Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 20:04, реферат
К середине восемнадцатого столетия в русском градостроении появляется понятие регулярности: еще с начала XVII в. определявшее развитие европейского садово-паркового искусства, оно наконец-то добралось и до России. Наряду с садами во французском регулярном стиле внимание Петра I привлекли сады в стиле голландского барокко с обилием цветов и воды. Они также были геометричными, но не требовали огромных пространств. Так появились русские регулярные сады, соединившие в себе величие
Регулярные сады Российской империи середины XVIII в.
Особенности русского регулярного паркостроения
Пейзажный парк в России
Особенности русского пейзажного паркостроения
Развитие
русского паркового искусства со времен
Петра I
Новую страницу в отечественном паркостроении открыла эпоха Петра Великого. Основание Санкт-Петербурга положило начало крупным парковым ансамблям, получившим большую известность. В период царствования Петра I в русском садовом строительстве осуществляется резкий поворот в сторону создания классических регулярных парковых ансамблей, символизировавших сильную централизацию во всем.
Регулярные
сады Российской империи
середины XVIII в.
К середине
восемнадцатого столетия в русском градостроении
появляется понятие регулярности: еще
с начала XVII в. определявшее развитие европейского
садово-паркового искусства, оно наконец-то
добралось и до России. Наряду с садами
во французском регулярном стиле внимание
Петра I привлекли сады в стиле голландского
барокко с обилием цветов и воды. Они также
были геометричными, но не требовали огромных
пространств. Так появились русские регулярные
сады, соединившие в себе величие
Особенности
русского регулярного
паркостроения
· Вода — важнейшее средство художественной выразительности (русский регулярный парк петровской поры отличался обилием фонтанов, каскадов, бассейнов и каналов).
· Отсутствие идеального геометрического плана (парк часто представлял собой множество небольших регулярных садиков, соединенных системой просек и окруженных лесом или водой).
· Характерная русская флора (аллеи, шпалеры и живые изгороди создавались из таких растений, как ель, можжевельник, береза, рябина, черемуха; в партерах высаживались брусника и зеленый лук).
· Образовательная нагрузка (каждая скульптура в парке рассказывала об античной легенде, призывала следовать какой-либо добродетели или увековечивала победы русской армии).
· Композиция состоит из партера, протянувшегося от дворца к оранжерее, и двух боковых полос с боскетами, в которых были устроены павильоны, площадки и размещена садовая скульптура.
Самый
богатый и торжественный парк
эпохи — это Петергоф, "русский
Версаль", по праву соперничающий
с Версалем французским.
Пейзажный
парк в России
Идеи
пейзажного стиля приводят в конце
XVIII-начале XIX вв. к коренному переустройству
парков России: многие существовавшие
тогда ценные регулярные парки были
переустроены в пейзажные. В этот
период садово-парковое искусство России
достигает своего расцвета: усадьба и
прилегающие к ней сады и парки стали предметом
гордости и престижа. Образцом устройства
усадеб служили созданные во времена правления
Екатерины II царские дворцово-парковые
комплексы Петербурга и Москвы (Царское
Село, Павловск, Гатчина, Царицыно).
Парки теперь разбивались по новому, пейзажному, принципу. В этот период закладываются общие принципы планировки русских усадеб, сохранившиеся вплоть до начала XX в. Дворец с примыкающими к нему флигелями является центром поместья и располагается обычно на возвышении. Ниже располагаются многочисленные служебные корпуса, которые также украшаются и ставятся в определенном порядке. Центр выделяется и путем планирования дорог и аллей. Именно к нему подводит прямая подъездная аллея. Главная осевая линия проходит мимо монументальных выездных ворот, через парадный вход, вестибюль, зал и выводит в сад. Этот ближний сад является как бы продолжением дома и поэтому планируется регулярно. За ним начинается собственно пейзажный парк. Такое устройство парка позднее получило название смешанного стиля.
Резиденция
российских царей — Царское село
— великолепное произведение русского
садово-паркового искусства XVIII-XIX вв.,
в котором сочетаются шедевры
архитектуры и красота северной
природы. В его планировке можно
обнаружить черты различных парковых
стилей с преобладанием пейзажного.
Особенности
русского пейзажного
паркостроения
· Русский сад не является в строгом смысле ни пейзажным, ни регулярным, а представляет собой смесь этих стилей.
· Сад носит утилитарный характер. В нем обязательно должны присутствовать плодовые деревья и кустарники.
· Симметрия
не соблюдается в русских садах
не по принципиальным, как в пейзажных
парках, соображениям, а потому, что
они разбиваются наиболее простым
и удобным способом.
Русское парковое искусство создавалось на русской земле, русскими мастерами и в гармоничном сочетании с русским пейзажем. Эта связь особенно ярко подчеркивается в Павловском парке и в парках Петергофа.
С петровских времен и до нынешнего времени особой популярностью пользуются Летний сад, парки Ораниенбаума, Царское Село, Архангельское.
Русские парки, несмотря на сильное влияние классических парков Европы, самобытны по содержанию и стилю.
Русские усадьбы отличает бoльшая свобода и естественность, чем английские пейзажные парки. Часто собственно парк вовсе не заканчивался, переходя в лес. Придает своеобразие совмещение в парковых объектах хозяйственных и эстетических функций. Пейзаж здесь строится из рыбных прудов, плодовых садов, погребов с беседками над ними.
В XVIII веке
в России создаются первые в мире
публичные сады. Одним из них стал
знаменитый Летний сад в Петербурге.
Он был разбит по образцу регулярных
садов — с симметрично
Информация о работе Развитие русского паркового искусства со времен Петра I