Третейские суды

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 12:14, курсовая работа

Описание работы

Третейское разбирательство является одним из предусмотренных

гражданским и процессуальным законодательством России способов защиты

нарушенных или оспариваемых гражданских прав. Законодатель подтвердил его

важность принятием Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 102- ФЗ «О

третейских судах в Российской Федерации»[2] и развитием регулирования

связанных с ним вопросов в Арбитражном процессуальном кодексе РФ от 24 июля

2002 г. № 95 – ФЗ.

Содержание

Введение 3



I. Третейские суды: краткая история развития 4



II. Правовое регулирование третейского судопроизводства 8



III. Сущность третейского судопроизводства 10


1. Понятие третейского суда 10

2. Состав третейского суда 13

3. Преимущества третейского суда 14


IV. Третейское разбирательство гражданско-правовых споров 16


1. Компетенция третейских судов при рассмотрении гражданских споров 16

2. Статус третейских судов в процессе рассмотрения гражданских споров 17


Заключение 25



Библиография 26

Работа содержит 1 файл

кр1.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

формулирует базовые  нормы, например, о том, какие  споры  могут  разрешаться

третейским судом, как заключаются  третейские  соглашения,  кто  может  быть

третейским судьей, какова процедура разбирательства  и так далее.

    Помимо  этого закона третейское разбирательство регулируется положениями

и регламентами о третейских судах, а также, в  значительной  степени,  волей

сторон.  Последняя  вообще  имеет  решающее  значение,  так  как  именно  ею

определяются  все важные вопросы на всех стадиях, начиная с  того,  будут  ли

стороны обращаться в третейский суд. Возможность участия  в  третейском  суде

и,  соответственно,  обязательность  исполнения  будущего  решения   стороны

решают самостоятельно и добровольно, их никто к этому  не принуждает.[9]

    Еще одним актом, регулирующем эту сферу деятельности,  считается Закон

РФ от 7 июня 1993 г. «О международном коммерческом арбитраже».[10] Он  очень

близок по содержанию закону о третейских  судах,  а  основываются  оба  этих

правовых акта, так же, как и новый АПК РФ, на одних и тех  же  международных

документах:  во-первых,  это  регламент  ЮНСИТРАЛ;  во-вторых,  Нью-Йоркская

конвенция 1956 года о порядке признания и исполнения решения  международного

коммерческого арбитража.

    Противоречий  между ними нет. Положения закона  о  третейских  судах  не

распространяются  на решения споров международного  коммерческого  арбитража,

так  как  последний   регулирует   отношения   с   участием   международного

(иностранного) элемента.[11]

    Указанные   законы  предусматривают  образование  постоянно  действующих

третейских судов,  а  также  третейских  судов  для  разрешения  конкретного

спора. В качестве постоянно действующих третейских учреждений  закон  РФ  «О

международном   коммерческом   арбитраже»   предусматривает    Международный

коммерческий  арбитражный суд и Морскую  арбитражную  комиссию  при  Торгово-

промышленной  палате РФ.[12]  Названные  законы  предусматривают  возможность

оспаривания решения  третейского суда, а Гражданский  процессуальный  кодекс,

развивая эти положения, регулирует производство по делам такого рода в  суде

общей юрисдикции.[13]  Таким  образом,  ГПК  РФ  так  же  составляет  основу

регулирования третейского разбирательства. 

                 III. Сущность третейского судопроизводства 
 
 

                         1. Понятие третейского суда 
 

    В  настоящее время в мире существует  много  различных  третейских  судов

(негосударственных  коммерческих арбитражей). При всем  разнообразии  исходное

положение  у  них  едино:  две  стороны  спора  о праве   просят   третьего

рассмотреть и  разрешить их конфликт. Отсюда и  название  третейского  суда  –

суд третьего.

    Третейский  суд – суд, избранный по  соглашению  сторон  для  разрешения

конкретного гражданско-правового  спора с  обязательством  каждой  из  сторон

подчиниться решению  этого  суда.  Судьи,  избираемые  в  состав  третейского

суда, совсем не обязательно должны быть  профессиональными  юристами.  Право

выбора  конкретной  формы   защиты   между   судебным   разбирательством   и

производством в третейском суде принадлежит заинтересованным лицам.[14]

    Выбирая   третейского  судью,   обращающиеся   лица   заранее   согласны

подчиниться его  решению.  Если  в  российском  законодательстве  избираемые

сторонами  судьи  и  суды  именуются  третейскими,  то  за   границей   наши

третейские  суды  принять  называть  арбитражем.  В  России  государственный

коммерческий  суд назван арбитражем, а  арбитраж  в  западном  смысле  назван

третейским судом.

    На  первый взгляд кажется, что  перепутаны всего лишь  названия,  однако,

на  практике  это  порождает  определенные  сложности,   как   с   западными

сторонами, так  и в нашей стране, поскольку  Нью-Йоркская  конвенция  1958  г.

не  распространяется  на  решения  государственных  судов.  Слово  «суд»  за

границей  применяется  только  к   государственным   структурам,   а   слово

«арбитраж» - только к структурам  внесудебного  разрешения  спора.  То  есть

арбитраж  –  это  структура  внесудебного  предпринимательского   разрешения

спора.[15]

    Третейский  суд  может  создаваться  для  рассмотрения   и   разрешения

отдельного,  разового  дела,  после  разрешения   которого   он   прекращает

существование (т. е. случайный суд, суд ad hoc). Третейский суд  может  быть

институционным  и  постоянно  действующим,  когда  заранее  в  установленном

порядке сформирован  состав  третейских  судей,  и  сторонам  предоставляется

возможность выбирать из объявленных лиц судью для  своего дела.

    В   Российской  Федерации  могут   образовываться  постоянно  действующие

третейские  суды  и  третейские  суды  для  разрешения  конкретного   спора.

Постоянно  действующие  третейские  суды  образуются   торговыми   палатами,

биржами, общественными  объединениями предпринимателей и  потребителей,  иными

организациями  –  юридическими  лицами  и  их  объединениями  (ассоциациями,

союзами) и действуют  при этих организациях. Указанные  суды  не  могут  быть

образованы  при  федеральных   органах   государственной   власти,   органах

государственной власти субъектов Российской  Федерации  и  органах  местного

самоуправления. Для  образования  постоянно  действующего  третейского  суда

организация должна принять соответствующее решение,  утвердить  положение  о

постоянно действующем  третейском суде и  список  третейских  судей,  который

может иметь  обязательный или рекомендательный характер для сторон.

    Порядок  образования третейского суда  для разрешения  конкретного   спора

определяется  по соглашению сторон, которое недолжно противоречить  отдельным

положениям Закона о третейских судах, указанным в п. 5 статьи 3.

    Бесспорно,   что   постоянно   действующие   третейские   суды    более

предпочтительны. Если, например, судьей  ad  hoc  может  стать  человек  без

юридического  образования  и  опыта  судейской  работы,   то   в   постоянно

действующие  суды  включаются  авторитетные  юристы,  профессионалы  высокой

квалификации, что  сказывается на качестве их работы.

    Третейские  суды, представляющие собой  общественные  образования  и  не

обладающие судебной властью, поскольку не осуществляют  правосудие,  успешно

функционируют наряду с судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

    Потребность  в третейской процессуальной  форме защиты субъективных  прав

может возникнуть в случаях, когда спорящие стороны  по тем или иным  причинам

не устраивает  гражданская  юрисдикция  государства.  Например,  иностранные

лица, проживающие  в какой-либо стране,  предпочитают  возникший  между  ними

юридический спор разрешать в третейском порядке, а  не  в  официальном  суде

иностранного  государства.[16]

    Обращение  к третейским судьям может  быть  вызвано  также  недоверием  к

профессиональной   квалификации   государственных   судей,   их    незнанием

особенностей   подлежащего   разрешению   хозяйственного    (экономического,

торгового) спора.

    Однако подобные случаи довольно редки, значительно чаще  в третейских

судах разрешаются  споры, возникающие в международном  частном  праве.  Такие

споры  по  общему  правилу  неподведомственны  национальной  государственной

юрисдикции, а  могут  быть рассмотрены на  международно-договорной  основе

третейскими судами (международным коммерческим арбитражем).

    Третейское  судопроизводство  создано  для   рассмотрения  и  разрешения

споров о праве  и потому является исковым. Для него обязательны  иск,  истец,

ответчик,  исковые  средства  защиты  права,  что   сближает    производство

третейских  судов  с  гражданским  процессом.  Можно  говорить  о  том,  что

третейское судопроизводство составляет подотрасль  российского  гражданского

процессуального права. Это относиться только к третейским  судам,  созданным

и действующим  на основании отечественных законов.

    Юрисдикционные  органы,   сформированные   на   международно-договорной

основе, не могут  быть включены в национальную судебную систему.[17] 

                         2. Состав третейского суда 
 

    Состав  третейского суда регламентируется  гл.  3  Закона  «О  третейских

судах в РФ». В соответствии со ст. 8 «О третейских судах  в  РФ»  третейским

судьей  избирается  (назначается)  физическое  лицо,  способное   обеспечить

беспристрастное разрешение спора, прямо или косвенно не  заинтересованное  в

исходе  дела,  являющееся  независимым  от  сторон  и  давшее  согласие   на

исполнение обязанностей третейского  судьи.  Третейский  судья,  разрешающий

спор единолично, должен  иметь  высшее  юридическое  образование.  В  случае

коллегиального  разрешения спора высшее юридическое  образование должен  иметь

председатель  состава  третейского  суда.   Третейский   судья   не   вправе

разглашать   сведения,  ставшие   известными   ему   в   ходе   третейского

разбирательства.

    Число  третейских судей  может   определяться  сторонами  и   должно  быть

нечетным. Если стороны не  договорились  об  ином  или  правилами  постоянно

действующего  третейского суда  не  определено  число третейских  судей,  то

избираются (назначаются) три третейских судьи.[18]

    Таким  образом, третейский  судья   должен  соответствовать  определенным

требованиям, так  же, как и государственный. В первую очередь он должен  быть

независим  от  сторон,  совершенно  не  заинтересован  в   исходе   дела   и

беспристрастен. Судьей должен  быть  юрист-специалист,  особенно,  если  суд

состоит  из  одного  судьи.  Закон  также  определяет,  кто  не  может  быть

Информация о работе Третейские суды