Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 19:01, шпаргалка
Дизайн – один из самых молодых видов проектной деятельности. Его история берет свое начало на рубеже XIX и XX веков, когда после триумфального шествия по многим европейским странам промышленной революции были созданы все необходимые условия для зарождения и развития новой сферы художественного формообразования массовых индустриальных изделий. Пионерами дизайна стали архитекторы и художники, пришедшие в индустриальное производство, не побоявшиеся заняться новым и незнакомым для себя делом, еще не сформировавшимся, но привлекательным своей необычностью и новизной.
Введение.
Дизайн – один из самых молодых видов проектной деятельности. Его история берет свое начало на рубеже XIX и XX веков, когда после триумфального шествия по многим европейским странам промышленной революции были созданы все необходимые условия для зарождения и развития новой сферы художественного формообразования массовых индустриальных изделий. Пионерами дизайна стали архитекторы и художники, пришедшие в индустриальное производство, не побоявшиеся заняться новым и незнакомым для себя делом, еще не сформировавшимся, но привлекательным своей необычностью и новизной.
Прошло чуть больше ста лет, и дизайн превратился в самостоятельный и один из самых влиятельных видов проектного и художественного творчества. Сегодня трудно себе представить какую-либо сферу человеческой деятельности, в которой бы не трудился дизайнер. Дизайн создает привлекательную и комфортную для человека среду, облегчая человеку работу и быт, воспитывает его эстетический вкус, ориентируясь на новейшие научно-технические достижения, технологии и материалы, самые современные веяния моды, самые изысканные запросы потребителей.
Современный дизайн занимает активную
позицию, все больше и больше влияя
на своих старших собратьев по
цеху – архитектуру и монументально-
Сто лет дизайна для истории – очень небольшой срок, в отличие от архитектуры и монументально-декоративного искусства, история которых насчитывает уже не одно тысячелетие. Однако, это не простые сто лет. Многие исследователи считают, что наша цивилизация за последние сто лет проделала путь, соизмеримый в своих открытиях и научно-технических достижениях со всей остальной историей человечества. А, значит, и летопись дизайна, отражающая весь ход научно-технического прогресса, несмотря на свои скромные рамки становится сопоставимой с традиционными и знакомыми нам всем историями живописи, архитектуры, градостроительства, декоративного искусства и нуждается в серьезном и скрупулезном рассмотрении. И не случайно сегодня во многих странах уже появились специальные музеи современного искусства и дизайна. А в дизайне появились свои иконы, свои вехи и памятники – репликационные воспроизводства изделий мебели и быта, ставшими выдающимися произведениями.
Предмет дизайна. Его методы.
Человек еще задолго до того, как он стал заниматься дизайном в сфере чистого сознания, придумал соединить, скомпоновать вместе несколько тех объектов, которые ему дала природа – например, отломившийся то дерева сук и подобранный на земле камень. Отсюда, от простейшего соединения палки и камня берут свое начало десятки орудий мирного труда и войны, многими из которых мы пользуемся по сей день – топор, молоток, палица, кирка, мотыга.
У человека был и другой путь – путь изобретательства. И величайшим его изобретением в сфере предметного мира явилось колесо. Оно не взято готовым в природе, а изобретено, сконструировано заново, хотя идея его, конечно подсмотрена в природе – цилиндрическими были стволы деревьев, стебли цветов, кости животных, плоскими кругами казались солнце и полная луна. Но сам принцип «круглости» нужно было конкретизировать, приложить к искусственно созданному предмету; следовало придумать ось, а позже – спицы и обод…
Таким образом, с самого начала своей трудовой деятельности, человек шел путем дизайна – путем компоновки данный природой объектов, путем улучшения и соединения, что превращало их в орудия труда, в полезные предметы. Позже к этому пути дизайна прибавился еще путь изобретательства, путь создания принципиально новых структур и открытия неизвестных до тех пор закономерностей.
Итак, путь дизайна – путь компоновки. Он имел как бы две разновидности. Исторически первым видом дизайна была работа над формой отдельно взятого единичного предмета. Кропотливыми сколами, обточкой, полировкой видоизменялась форма первичных объектов и получались ручные рубила, кремневые ножи, костяные иглы… Вторым видом, возникшим позже, было соединение, прикомпоновка друг к другу двух или нескольких объектов, что позволяло получать новые предметы – из камня и кусков лиан или жил животных создавались палица, топор, из сплетенного волоса или тех же лиан и палки – лук, из заостренного камня и палки – стрела или копье.
Проявление дизайна в творческой деятельности человека в древние времена.
Подобная деятельность человека продолжалась тысячелетиями. Но где-то на грани палеолита и неолита, когда уже были открыты способы изготовления керамических сосудов и полированных каменных топоров, этим предметам (прежде всего керамике и одежде) начало придаваться еще одно качество – качество красоты. Вещи стали украшаться орнаментом. Предмет стал компоноваться не для одной лишь сугубо утилитарной цели. Он воплотил теперь в себе и некую духовную функцию. Кроме принципа утилитаризма, в дизайн вошел принцип красоты. Так было положено начало декоративно-прикладному искусству – одному из самых могучих проявлений дизайна во все предшествующие столетия. Полезный предмет сочетался с орнаментировкой, с украшением. Причем позже бывали нередко случаи, когда это украшение становилось главенствующим, когда именно оно начинало определять ценность предмета. На ранних этапах красота еще не отрывалась от пользы. Не было произведений искусства, созданных чисто для эстетического наслаждения – все они были вещами, предметами, служившими каким-то материальным или духовным целям (ритуальная музыка, культовые изображения, статуи в честь победителей и героев). Одновременно совершенствовались и функциональные качества предметов. Принцип удобства получал все большее воплощение в вещах, что вело к изменению их формы. В античную эпоху наиболее ярким примером изменения формы по признаку функции, приводящей к выработке многообразия форм, может служить греческая керамика или так называемые вазы.
Эти вазы были нескольких типов, в зависимости от их назначения. Воду носили в специальных сосудах – гидриях. Они имели три ручки – за одну держали, идя к источнику, т.е. пока гидрия была пустая; когда сосуд наполнялся, его ставили на плечо и поддерживая за две другие ручки несли домой. Как форма самой гидрии, так и создание двух ручек, белее прочных чем третья, связанных с наполненным туловом сосуда, свидетельствует о наличии удобства.
Поскольку вазы считались своего рода ширпотребом и имелись в каждом доме, то основной путь их совершенствования заключался в нахождении форм, наиболее полно выражающих функцию. В росписи же ваз, особенно тех, что изготовлялись по заказу, учитывался индивидуальный вкус заказчика, его любовь к мифологическим, литературным, спортивным или житейским сценам. Роспись была откровенным украшением сосудов, в то время, как красота их форм – результат компоновки в соответствии с функцией.
Основные признаки дизайна. «Триединость».
Уже в эпоху античности люди давали себе отчет в некой «триединости» предметного мира. Вещь должна быть технически совершенна – прочна, надежна, экономна оп конструкции и приспособлена к своей основной функции. Коротко эту «триединость» можно сформулировать как требование, чтобы вещи были «полезны и красивы». Поэтому еще в античности выдающиеся мыслители поняли, что качества красоты и пользы – различные качества, что между ними есть некое противоречие, что преобладание одного из этих качеств может вести к ухудшению в целом, к утере ею внутренней органичности, общей гармонии и технико-художественной целостности.
Можно сделать вывод что еще древний неосознанный дизайн прошел несколько важных этапов развития. Первый – когда компоновались только отдельные предметы или части предметов. Второй – когда начали компоноваться не только сами предметы, но и принципы обработки этих предметов, т.е. к предмету прикладывалось украшение, и дизайн уже стал двуединым явлением, полезность в нем стала сочетаться с поверхностной обработкой формы. Третий период фиксируется в античности: предмет компонуется так, чтобы он не только хорошо выполнял свою функцию, но и был удобен для человека, для его руки, для его тела.
Особенность исторического развития дизайна до его проявления как особой деятельности.
Особенностью исторического
ЛЕКЦИЯ №1
ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ЕВРОПЕ.
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ
конца XVIII - начала XIX вв.
Промышленная революция конца XVIII - начала XIX вв. привела к замене мануфактурного и ремесленного производства крупной машинной промышленностью, появлению нового, по сути дела технического мира, к массовому производству наукоемкой техники, разнообразных дешевых и высококачественных товаров. Историки выделяют три основных этапа в промышленной революции: появление машин в текстильном производстве, изобретение паровой машины, применение машин в машиностроении.
С промышленной революции, по мнению многих искусствоведов, берет свое начало дизайн как особый вид проектно-художественной деятельности в условиях массового индустриального производства.
Изобретение челнока-самолета и прялки "Дженни". Начало технической революции.
Первое изобретение, давшее толчок технической революции, было сделано в 1733 году в текстильном производстве Англии. Им стала конструкция механического (самолетного) челнока для ткацкого станка Джона Клея (1704-1764), освободившего ткача от ряда ручных операций.
Применение ткацких станков с челноком-самолетом вдвое повысило производительность труда и позволило значительно увеличить объем выпуска шерстяных и льняных тканей. В свою очередь, это вызвало повышенный спрос на пряжу, необходимость увеличения производительности существовавших в то время ручных прядильных машин. В 1765 году Джеймс Харгривс изобрел механическую прядильную машину, способную прясть "без руки человека" и назвал ее в честь своей дочери "Дженни".
На первых прядильных фабриках в Англии в качестве механической силы использовали водяные двигатели, а прядильные машины получили название "ватермашины" (от голл. water -"вода")
Начало промышленной революции зачастую связывают с изобретением паровой машины, позволившей осуществить переход от использования мышечной силы людей и животных, кинетической энергии воды и ветра к энергии пара. Ветряные и водяные мельницы уже не могли обеспечивать нужды быстро развивающегося производства. Кроме того, обязательное расположение мануфактур, оснащенных водяными мельницами, вблизи водоемов было не всегда удобным. Для дальнейшего развития промышленности требовался другой источник энгергии - надежный, дешевый и не привязанный к конкретному месту. Им стал паровой двигатель, изобретенный и построенный Джеймсом Уаттом (1736-1819) в 1765 году. В 1769 году Уатт получил патент на универсальный паровой двигатель, пригодный для практической эксплуатации.
О движущей силе пара люди знали издавна. Известны идеи пароатмосферного двигателя французского физика Дени Папена (1647-1714). В 1696 г. английский инженер Томас Севери (1650-1715) изобрел паровой насос для подъема воды. В 1705 году английский механик Томас Ньюкомен (1663-1729) создал паровую машину для откачки воды из шахт.
Паровой двигатель Дж. Уатта был принципиально нового типа. Его машина могла не только откачивать воду, но и приводить в движение станки, корабли и экипажи.
Паровой двигатель сразу же получил широкое внедрение, В 1769-70 гг. французский изобретатель Никола Жозеф Кюньо (1725-1804) создал паровую повозку - предшественницу автомобиля. Ирландец Роберт Фультон (1765-1815) в 1803 году сконструировал первый пароход, а в 1807 г. его колесный пароход "Клермонт" совершил путешествие по реке Гудзон. В 1803 году Ричард Тревик построил паровоз для рельсового пути, 25 июля 1814 г. локомотив английского изобретателя Джорджа Стефен-сона (1781-1848) протащил по узкоколейке 30 т груза в 8 вагонах со скоростью 6,4 км/ч. В 1823 году Д.Стефенсон основал первый паровозостроительный завод. В 1825 году начала действовать первая железная дорога от Стоктона до Дарлингтона, а в 1830 г. - железнодорожная линия общего пользования между промышленными центрами Ливерпулем и Манчестером.
Значительный вклад в развитие промышленного производства внес мастер-механик Генри Модсли (1771-1831). Два его знаменитых изобретения позволили перейти от ремесленного ручного труда к изготовлению машин машинами.
Первое из них был "механический суппорт" - устройство для жесткого и в то же время подвижного крепления резца в токарном станке, позволившее кардинально повысить точность обработки изделий. До этого изобретения резец токарь держал в руке, опираясь на специальные подставки. При такой технологии трудно было изготовить строго правильные округлые форм. Изобретение механического суппорта привело к технической революции в производстве. Кроме того, впервые в истории обработки материалов механическое устройство заменило руку человека.
Второе великое изобретение механика Модсли - станочная линия для поточного производства однотипной продукции. В 1807 г., выполняя заказ Британского королевского военно-морского флота для производства корабельных блоков, он выстроил в одну технологическую цепочку 43 дерево- и металлообрабатывающих станка, каждый из которых выполнял только одну простую операцию. В результате такого подхода экономилось время, так как не требовалась переналадка оборудования, и готовые блоки выходили из цеха непрерывным потоком. Придуманная станочная линия пережила своего создателя и просуществовала до начала XX в.