Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 02:41, реферат
Рационализм в архитектуре — совокупность архитектурных направлений 1-й половины XX века, программно осваивавших достижения современной науки и техники. В широком смысле рационализм иногда отождествляют с понятием «современная архитектура». Рационализм выдвинул требование единства архитектурной формы, конструкции и функционально обусловленной пространственной структуры.
Рационализм (от лат. rationalis –
Рационализм
в архитектуре
Рационализм в архитектуре — совокупность архитектурных направлений 1-й половины XX века, программно осваивавших достижения современной науки и техники. В широком смысле рационализм иногда отождествляют с понятием «современная архитектура». Рационализм выдвинул требование единства архитектурной формы, конструкции и функционально обусловленной пространственной структуры.
Рационализм (от
лат. rationalis – разумный, ratio – разум) стремился
выработать новые архитектурные методы,
отвечающие современным общественным
потребностям, эстетическим запросам
и уровню промышленно-технического развития.
Основы рационализма
закладывались ещё в конце XIX века. Луис
Генри Салливен в США, Хендрик Петрюс Берлаге
в Нидерландах (кирпичный стиль), Адольф
Лоз в Австрии, мастера немецкого Веркбунда в
Германии, О. Перре во Франции. Становлению
рационализма в начале 1920-х годов во многом
способствовали теории, пропагандировавшиеся
группой, объединившейся вокруг журнала
«Эспри нуво» во главе с Ле Корбюзье во
Франции, руководимой Вальтером Гропиусом (Walter
Gropius) архитектурной школой «Баухауз»
(Bauhaus – «Дом строительства») в Германии
(функционализм). Развитие рационализма
охватывает в основном 20-50-е годы. Сторонники
рационализма организовали Международные
конгрессы современной архитектуры (1928—
59), его градостроительные идеи были зафиксированы
в так называемой Афинской хартии (1933). Хартия
преследовала цель создания идеальных
архитектуры и градостроительства - идей,
одинаково применимых в Европе и Америке,
Африке и Азии. Результаты известны: появилось
стремление к единообразию решений на
всем земном шаре, не учитывались национальный
склад характера и исторически сложившиеся
обычаи народов разных стран и континентов.
Общие архитектурные концепции в 50-е годы
привели к созданию т. н. международного
(интернационального) стиля (Людвиг Мис
ван дер Роэ (Ludwig Mies van der Rohe) и многих др.
архитекторов). Причинами кризиса рационализма
в конце 50-х годов стали присущие его представителям
известный догматизм архитектурного мышления
и социально-реформистский утопизм.
Рационалистами
называли себя архитекторы объединения
Идеологи
рационализма, в отличие от конструктивистов,
много внимания уделяли психологическому
восприятию архитектуры человеком.
Рационализм известен (и реализован) гораздо хуже, чем современный ему конструктивизм, однако это не делает это направление менее интересным.
В сфере архитектуры все будущие рационалисты прошли через неоклассику высокого художественного уровня (школа Ивана Жолтовского). Многие рационалисты были профессиональными художниками и графиками, причём самых разных направлений — от стилистики «Мира искусства» до кубизма.
В 1920-е годы, в условиях бурной полемики между консервативными неоклассиками и новаторами, рационалисты заняли свою нишу гораздо раньше конструктивистов и были не столь радикальны, как последние.
Так, творческий лидер рационализма Н. Ладовский не отрицал полностью наработок прошлого, как это делали вожди конструктивизма. Напротив, он призывал изучать классическое наследие и ни в коей мере не ограничиваться только утилитарной функцией проектируемого здания.
Кроме того, главным пунктом в творческой программе рационализма было понятие «пространство». Н. Ладовский писал: «Архитектура — искусство, оперирующее пространством». Он отмечал, что архитектурно оформленное пространство (здание) всегда особым образом воспринимается человеком: психологические особенности восприятия также следует учитывать при строительстве.
Первой «лабораторией»
рационалистов была Комиссия Живскульптарх(Живопись-
В 1920 году состоялась
выставка работ членов Живскульптарха,
которую можно назвать первым
публичным выступлением сторонников аванграда
(их работы были явным образом противопоставлены
неоклассике). Проекты Ладовского сделали
его невероятно популярным в творческой
среде.
Если конструктивисты
Обмас просуществовали всего три года (1920—1923), однако, именно здесь были сделаны первые шаги по созданию новаторской советской архитектуры. Здесь совершенно по-иному обучали искусству архитектора. Так, была ввелена специальная дисциплина — «Пространство».
Ладовский полагал, что архитектор должен мыслить объёмно — пространственной композицией, эскизировать не на бумаге, а в объёме и лишь затем переносить отработанную композицию на бумагу! Введение макетного метода проектирования помогало проявлять фантазию и вырабатывать новые приёмы и средства художественной выразительности.
На рубеже 1922—1923 гг. группа единомышленников
Ладовского уже сложилась в творческую
организацию. Организация была названа
Ассоциацией новых архитекторов
(АСНОВА) (зарегистрирована 13 июля 1923 года).
Учредителями органиции были: сам Н. Ладовский и его коллеги —Н.В.Докучаев, В.Кринский, А.Рухлядев, В.Балихин. В состав АСНОВА в разное время входили такие выдающиеся деятели искусства, как Лазарь (Эль) Лисицкий и Константин Мельников.
АСНОВА неоднократно предпринимала попытки создать свой печатный орган. В 1926 году под редакцией Л.Лисицкого вышел первый и единственный выпуск «Известия АСНОВА». Однако, с собственной газетой ничего не получилось и рационалисты публиковали свои статьи в журнале «Строительство Москвы», в «Красной Ниве» и других изданиях.
Стоит отметить, что рационалисты весьма скептически отнеслись к первым конкурсам проектов (в частности, Дворца труда в Москве). Из-за отказа участвовать в этом конкурсе, рационалисты дали возможность конструктивистам занять лидирующее положение в архитектурной среде.
1923—1926 гг. были
отмечены полемикой между
В 1928 году происходит
раскол АСНОВА. Причиной послужили
непреодолимые противоречия, возникшие
между Ладовским и его
В 1928 году один из любимых учеников
Ладовского — Георгий Крутиков представил
свой дипломный проект, сразу же ставший
сенсацией. Это была концепция «летающего (вернее
сказать — парящего) города». Крутиков
поставил вопрос: а нельзя ли не привязывать
жильё и другие постройки к земле, нельзя
ли освободить занятые под застройку обширные
территории?
Архитектор
предлагал оставить землю для
труда, отдыха и туризма, самим же
перебраться в парящие в
Сообщение между
землёй и «заоблачными» зданиями
должно осуществляться с помощью
универсальной и
Крутиков (учитывая развитие воздухоплавания в СССР), увлекался идеями, связанными с астронавтикой, с полётами в стратосферу и полагал, что архитектура будущего будет неотделима от воздушных путей сообщения.
Этот проект многие восприняли, как «новое слово в науке», другие же отозвались весьма скептически. Газета «Постройка» написала разгромную статью «Советские Жюль Верны», где проект Крутикова был подвергнут суровой критике.
Сегодня подобные
проекты рассматриваются как
иллюстрация к пролетарско-романтической
утопии 1920-х годов, которая была жестоко
перечёркнута сталинским террором.
В началу 1930-х годов творческая атмосфера в СССР перестала быть столь свободной и способствующей полной самореализации художника, как ещё несколько лет назад.
Пришли иные времена — теперь требовался не поиск новых форм, а планомерное возвеличивание Вождя и свершений советского народа. При помощи рационалистских и конструктивистских средств выразительности сделать это было просто невозможно — «на помощь» вождям пришла гегемония пролетариата и вечная классика. Пролетарии не хотели жить как новая формация, они хотели быть теми, против кого они боролись. Вкус плебса оказался кривым заимствованием купеческой эклектики и выразился в мечтах о доходных домах в стиле неоклассицизма. Как тогда шутили: «В полемике рационалистов и конструктивистов победили неоклассики», имея в виду тот факт, что отныне господствующим стилем в СССР стал неоклассицизм (с элементами барокко). Сталинский ампир.
Рационалистов, как и их оппонентов конструктивистов, обвинили в «следовании буржуазным взглядам на архитектуру», «в утопичности их проектов», «в формализме». Собственно, конструктивистов ругали всё-таки меньше — они увлекались не столько формой, сколько функциональностью проектируемых помешений. Рационалистам также предъявили обвинение в увлечении психоанализом, который не признавался в СССР.
Н. Ладовский,
всеми забытый, умер в 1941 году (как
и Эль Лисицкий), хотя у него был неплохой
шанс стать одним из ведущих сталинских
архитекторов (он был автором наземного
павильона метро «Красные ворота»
Уже к концу 1950-х имена архитекторов — рационалистов перестали замалчиваться либо же упоминаться в качестве «вредителей — формалистов»: наступило переосмысление наследия 1920-х годов.
Многие идеи
рационалистов в области
В настоящее
время, когда столица и другие
города застраиваются современной,
эстетически более выверенной и многофункциональной
архитектурой, архитекторы всё больше
обращаются к разработкам Ладовского
и его товарищей.
Функционализм
в архитектуре
В эстетике первой половины и середины ХХ века функционализм наравне с модернизмом занимал ведущее положение. Естественность и практичность - девиз движения функционализма. Функционализм оказал огромное влияние на дальнейшее развитие современной архитектуры как синтеза искусства и техники.
Согласно
этой концепции, здания, инфраструктура
и предметы должны создаваться как единая
среда, строго соответствующая бытовым
и производственным условиям жизни человека
и совместно формируемая инженерами и
художниками в соответствии с социальными,
техническими и эстетическими требованиями.
Все элементы этой среды должны быть эстетически
полноценными по своей сути, а не за счет
украшательства.
Функционализм, воплощенный в «Баухаусе» (Bauhaus) - идеологическом, производственном и учебном центре художественной жизни не только Германии, на и всей Западной Европы, стал самым значительным направлением западной архитектуры в 1920-е годы. Глава и идеолог направления - Вальтер Гропиус. Классический пример этого направления - здание «Баухауса» в Дессау (Bauhaus, Dessau ) (архитектор В. Гропиус, 1925-1926). В Голландии идеи функционализма пропагандировала группа «Стиль».
Тезис «Форма
должна соответствовать функции, т.е.
практическому применению» был
выдвинут американским архитектором Луисом
Генри Салливеном (Sullivan, Louis Henry) (1856-1924) еще
в конце XIX века. Салливен стал первооткрывателем
в области современной архитектуры, одним
из первых строителей небоскребов. Архитектор
изучал проблемы акустики и каркасной
конструкции, но больше всего его интересовала
работа с абстрактными формами. Его постройки
отличают конструктивное совершенство
и функциональность.
Один из первых
небоскребов — Уэйнрайт-