Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 02:41, реферат
Рационализм в архитектуре — совокупность архитектурных направлений 1-й половины XX века, программно осваивавших достижения современной науки и техники. В широком смысле рационализм иногда отождествляют с понятием «современная архитектура». Рационализм выдвинул требование единства архитектурной формы, конструкции и функционально обусловленной пространственной структуры.
Рационализм (от лат. rationalis –
В начале XX века функциональность стала не только этической (безнравственно использовать бесполезные с практической точки зрения украшательства в архитектуре) основой нового стиля, но и его названием. Функционализм требовал строгого соответствия формы здания и его частей протекающим в нем производственым и бытовым процессам (функциям) и отказу от всего, что не отвечает его практическому применению. Также архитектурные формы должны были соответствовать строительным конструкциям и применяемым материалам. По-новому выстраивался и художественный образ архитектурного произведения. С эстетической точки зрения новая архитектура, лишенная украшательских излишеств, должна была восприниматься человеком в процессе движения в ней и вокруг нее (единство пространства и времени). Идеологи новой архитектуры предусматривали создание условий для удобного и быстрого перемещения людей в архитектурно-пространственной среде. Внутреннее пространство помещения становилось динамичным, как бы «перетекало», «свободно переливалось из интерьера в интерьер». Значительное остекление создавало возможность единения человека с окружающей жилище, природой.
Функционализм был неоднозначным архитектурным направлением. Среди его представителей: утилитарист Бруно Таут, применивший в строительстве стекло и бетон и пропагандирующий цвет в архитектуре, рационалист Людвиг Мис ван дер Роэ, выдвинувший идею совершенной «универсальной формы» и новую концепцию пространства, в котором стена приобретая самостоятельное значение, связывает внутреннее пространство с окружающей средой. Много способствовал распространению принципов функционализма Шарль Эдуард Жаннере, более известный в истории как Ле Корбюзье, один из крупнейших архитекторов XX века, внесший принципиально важные решения как функциональные, так и формально-эстетические, под знаком которых архитектура развивалась в течение многих десятилетий, а от многого не отказалась и по сей день. Достаточно вспомнить «пять принципов» Ле Корбюзье:
1. дом на железобетонных
столбах с зеленой зоной между ними;
2. плоская крыша, используемая в качестве сада;
3. гибкая планировка интерьера;
4. сплошные горизонтально протяженные окна;
5.
свободное решение фасада.
Хотя Ле Корбюзье
никогда не абсолютизироровал
Современная
архитектура многим обязана именно
функционализму 20-х годов XX века: новыми
типами домов (галерейные, коридорного
типа, дома с двухэтажными квартирами),
плоскими покрытиями, удачным решением
экономичных квартир с встроенным оборудованием,
рациональным планированием интерьера
(введение передвижных перегородок, звукоизоляция
и пр.). Принципы функционализма, оказавшие
решающее воздействие на все последующее
развитие современной архитектуры, были
таковы, что их можно было использовать
применительно к национальным особенностям
разных стран (многоэтажная застройка
только в городских районах с высокой
плотностью населения и сохранение коттеджей
на окраинах - в Англии; самые высокие жилые
здания - в предместьях Парижа или Берлина).
Наряду с функционализмом в 20-е годы XX
века существовали такие направления,
как архитектурный экспрессионизм (Эрих
Мендельсон, «Башня Эйнштейна», Германия),
национальный романтизм (П. Крамер, Ф. Хегер)
и другие. Но их влияние на дальнейшее
развитие архитектуры не столь значительно.
Баухаус
Высшая школа
строительства и
Возникновению «Баухаус» предшествовала «машинная» эстетика Петера Беренса, применившего в строительстве промышленных зданий железобетонные и металлические конструкции, которые подчеркивали суровую мощь массивных стен. В начале 20 века многие идеи современной архитектуры нашли свое воплощение в Германии
«Баухаус» был
основан в 1919 архитектором Вальтером
Гропиусом(Walter Gropius) (1883-1969), объединившим
Высшую школу искусства и Школу прикладного
искусства в Веймаре. Гропиус отбирал
преподавателей из людей, которые разделяли
его убеждения относительно единства
искусства, ремесла и техники. По его мнению,
художники должны конструировать картины
как архитекторы, работающие над своими
проектами. Машины воспринимались не как
неизбежное зло, а считались позитивной
силой и наиболее совершенным из инструментов
мастера. Гропиус осуществлял надзор за
программой занятий, но при этом давал
преподавателям значительную свободу.
На подготовительном курсе, который занимал
6 месяцев и был обязательным для всех,
студенты изучали свойства материалов
и основы ремесел, а также теорию формы
и рисунка. Постепенно занятия усложнялись
и специализировались, и в итоге студенты
сосредоточивались на работе в какой-либо
одной области: архитектуре, промышленном
дизайне, текстиле, керамике, фотографии
или живописи.
В противоположность другим, подобного рода, учебным заведениям «Баухаус» отличало разнообразие преподаваемых дисциплин. А его студенты располагали широким выбором технологий и материалов. «Баухаус» был одновременно и учебным заведением, готовившим архитекторов и дизайнеров, и проектно-конструкторским бюро, создававшим промышленные образцы изделий. Пропагандируемый им и внедряемый в массовое производство простой без украшательства дизайн нового стиля сделал его доступным обыкновенным людям.
По инициативе
правительства преподаватели «
Фактически это был комплекс зданий, включающий несколько корпусов разной высоты, объединенных крытыми галереями и наземными переходами. В корпусах размещались: аудитории, учебно-производственные мастерские, ремесленное училище, студенческое общежитие и квартиры преподавателей. Форма каждого корпуса соответствовала его функциональному назначению. Это был новый прием в архитектуре. До этого архитектор создавал композицию, не руководствуясь функцией, а подчиняя ее давно сложившейся схеме. В данном случае художественно-композиционная задача играла столь же значимую роль, что и функциональное решение, но композиция формировалась по новым принципам, как свободное сочетание объемов. «Баухаус» не имел «главного фасада». Не смотря на упрощенность форм и лаконичность облика, комплекс создавался архитектором как целостный динамичный организм и таковым воспринимался как внутри, так и снаружи зданий.
После переезда в Дессау в работе школы наметилась тенденция к большему утилитаризму и к машинной эстетике, сложился собственный стиль «Баухаус».
В 1928 Ханс Майер сменил
Гропиуса на посту директора. С 1930 по 1933
Баухаус возглавлял Людвиг Мис ван дер
Роэ. В 1932 под давлением властей Баухаус
пришлось перевести в Берлин, а менее чем
через год он был закрыт нацистами. Многие
преподаватели и студенты Баухауса эмигрировали
в США и привезли туда свои идеи. Йозеф
Альберс стал преподавать в Блэк-Маунтин-колледже
в Северной Каролине, Ласло Мохой-Надь открыл
в Чикаго школу «Новый Баухаус»; архитекторы
Гропиус, Марсель Брёйер и Мис ван дер
Роэ, художники Клее, Файнингер, Кандинский,
Шлеммер, Мухе, скульптор Герхард Маркс
продолжали работать, некоторые занимались
преподавательской деятельностью. Вальтер
Гропиус занял пост декана Школы архитектуры
Гарвардского университета, а Мис ван
дер Роэ возглавил отделение архитектуры
Технологического института Иллинойса.
Людвиг
Мис ван дер Роэ
Немецкий
и американский архитектор. В 20-х
годах один из лидеров функционализма,
в 1930-1933 гг. директор высшей школы строительства
и художественного
Группа
«Стиль»
Группа «Стиль»
- группа голландских художников и
архитекторов во главе с Питом Мондрианом (наст.
имя Питер Корнелис) (Pieter Cornelis Mondriaan) (1872–1944),
образованная в 1917 году, активно участвовавшая
в формировании нового архитектурного
языка. Значительное влияние на ее творчество
оказали абстрактные, кубические композиции
авангардистского искусства. Группа была
увлечена формальными элементами, плоскостями
и геометрическими телами. Группа пропагандировала
«неопластицизм», стиль созданный Мондрианом,
в котором он стремился установить универсальные
принципы дизайна, основанные на горизонтальных
и вертикальных линиях и на трех основных
цветах: черном, белом и сером. Группа оказала
большое влияние на будущих идеологов
функционализма. Группа называлась «Стиль»
по одноименному журналу «Де Стиль» (1917-1928),
основанному Мондрианом и Тео ван Дусбургом (Teo
van Doesburg, 1883-1931). Под влиянием группы «Стиль»
архитекторФрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright,
8 июня 1867 - 9 апреля 1959) создал в 1936 году
свой знаменитый Дом над водопадом в Бэар-Ране
(Пенсильвания), в котором пересечение
прямоугольных объемов под прямым углом
- один из приемов равновесия всей композиции.
Вальтер
Гропиус
Вальтер Гропиус, немецкий архитектор, один из основоположников функционализма, основатель знаменитой школы «Баухауз». Родился 18 мая 1883 в Берлине, учился в Высших технических школах в Берлине и Мюнхене. Огромное значение для его будущей деятельность имела работа в мастерской Петера Беренса, одним из учеников которого был также Ле Корбюзье. Общеевропейскую известность принесли Гропиусу здание обувной фабрики «Фагус» в Альфельде и фабричный комплекс в Кёльне. После Первой мировой войны он получил приглашение возглавить Художественную школу в Веймаре. Гропиус обновил программу обучения и расширил школу, получившую в 1919 название «Баухаус», а в 1925 перенес ее в Дессау.
Одной из лучших
работ Гропиуса считается построенное
им в 1925–1926 здание «Баухауса» в Дессау.
При почти полном отсутствии декора четко
выявлена конструктивная основа сооружения.
Эти черты характерны и для современного
функционализма. «Баухаус» стал международным
художественно-архитектурно-
Бруно
Таут
Бруно Таут, немецкий архитектор и теоретик искусства, соединивший в своем творчестве черты экспрессионизма и функционализма.
Родился в Кёнигсберге. Учился в местном строительном училище. В 1902 году и поступил в мастерскую известного архитектора Югендстиля Бруно Мёринга. С 1904 по 1908 Таут работал и учился у ведущего архитектора южнонемецкой школы Теодора Фишера в Штутгарте.
В 1908 он переезжает
в Берлин, где поступает в Высшую
техническую школу
Реализовал ряд проектов многоквартирных домов, подчеркнуто строгих по облику и лишенных стандартного декора в стиле модерн (дом на Харденбергштрассе), однако в жилом комплексе «Город-сад Фалькенберг» близ Берлина (1913–1914) применил активный цвет, запланировав ярко раскрашенные фасады. Прославился благодаря двум выставочным павильонам, заказанным ему в виде рекламы современных материалов и конструкций («Стальной монумент» на международной строительной выставке в Лейпциге, 1913, и «Стеклянный дом» на выставке Немецкого веркбунда в Кёльне, 1914; оба не сохранились). Наиболее значителен второй из них: прозрачная, с призматическим куполом из цветного стекла, искрящаяся, словно магический кристалл, эта постройка воплотила утопические фантазии писателя-экспрессиониста П.Шеербарта (1863–1915), подготовившего (при участии Таута) книгу Стеклянная архитектура (Glasarchitektur, 1914). Таут развил его идеи о «волшебном», социально- и даже космически-преобразующем значении этого рода зодчества в собственных книгах «Альпийская архитектура» и «Городская корона», а также в эпистолярной серии «Стеклянная цепь» (Gleserne Kette, 1919–1920), которую он рассылал В.Гропиусу, Г.Шароуну и другим коллегам. В 1920 опубликовал «Мирового строителя», согласно подзаголовку – архитектурную драму для симфонической музыки, посвященную духу Пауля Шеербарта.
В книге «Ликвидация
городов» призвал к децентрализации
– как градостроительно-