Порядок формирования, полномочия и функции высших судов России (Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов)

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе комплексного системного анализа нормативно-правовых документов исследовать законодательную регламентацию, становление, развитие и действие судебной власти. Общая цель исследования конкретизируется в следующих задачах:
В задачи работы входит:
- изучение конституции как основы судебной власти;
- описание порядка формирования Высших Судов РФ: процедуры избрания членов Суда, их полномочий и обязанностей;
- определение функций и полномочий Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Арбитражного Суда

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Конституция как основа судебной власти……………………………..6
Глава II. Порядок формирования, функции и полномочия Конституционного Суда РФ.
2.1 Полномочия Конституционного Суда ……………………………………...9
2.2 Порядок формирования и состав Конституционного Суда РФ…………..12
Глава III. Порядок формирования, функции и полномочия Верховного
Суда РФ.
3.1 Функции Верховного Суда РФ……………………………………………...16
3.2 Полномочия Верховного Суда РФ………………………………………….16
3.3 Состав и порядок формирования Верховного Суда РФ…………………...18
Глава VI. Порядок формирования, функции и полномочия Высшего Арбитражного суда РФ.
4.1.Функции Высшего Арбитражного Суда РФ……………………………….22
4.2.Полномочия Высшего Арбитражного Суда РФ…………………………..22
4.3 Порядок формирования и состав Высшего Арбитражного Суда РФ…….25
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы……………………………………………………………...30

Работа содержит 1 файл

курсач осн.docx

— 50.74 Кб (Скачать)

3) по  жалобам на нарушения конституционных  прав и свобод граждан и  по запросам судов проверяет  конституционность закона, примененного  или подлежащего применению в  конкретном деле. Проверка конституционности  законов проводится по жалобам  граждан на нарушение их конституционных  прав и свобод или по запросам  судов, применяющих тот или  иной конкретный закон.

4) дает  толкование Конституции РФ; Толкование  проводится по запросам Президента  РФ, каждой из палат Федерального  Собрания, Правительства РФ и  органов законодательной власти  субъектов Федерации.

5) дает  заключение о соблюдении установленного  порядка выдвижения обвинения  Президента РФ в государственной  измене или совершении иного  тяжкого преступления;

6) выступает  с законодательной инициативой  по вопросам своего ведения; 

7) осуществляет  иные полномочия, предоставляемые  ему Конституцией РФ, Федеративным  договором и федеральными конституционными  законами; может также пользоваться  правами, предоставляемыми ему  заключенными в соответствии  со статьей 11 Конституции РФ  договорами о разграничении предметов  ведения и полномочий между  органами государственной власти  РФ и органами государственной  власти субъектов РФ, если эти  права не противоречат его  юридической природе и предназначению  в качестве судебного органа  конституционного контроля.

Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы  права.

Конституционный Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Полномочия  Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком.

    По  каждому из рассматриваемых вопросов Конституционный Суд РФ принимает  решение. Оно может быть оформлено  в виде постановления, при разрешении дела о соответствии рассматриваемых  актов Конституции РФ; заключения при рассмотрении вопросов о соблюдении порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или  совершении иного тяжкого преступления; или определения, которое принимается  по всем иным вопросам, относящимся  к компетенции Конституционного Суда РФ.

Все решения  Конституционного Суда РФ обязательны  на всей территории Российской Федерации  для всех органов государственной  власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, граждан, должностных  лиц, общественных объединений.

    Нормативные и иные акты или их положения, признанные неконституционными, немедленно утрачивают юридическую силу, а международные  договоры Российской Федерации, не соответствующие  Конституции РФ. Не подлежат введению в действие и применению.4

    Конституционный Суд РФ согласно новому законодательству утратил ряд полномочий, имевшихся  у него ранее. Из компетенции этого  органа исключено рассмотрение дел  о конституционности партий, общественных объединений, действий и решений  всех высших должностных лиц РФ и  ее субъектов, о даче заключений о  наличии оснований для их отречения  от должности. Теперь нет у Конституционного Суда и права давать заключения о  наличии у соответствующих должностных  лиц стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять связанные  с их деятельностью полномочия. По-новому решен ряд вопросов, связанных  с субъектами, которые вправе возбуждать дела в Конституционном Суде. Ранее действовавшее законодательство предоставляло Суду право рассмотрения вопросов по собственной инициативе. Право возбуждения дел в Конституционном Суде общественными организациями ограничивается в настоящее время лишь возможностью подачи жалоб на нарушения конституционных прав и свобод граждан. Все это призвано предотвратить перенесение политических вопросов и дебатов в зал Конституционного Суда.5

        Проведенный анализ свидетельствует  о том, что новое законодательство  расширило полномочия Конституционного  Суда путем предоставления ему  новых прав.

        Таким образом, Конституционный  Суд имеет две возможности  толкования Конституции: прямо  предусмотренную Конституцией (ч.5 ст.125), по запросам перечисленных выше  субъектов (ранее такого правомочия  Конституционный Суд не имел) и имплицитно присущую при  решении споров о конституционности  нормативных актов, споров о  компетенции и иных вопросов, отнесенных Конституцией к ведению  Конституционного Суда РФ.  
 

2.2 Порядок формирования и состав Конституционного Суда РФ

    Личность  судьи в органах конституционного контроля играет весьма заметную роль, так как ее оценивают зачастую не только по правовым критериям, но и  по нравственным.

    Судьи Конституционного суда РФ назначаются  на должность Советом Федерации  по представлению Президента РФ. Предложения  о кандидатах на должности судей  Конституционного Суда Российской Федерации  могут вноситься Президенту Российской Федерации членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями. Следовательно, главная роль в формировании персонального состава Конституционного суда принадлежит Президенту и Совету Федерации.

    Членами Конституционного суда могут быть только граждане России, достигшие ко дню  назначения возраста не менее 40 лет, с  безупречной репутацией, имеющие  высшее юридическое образование  и стаж работы юристом не менее 15 лет, обладающий признанной высокой  квалификацией в области права.

    В соответствии с прежним законодательством  нижний возрастной предел членов Суда равнялся 35 годам, а необходимость  работы по юридической специальности - 10. Новый подход, как можно заметить, направлен на то, чтобы в Конституционном  суде работали люди, обладающие большим  жизненным опытом и высокой юридической  квалификацией.

    Каждый  судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность  в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность  судьи Конституционного Суда Российской Федерации считается лицо, получившее при голосовании большинство  от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.

В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда Российской Федерации представление  о назначении другого лица на вакантное  место судьи вносится Президентом  Российской Федерации в Совет  Федерации не позднее месяца со дня  открытия вакансии.

    Судья Конституционного Суда Российской Федерации, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять обязанности судьи  до назначения на должность нового судьи или до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием.6

    Конституционный Суд Российской Федерации состоит  из девятнадцати судей, назначаемых  на должность Советом Федерации  по представлению Президента Российской Федерации.

    Конституционный суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе  не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия самого Конституционного суда не ограничены сроком, тогда как  полномочия судей ограничиваются сроком в 12 лет. Верхняя возрастная граница  членов Конституционного суда не должна превышать 70 лет. Повторное назначение судьи на должность не допускается. Судья Конституционного суда считается  вступившим в должность с момента  принесения им присяги, а истекают его  полномочия в последний день месяца, в котором заканчивается его  избирательный срок или в котором  ему исполняется 70 лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации приносит присягу следующего содержания: "Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более".

    Независимость судьи Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленными настоящим Федеральным  конституционным законом порядком приостановления и прекращения  полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной  процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства  в судебную деятельность, предоставлением  судье материального и социального  обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу.7

    Судья Конституционного Суда Российской Федерации  неприкосновенен. Он не может быть привлечен  к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия Конституционного Суда Российской Федерации, за исключением  случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это  предусмотрено федеральным законом  для обеспечения безопасности других людей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава III. Порядок формирования, функции и полномочия Верховного Суда РФ

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей  юрисдикции, осуществляет в предусмотренных  федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью  и дает разъяснения по вопросам судебной практики.8 
 

3.1 Функции Верховного Суда РФ

  • рассматривает по первой инстанции наиболее сложные и важные уголовные и гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции;
  • проверяет законность и обоснованность приговоров, определений, решений и постановлений судов общей юрисдикции в порядке кассации и надзора;
  • дает разъяснения по вопросам судебной практики в форме постановлений Пленума Верховного Суда РФ.

Указанные постановления не имеют статуса  нормативно-правовых актов, однако обязательны  для исполнения всеми судами общей  юрисдикции;

  • обладает правом законодательной инициативы, а также вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с запросами о соответствии Конституции РФ федеральных законов и иных нормативно-правовых актов.9
 

3.2 Полномочия Верховного Суда РФ

Что касается его полномочий как суда первой инстанции, то  Концепция

судебной  реформы, одобренная парламентом 24 октября 1991 г., предлагает

максимально  ограничить  их  либо  вовсе  отменить.  Однако  необходимо

сохранить  право  судьи,   обвиняемого   в   совершении   преступления,

настаивать  на  рассмотрении  его  дела  Верховным   Судом   Российской

Федерации по первой инстанции .

   Длительное время считалось бесспорным, что  Пленум  Верховного  Суда

РФ на основе изучения и обобщения судебной  практики  и статистики

дает  руководящие указания, обязательные для судов.  При  этом   разъяснений   подрывает   принцип независимости судей и подчинения их только закону, ибо судьи  не  могут не подчиняться разъяснениям, которые являются для  них  руководящими  и обязательными. Статья 126 Конституции,  оберегая  независимость  судей, изменила прежнее двусмысленное  их  положение:  разъяснения  Верховного Суда больше не характеризуются как руководящие и нет указания, что  они обязательны для судей.10

Верховный Суд РФ в пределах своих полномочий:

1)  рассматривает  дела в качестве суда первой  инстанции, в кассационном порядке,  в порядке надзора и по вновь  открывшимся обстоятельствам;

2)  изучает  и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику  и дает руководящие разъяснения  судам по вопросам применения  законодательства Российской Федерации,  возникающим при рассмотрении  судебных дел;

3)   осуществляет контроль за выполнением  судами общей юрисдикции Российской  Федерации руководящих разъяснений  Пленума Верховного Суда РФ;

4)  разрешает  в пределах своих полномочий  вопросы, вытекающие из международных  договоров Российской Федерации;

5)  реализует  право законодательной инициативы  в Федеральном Собрании РФ.

6)  устанавливает  количество военных судов и  численность судей военных судов;

Информация о работе Порядок формирования, полномочия и функции высших судов России (Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов)