Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 19:59, реферат
Вторая половина XIX в. – время завязки многих сюжетных линий в архитектуре настоящего. В этот период уходят корни сложных взаимодействий между социально-экономическими процессами западного общества, его мировоззрением и культурой, проникновение в механизм которых дает возможность осознать подлинное содержание подчас неожиданных и внутренне противоречивых изменений направленности архитектуры, профессии архитектора, динамики творческих тенденций. В это время сформировались предпосылки, способствовавшие появлению тенденций прагматизма в архитектуре западных стран
Введение…………………………………………………………………………………………3
Чикагская школа………………………………………………………………………………...6
Салливен Луис ………………………………………………………………………………….8
Джон Дьюи……………………………………………………………………………………..10
Дж. Роджерс…………………………………………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………………………...17
Список литературы …………………………………………………………………………….19
Приложения……………………………………………………………………………………..20
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.Г. Шухова
(БГТУ им. В.Г. Шухова)
Архитектурно-строительный институт
Кафедра архитектуры
Реферат на тему:
«Рационализм в архитектуре США»
Выполнил: ст. гр. АР-12
Иванов Иван
Проверил: Трунов П.И.
г. Белгород
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Чикагская школа…………………………………………………………………
Салливен Луис ………………………………………………………………………………
Джон Дьюи………………………………………………………
Дж. Роджерс……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы …………………………………………………………………………….
Приложения……………………………………………………
Введение
Вторая половина XIX в. – время завязки многих сюжетных линий в архитектуре настоящего. В этот период уходят корни сложных взаимодействий между социально-экономическими процессами западного общества, его мировоззрением и культурой, проникновение в механизм которых дает возможность осознать подлинное содержание подчас неожиданных и внутренне противоречивых изменений направленности архитектуры, профессии архитектора, динамики творческих тенденций. В это время сформировались предпосылки, способствовавшие появлению тенденций прагматизма в архитектуре западных стран. Главной среди них стала широкая прагматизация обыденного мышления. В свою очередь этот процесс связан с развитием рыночных форм организации экономической деятельности и развитием науки и техники. Распространение и развитие новых форм рыночных отношений трансформировало в сторону большей прагматизации и рационализации и общественные отношения, которые в своем большинстве стали сводиться к товарно-денежным. Универсальным критерием становится практическая целесообразность. Идеология коммерческого успеха приобрела в обществе неограниченную власть. Быстрое развитие промышленного производства рождало острый интерес к проблемам техники и естественным наукам, что также оказало значительное влияние на мировоззрение общества. Большое значение придавалось теории эволюции с ее принципом постижения разнообразных форм жизни и причин их органической целесообразности.
Однако, кроме социально-экономических факторов, у истоков зарождения прагматического мировоззрения стоят предрасположенности и стремления людей к известным видам «практического» жизненного поведения. Важнейшим формирующим принципом такого поведения в прошлом были религиозные идеи и связанные с ними этические представления. Прагматизации обыденного мышления во многом способствовали принципы протестантизма - возникшего в XVI в. течения христианства. В этом утверждении автор опирается на исследования М. Вебера, одним из результатов которых стало заключение о том, что протестантизм создал мировоззренческие предпосылки для становления в Западной Европе нового, никогда прежде не существовавшего индустриального типа общества со специфическим «рационализмом», характеризующим всю европейскую культуру. Именно протестантизм, по утверждению Вебера, сыграл существенную роль в процессе «качественной чеканки и количественной экспансии капиталистического духа» и обусловил проведение в жизнь принципов получения практической пользы и рациональности. Приобретательство становится целью жизни, а экономический успех был возведен протестантской этикой в ранг нравственной добродетели. Этика аскетического протестантизма во многом обусловила современный хозяйственный «этос», основанный на стремлении к приобретательству и личному успеху. Идеи пуританства привели к секуляризации всего содержания жизни и, в конечном счете, к тому, что религиозный мирской аскетизм выродился в утилитарно-прагматический подход к жизни: «Истинно то, что полезно. Этично то, что целесообразно».
В условиях массового общества произошло расслоение потребителей архитектуры. Возникли элитарный, традиционный и популистский слои, рассчитанные на потребности и вкусовые предпочтения своих заказчиков (культурной элиты общества, «высшего среднего класса» и «низкого среднего класса»). Вместе с тем между этими слоями нет достаточно резких границ. Под воздействием неизбежной коммерциализации общественных отношений рафинированная «высокая» архитектура часто тиражируется и переходит в более низкие слои, «фольклоризируется». В свою очередь массовый потребитель также оказывает влияние на тенденции развития архитектуры высшего слоя, что способствует освобождению профессионального формотворчества от принятых канонов и нахождению неожиданных подходов и форм.
Большое значение для распространения мировоззрения, носящего прагматическую окраску, имело его философское осмысление. В конце XIX в. в США родилось новое философское направление – прагматизм, который впоследствии получил свое развитие и в ряде других западных странах. Основоположником прагматизма является Ч.С. Пирс, который ввел в научный оборот сам термин «прагматизм». Прагматизм представлял собой новый тип философского мышления, который во главу угла поставил человеческое действие и опыт. Цель этой философии – стать методом разрешения проблем человека, помочь ему «чувствовать себя во Вселенной, как дома». К коренным характеристикам философии прагматизма также относятся дух свободного экспериментирования, оптимизм относительно возможности разрешения конкретных практических задач, стремление к результатам, непосредственно полезным для жизни обыкновенных людей. Однако при всей привлекательности активно деятельностного подхода к получению «пользы» нерешенным остается вопрос о том, что в каждой конкретной ситуации определяет оценку самой «пользы». В философии прагматизма этот вопрос не вызывал большого затруднения. Американская культура, в условиях которой это направление возникло, преимущественно материальна, ее мышление и стандарты количественны. Таким образом, «пользу» прагматизм в большинстве случаев рассматривает однобоко – как коммерческую выгоду, получение материальных благ и физического комфорта.
В свете рассматриваемой проблемы выделим положения этой философии, которые повлияли на развитие архитектуры Запада. Это так называемый «принцип Пирса» (Ч.С.Пирс), определение истины как успешности и полезности идеи для достижения целей (У. Джемс) и эстетика прагматизма (Дж. Дьюи), при разработке которой были намечены основные установки для искусства, в том числе и для архитектуры. Особое отношение к архитектуре объяснялось ее ролью как важнейшей интегрирующей части жизни общества. Архитектура является основой накопленного человеком эстетического опыта, который регулирует его поведение и помогает сформировать культурные ориентиры для дальнейшего развития и совершенствования. Таким образом, определялась важнейшая социальная функция архитектуры – как среды воспитания и образования человека, формирования его личности. Эстетическая функция архитектуры обосновывалась в эстетике прагматизма требованиями «демократизации» искусства (снятие различий между «высоким» и «массовым» искусством); пониманием искусства как языка и средства коммуникации (использование художественного языка, понятного различным слоям общества); плюрализмом интерпретации художественных произведений.
Анализ теоретических трудов, посвященных
исследованию влияния идей прагматизма
на архитектурно-
Итак, проведенный анализ показал, что у истоков прагматических тенденций в архитектуре лежит общая прагматизация мышления в западном обществе, нашедшая свое законченное воплощение в философии прагматизма. В числе предпосылок, способствовавших этим процессам, следует назвать рыночные формы экономической деятельности и религиозно-этические принципы протестантизма, нацеливающие человека на достижение успеха и выгоды, а также появление феномена массового общества и массового потребителя архитектуры.
Чикагская школа
Философия прагматизма неотделима от общего культурного процесса в США. Связи между философией прагматизма и архитектурной практикой проявились уже с конца XIX века. В этот период меняется общественная жизнь, отношения, нормы, культурные каноны. Складываются новые представления о прекрасном, отличающиеся от европейских. В рассматриваемом аспекте идеи прагматизма помогли американской архитектуре освободиться от европейских традиций классицизма. Новые тенденции утверждения своего, американского, были противоречивы и во многом эклектичны. Они способствовали рождению новых веяний в американской архитектуре и в том числе того направления, которое возникло в конце 1870-х годов в Чикаго и получило известность под названием “Чикагская школа”.
Это была группа архитекторов и инженеров, которые в 1870-е–1890-е годы работали при восстановлении Чикаго после пожара 1871 г. Среди представителей этой школы были такие знаменитые американские архитекторы, как Луис Салливен, Уильям ле Барон Дженни, Уильям Холаберд, Мартин Рош, Джон Рут, Джордж Этвуд, Дэниел Бернэм.
Стремление
к упорядоченности и
Зарождение
Чикагской школы архитектуры
и философии прагматизма
Несколько обстоятельств способствовали рождению феномена Чикагской школы архитектуры. Во-первых, своеобразие всех членов названного направления проявлялось в том, что большинство из них получили основательную практическую подготовку, но не имели законченного профессионального образования. Например, У. Дженни, который первым начал свою деятельность в Чикаго в 1867 г., некоторое время учился на инженерных факультетах в университетах США и Франции, но не закончил их. Практический опыт работы он получил в годы гражданской войны в качестве военного инженера. Л. Салливен учился в Массачусетском технологическом институте и в Школе изящных искусств во Франции (1873–1874 г.). В промежутке между учебой он работал в проектном бюро Ф. Фёрнесса в Филадельфии. Возвратившись в Чикаго в 1875 г., Салливен занялся собственной практикой. Дж. Рут был практически единственным дипломированным архитектором. Настоящей школой для всех представителей нового направления, в соответствии с принципами прагматизма, стал опыт. Почти все архитекторы, составляющие Чикагскую школу, работали в фирме У. Дженни, которую он основал в 1868 г., или в другой известной архитектурной конторе, основанной позже, в 1879 г., которую возглавляли Д. Бернэм и Дж. Рут. В процессе реальной проектной практики архитекторы впервые познакомились с “архитектурным бизнесом”.
Другой фактор,
оказавший влияние на формирование
нового архитектурного направления, был
связан с появлением заказчика –
энергичного чикагского предпринимателя,
который утверждал престиж чере
В-третьих, чикагские архитекторы изменили само представление об архитектурной деятельности и профессии. Они представляли собой новый тип профессионалов, сочетающих в себе архитектора, инженера и бизнесмена. Согласно их принципам “бизнес” не было “грязным словом”: бизнес в архитектуре был деятельностью, позволяющей организовывать и объединять отдельные стороны процесса строительства. Архитекторы рассматривали американский социальный и экономический ландшафт как естественное поле деятельности. Луис Салливен писал, что такое направление их работы было “почти религией, согласно которой логика экономического “действия и противодействия” создавала структуру, в которой новая комбинация социальных условий находила свое пространство, место и имя”. У. Дженни стал прототипом “американского архитектора” – жесткого бизнесмена, в чьи задачи входило проектировать объекты в соответствии с целями, поставленными заказчиком. Эстетические и функциональные задачи решались в теснейшей связи с задачами возникающего “архитектурного менеджмента” и достижениями инженерной науки. Отметим, что ателье У. Дженни и фирма Д. Бернэма и Дж. Рута были прообразом нового типа архитектурно-проектных фирм – огромных, нацеленных на коммерческую деятельность, которые впоследствии стали доминировать на рынке архитектурной деятельности в США.
И последним, объединяющим перечисленное, фактором стала духовная атмосфера в американском обществе, в которой переплетались идеи о новой эстетике, “прекрасно-целесообразной архитектуре” Р. Эмерсона, рационализм и практицизм, свойственные протестантизму - основной религии американских переселенцев, и идеи прагматизма, нового направления в философии США, “отцами-основателями” которого стали Ч. Пирс, У. Джемс и Дж. Дьюи.
Идеи о новом понимании красоты, о том, что природа является критерием целесообразности формы, были сформулированы главой американского трансцендентализма, сторонником нравственной философии Ральфом У. Эмерсоном. Эмерсон писал, что “во вселенной нет анархии, нет слепого случая. Всюду система, всюду постепенность”. Он полагал, что архитектура должна выражать свою практическую функцию, так же как вдохновение, ведущее к созданию красоты. Архитектура должна быть крепка и приспособлена к образу жизни человека, как в природе раковина приспособлена к своему обитателю.