Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 15:08, реферат
Новые черты в архитектуре (ордер, регулярность, симметрия, анфилада); в пластике (новые композиционные приемы и анатомические представления); в живописи (станковая картина, новые законы перспективы и др). Проблема многостилья: одновременное проявление на русской почве барокко, рококо, классицизма при преимущественном развитии барокко.
ПЕРИОДИЗАЦИЯ
1-я четверть 18 в. - искусство петровского времени.
сер. 18 в (1730 - 1750-е) - "аннинское" и "елизаветинское" барокко (конец 1750-х - рококо).
2-я пол. 18 в. (1760 - 1790-е) - эпоха Екатерины II и Павла I:
1760 – 1-я пол. 1780-х - ранний классицизм.
2-я пол. 1780-х - до 1800 г. – зрелый (строгий) классицизм, сентиментализм, предромантизм.
ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII ВЕКА.
Новые черты в архитектуре (ордер, регулярность, симметрия, анфилада); в пластике (новые композиционные приемы и анатомические представления); в живописи (станковая картина, новые законы перспективы и др). Проблема многостилья: одновременное проявление на русской почве барокко, рококо, классицизма при преимущественном развитии барокко.
Архитектура Петербурга. Новый тип русского города. Проекты планировки Петербурга
СКУЛЬПТУРА
Обращение к новым темам. Овладение искусством скульптурного бюста, монументальной статуи. Переход к новым принципам пропорционального построения, приемам композиции многофигурного барельефа, каркасной организации фигуры, характеру обнаженного тела, укрывающего его покрова и др. Материалы скульптуры - восковое и бронзовое литье, белый камень, мрамор, лепнина из алебастра (стук), терракота, резьба по дереву. Большая роль иностранных мастеров в деле приобщении к этому искусству. Русские резчики - создатели декорации триумфальных ворот и иконостасов.
Растрелли Бартоломео Карло (1675? - 1744, в России с 1716 по 1744 г.).
Играл ведущую роль Барокко в пластике и проблемы скульптурного портрета.
- восковой бюст Петра I
- восковая персона Петра 1
- Бюст Петра I (1723-1729, ГЭ),
- Бюст А.Д. Меншикова (1716-1717, ГЭ).
- конный памятник Петру I (1720-1724, отлит в 1745-1746)
- Анна Иоанновна с арапчонком (1741, ГРМ).
- проект Триумфального столпа в честь Петра I и Северной войны (1720-е гг., ГЭ), медальон.
ЖИВОПИСЬ
Парсуна (от искаженного слова "персона" - личность). "Портрет-тезис" как сочетание условного иконного пространства и разъясняющих надписей. Особое положение парадного портрета в рост (en pied) и конного (a’ cheval).
Никитин Иван Никитич (около 1680 - 1742 ).
- порт Елизаветы Петровны в детстве (ГЭ)
- порт цесаревны Анны Петровны (не позднее 1716, ГТГ)
После поездки в Италию (1716 - начало 1720-х гг): неоднозначность, способность взаимодействия образа со зрителем
- порт напольного гетмана (1720-е гг. ,ГРМ),
- порт Петра 1 в круге (ГРМ)
- порт Петра 1 на смертном ложе
- портрет Шереметьева Б.П.
Матвеев Андрей (1702? - 1739). Обучение в Голландии.
- Аллегория живописи (1725, ГРМ )
- Венера и Амур (1726, ГРМ).
- порт Петра 1
- Автопортрет с женой (1729, ГРМ).
- парные порт И.А. и А.П.Голициных (1728, Частное собрание, Москва).
- Религиозная
живопись Матвеева в
ГРАВЮРА
Типология: ландкарты, изображения баталий, видов городов и триумфальных шествий, портрет.
Зубов Алексей Федорович (1682/83 - после 1749), (младший брат)
- Торжественное вступление русских войск в Москву после победы под Полтавой (1711),
- Свадьба Петра 1 и Екатерины 1 (1712)
- Сражение при Гренгаме (1721, офорт, резец).
- Панорама Санкт-Петербурга (1716, офорт, резец)
- Вид Зимнего Дворца, Александро-Невская Лавра, Адмиралтейство
ИСКУССТВО 174О-1750 - "ЕЛИЗАВЕТИНСКОЕ БАРОККО"
Национальный подъем и расцвет русской культуры. Роль Академии наук и М.В. Ломоносова. Основание Московского университета (1755) и Академии художеств (1757). Эстетика отечественного варианта барокко и его государственный характер в России. Проблема grand art'а и соответствия общеевропейскому эталону. Соединение нарушенных в петровскую эпоху союзов красоты и грамотности, взаимопонимание мастера и заказчика, заказчика и зрителя. Новое отношение к традиции XVII в. - творческое обращение к ней в Москве и Петербурге и непосредственное продолжение в провинции.
Конец 1750 -х гг.
- короткая полоса стиля рококо. Основные
черты формообразования и колористические
предпочтения рококо. Склонность к экзотическим
мотивам ("китайщина", "японщина",
"туретчина").
Петербургская архитектура.
Основная тенденция - расцвет дворцового и культового строительства. Загородные ансамбли.
Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771) - ведущий архитектор этого времени. -
- Зимний дворец (1754-1762)
- Большой дворец в Петергофе (1745-1755), корпус Фонтебло, павильон-церковь
- Большой (Екатерининский) дворец в Царском Селе (1752-1757) и композиция "блок-галерея".
- Смольный монастырь в Петербурге (1748-1764) - золотое сечение
- Андреевская церковь в Киеве (1748-1762) и особенности пятиглавия Растрелли.
Пафос государственности и жизнеутверждающая сила произведений Растрелли.
Ф.-Б. Растрелли в Москве.
Принципы расширения дворцово-паркового комплекса в Москве. Коронация императрицы Елизаветы Петровны и новый этап в
- строительстве
дворцов в Лефортове (1740-
- Проекты дворцов в Покровском и Перове.
ЖИВОПИСЬ
Вишняков Иван Яковлевич (1699-1761).
- пор Анны Леопольдовны (40-46, ГРМ)
- порт Елизаветы Петровны (ГТГ)
- 2 порт детей Фермор - Сарры (1750) и Вильгельма (1755 г., оба в ГРМ).
- портрет князя Ф.Н. Голицина в детстве (1760, ГТГ).
Антропов Алексей Петрович (1716-1795).
- большой порт Петра III (1762, ГТГ).
- порт Катерины 2 торжественный
Камерные портреты:
- Анаст.Мих. Измайловой (1759, ГТГ)
- атаман Донских войск Ф.И. Краснощекова (1761, ГРМ)
- М.А. Румянцевой (1764, ГРМ).
Аргунов Иван Петрович (1729-1802).
Обучение у Г.-Х. Гроота.
- 2 портрета Хипуновых: Козьма Аксент и супруга (1757, Остан. дворец-музей) - интимный
- порт Неизвестной в крест одежде
- 4 порт родителей четы Шереметьевых: Бор.Петр. и Ан.Петр. Шереметьевых; Алексей Мих Черкасский с женой (1768, Кусково) - ретроспективный
Культ физического
и нравственного довольства, сугубо положительная
концепция образа.
ИСКУССТВО КОНЦА XVIII ВЕКА
Специфика "павловского классицизма" и теория "барокко" 1790 - х гг. Сентиментализм и предромантизм и их взаимоотношение с классицизмом - ведущим стилем эпохи.
Академия художеств - учебный и творческий центр. Иерархия видов и жанров. Живопись "большого исторического рода" и класс "домашних упражнений". Методы преподавания. Система пенсионерства. Первые выставки и аукционы. Общеевропейские принципы академического искусства и специфика их претворения в России. Роль эстетического трактата в развитии отечественной школы (труды Д.А. Голицына, П.П. Чекалевского, И.Ф. Урванова).
СКУЛЬПТУРА
Фальконе Этьенн Морис (1716-1791) во Франции и России (с 1766-1778 г.).
- Грозящий Амур (1757, Лувр, ГЭ) и его реплики в России в бисквите (с Психеей)
- Серия купальщиц (71 г): Весна (Клоэ), Зима
- памятник Петру I (1765-1782), (голову делала Мари-Анн Колло)
Гордеев Федор Гордеевич (1744-1810).
- "Прометей"(1769, бронза) и влияние французской пластики.
- надгробие Н.М. Голицыной
- надгробие А.М. Голицына (1788).
- надгробие Дмит. Мих. Голицына
- по моделям Гордеева отлиты в Павловске: Апполон и музы (Цар Село). Муза эпической поэзии и песнопения Калио , Геркулес Фарменский, бюсты античных героев
Козловский Михаил Иванович (1753-1802).
- Пастушок
- спящий Амур
- сидящий пастушок
- Амур со стрелой
- Бдение Александра Македонского
- аллегория: Екатерина 2 в образе Минервы
- Минерва и Гений художеств
- Яков Долгорукий
- Геркулес на коне
- памятник Суворову на Марсовом поле (99-1801)
- Самсон
Щедрин Феодосий Федорович (1751-1825).
- Нева для фонтана Бол Петергоф Дворца
- Марсий
- бюст Екатерины 2
- Венера, Диана
- Сирена (1805) для Бол Петр дворца
- Адмиралтейство: 2 группы нимф, 4 античных героя на крыше (Ахилл, Пир)
Прокофьев Иван Прокофьевич (1758-1828).
Пенсионерское пребывание в Париже и близость к манере Бушардона
- порт
- Портреты А.Ф. и А.Е. Лобзиных
- Морфей (гипс)
- Екатреина 2 в образе Минервы (82, терракота)
- Волхов и Нева"(1801, терракота, ГРМ). Эскизность и ее границы в скульптуре XVIII в.
- Волхов для Большого каскада в Петергофе
Мартос Иван Петрович (1752-1835).
Жанр надгробия в творчестве художника. Эволюция от барельефа к объемной скульптуре:
- надгробие Н.М. Волконской (1782, ГТГ),
- надгробие М.П. Собакиной (1782, ГНИМА им. А.В. Щусева. Москва),
- надгробие Брюс (86-90)
- надгробие Н.И. Панина, парный порт Аграфены Матв Паниной
- надгробие Е.С. Куракиной (1792, Гос. музей город. скульптуры, С-Пб),
- надгробие Лазаревой (1802)
- надгробие Е.И. Гагариной (1803, там же).
- надгробие Кожуховой (1830)
- памятник Минину и Пожарскому (1804-1818),
- памятник Дюку Ришелье в Одессе (1823)
- памятник Александру
1 для Таганрога (1828-31)
Шубин Федот Иванович (1740-1805).
Обучение в Академии художеств, роль пребывания в Италии.
- порт Екатерины 2
- порт И.И. Шувалов
- рельеф Екатерина 2 - камея
- порт Орлова-Чесменского
- бюст А. М. Голицына
- бюст Марии.Р. Паниной (сер.1770-х.) как явления раннего классицизма.
- порт Неизвестного
70-х
Кон. 1770-х - 1780-х гг. и нарастание объективных тенденции в авторском видении модели.
- порт З. Г. , П.Г, И.Г. Чернышевых
- портрет И.С. Барышникова - порт Румянцева-Задунайского
- рельеф «Великодушие Симеона Африканского» для Мраморного дворца ??
- порт Екатерина
2 Законодательница
Драматизм и зрелый класссицизм 1790-х гг.
- порт Ефима Чулкова
- бюст А.А. Безбородко
- порт Петр Бор Шереметьева, порт жены Анны Петр Шереметьевой