Развитие русского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 22:41, курсовая работа

Описание работы

История возникновения, становления русского права очень сложна, уникальна и уходит далеко в прошлое. Мы знаем множество источников возникновения русского права, послуживших опорной точкой для дальнейшего развития права в России и трансформацию его в новейшее российское право.
Актуальность темы моей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к изучению древнерусского памятника права, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Изучение данной темы носит как теоретическую, так и практическую значимость.
В XXI веке наука права не просто имеет огромное значение для человека, а становится приоритетной для всех слоёв общества. Развиваясь в течение веков, она постоянно изменяла свой состав: впитывала новые, более совершенные нормы и избавлялась от устаревших, потерявших свою былую значимость, отживающих свой век. Давно доказано, что институты права и государства тесно взаимосвязаны, что они постоянно пересекаются, помогая развиваться друг другу.

Содержание

Введение
Глава 1. Церковные уставы и византийское право
Глава 2. Русская правда
2.1. Основные редакции Русской Правды
2.2. Возникновение Русской Правды. Источники
2.3. Редакции Русской Правды
2.4. Преступление и наказание по Русской Правде
2.5. Основные черты древнерусского феодального права (по Русской Правде)
2.6. Особенности Русской Правды
Глава 3. Псковская судная грамота (ПСГ)
Глава 4. Судебник 1497 г.
Глава 5. Судебник 1550 г.
Глава 6. Соборное уложение 1649 г.
6.1. Источники и основные положения Соборного Уложения 1649 года.
6.2. Система преступлений
6.3. Система наказаний
6.4. Значение Соборного Уложения для общественно-политической жизни России
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Готово.docx

— 64.97 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение

Глава 1. Церковные уставы и византийское право

Глава 2. Русская правда

2.1. Основные редакции  Русской Правды

2.2. Возникновение  Русской Правды. Источники

2.3. Редакции Русской  Правды 

2.4. Преступление  и наказание по Русской Правде

2.5. Основные  черты древнерусского феодального  права (по Русской Правде)

2.6. Особенности Русской  Правды

Глава 3. Псковская судная грамота (ПСГ)

Глава 4. Судебник 1497 г.

Глава 5. Судебник 1550 г.

Глава 6. Соборное уложение 1649 г.

6.1. Источники и   основные положения Соборного  Уложения 1649 года.

6.2. Система преступлений

6.3. Система наказаний

6.4. Значение  Соборного   Уложения   для   общественно-политической  жизни России

Заключение

Список  литературы 
 
 
 
 

Введение

     История возникновения, становления русского права очень сложна, уникальна и уходит далеко в прошлое. Мы знаем множество источников возникновения русского права, послуживших опорной точкой для дальнейшего развития права в России и трансформацию его в новейшее российское право.

     Актуальность  темы моей работы обусловлена, с одной  стороны, большим интересом к  изучению древнерусского памятника  права, с другой стороны, ее недостаточной  разработанностью. Изучение данной темы носит как теоретическую, так  и практическую значимость.

     В XXI веке наука права не просто имеет  огромное значение для человека, а  становится приоритетной для всех слоёв  общества. Развиваясь в течение веков, она постоянно изменяла свой состав: впитывала новые, более совершенные нормы и избавлялась от устаревших, потерявших свою былую значимость, отживающих свой век. Давно доказано, что институты права и государства тесно взаимосвязаны, что они постоянно пересекаются, помогая развиваться друг другу.

     Структура работы традиционна; она состоит  из введения, раскрывающего основные цели, методы, задачи, актуальность данной темы. В главе 1 идет общая характеристика византийского права. В Главе 2 я  начинаю достаточно подробный рассказ  о Русской правде. В 3-й главе  речь пойдет о Псковской судной грамоте. Далее, в главах 4 и 5 я расскажу о  двух судебниках 1497 г. И 1550г. Закончу  свою работу достаточно детальным рассмотрением  Соборного уложения 1649 года в 6 главе. 
 
 

     Глава 1

     Церковные уставы и византийское право 

     К числу древнейших источников права относятся церковные уставы князей Владимира Святославича и Ярослава Владимировича (X—XI вв.), содержащие нормы о брачно-семейных отношениях, преступлениях против Церкви, нравственности и семьи. В уставах определялась юрисдикция церковных органов и судов.

     Русская церковь приняла кодексы церковного права, принципы и нормы которых были реципированы, восприняты не только в области собственно церковной жизни, но и в сферах государственного законодательства, судебной и административной практики.

     В Своде законов патриарха Иоания Схоластика (VI в.) систематизировались церковные правила, установленные вселенскими и поместными Соборами церкви, а также государственные царские законы, касающиеся Церкви. Церковные и гражданские постановления во многих сборниках объединялись между собой по сходству содержания — такие книги получили название Номоканонов.1

     Значительное  влияние на усвоение церковного законодательства Русью оказал также болгарский Закон судный людем, компилированный из различных византийских источников. В XII—XIII вв. к основному тексту Номоканона постепенно прибавляются положения русского права (Русская Правда) и новых источников канонического, церковного права.

     В XIII в. формируется путем компиляции многочисленных источников церковного права, новая Кормчая книга митрополита  Кирилла II. Наряду с церковными правилами  Книга содержала императорские  законы и новеллы.

       Как церковные, так и гражданские законы, содержавшиеся в византийских церковных книгах воспринимались русским правом избирательно, с оговорками, применительно к местным национальным условиям.

     Как влияние византийского права, так  и факты его приспособления, адаптации  к местным условиям весьма заметны  в содержании Русской Правды и  церковных уставов Владимира  Святого и Ярослава Мудрого (конец X — начало XI в.).

       В Уставе Владимира говорится  о пожаловании Церкви «десятины» (одной десятой части всех княжеских  доходов), возложении на церковные  учреждения контроля за мерами и весами, богоугодными заведениями. Устав очерчивал церковную юрисдикцию над всеми христианами по следующим делам: 2

    • преступления против христианской веры и устоев Церкви (волшебство, нарушение святынь, гробокопательство, поругание креста, молитва в неустановленных местах, ввод в храм животных);
    • преступления против христианской нравственности о покушениях на женскую честь, изнасилование, браки между ближайшими родственниками, оскорблении словом, необоснованное обвинение в преступлении (блуде, отравлении, ереси), убийство новорожденного, драка между супругами, нанесение побоев родителям, противоестественные грехи, скотоложество;
    • по всем семейным делам (иски о разводе, брачный сговор с назначением неустойки при несостоявшемся браке, споры о наследстве и др.).

     Кроме того, Устав Владимира очертил  круг лиц, «людей церковных, богодетельных», на которых юрисдикция церковных судов распространялась по всем делам и вопросам.

     Устав Ярослава, как и Устав Владимира был частной кодификацией норм церковного права, в которую были внесены санкции, заимствованные из Русской Правды, что превращало его в систематический церковный судебник.

     Устав Ярослава отличается от Устава Владимира кругом регламентируемых объектов: некоторые из них (преступления против веры и Церкви, десятина, тяжбы братьев о наследстве и т.п.) вовсе не упоминаются, другие же (преступления против нравственности, незаконные браки, разводы, кровосмешения, оскорбления, драки и т.п.) подробно разбираются и оцениваются. Неупомянутые в Уставе Владимира поджоги, убийства и воровство, в Уставе Ярослава передаются в ведение церковных судов. В отличие от Устава Владимира, Устав Ярослава не просто перечисляет преступные деяния, но и определяет за них наказания. Система наказаний и порядок судопроизводства во втором уставе зависят от двух различных понятий: греха и преступления.

     Все церковно-судебные дела подразделялись на три разряда:

    1. дела греховные без элементов преступного деяния (волхование, браки близких родственников, развод по согласию супругов). Эти дела разбирал епископ без княжеского судьи и по церковным законам;
    2. дела греховно-преступные, в которых нарушен также государственный закон (изнасилование — ст. 1, 2, односторонний развод по инициативе мужа без вины жены — ст. 3, оскорбление женской чести — ст. 22, блуд — ст. 5, убийство — ст. 26, поджог гумна — ст. 10 и др.). Суд осуществлялся княжеским судьей при участии церковного судьи;
    3. все дела духовных лиц, судимые церковной властью. 3

     Судебная  власть Церкви устанавливалась над  всем христианским населением Руси, но лишь по определенным делам. Над некоторыми группами населения (церковные люди) церковный суд устанавливался по всем делам, так же как суд над  населением церковных земель (вотчин). В ряде случаев действие церковных  уставов накладывалось на сферу  действия государственного законодательства, основным источником которого была Русская Правда. 

      Глава 2

      Русская правда

      На  данный момент в нашей исторической литературе господствует убеждение, что  частная юридическая жизнь древней  Руси наиболее полно и верно отразилась в древнейшем памятнике русского права - в Русской Правде. Насколько  мне позволяет знание изучаемого материала, я полностью согласна с этим утверждением, ибо в Русской Правде охвачены чуть ли не все отрасли тогдашнего права. В этом документе достаточно подробно говорится о существовавших в то время договорах: купли-продажи (людей, вещей, коней, а также самопродажи), займа (денег, вещей), кредитования (под проценты или без), личного найма (в услужение, для выполнения определённой работы); в нём чётко регулируется правовое положение отдельных групп населения (зависимые и независимые), зафиксированы основные черты частного права. Но наиболее обширным и подробнее других изложенным разделом является раздел, посвящённый преступлению и наказанию, а также судебному процессу в Древней Руси.

      2.1. Основные редакции Русской Правды

      До  наших дней дошло более 100 списков  Русской Правды. Все они распадаются  на 3 основные редакции: Краткая, Пространная и Сокращённая (обозначаются в литературе соответственно как КП, ПП и СП). Древнейшей редакцией (подготовлена не позднее 1054 года) является Краткая Правда, состоящая из Правды Ярослава (ст.-18), Правды Ярославичей (ст.-41), Покона Вирного, Урока Мостников. Пространная редакция возникла не ранее 1113 года и связывается с именем Владимира Мономаха. Она разделяется на Суд Ярослава (ст.-52) и Устав Владимира Мономаха (ст.-121). Сокращённая редакция появляется в середине XV века из переработанной Пространной редакции.4

      2.2. Возникновение Русской Правды. Источники

      В нашей литературе по истории русского права нет единого мнения о  происхождении Русской Правды. Одни считают её не официальным документом, не подлинным памятником законодательства, а приватным юридическим сборником, составленным каким-то древнерусским законоведом или группой законоведов для своих личных целей. Другие считают Русскую Правду официальным документом, подлинным произведением русской законодательной власти, только испорченным переписчиками, вследствие чего появилось множество различных списков Правды, которые различаются количеством, порядком и даже текстом статей.

        Источниками кодификации являются  нормы обычного права и княжеская  судебная практика. К числу норм  обычного права относятся, прежде  всего, положения о кровной  мести и о круговой поруке. Законодатель проявляет различное  отношение к этим обычаям: кровную  месть он стремится ограничить (сужая круг мстителей) или  вовсе отменить, заменив денежным  штрафом – вирой; в отличие  от кровной мести круговая  порука сохраняется как мера, связывающая всех членов общины  ответственностью за своего члена, совершившего преступление («Дикая вира» налагалась на всю общину).

        Ещё одним из источников Русской  Правды был Закон Русский (нормы  уголовного, наследственного, семейного,  процессуального права). До сих  пор не прекращаются споры  о его сущности. В истории русского  права нет единого мнения об  этом документе. Известно, что  он частично отражён в договорах  Руси с греками в 911и 944 годах  и в Русской Правде. Например, в договоре 911 года записано: «Аще  ли ударить мечем или бьеть кацем либо сосудом, за то ударение или бьенье да вдасть литр 5 сребра по закону Рускому».5

        Ссылки договоров на закон  молодого Русского государства,  используемый как источник права  наряду с законами Византийской  империи, стали темой оживлённой  дискуссии в исторической и  юридической литературе.

        Во второй половине IX века в среднем Поднепровье произошла унификация близких по составу и социальной природе Правд славянских племён в Закон Русский, юрисдикция которого распространялась на территорию государственного образования славян с центром в Киеве. Закон Русский представляет собой качественно новый этап развития русского устного права в условиях существования государства. Также в Русской Правде присутствуют многочисленные нормы, выработанные княжеской судебной практикой.

      2.3. Редакции Русской Правды

      Как известно, Русская Правда имеет 3 редакции: Краткую, Пространную и Сокращённую, а также множество списков.

        Краткую редакцию Русской Правды можно разделить на две основные части: Правду Ярослава и Правду Ярославичей. Первая была составлена при Ярославе Мудром, вторая же создавалась уже после его смерти.6 Если в Правде Ярослава рассматриваются в основном такие преступления как побои, оскорбление, членовредительство, то, Правда Ярославичей посвящена большей частью защите феодальной собственности и жизни княжеских людей.7

Информация о работе Развитие русского права