Русское искусство XVIII века

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 15:08, реферат

Описание работы

Новые черты в архитектуре (ордер, регулярность, симметрия, анфилада); в пластике (новые композиционные приемы и анатомические представления); в живописи (станковая картина, новые законы перспективы и др). Проблема многостилья: одновременное проявление на русской почве барокко, рококо, классицизма при преимущественном развитии барокко.

Работа содержит 1 файл

Русское искусство XVIII века.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

Русское искусство XVIII века

ПЕРИОДИЗАЦИЯ

1-я четверть 18 в. - искусство петровского времени.

сер. 18 в (1730 - 1750-е)  - "аннинское"  и "елизаветинское" барокко (конец 1750-х  - рококо).

2-я пол. 18 в. (1760 - 1790-е) - эпоха Екатерины II и Павла  I:

1760 – 1-я пол. 1780-х -  ранний классицизм.

2-я пол. 1780-х  - до 1800 г. – зрелый (строгий)  классицизм, сентиментализм, предромантизм. 

ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ   XVIII  ВЕКА.

Новые черты  в архитектуре (ордер, регулярность, симметрия, анфилада); в пластике (новые  композиционные приемы и анатомические  представления); в живописи (станковая  картина, новые законы перспективы  и др). Проблема  многостилья: одновременное проявление  на русской почве барокко, рококо, классицизма при преимущественном развитии барокко.

Архитектура Петербурга. Новый тип русского города. Проекты планировки Петербурга

СКУЛЬПТУРА

Обращение к  новым темам. Овладение искусством скульптурного бюста, монументальной статуи. Переход к новым принципам пропорционального построения, приемам композиции многофигурного барельефа, каркасной организации фигуры, характеру обнаженного тела, укрывающего его покрова и др. Материалы скульптуры - восковое и бронзовое литье, белый камень, мрамор, лепнина из алебастра (стук), терракота, резьба по дереву. Большая роль иностранных мастеров в деле приобщении к этому искусству. Русские  резчики - создатели декорации триумфальных ворот и  иконостасов.

Растрелли Бартоломео Карло (1675? - 1744, в России с 1716 по 1744 г.).

Играл ведущую  роль Барокко в пластике и проблемы скульптурного портрета.

- восковой бюст  Петра I

- восковая персона  Петра 1

- Бюст Петра  I (1723-1729, ГЭ),

- Бюст А.Д. Меншикова (1716-1717, ГЭ).

- конный памятник  Петру I (1720-1724, отлит в 1745-1746)

- Анна Иоанновна  с арапчонком (1741, ГРМ).

- проект Триумфального  столпа в честь Петра I и  Северной войны (1720-е гг., ГЭ), медальон.

ЖИВОПИСЬ

Парсуна (от искаженного слова "персона" - личность). "Портрет-тезис" как сочетание условного иконного пространства и разъясняющих надписей. Особое положение парадного портрета в рост (en pied)  и конного  (a’ cheval).

Никитин Иван Никитич (около 1680 - 1742 ).

- порт Елизаветы Петровны в детстве (ГЭ)

- порт цесаревны  Анны Петровны (не позднее 1716, ГТГ) 

После поездки  в Италию (1716 - начало 1720-х гг): неоднозначность, способность взаимодействия образа со зрителем

- порт напольного  гетмана (1720-е гг. ,ГРМ),

- порт Петра  1 в круге (ГРМ)

- порт Петра  1 на смертном ложе 

- портрет Шереметьева  Б.П.

Матвеев Андрей (1702? - 1739). Обучение в Голландии.

- Аллегория живописи (1725, ГРМ )

- Венера и  Амур (1726, ГРМ).

- порт Петра  1

- Автопортрет  с женой (1729, ГРМ).

- парные порт И.А. и А.П.Голициных (1728, Частное собрание, Москва).

- Религиозная  живопись Матвеева в Петропавловском  соборе.

ГРАВЮРА

Типология: ландкарты, изображения баталий, видов городов  и триумфальных шествий, портрет.

Зубов Алексей Федорович (1682/83 - после 1749), (младший брат)

- Торжественное  вступление русских войск в Москву после победы под Полтавой (1711),

- Свадьба Петра  1 и Екатерины 1 (1712)

- Сражение при  Гренгаме (1721, офорт, резец).

- Панорама Санкт-Петербурга (1716, офорт, резец) 

- Вид Зимнего  Дворца, Александро-Невская Лавра, Адмиралтейство 

ИСКУССТВО 174О-1750 - "ЕЛИЗАВЕТИНСКОЕ БАРОККО"

Национальный  подъем и расцвет русской культуры. Роль Академии наук и М.В. Ломоносова.  Основание Московского университета (1755) и Академии художеств (1757). Эстетика  отечественного варианта барокко и  его государственный характер в России. Проблема  grand art'а и  соответствия общеевропейскому эталону. Соединение нарушенных  в петровскую эпоху союзов красоты и грамотности, взаимопонимание  мастера и заказчика, заказчика и зрителя. Новое отношение к традиции XVII в. -  творческое обращение к ней в Москве и Петербурге и непосредственное продолжение в провинции.

Конец 1750 -х гг. - короткая полоса стиля рококо. Основные черты формообразования  и колористические предпочтения рококо. Склонность к экзотическим мотивам ("китайщина", "японщина", "туретчина").  
 
 
 

Петербургская архитектура.

Основная тенденция - расцвет дворцового и культового строительства. Загородные ансамбли. 

Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771) -  ведущий архитектор этого времени.  -

- Зимний дворец (1754-1762)

- Большой дворец  в Петергофе (1745-1755), корпус Фонтебло, павильон-церковь

- Большой (Екатерининский) дворец в Царском Селе (1752-1757) и  композиция "блок-галерея".

- Смольный монастырь в Петербурге  (1748-1764) - золотое сечение

- Андреевская  церковь в Киеве (1748-1762) и особенности  пятиглавия Растрелли. 

Пафос государственности  и жизнеутверждающая сила произведений Растрелли.

Ф.-Б. Растрелли в Москве.

Принципы расширения дворцово-паркового комплекса в Москве. Коронация императрицы Елизаветы Петровны и новый этап в

- строительстве  дворцов в Лефортове (1740-1750-е  гг.).

- Проекты дворцов  в Покровском и Перове.  

ЖИВОПИСЬ

Вишняков  Иван Яковлевич   (1699-1761).

- пор Анны  Леопольдовны (40-46, ГРМ)

- порт Елизаветы  Петровны (ГТГ)

- 2 порт детей  Фермор -  Сарры (1750) и Вильгельма (1755 г., оба в ГРМ).

- портрет князя  Ф.Н. Голицина в детстве (1760, ГТГ).

Антропов  Алексей Петрович (1716-1795).

- большой порт  Петра III (1762, ГТГ).

- порт Катерины 2 торжественный

Камерные портреты:

-  Анаст.Мих. Измайловой (1759, ГТГ)

- атаман Донских  войск Ф.И. Краснощекова (1761, ГРМ)

- М.А. Румянцевой (1764, ГРМ).

Аргунов Иван Петрович (1729-1802).

Обучение у  Г.-Х. Гроота.

- 2 портрета Хипуновых: Козьма Аксент и супруга (1757, Остан. дворец-музей) - интимный

- порт Неизвестной  в крест одежде

- 4 порт родителей  четы Шереметьевых: Бор.Петр. и Ан.Петр. Шереметьевых; Алексей Мих Черкасский  с женой (1768, Кусково) - ретроспективный

Культ физического  и нравственного довольства, сугубо положительная  концепция образа.  

     ИСКУССТВО КОНЦА XVIII  ВЕКА

Специфика "павловского  классицизма" и  теория "барокко" 1790 - х гг. Сентиментализм и предромантизм и их взаимоотношение с классицизмом - ведущим стилем эпохи.

Академия художеств - учебный и творческий центр. Иерархия видов и жанров. Живопись "большого исторического рода" и класс "домашних упражнений". Методы преподавания. Система  пенсионерства. Первые выставки и аукционы. Общеевропейские принципы академического искусства и специфика их претворения в  России. Роль эстетического трактата в развитии отечественной школы (труды Д.А. Голицына, П.П. Чекалевского, И.Ф. Урванова).

СКУЛЬПТУРА

Фальконе  Этьенн Морис (1716-1791) во Франции и России (с 1766-1778 г.).

- Грозящий Амур (1757, Лувр, ГЭ) и его реплики в России в бисквите (с Психеей)

- Серия купальщиц  (71 г): Весна (Клоэ), Зима 

- памятник Петру  I (1765-1782), (голову делала Мари-Анн  Колло)

Гордеев Федор Гордеевич (1744-1810). 

- "Прометей"(1769, бронза) и влияние французской пластики.

- надгробие Н.М.  Голицыной 

- надгробие А.М.  Голицына (1788).

- надгробие Дмит. Мих. Голицына 

- по моделям  Гордеева отлиты в Павловске:  Апполон и музы (Цар Село). Муза  эпической поэзии и песнопения  Калио , Геркулес Фарменский, бюсты античных героев

Козловский  Михаил Иванович (1753-1802).

- Пастушок 

- спящий Амур 

- сидящий пастушок

- Амур со стрелой

- Бдение Александра  Македонского 

- аллегория:  Екатерина 2 в образе Минервы

- Минерва и  Гений художеств 

-  Яков Долгорукий

- Геркулес на коне

- памятник Суворову  на Марсовом поле (99-1801)

- Самсон            

 Щедрин Феодосий Федорович (1751-1825).

- Нева для  фонтана Бол Петергоф Дворца

- Марсий 

- бюст Екатерины  2

- Венера, Диана

- Сирена (1805) для  Бол Петр дворца

- Адмиралтейство: 2 группы нимф, 4 античных героя на крыше (Ахилл, Пир)

Прокофьев Иван Прокофьевич (1758-1828).

Пенсионерское пребывание в Париже и близость к  манере Бушардона 

- порт

- Портреты  А.Ф. и А.Е. Лобзиных

- Морфей (гипс)

- Екатреина 2 в образе Минервы (82, терракота)

- Волхов и  Нева"(1801, терракота, ГРМ).  Эскизность и ее границы в скульптуре XVIII в.

- Волхов для  Большого каскада в Петергофе

Мартос Иван Петрович (1752-1835).

Жанр надгробия  в творчестве художника. Эволюция от барельефа  к объемной скульптуре:

- надгробие  Н.М. Волконской (1782, ГТГ),

- надгробие М.П.  Собакиной (1782, ГНИМА им. А.В. Щусева. Москва),

- надгробие Брюс (86-90)

- надгробие Н.И.  Панина, парный порт Аграфены  Матв  Паниной

- надгробие Е.С.  Куракиной (1792, Гос. музей город.  скульптуры, С-Пб),

- надгробие Лазаревой  (1802)

- надгробие Е.И.  Гагариной (1803, там же). 

- надгробие Кожуховой  (1830)

- памятник Минину  и Пожарскому (1804-1818),

- памятник Дюку  Ришелье в Одессе (1823)

- памятник Александру 1 для Таганрога (1828-31) 

Шубин Федот Иванович (1740-1805).

Обучение в  Академии художеств, роль пребывания в  Италии.

- порт Екатерины  2

- порт И.И.  Шувалов 

- рельеф Екатерина  2 - камея

- порт Орлова-Чесменского 

- бюст  А. М. Голицына

- бюст Марии.Р. Паниной (сер.1770-х.) как явления раннего классицизма.

- порт Неизвестного 70-х 

Кон. 1770-х - 1780-х  гг. и нарастание объективных тенденции  в авторском видении модели. 

- порт  З. Г. , П.Г, И.Г. Чернышевых

- портрет И.С.  Барышникова - порт Румянцева-Задунайского

- рельеф «Великодушие Симеона Африканского» для Мраморного дворца ??

- порт Екатерина  2 Законодательница  

Драматизм и  зрелый класссицизм 1790-х гг.

- порт Ефима  Чулкова 

- бюст А.А.  Безбородко

- порт Петр  Бор Шереметьева, порт жены  Анны Петр Шереметьевой 

Информация о работе Русское искусство XVIII века