Порядок формирования, полномочия и функции высших судов России (Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов)

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе комплексного системного анализа нормативно-правовых документов исследовать законодательную регламентацию, становление, развитие и действие судебной власти. Общая цель исследования конкретизируется в следующих задачах:
В задачи работы входит:
- изучение конституции как основы судебной власти;
- описание порядка формирования Высших Судов РФ: процедуры избрания членов Суда, их полномочий и обязанностей;
- определение функций и полномочий Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Арбитражного Суда

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Конституция как основа судебной власти……………………………..6
Глава II. Порядок формирования, функции и полномочия Конституционного Суда РФ.
2.1 Полномочия Конституционного Суда ……………………………………...9
2.2 Порядок формирования и состав Конституционного Суда РФ…………..12
Глава III. Порядок формирования, функции и полномочия Верховного
Суда РФ.
3.1 Функции Верховного Суда РФ……………………………………………...16
3.2 Полномочия Верховного Суда РФ………………………………………….16
3.3 Состав и порядок формирования Верховного Суда РФ…………………...18
Глава VI. Порядок формирования, функции и полномочия Высшего Арбитражного суда РФ.
4.1.Функции Высшего Арбитражного Суда РФ……………………………….22
4.2.Полномочия Высшего Арбитражного Суда РФ…………………………..22
4.3 Порядок формирования и состав Высшего Арбитражного Суда РФ…….25
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы……………………………………………………………...30

Работа содержит 1 файл

курсач осн.docx

— 50.74 Кб (Скачать)
fy">7)    изменяет   территориальную   подсудность   уголовных   и  гражданских дел на территории, где введено чрезвычайное положение;

8)  представляет  на рассмотрение Президента РФ  или Правительства РФ рекомендации  о заключении, прекращении или  приостановлении действия международных  договоров РФ;

9)  обращается  в Конституционный Суд РФ с  запросом о проверке

конституционности нормативных актов органов государственной  власти и договоров между ними;

10)  готовит  заключение о наличии в действиях  Президента РФ  признаков государственной   измены  или  иного  тяжкого  преступления.

Кроме того, Верховный Суд РФ должен получать:

- доклад  о деятельности Уполномоченного  по правам человека в Российской  Федерации за год;

-постановления  и заключения Конституционного  Суда РФ.

Помимо  прав у Верховного Суда РФ есть и  обязанности. Как минимум, он обязан:

а)  не позднее чем в 3-дневный срок рассмотреть  жалобу из­бирательного объединения,   избирательного  блока  об  отказе Центральной избирательной комиссии РФ в приеме документов и выдаче копий списков кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным  округам;

б)  принимать  участие в согласовании с каждым субъектом Российской Федерации  общего числа мировых судей и  количества судебных участков в этом субъекте;

в)  установить порядок определения стажа работы судьи для предоставления ежегодного   дополнительного   оплачиваемого  отпуска.11

   

3.3 Состав и порядок формирования Верховного Суда РФ

     Верховный Суд РФ состоит из председателя, его заместителей, судей и народных заседателей. Судьи Верховного Суда назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Срок их полномочий не ограничен.

     Основная  организационная работа в Верховном  Суде РФ возлагается на председателя и его заместителей.

     Председатель  Верховного Суда РФ является, прежде всего, судьей. Он вправе председательствовать в судебном разбирательстве по уголовным  и гражданским делам, вносить  протесты в порядке надзора и  приостанавливать исполнение опротестованных  решений.

     Председатель  Верховного Суда созывает Пленум и  Президиум Верховного Суда и председательствует на их заседаниях, вносит на рассмотрение Президиума вопросы, требующие его  решения, может председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда РФ при рассмотрении любого дела.

     По  приглашению Председателя Верховного Суда РФ в работе Пленума могут  участвовать члены Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ и  другие лица.

     Председатель  Верховного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации  Федерального Собрания РФ по представлению  Президента России, основанному на заключении квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ.Он распределяет обязанности между заместителями  Председателя Верховного Суда РФ. К  его функциям отнесено взаимодействие с Правительством РФ при разработке проекта федерального бюджета в  части финансирования Верховного Суда РФ. С согласия Совета судей РФ Председатель Верховного Суда назначает на должность  и освобождает от должности Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ.

     Заместители Председателя Верховного Суда РФ могут  председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда, приносят в  пределах и порядке, установленных  законом, протесты на решения, приговоры, определения и постановления  по судебным делам, а в случае и  в порядке, установленных законом, вправе приостановить исполнение решений, приговоров, определений и постановлений  по судебным делам.

     Наиболее  многочисленная группа сотрудников  аппарата Верховного Суда РФ – консультанты, занимающиеся изучением поступающих  в Верховный Суд РФ жалоб на приговоры, решения, вступившие в законную силу. На основе изучения жалоб и  истребованных в Верховный Суд  дел консультанты готовят проекты  протестов, заключения и справки, которые  докладывают Председателю или его  заместителям.

     В число секретарей, работающих в Верховном  Суде РФ, входят секретари судебного  заседания, секретари судебного  состава, секретарь Президиума. Секретари  судебного заседаний готовят  к рассмотрению по первой инстанции  уголовные и гражданские дела, рассылают повестки, извещают стороны  о дне заседания. Их основная задача – вести протокол судебного заседания, правильно отражая действия и  решения суда, действия участников процесса. Секретари судебных составов занимаются подготовкой к кассационному  рассмотрению уголовных и гражданских  дел и рассмотрению протестов  в порядке надзора. Секретарь  Президиума готовит к рассмотрению уголовные и гражданские дела, поступившие в Президиум.

     При Верховном Суде РФ действует Научно-консультативный  совет. Это совещательный орган, занимающийся разработкой научно обоснованных рекомендаций по разрешению наиболее сложных вопросов, возникающих в  судебной практике. В задачи совета входит обсуждение проектов постановлений  Пленума о применении законодательства по материалам судебной практики; представлений  по вопросам, подлежащим разъяснению  в законодательном порядке; инструкций, методических писем и других документов, разрабатываемых Верховным Судом  РФ. В Научно-консультативный совет  входят члены суда, работники других правоохранительных органов, видные научные  работники. Состав совета утверждается Пленумом Верховного Суда РФ по представлению  Председателя Верховного Суда РФ сроком на пять лет. В составе Научно-консультативного совета действуют две секции: по гражданско-правовым и уголовно-правовым вопросам.

     Судебный  департамент является сравнительно новым структурным образованием Верховного Суда РФ, созданным в  соответствии с Законом «О судебной системе РФ». Задачей Судебного  департамента является осуществление  организационного обеспечения деятельности судов. Ранее эта функция принадлежала подразделениям Министерства юстиции  РФ и его местным органам. Главное  содержание организационного обеспечения  деятельности судов составляет финансирование судов, их кадровое и ресурсное обеспечение. Судебному департаменту, находящемуся в настоящее время в процессе становления, передаются из Министерства юстиции РФ соответствующие штаты  и финансирование судов.12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава VI. Порядок формирования, функции и полномочия Высшего Арбитражного суда РФ

Высший  Арбитражный Суд Российской Федерации  является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и  иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных  федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью  и дает разъяснения по вопросам судебной практики. 13  

4.1.Функции Высшего Арбитражного Суда РФ

1)разрешение  споров, возникающих в процессе  предпринимательской и иной экономической  деятельности;

2)ведение  статистического учета и осуществление  анализа статистических данных  о своей деятельности;

3)предупреждение  нарушения законодательства в  экономической сфере жизни общества;

4)установление  и реализация международных связей  и контактов в установленном  законом порядке.

5)возглавляет  систему арбитражных судов Российской  Федерации Высший Арбитражный  Суд РФ. Это вышестоящая судебная  инстанция по отношению к федеральным  арбитражным судам округов и  арбитражным судам субъектов  Российской Федерации.

Он является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью  и дает разъяснения по вопросам судебной практики.14

4.2.Полномочия  Высшего Арбитражного Суда РФ

Новый Федеральный Конституционный Закон  «Об арбитражных судах в РФ»  вступил в силу с 1 июля 1995 года. Таким  образом, был сделан большой шаг  по совершенствованию судебной системы, в том числе одной из ее ветвей - арбитражных судов.

Существование этой ветви судебной власти в РФ закреплено в статье 127 Конституции  РФ, которая гласит: «Высший Арбитражный  суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных  федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью  и дает разъяснения по вопросам судебной практики».

Необходимо  отметить, что особое значение Закона состоит в том, что он является не только федеральным законом, но Федеральным  Конституционным Законом, то есть правовым актом, обладающим после Конституции  РФ высшей юридической силой.

Судьи - члены арбитражного суда являются носителями судебной власти. Их статус, как и статус судей других судов, определяется Законом РФ «О статусе судей в РФ». В России все судьи обладают единым статусом и различаются между собой лишь полномочиями и компетенцией (ст. 2 Закона «О статусе судей в РФ»).

Внесены изменения в систему арбитражных  судов РФ. Они определены практикой работы арбитражных судов. Теперь ВАС РФ освобожден от рассмотрения множества дел в качестве суда первой инстанции. В этом качестве он будет рассматривать лишь две группы дел:

-дела о признании недействительными актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы РФ, Правительства РФ, не носящих нормативного характера, в случае их несоответствия закону и нарушения прав и законных интересов организаций и граждан;

-экономические споры между Российской федерацией и ее субъектами, а также споры, возникающие между самими субъектами федерации.

Все остальные  дела по первой инстанции будут рассматриваться  арбитражными судами субъектов РФ.

Важная  роль отводится в Законе новому органу судейского самоуправления - Совету председателей  федеральных арбитражных судов, который образуется при Высшем Арбитражном  суде РФ в составе председателя ВАС  РФ и председателей федеральных  арбитражных судов округов и  субъектов РФ. Этот орган является совещательным, на него возлагается  рассмотрение вопросов организации  работы арбитражных судов, их кадровой и финансовой деятельности.

Необходимо  подчеркнуть, что Высший Арбитражный  суд РФ осуществляет организационное  обеспечение деятельности арбитражных  судов, их финансирование, проводит подбор и подготовку кандидатов в судьи, организует учебу судей и специалистов системы. Все работники аппаратов  арбитражных судов находятся  на федеральной государственной  службе и на них распространяются условия ее прохождения, установленные  соответствующими правовыми актами.

Арбитражные суды финансируются за счет средств  федерального бюджета в размер, обеспечивающем возможность полного и независимого осуществления правосудия.

Из всего  вышесказанного можно сделать обобщающий вывод, что новшества арбитражно-процессуального  законодательства, в частности рассмотренного подробно Закона, направлены на то, чтобы  любой из арбитражных судов, рассматривающий  споры между организациями, расположенными в различных регионах РФ или даже споры с участием иностранных  фирм и компаний, функционировал в  качестве составной части единой системы российского государственного правосудия. Это означает, что арбитражный  суд применяет единое материальное и процессуальное законодательство, при равной для всех возможности  обжалования судебных решений, и, в  конечном счете, - судебной защиты.15 

4.3 Порядок формирования и состав Высшего Арбитражного Суда РФ

    Высший  Арбитражный Суд РФ образовывается в составе Председателя, заместителей Председателя и членов Суда. Председатель назначается на должность Советом  Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному  на заключении квалификационной коллегии судей Высшего Арбитражного Суда РФ. Заместители Председателя и другие судьи назначаются в том же порядке, но дополнительно требуется  представление Председателя Высшего

Информация о работе Порядок формирования, полномочия и функции высших судов России (Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов)