Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 12:14, курсовая работа
Третейское разбирательство является одним из предусмотренных
гражданским и процессуальным законодательством России способов защиты
нарушенных или оспариваемых гражданских прав. Законодатель подтвердил его
важность принятием Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 102- ФЗ «О
третейских судах в Российской Федерации»[2] и развитием регулирования
связанных с ним вопросов в Арбитражном процессуальном кодексе РФ от 24 июля
2002 г. № 95 – ФЗ.
Введение 3
I. Третейские суды: краткая история развития 4
II. Правовое регулирование третейского судопроизводства 8
III. Сущность третейского судопроизводства 10
1. Понятие третейского суда 10
2. Состав третейского суда 13
3. Преимущества третейского суда 14
IV. Третейское разбирательство гражданско-правовых споров 16
1. Компетенция третейских судов при рассмотрении гражданских споров 16
2. Статус третейских судов в процессе рассмотрения гражданских споров 17
Заключение 25
Библиография 26
тема: Третейские
суды
г. Рязань, 2003.
План
Введение
3
I. Третейские
суды: краткая история развития 4
II. Правовое регулирование
третейского судопроизводства 8
III. Сущность
третейского судопроизводства
10
1. Понятие третейского суда 10
2. Состав третейского суда 13
3. Преимущества
третейского суда 14
IV. Третейское
разбирательство гражданско-
1. Компетенция
третейских судов при
2. Статус
третейских судов в процессе
рассмотрения гражданских
Заключение
25
Библиография
26
Различные
экономические споры между
двумя законными способами: основным – через государственный суд, и
альтернативным, который отнюдь не менее значим. Современная правовая
система любой страны должна предусматривает оба этих способа.[1]
Третейское разбирательство является одним из предусмотренных
гражданским и процессуальным законодательством России способов защиты
нарушенных или оспариваемых гражданских прав. Законодатель подтвердил его
важность принятием Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 102- ФЗ «О
третейских судах в Российской Федерации»[2] и развитием регулирования
связанных с ним вопросов в Арбитражном процессуальном кодексе РФ от 24 июля
2002 г. № 95 – ФЗ.[3]
Использование данного способа защиты прав, выступающего альтернативой
обращения в государственные суды, обуславливает возникновение многих
вопросов, касающихся конкуренции государственных и третейских судов в сфере
разрешения частноправовых споров, компетенции указанных судов, а также их
взаимодействия.[4]
I. Третейские суды: краткая история
развития
Третейский суд является самым первым судом в истории общества и
наиболее демократично формируемым органом разбирательства споров. О
третейском судопроизводстве писал еще Гомер в поэме «Илиада». И некоторые
исследователи обоснованно утверждают, что третейский суд предшествовал
государственному.[5]
На
Руси наиболее
споров при посредничестве третейского суда, как суда авторитета третьего
лица.
Древнейшим
историческим памятником
является Договорная грамота великого князя Дмитрия Ивановича Донского с
князем Серпуховским Владимиром Андреевичем Храбрым от 1362 г.
Главное назначение третейского суда на Руси – не столько строгое
следование букве закона, сколько прекращение самой вражды, распри.
Существовали следующие формы древнерусского третейского суда:
1. Третейский суд с суперарбитром: последним нередко был
митрополит.
2. Третейский суд без суперарбитра, из нескольких лиц, во главе
которых стоял игумен, иногда в качестве третейских судей был только игумен
с братией.
3.
Мировой ряд – весьма
употребительная форма
полюбовным соглашением
при участии «рядцев и
Первоначально применяемой формой договора была устная, которая затем,
с развитием цивилизованности трансформировалась в письменную. Этот акт
назывался записью. По уложению 1649 г., запись существовала «для силы
компромисса». Запись свидетельствовалась рукоприкладством участников
договора.
Решение третейских судей по древнерусскому праву – только мнение,
которое тотчас же объявлялось сторонам. Решение третейских судей должно
было быть единогласным и получало силу окончательного решения сразу после
оглашения. Жалоба на третейских судей допускалась только в тех случаях,
когда между самими третейскими судьями возникали разногласия, а потому и не
могло состояться решение. В таком случае предусматривалась кассация
приговора.
В Соборном уложении 1649 г. решение третейского суда впервые
приравнивается к решению суда государственного. Формируемый на основе
добровольного соглашения сторон, третейский суд относился к числу особых
судов, дело в которых начиналось лишь по искам частных лиц.[7]
В 1832 г. было утверждено Положение о третейском суде. Это Положение
входило в Свод законов 1833, 1842 и 1857 гг. По Положению 1831 г.
узаконенный третейский суд предназначался для разбора споров между членами
товарищества и вообще споров по делам акционерных кампаний, как между
самими акционерами, так и между кампаниями и лицами посторонними.
Узаконенному третейскому суду предписывалось руководствоваться в
производстве дел правилами и обычаями, принятыми в общей торговой практике.
На узаконенный третейский суд допускалась апелляция, которая подавалась во
вторую инстанцию суда.
В 1887 г. Министерство юстиции вышло в законодательном порядке с
представлением о дополнении Устава гражданского судопроизводства
категорическим запрещением поручать третейским судам дела, касающиеся
недвижимого имущества. Государственный совет постановил изменить
постановление о третейском разбирательстве в том смысле, чтобы оно не могло
служить орудием обхода закона. Было включено правило о том, что разрешению
третейского суда не подлежат дела о недвижимом имуществе, когда в числе
участвовавших были лица, ограниченные по закону в права приобретения,
владения и пользования им. Таким образом, идея третейского суда была
существенно нарушена.
К деятельности третейских судов настороженно относились не только
позднейшее законодательство и судебная практика, но и ученые юристы-
практики. Третейские суды фактически были изъяты из гражданского оборота.
Декретом о суде № 1 от 24 ноября 1917 года было предусмотрено, что
граждане имеют право передавать свои споры о праве гражданском на
рассмотрение третейского суда.
В
период НЭПа институт
предпринимателями, заинтересованными в том, чтобы их споры по коммерческим
операциям не стали достоянием гласности.
В 20-е годы государственным предприятиям было запрещено прибегать к
помощи третейского суда, в 60-е запрет касался колхозов и организаций с их
участием. Если третейский суд и внедрялся когда-то в странах бывшего СССР,
то лишь с
целью разгрузки
В начале 30-х годов третейские суды в России получили новое развитие.
Были образованы
два постоянно действующих
1. Морская арбитражная комиссия (МАК, образована в 1930 году, ныне
состоит при торгово-промышленной палате Российской Федерации);
2. Внешнеторговая арбитражная комиссия – ВТАК, образована в 1932 г.
Создание ВТАК было связано с необходимостью освобождения советских
хозяйственных и торговых организаций от третейского разбирательства почти
всех дел за границей.[8]
Затем в 19993 году Арбитражный суд при Торгово-промышленной палате
Российской Федерации был переименован в Международный коммерческий
арбитражный суд при ТПП Российской Федерации.
За последнее время в России были созданы третейские суды в банковской
сфере, в частности в 1992 г. – Третейский суд Ассоциации российских Банков
(АРБ) – принят порядок разрешения споров в этом суде, который является
постоянно действующим третейским судом, при Юридическом агентстве
Ассоциации.
II. Правовое регулирование
Защита
гражданских прав может
порядке различными органами. В соответствии со статьей 11 Гражданского
Кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских
прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной
процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.
Третейский суд – альтернатива государственной юстиции, суд третьего
лица, избранного самими спорящими сторонами, которому они добровольно
доверяют вынесение решения по своему делу и заранее обязуются подчиниться
этому решению.
Какие нормативные правовые акты составляют основу регулирования
третейского разбирательства?
Основополагающим являются названный ранее Федеральный закон от 2002
года «О третейских судах в Российской Федерации». Правовое регулирование
третейского разбирательства важно потому, что сама процедура должна в
равной степени обеспечивать интересы спорящих сторон, создавать равные для
них условия и возможности защиты своих прав. Не должно быть ничего, что
ставило бы одну сторону в невыгодное положение по отношению к другой. Закон