История дизайна

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 19:01, шпаргалка

Описание работы

Дизайн – один из самых молодых видов проектной деятельности. Его история берет свое начало на рубеже XIX и XX веков, когда после триумфального шествия по многим европейским странам промышленной революции были созданы все необходимые условия для зарождения и развития новой сферы художественного формообразования массовых индустриальных изделий. Пионерами дизайна стали архитекторы и художники, пришедшие в индустриальное производство, не побоявшиеся заняться новым и незнакомым для себя делом, еще не сформировавшимся, но привлекательным своей необычностью и новизной.

Работа содержит 1 файл

новая ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА.doc

— 392.00 Кб (Скачать)

2. Облегчить студентам  выбор их будущей профессии. Здесь особенно должны были помочь занятия с различными материалами и их текстурами. Каждый из студентов должен был определить, какой из материалов больше ему по душе, что именно соответствует его творческому «Я» - дерево, металл, стекло, камень, глина или ткань.

3. Познакомить  студентов с основами художественной композиции, без чего нельзя стать профессионалом. Законы формы и цвета открывали им мир объективных начал искусства. Втягиваясь в работу, они постепенно овладевали тем, как научиться в своих произведениях сочетать субъективное и объективное в решении проблем формы и цвета.

Вместе с Иттеном  в Баухаузе с самого начала работали немецкий скульптор Герхард Маркс и Лайонел Файнингер. В 1921 г. к этой группе присоединился художник Пауль Клее. После этого все больше и больше людей приходило из абстракционистских группировок, сначала - Оскар Шлеммер в 1921 г., затем в 1922 г. -Василий Кандинский, а в 1923 г. - Моголи-Надь. Сотрудничество этих художников отмечено более сильной тенденцией к абстрактному искусству и отражает стадии развития, через которые прошел Баухауз.

Работа в мастерских велась под руководством мастера  (педагоги отказались от академических званий профессоров). Она включала:

- органическое  формообразование, вытекающее из ремесленного мастерства;

- подготовку к сдаче  экзаменов на звание подмастерья и мастера (последний - только для наиболее выдающихся учеников) по цеховому образцу, которые принимаются Советом мастеров школы, либо специально приглашенными цеховыми мастерами;

- участие обучаемых в личных работах мастеров-преподавателей;

- выполнение  обучаемыми самостоятельных договорных заказов.

Вальтер Гропиус верно угадывал в архитекторах и художниках разных направлений педагогов-теоретиков и практиков. Паулю Клее была поручена мастерская художественного стекла и семинар для учащихся мастерской художественного текстиля. На венгерского живописца Ласло Моголи-Надь было возложено руководство мастерской металла. Особая роль была отведена Василию Кандинскому: он вел курс основ формообразования, семинары Цветоведения и аналитического рисунка, руководил мастерской настенной живописи и выполнял обязанности заместителя директора Баухауза.

В процессе обучения закладывались принципы функционализма как нового подхода к проектированию любого объекта. Таким образом, претворялся в жизнь девиз: "искусству научить нельзя, научить можно только ремеслу". Студентов тем самым готовили не к келейным занятиям архитектурой и дизайном, а к проектированию для массового производства. Особые требования предъявлялись к знанию производственного процесса.

В основе системы  обучения лежала структура средневековых ремесленных цехов: "ученик-подмастерье-мастер". Деятельность Баухауз носила определенную социальную направленность. Формообразование индустриально производимых изделий велось в расчете прежде всего на людей с небольшим достатком. Особое внимание в Баухауз уделялось проблемам жилища для рабочих.

Это постоянно  раздражало политически консервативные партии. Они резко критиковали Баухауз, зачастую прибегая к клевете. Пришедший к власти в 1924 году блок реакционных буржуазных партий, добился пятидесятипроцентного сокращения бюджета Баухауз, тем самым сделав дальнейшую работу школы фактически невозможной. 1 апреля 1925 года Совет Мастеров Баухауза решил закрыть школу в Ваймаре.

У Баухауз были многочисленные противники среди специалистов и  общественности, но было немало и сторонников. Вальтер Гропиус получил предложения о предоставлении условий для работы из целого ряда городов Германии. Выбор пал на Дессау, куда переехали за малым исключением все мастера и ученики Баухауз.

 

Баухауз в Дессау 1925-1932 гг.

Переезд из славного своими культурными традициями Ваймара в город молодой авиационной и химической промышленности Дессау состоялся весной 1925 года. Здесь Вальтер Гропиус получил возможность спроектировать новую резиденцию Баухауза.

Программа строительства  комплекса Баухауз включила возведение главного здания Баухауз с учебными аудиториями, мастерскими, столовой, административными помещениями, студенческим общежитием и домов с мастерскими преподавателей.

Главное здание представляет собой композицию из двух пересекающих друг друга на различных уровнях  Г-образных корпусов с производственными мастерскими, учебными аудиториями, административными помещениями. Учебно-административные корпуса связываются одноэтажным соединительным крылом с шестиэтажным блоком интерната. В соединительном крыле помещаются зал для собраний, столовая и сцена, все эти помещения могут образовывать единый зал, в который можно пройти из главного вестибюля школы. Проходы и опоры придают всему комплексу легкость, которую еще больше усиливают стеклянные стены.

Со строительством собственного здания школы возникли благоприятные рабочие условия. Возведенное по проекту Вальтера Гропиуса новое здание было 4 декабря 1926 года при участии тысяч гостей - выдающихся политиков, немецких и иностранных архитекторов, художников и ученых-, торжественно открыто.

В Дессау, как позже  отмечал сам Гропиус, укрепились ваймарские планы развития Баухауза и прояснилась их социальная значимость. Они нашли во многом свое завершение. Произошло дальнейшее становление педагогической системы и развитие формообразования. Яснее выразилось в учебных курсах обращение к индустриальному производству. Оформился новый образовательный  профиль - индустриальное формообразование. Этот период характеризуется также более близким контактом с промышленностью. Деловые связи с промышленностью выражались в том, что новая школа давала промышленности образцы для производства: осветительную арматуру, ковры, ткани и знаменитую мебель из стальных труб.

В октябре 1926 года Баухауз  в Дессау был снова признан  на государственном уровне и у него появился титул «высшая школа формообразования» с правом присвоения по окончании обучения Баухауз – диплома.

Решение о приеме Баухауз  в Дессау было принято на городском Совете 23 марта 1925 года. За это проголосовали депутаты и члены магистрата от социал-демократической и коммунистической партий Германии (26 голосов из 41). Благодаря этой демократической коалиции более семи лет просуществовал Баухауз в Дессау. Однако противники Баухауз сплотились в специально созданном для этого буржуазно настроенном объединении и политическое наступление против Баухауз началось с новой силой. Видя, как все растут силы противодействия, впутывающие в столкновение вокруг Баухауза не только местные круги, но и Рейхстаг, Вальтер Гропиус 1 апреля 1928 года покидает Баухауз. Новым директором становится, по его предложению, швейцарский архитектор Ханс Майер (1889-1954).

Ханс Майер  больше внимания уделяет архитектуре, связи обучения и исследовательской деятельности со строительной практикой и промышленностью. В это же время Баухауз переносит в свою работу политические и социальные идеи революционного рабочего движения. Возникает студенческая ячейка коммунистической партии Германии. Все это усилило наступление правых. Летом 1930 года Ханс Майер был уволен по политическим мотивам. Он уезжает с несколькими учениками в Советский Союз.

Архитектор  Мис ван дер Роэ (1986-1969), третий директор Баухауз, пытаясь сохранить существование школы, исключил какую-либо политическую деятельность в стенах Баухауз. Под давлением реакции он даже отменил некоторые прогрессивные достижения работы Баухауз. Занятия приблизились снова к академическим формам, которые ограничивали продуктивную работу в мастерских.

Однако, после правительственных  выборов осенью 1931 года, на которых правые силы получили дальнейшее усиление, был поставлен вопрос о прекращении выделения средств для Баухауз и даже о сломе его здания. В итоге было принято решение - существование Баухауз с 1 октября 1932 года прекратить и педагогический персонал уволить.

Баухауз в Берлине  1932-1933 гг.

Людвиг Мис  ван дер Роэ делает попытку спасти школу в форме частного института. Баухауз переселился в Берлин и устроился в пустующем здании бывшей телефонной фабрики. Почти весь преподавательский персонал и студенты прибыли в Берлин. С переменой места появились новые надежды: возможностей в крупном столичном городе было гораздо больше, чем в «глухой духоте маленького города». Однако, после прихода фашистской диктатуры, судьба Баухауз была предрешена. 11 апреля 1933 года полиция произвела обыск в здании школы под предлогом, что здесь находится коммунистическая литература. Присутствующие педагоги и студенты, которые не смогли предъявить свои документы, были забраны в полицию. Здание было опечатано. 20 июля 1933 года Совет педагогов решил - как и когда-то в Ваймаре - Баухауз ликвидировать.

Среди наиболее известных  произведений Баухауза в области архитектуры и дизайна - дом «Ам Хорн» в Ваймаре; здание Баухауза, ряд жилых домов, Биржа труда и поселок Тортен в Дессау - классические образцы функционализма в архитектуре; модернистские скульптурные композиции О.Шлеммера и абстрактная живопись В.Кандинского, проектируемая в синтезе с архитектурой интерьера; современная по сей день посуда из металла и керамики Т. Боглера и М. Брандта. Известны во всем мире такие шедевры дизайна, как настольная лампа В.Ва-генфелда, Баухауз – шахматы Ю.Хартвига, выпускаемые до сих пор, и одно из самых престижных в современных интерьерах офисов - кресло «Василий» М. Бройера из никелированных стальных труб.

В разные годы в Баухауз преподавали Иоганнес Иттен, Георг Мухе, Оскар Шлеммер, Василий Кандинский, Ласло Моголи-Надь, Пауль Клее, Юст Шмидт, Юзеф Альберс, Директорами Баухауз были Вальтер Гропиус (1919- 1928 гг.}, Ханс Майер (1928-1930гт.), Л.Мис ван дер роэ (1930-1933 гг.).

 

 

ЛЕКЦИЯ № 9

 

ВХУТЕМАС  И ВХУТЕИН (1920-1930)

 

ВХУТЕМАС  сыграл выдающуюся роль в формировании новой художественной культуры, становлении советской художественной школы, в развитии авангардной архитектуры, многих прикладных видов искусств, дизайна, оставил глубокий след в истории XX века, по достоинству оцененный всей мировой общественностью.

На 1920-е годы падает этап формирования дизайна (производственного искусства) в Советской России, наиболее авторитетные творческие концепции которого проявились во ВХУТЕМАСе, где под руководством таких мастеров, как Владимир Татлин, Александр Родченко, Эль Лисицкий был подготовлен первый отряд советских дипломированных дизайнеров.

ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН. Историческая справка

Традиции промышленного  искусства в России существуют с XIX века. В 1825 году по инициативе графа Строганова в Москве открылась «Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам». К концу века аналогичные школы и училища, готовившие «ученых-рисовальщиков» среднего и высшего уровня для художественной промышленности, существовали в Санкт-Петербурге, а также на Урале.

После Октябрьской революции в 1918 г. в Советской России была осуществлена реорганизация всей системы художественного образования. Академическая система обучения была заменена совершенно новой, которая сочетала в себе принципы взаимоотношений мастера (преподавателя) и подмастерьев (учеников), восходившие еще к эпохе Ренессанса. Во многих городах были созданы учебные заведения нового типа - Свободные государственные художественные мастерские (СГХМ). Основной идеей их создания был отход от академических методов обучения, введение новой системы организации индивидуальных мастерских. Каждому студенту предоставлялось право учиться в мастерской избранного им руководителя. В Москве на основе Строгановского художественно-промышленного училища и Училища живописи ваяния и зодчества были созданы соответственно Первые и Вторые СГХМ.

Однако, уже  первый год обучения по новой методике выявил целый ряд существенных недостатков. Главный из них заключался в "субъективности" обучения: студенты, осваивая профессиональные приемы того или иного мастера, не получали широкого художественного образования. Такая ситуация не устраивала не только самих радикально настроенных студентов, которые требовали замены "субъективных" методов обучения "объективными", но и многих преподавателей, у которых преобладало стремление выработать некие "объективные" приемы формообразования, научно обосновать свои творческие эксперименты, свои критерии оценки произведений искусства.

Становилось все более ясным, что отвергнутую  академическую систему преподавания необходимо заменить новой, тщательно разработанной педагогической системой, а не кустарными приемами цехового обучения. Двумя годами позднее, в 1920 г., была проведена вторая реформа художественного образования в Советской России. В Москве Первые и Вторые СГХМ были слиты во Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС). Они преследовали как минимум три цели. Во-первых, это "объективизация " процесса обучения художественным дисциплинам. Во-вторых, сближение различных видов искусства и выработка общей методики их преподавания. В-третьих, сближение художественной материальной культуры с массовым индустриальным производством.

ВХУТЕМАС отразил в  себе всю сложность и противоречивость протекавших в Советской России творческих процессов. В его недрах возникли или тесно связаны с ним многочисленные творческие объединения и группы - Обмоху, АСНОВА, ОСТ, ОСА, АРУ, "Рост" и мн. др. В эти объединения и группы входили преподаватели, выпускники и студенты ВХУТЕМАСа, превращая его в бурлящий котел, где шла борьба различных творческих концепций, бушевали страсти, низвергались одни идолы, появлялись новые кумиры.

Спецификой ВХУТЕМАСа, отличавшая его от других вузов, была чрезвычайная активность студентов в определении творческой направленности вуза. Студенты ощущали себя во ВХУТЕМАСе раскованно и принимали участие в его общественной жизни на равных с преподавателями. Такая необычная самостоятельность студентов многократно усиливала творческий потенциал ВХУТЕМАСа как генератора новых формообразующих и стилеобразующих идей, превращала его в катализатора этих идей.

В 1926 году ВХУТЕМАС был  переименован в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН).

В конце 20-х годов страна переживала подъем в связи с ускоренной индустриализацией. Обнаружился резкий дефицит специалистов с высшим образованием, а также недостаточная их связь с реальными практическими задачами. Состоявшийся в 1929 году Пленум ЦК ВКП(б) дал установку: "Расширить сеть втузов нового типа с резко выраженной специализацией по определенным отраслям промышленности с сокращением сроков обучения (3 года}, установив предельным сроком для всех остальных втузов 4 года обучения..." . Проводившаяся в 1929-1930 гг. реформа высшего образования преследовала цель приблизить профиль выпускаемых специалистов к запросам конкретных отраслей народного хозяйства. В связи с этим был расформирован ряд комплексных высших учебных заведений, готовящих специалистов для различных отраслей народного хозяйства. Одним из таких комплексных вузов и был ВХУТЕИН, который в 1930 году был расформирован с распределением факультетов по соответствующим ведомствам. На его основе были созданы Высший архитектурно-строительный институт (ВАСИ, ныне МАРХИ), Московский полиграфический институт, Художественный факультет Московского текстильного института.

Информация о работе История дизайна