация вещей,
что и привело к такой оценке.
2. Движение искусств
и ремёсел (Arts & Crafts) — английское
художественное движение
Моррис, Уильям
(1834-1896) - социалист, писатель, дизайнер.
Пьюджин, Огастес Уэлби (1812-1852) - архитектор, дизайнер, теоретик.
Рескин, Джон (1819-1900) - философ, художник, критик.
Летаби, Уильям (1857-1931) - дизайнер.
Макмурдо, Артур (1851-1942) - архитектор, дизайнер.
Эшби, Чарльз (1863-1942) - архитектор, дизайнер.
Войси, Чарльз (1857-1941) - архитектор, дизайнер (мебель).
Морган, Уильям де (1839-1917) - дизайнер (керамика).
Крейн, Уолтер (1845-1915) - дизайнер, иллюстратор.
Стикли, Густав (1857-1942) - дизайнер (мебель), ремесленник.
Лимберт, Чарльз (1854-1923) - дизайнер (мебель, светильники).
Хаббард, Элберт (1856-1915)
Имедж, Селвин (1849-1930)
Хорсли, Джеральд (1862-1917)
МакКарти, Мервин (1853-1932)
Ньютон, Эрнст (1856-1922)
Прайор, И.С. (1852-1932)
Дей, Льюис Форман (1845-1910)
Макинтош, Чарльз
Ренни (1868-1928)
3. Слово заимствовано во французском языке в конце XIX века в значении - новое направление в искусстве и архитектуре – стиль модерн. Модерн – стилевое направление прежде всего в европейском и американском искусстве в конце XIX начале XX веков. К середине ХХ века спектр значений слова расширяется: модерн – это всё, что современно, модно, актуально.
Декоративность. Это и принцип, и основной признак стиля модерн. Декоративный – красочно-нарядный, живописный. Декоративность – стремление украсить, придать красивую форму (от латинского decoro – украшаю), в том числе и через орнамент - узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.
Архитектуру модерна
отличает отказ от прямых линий и
углов в пользу более естественных,
«природных» линий, использование
новых технологий (металл, стекло).
Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались.
Мажорель, Луи (Louis Majorelle), Галле, Эмиль (Emile Galle), Эмиль Андре (Emile André), Эжен Валлен (Eugène Vallin), Камил Готье (Camille Gauthier), Жак Грубер (Jacques Gruber) — Франция;
Рихард Римершмид (Richard Riemerschmid) — Германия;
Гюстав Бови (Gustave Serrurier-Bovy), Хенри Ван де Вельде (Henry Van de Velde) — Бельгия;
Тонет (Thonet), Коломан Мозер (Koloman Moser) — Австрия;
Франтишек Билек (Frantisec Bilek) — Чехия;
И. А. Фомин —
Россия.
4. Модерн – это колоссальный переворот в эстетике, стиль, изменивший привычные вещи до неузнаваемости, выработавший новый художественный язык, сложный и эклектичный, причудливый и прекрасный. Стиль, захвативший Европу в период 1890-1920 гг., в Англии и России получил название модерн, во Франции – ар-нуво, в Италии – либерти, в Германии – югендстиль.
Главный модерный мотив – цветы. Экзотические и броские, нежные и изящные, цветы украшали все: колонны, потолки, дверные проемы, стены, обои и, конечно, текстиль. Все части интерьера в стиле модерн стремятся к единству, плавно перетекают друг в друга, соединяются гибкими линиями. Настроение модерного интерьера переменчиво и создается деталями, поэтому значительное место в нем отводится нишам, полкам, стеллажам, на которых размещаются книги, альбомы, сувениры. В декоре нередко встречаются японские мотивы, особенно они популярны в мебельной обивке. В эпоху Модерна в моду вошли витражи.
Цветовые решения
поразительно изысканны. Широко используются
приглушенный оливковый, серебристый,
лиловый, серо-голубой, оттенки золота
и охры. Формы модерной мебели могут восходить
и к барокко, и к ампиру, но модерн всегда
по-своему трактует историю. Модерные
элементы почти всегда задают тон всему
интерьеру, поэтому в подборе модерной
мебели необходима безупречная художественная
точность. В каталоге Прим Студио Вы найдете
лучшую итальянскую мебель в стиле модерн,
а наши консультанты помогут Вам сделать
выбор и найти идеальное решение для Вашего
интерьера.
Мебель, выполненная
в стиле Модерн, это всегда произведение
искусства, выполненное из массива ценных
пород дерева. Часто это исключительно
ручная работа, требующая тщательной эскизной
проработки, подготовки шаблонов. Выбор
данного направления в оформлении интерьера
обязывает к строгому соблюдению правил
стиля, практически не допускает эклектики.
5. Ба́ухаус (нем.
Bauhaus, Hochschule für Bau und Gestaltung — Высшая школа
строительства и художественного конструирования,
или Staatliches Bauhaus) — учебное заведение, существовавшее
в Германии с 1919 по 1933, а также художественное
объединение, возникшее в рамках этого
заведения, и соответствующее направление
в архитектуре.
В XX веке многие принципы, определяющие внешний облик архитектуры, повсеместное употребление классических ордеров, продолжавшееся с XV по XIX века, были поставлены под сомнение: избыточность украшений не соответствовала техническим реалиям, и, отринув орнаментику, архитекторы переломили многовековую традицию. Вначале новые здания казались невыносимыми в своей наготе, но со временем общество научилось ценить ясные очертания и компактные формы нового стиля. У его истоков стоит Баухаус, теоретические посылки которого часто сводятся к лозунгу «функционализм», то есть что утилитарно, удобно, то и красиво. Однако это не совсем верно: лучшие создания функционализма красивы потому, что дизайнеры обладают вкусом и художественным чутьем.
В выпущенном школой
«Манифесте» 1919 года архитектура была
названа ведущим направлением в
дизайне, провозглашались принципы
равенства между прикладными
и изящными искусствами, декларировались
идеи повышения качества промышленной
продукции. Основатели движения видели
целью удовлетворение массовых потребностей
населения и стремились сделать промышленные
товары красивыми, доступными по цене
и максимально удобными.
Герберт Байер
Йозеф Альберс
Наум Габо
Вальтер Гропиус Иоханнес Иттен
Василий Кандинский
Пауль Клее
Ласло Мохой-Надь Пит Мондриан
Людвиг Мис ван дер Роэ
Лионель Фейнингер
Оскар Шлеммер
6. Интернациональный стиль — ведущее направление модернистской архитектурной мысли периода 1930-1960-х гг. Пионерами интернационального стиля были Вальтер Гропиус, Петер Беренс и Ханс Хопп в Германии, наиболее яркими и последовательными представителями — Ле Корбюзье (Франция), Мис ван дер Роэ (Германия-США) и Якобус Ауд (Нидерланды).
Эстетика интернационального стиля требовала отказа от национальных культурных особенностей и всяческих разновидностей исторического декора в пользу прямых линий и других чистых геометрических форм, лёгких и гладких поверхностей из стекла и металла. Излюбленным материалом стал железобетон, в интерьерах ценились широкие открытые пространства. Это была архитектура индустриального общества, которая не скрывала своего утилитарного предназначения и способности экономить на «архитектурных излишествах». Неофициальным девизом движения был предложенный Мис ван дер Роэ парадокс: The less is more («чем меньше — тем больше»).
В послевоенное время типичным воплощением идеалов интернационального стиля были геометрически отточенные небоскрёбы Мис ван дер Роэ, Филипа Джонсона и Бэй Юймина. Ле Корбюзье эволюционировал в сторону более скульптурного подхода к архитектуре, при котором подчёркивалась грубая структура бетона (так называемый «брутализм»). Интернациональный стиль проник в архитектурно консервативные страны, где появились свои «поэты железобетона» — Пьер Луиджи Нерви в Италии и Оскар Нимейер в Бразилии. Отдали дань эстетике этого направления и такие индивидуалистические мастера «органической архитектуры», как Фрэнк Ллойд Райт и Алвар Аалто.
Отход от интернационального
стиля наметился в 1950-е гг. в произведениях
Эро Сааринена, а в 1970-е гг. с критикой на
ограниченность и «скучность» этого подхода
обрушился основоположник архитектурного
постмодернизма — Роберт Вентури.
7. Людвиг Мис ван
дер Роэ (нем. Ludwig Mies van der Rohe, настоящее
имя нем. Maria Ludwig Michael Mies — Мария Людвиг
Михаэль Мис; 27 марта 1886, Ахен — 17 августа
1969, Чикаго) — немецкий архитектор-модернист,
ведущий представитель «интернационального
стиля», один из художников, определивших
облик городской архитектуры в XX веке.
В 1840 году мебельная фабрика Михаэля Тонета начала производить необычную для того времени мебель - из гнутой древесины. Эти модели (среди которых самая известная - "венский стул" - дожила до нашего времени) оказали существенное влияние на развитие дизайнерской мысли. Мы об этом уже рассказывали. Но "гнутая" история имеет дальнейшее, уже "металлическое", продолжение.
В 1928 году появляются проекты мебели Ле Корбюзье и его коллег Пьера Жаннере и Шарлотты Перриан. Их пускает в массовое производство фирма Тонет-Мундус. В 1931 году такую мебель спроектировал архитектор мирового масштаба, директор Баухауза Людвиг Мисс Ван дер Роэ. Мисс Ван дер Роэ увеличил диаметр трубки, радиус изгиба передних ножек и вынос консоли - конструкция потеряла кубическую форму и приобрела упругость. В отличие от стула Марта Стама, этот стул имел коммерческий успех и производится до сих пор.