Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2010 в 22:01, реферат
Казахстан
№1 Казахстан в эпоху каменного века. Развитие хозяйства и совершенствование орудий труда древними охотниками на территории Казахстана
Каменный век делиться на несколько периодов: древнейший период истории называют палеолитом. Он охватил время приблизительно от 2,6 млн. лет и завершился 10 тыс. лет тому назад. Большинством исследователей палеолит делится на ранний и поздний. Ранний палеолит - время обитания архантропов и палеоантропов. За этот длительный период сменилось несколько археологических эпох и произошло значительное развитие материальной культуры. Поздний палеолит - время обитания Homo sapiens, к которому относится современное человечество. Несмотря на небольшую продолжительность верхнего палеолита (около 30-40 тыс. лет), человечество за это время проделало огромный путь. Следующий период каменного века - мезолит, который начался от 10 тыс. лет и закончился 5500 лет до н.э. И завершился каменный век неолитом, охватывающим промежуток времени от 5500 г. до 3000 г. до н.э. В течение всего каменного века главенствующая роль в изготовлении орудий труда принадлежала камню. В зависимости от формы и характерных типов каменные изделия подразделяются на рубила, скребла, остроконечники, отбойники, сверла, ножи, проколки и т.д. В нижнем палеолите (2,5 млн. лет - 10 тыс. лет до н.э.) для раскалывания камня человек использовал другой камень.
№1 Казахстан в эпоху каменного века. Развитие хозяйства и совершенствование орудий труда древними охотниками на территории Казахстана
Каменный
век делиться на несколько периодов:
древнейший период истории называют
палеолитом. Он охватил время приблизительно
от 2,6 млн. лет и завершился 10 тыс. лет тому
назад. Большинством исследователей палеолит
делится на ранний и поздний. Ранний палеолит
- время обитания архантропов и палеоантропов.
За этот длительный период сменилось несколько
археологических эпох и произошло
значительное развитие материальной культуры.
Поздний палеолит - время обитания Homo sapiens,
к которому относится современное человечество.
Несмотря на небольшую продолжительность
верхнего палеолита (около 30-40 тыс. лет),
человечество за это время проделало огромный
путь. Следующий период каменного века
- мезолит, который начался от 10 тыс. лет
и закончился 5500 лет до н.э. И завершился
каменный век неолитом, охватывающим промежуток
времени от 5500 г. до 3000 г. до н.э. В течение
всего каменного века главенствующая
роль в изготовлении орудий труда принадлежала
камню. В зависимости от формы и характерных
типов каменные изделия подразделяются
на рубила, скребла, остроконечники, отбойники,
сверла, ножи, проколки и т.д. В нижнем палеолите
(2,5 млн. лет - 10 тыс. лет до н.э.) для раскалывания
камня человек использовал другой камень.
Такая техника получила название "техника
обивки" или "галечная культура",
поскольку сырьевым материалом в большинстве
случаев служила обыкновенная речная
галька . Позже появились отбойники, которые
позволяли добиваться лучших результатов.
Орудия, выявленные в Южном Казахстане
(Хребет Каратау) обработаны такой техникой.
В последующую эпоху - верхнем палеолите
(10 тыс. лет - 5500 лет до н.э.) - обработка каменных
орудий была более сложной. Широкое применение
получает и отжимная техника, которая
позволяла получать орудия с лезвием,
например наконечники копий, дротиков.
На стоянке Шульбинка в Восточном Казахстанесреди
5000 каменных изделий выделены скребки,
острия, резцы, проколки, нуклеусы, долотовидные
орудия, а также очаги, сложенные из галек,
и следы жилища. Сырьем для изготовления
орудий служили полудрагоценные камни
- халцедон, яшма, опал, кремень. Коллекции
находят аналогии в стоянках Алтая и Сибири,
что позволяет их датировать возрастом
30-25 тыс. лет назад. В мезолите хозяйство
и материальная культура испытывают значительные
изменения, но, к сожалению, памятников
этого времени на территории Казахстана
насчитывается мало. Последующая эпоха
-неолит- характеризуется многочисленными
памятниками, обнаруженными во всех регионах
республики. Одной из важных проблем казахстанского
неолита является проблема определения
своеобразия каменной индустрии и выделения
локальных вариантов неолитической культуры.
Наряду с охотой и рыболовством, зарождается
земледелие и скотоводство. Важным открытием
было и изготовление глиняной посуды,
изобретение лука и стрелы, а также появление
шлифованных орудий из камня; пиление
и сверление получает широкое распространение.
Стоянки эпохи неолита обнаружены повсюду
на территории Казахстана, но наиболее
значимой является пещера Караункур (Южный
Казахстан). Здесь обнаружены каменные,
костяные изделия, керамика, кости животных
- кулана, медведя, оленя, джейрана, кабана,
косули, лошади и т.д.
2.Эволюция общественных отношений в каменном веке. Зарождение искусства и религиозных представлений.(здесь нет эволюции общ. отн. в кам. веке.)
Зарождение
культуры. Появление духовной культуры
как специфической области
Захоронения неандертальцев, зачатки искусства говорят о том, что уже неандерталец был способен к абстрактному мышлению, обладая самосознанием, индивидуальным и общественным. Погребение умерших сопровождалось обрядом: тело хоронилось в специально вырытых ямах в позе спящего человека, в могилу опускались каменные орудия, мясо, полевые цветы. Все это свидетельство того, что неандерталец придавал особое значение жизни и смерти и, возможно, задумывался о загробном существовании.
Существовали
у неандертальцев и другие ритуалы,
в частности охотничьи. Так, во многих
пещерах найдены аккуратно
Возникновение искусства и религии. Однако подлинного расцвета доисторическое искусство достигает с появлением современного человека. Круг произведений был широк: гравюры животных и людей, глиняные и костяные скульптуры и рельефы, рисунки охрой и древесным углем. При изображении животных древние мастера достигли удивительного реализма. В то же время идет схематизация рисунков, вплоть до превращения в символы.
Усложнился и похоронный обряд людей верхнего палеолита. Мертвых часто посыпали красной охрой, символизирующей кровь и жизнь, отдельные погребения сопровождались богатыми украшениями в виде бус. В могилу помещались орудия труда, оружие, ритуальная еда.
Эпоха современного человека - время развития языка, рационального знания, религии. В языке человека начинают появляться абстрактные, обобщенные понятия, что было очень важно для накопления и обмена информацией. Постепенно накапливались знания по географии, зоологии, медицине. Получают распространение ранние формы религии - магия, анимизм, тотемизм, фетишизм.
С переходом к производящему хозяйству, накоплением положительных знаний расширяется круг духовной культуры человека. Земледелие стимулировало рост знаний по агротехнике и ботанике, скотоводство - по селекции и зоологии. Потребности производства ведут к появлению математических знаний и счетных систем. Получает распространение пиктография - рисуночное письмо. В изобразительном искусстве продолжается переход к условности и символизации изображения, что ведет к появлению орнамента.
Эпоха бронзы, время распада эгалитарного общества, было временем становления религии с особыми служителями культа -жрецами. Переход к патриархальному обществу и племенному устройству повлек за собой возникновение культов покровителей племени, прародителей и духов предков. В то же время появляются культы покровителей земледелия и скотоводства, обретающих образы богов.
Развитие ремесла стимулирует расцвет прикладного искусства - ювелирного, ковроткачества, гончарного. Появляются художественная чеканка, гравировка, инкрустация драгоценными камнями.
Апогеем
духовного развития доисторического
общества было изобретение письменности.
Это происходило путем
3.Эпоха бронзы. Развитие хозяйственной и общественной жизни.
Андроновская культура эпохи бронзы. С освоением выплавки металла человечество входит в следующий период своего развития. Так как основным материалом были сплав меди с оловом, то этот период назван археологами эпохой бронзы. Из бронзы изготовлялись различные орудия труда-мотыги, серпы, орудия, украшения. Развитая металлургия в сочетании с развитым комплексным земледельческо-скотоводческим хозяйством - характерные признаки эпохи бронзы, последнего археологического периода доистории.
С формированием производящих форм хозяйства на территории Казахстана появляются новые оригинальные культурные сообщества, продолжающие традиции неолита. Все эти локальные группы были во многом схожи, что позволило выделить новую археологическую культуру - андроновскую. Эта культура получила свое название по месту первых находок в Минусинской котловине и разделяется на два этапа - ранней и средней бронзы. Эпоха ранней бронзы носит для Северного Казахстана название Федоровского, а для Центрального - Нуринского периода (ХVШ-ХVI вв. до н.э.). Средняя бронза в Северном Казахстане носит название Алакульского, в Центральном - Атасуского периода (ХV-ХП вв. до н.э.). Начиная с XII в. до н.э. андроновская культура сменяется кочевыми культурными общностями поздней бронзы: срубной - в Западном Казахстане и Бегазыдандыбаевской - в Центральном (ХП-УШ вв. до н.э.).
Хозяйство
Андроновцев. Для андроновской культуры
характерно комплексное скотоводческо-
Особой отраслью хозяйства андроновских племен было горное дело и металлургия. В эпоху бронзы Казахстан был одним из первых производителей бронзы в мире. Объемы выплавленного металла были огромны. Так, только в районе Джезказгана было получено 100 тыс. тонн меди. Олова же по Центральному Казахстану было добыто 130 тонн, что достаточно для выплавки 15 тыс. тонн чистой бронзы. И это только по исследованным выработкам. Важной отличительной чертой андроновской культуры было использование керамики. Изготовлялись сосуды различных форм - баночной, Горшковой. Последние богато орнаментировались. Применялся геометрический орнамент, т.е. меандры в виде сложных крестообразных фигур из параллельных линий. Археологические памятники. В эпоху ранней бронзы в северо-западном Казахстане появляются крупные укрепленные поселения городского типа. Наиболее исследованным из них является Аркаим, на территории Южного Урала. Это был своеобразный город с четкой планировкой, двумя линиями укреплений, многочисленными ремесленными мастерскими. Всего в Приуралье и Северо-Западном Казахстане выявлено около двух десятков подобных ранних городов, датированных ХУШ-ХУ! веками до н.э. Интересен и погребальный обряд андроновцев. Хоронили умерших в каменных ящиках, образованных из вертикально поставленных плит. Могила накрывалась сверху каменной плитой, над которой насыпался невысокий курган. Умершего сопровождали богато орнаментированные сосуды, украшения из бронзы и золота. Иногда встречаются случаи трупосожжения, когда хоронили пепел умершего.
В Западном
Казахстане исследованы могильники
Киргильды и поселение Тасты-
С аридизацией климата на территории Казахстана начинает зарождаться новый, более прогрессивный тип хозяйства - кочевое скотоводство. Поселения постепенно стали превращаться в зимовки, земледелие стало приобретать подсобный характер.
В стаде увеличилась доля лошадей и овец, способных круглый год находиться на подножном корме.
Это ведет
к тому, что в Центральном Казахстане
комплексная земледельческо-
Общественный строй. Использование металлов и колесного транспорта позволило андроновцам освоить степные просторы Казахстана и перейти от оседлого скотоводства к отгонному, что привело к увеличению стада овец и коней - основного богатства древних казахстанцев. Среди андроновцев начинается имущественная дифференциация, а частые столкновения с соседями из-за хороших пастбищ и скота - к выделению из среды общины военной аристократии - воинов-колесничих. К началу I тыс. до н.э. родовая община андроновцев разложилась, из ее среды выделились три иерархически соподчиненные группы: военная аристократия, жрецы и рядовые общинники.
Андроновцы жили родовыми общинами, состоявшими из нескольких больших патриархальных семей. Несколько родственных общин составляли племя. Священная книга "Авеста" называет племена Ариев, туров, хона, дана, сайрами, сана, даха, населявшие в начале I в. до н.э. степные просторы Казахстана и Средней Азии.
Постепенно
отгонное скотоводство в степи сменилось
более продуктивным способом производства
- кочевым, что привело к дальнейшему
росту производительных сил и
усложнению политической системы племен,
населявших Казахстан.
№ 4
Материальная и духовная
культура населения
Казахстана в эпоху
бронзы (Андроновская
и Бегазы-Дандыбаевская
археологический культуры.
Бегазы-Дандыбаевская культура - феномен поздней бронзы Центрального Казахстана.
В археологии Казахстана существует неразгаданный феномен бегазы-дандыбаевской культуры. Эта обширная мелкосопочная страна площадью около 2 млн. кв. км., несмотря на активные археологические изыскания, до сих пор хранит тайны многих страниц первобытной и средневековой истории. Два фактора определяли интенсивность освоения и достаточно высокий уровень культуры древних племен, населявших Центральный Казахстан - это обширные пастбищные угодья и многочисленные месторождения руд.