Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:23, автореферат
Транспорт важнейшая сфера общественного производства. В системе единого народнохозяйственного комплекса страны транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфраструктуру народного хозяйства. Транспорт служит материальной основой разделения труда в обществе и осуществляет многообразную связь между производством и потреблением, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей промышленностью, экономическими районами. Транспорт оказывает большое влияние на развитие и размещение общественного производства и в свою очередь отражает развитие и размещение производительных сил по территории страны
Введение. 3
I. Экономико-географическая характеристика Центрально-черноземного экономического района.5
1.1 Особенности экономико-географического положения Центрально-черноземного экономического района.5
1.2 Население и трудовые ресурсы.. 6
1.3 Природно-ресурсный потенциал Центрально-Черноземного района. 7
1.4 Структура и размещение ведущих отраслей хозяйства. 9
II. Характеристика транспортной сети Центрально-черноземного экономического района.13
2.1 Железнодорожный транспорт.. 13
2.2 Автомобильный транспорт.. 18
2.3 Трубопроводный транспорт.. 18
2.4 Авиационный транспорт.. 19
2.5 Речной транспорт.. 19
III. Расчет густоты железнодорожной сети по областям,
входящим в район тяготения и по району в целом.20
IV. Экономико-географическая карта района и картосхема района тяготения железной дороги………………………………………………………………...21
Список литературы……………………………………………………………...23
В годы
Великой Отечественной войны
дорога работала с огромным
напряжением, обслуживая
В конце 40-х годов
Юго-Восточная ж.д. явилась инициатором
движения пятисотников (депо Россошь).
В последующие годы на дороге появился
ряд инициатив: перевод паровозов ФД на
жидкое топливо, вождение тяжеловесных
составов. В августе 1956 года на дороге
(депо Ртищево) появился первый тепловоз
серии ТЭ-3; в 1961 году - поступил первый
комплект путеукладчика системы Платова;
в 1962 году — начался переход дороги на
электрическую тягу; в 1971 году началось
внедрение вычислительной техники в управлении
перевозочным процессом. В 70-80-е годы продолжалось
совершенствование технической базы дороги.
Пришли мощные локомотивы и вагоны разных
назначений, расширялись станции, реконструировались
депо.
В настоящее время
Юго-Восточная железная дорога обеспечивает
перевозки рудодобывающих предприятий
Курской магнитной аномалии, Новолипецкого
металлургического и
Удобное положение
Центрально-Черноземного района между
Центром, Поволжьем, Северным Кавказом
и Украиной обусловило меридионально-широтную
конфигурацию его железнодорожной сети.
Сеть Центрально-Черноземного района
состоит из четырех меридиональных магистралей:
(Брянск) — Арбузове — Льгов — Готня; (Орел)
— Курск — Сараевка — Белгород; (Москва
— Ефремов) — Елец — Касторная — Валуйки
и (Москва — Ряжск) — Мичуринск — Отрожка
— Лиски — (Лихая — Ростов). Эти магистрали
пересекаются четырьмя линиями. Две из
них: (Орел) — Елец — Грязи — Повори-но
— (Филонове — Волгоград) и Кочетовка
— Тамбов с ответвлениями на Обловку
— (Балашов) и Тоновку — (Ртищево) идут
с северо-запада на юго-восток, а линии
Отрожка — Касторная — Курск — Льгов
— (Ворожба) и (Балашов) — Поворино — Лиски
— Валуйки — с северо-востока на юго-запад.
Эти ж.д. магистрали составляют остов сети
Центрально-Черноземного района с ответвлениями
тупиковых и нетупиковых линий местного
значения.
Район имеет развитую
систему внутрирайонных связей. На
долю местного сообщения приходится
29% от объема перевозок с преобладанием
погрузки-выгрузки железной руды — 17,3
млн.т (48% от местного сообщения) и минерально-строительных
материалов — 10,7 млн.т (29,5%). Удельный вес
местного сообщения в отправлении указанных
грузов составляет: по рудам всяким —
54%; минерально-строительным материалам
— 56%.
Как пример наиболее
крупных внутрирайонных связей по отдельным
грузам, можно выделить следующие:
по рудам: Белгородская
область отправляет на металлургические
предприятия Липецкой области 9,9 млн.т;
по минерально-строительным
материалам следует отметить характерную
особенность связей, а именно — 50-60% местных
перевозок приходится на внутриобластные
связи: Воронежская область из 4,4 млн.т
отправления в местном сообщении 2,7 млн.т
(более 60%) выгружает на собственные станции;
Белгородская — из 2,6 млн.т отправления
в местном сообщении выгружает для собственных
нужд 1,6 млн.т (более 60%) и Липецкая область
соответственно — из 3,4 млн.т на себя выгружает
1,8 млн.т (более 50%).
Наряду с внутриобластными
и внутрирайонными связями
Центрально-Черноземный
район имеет положительный
Распределение объемов
вывоза Центрально-Черноземного района
в другие регионы России.
Вывоз в экономические
районы
От Центрально-
Черноземного
района -всего
Из них по отдельным
родам
Руды всякие
Черные
металлы
Минерально-строительные
материалы
прочие
Всего, млн.т в том числе:
42,6
14,9
9,6
8,3
5,1
Северный
2,6
0,6
0,2
0,5
1,2
Северо-Западный
1,7
0,1
0,7
0,3
0,4
Центральный
17,8
6,3
4,6
4,8
1,4
Волго-Вятский
0,9
-
0,3
0,2
0,4
Поволжский
3,0
0,1
0,8
1,5
0,4
Северо-Кавказский
6,1
-
2,0
0,6
0,3
Уральский
8,4
7,2
0,7
0,2
0,2
Западно-Сибирский
1,0
0,2
0,2
0,2
0,2
Восточно-Сибирский
0,8
0,4
-
-
0,4
Дальневосточный
0,1
-
-
-
0,1
Калининградская обл.
0,2
-
0,1
-
0,1
Из района в значительных
объемах вывозятся: железная руда (35%
от общего вывоза), главным образом,
на уральские металлургические предприятия
и в Центральный экономический
район, как для потребностей черной
металлургии, так и на экспорт через передаточные
пункты (Брянская область) на границе России
с Украиной; черные металлы (22,5%) преимущественно
в Центральный и Северо-Кавказский районы
с преобладанием поставок на экспорт.
Кроме того, из Центрально-Черноземного
района вывозятся минерально-строительные
материалы (19,5%), главным образом, в Центральный
район с преобладанием выгрузки в Москве
и Московской области; широкая номенклатура
прочих грузов (продукция химической промышленности
— синтетический каучук, резина, синтетические
волокна; изделия машиностроения — оборудование
для пищевой и химической промышленности,
приборы; товары пищевой промышленности)
назначением во все регионы России и
другие грузы.
Наибольшие объемы
транспортно-экономических
Из общего объема
ввоза на долю угля приходится 40%. Это,
главным образом, поставки из Кузбасса
(Западная Сибирь) как для потребностей
черной металлургии, так и на экспорт.
Удельный вес нефтепродуктов в общем
ввозе составляет 19%. Основные поступления
осуществлялись с нефтеперерабатывающих
заводов Самарской области (Поволжский
район). Грузы группы «прочие» (17%) завозятся
из всех регионов России с преобладанием
поставок из Центрального (31%) и Северо-Кавказского
(21%) районов. Это как продукция собственного
производства, так и импорт (продукция
легкой и пищевой промышленности, химические
товары, автомобили, бытовая техника).
Через Центрально-Черноземный
район осуществляются транзитные транспортно-экономические
связи в сообщениях (в обоих
направлениях):
север — юг (Северный,
Северо-Западный и Центральный районы
на Северный Кавказ), на долю которого
приходится 40% от общего транзита через
район;
север — юго-восток
(Северный, Северо-Западный и Центральный
районы на Поволжье) — 55%.
Во всех указанных
связях преобладают транзитные потоки
грузов с юга и юго-востока
на север. Их удельный вес составляет
70% от общего транзита, проходящего
через Центрально-Черноземный
Белгородская область,
входящая в состав Центрально-Черноземного
района, граничит с Украиной, и, как
следствие, через нее (передаточные
пункты Соловей и Красный Хутор)
осуществляются внешнеторговые связи
России с ближним и дальним зарубежьем.
В 2003 г. их объем составлял 20,4 млн.т (9,4%
от перевозок грузов внешней торговли
России железнодорожным транспортом),
из них 11,5 млн.т экспорта (сдача) и 8,9 млн.т
импорта (прием).
В общем объеме экспорта
33% составляют топливно-энергетические
(уголь и нефтегрузы) и 52% рудно-металлургические
(руда и черные металлы) грузы; на химические
и минеральные удобрения приходится
7%.
Основным поставщиком
угля на экспорт является Сибирь, в
том числе поставки Кемеровской
области (кузнецкий уголь) составляют
82%, Красноярского края (угли КАТЭКа)
— 13% от общего объема угля на экспорт
через передаточные пункты Белгородской
области. На 90% поставщиками нефтегрузов
на экспорт являются нефтеперерабатывающие
предприятия Поволжского экономического
района. Железная руда на экспорт отправляется
со станций, обслуживающих месторождения
Курской магнитной аномалии (Белгородская
область — около 90%, Курская область —
более 10%). Черные металлы отгружают металлургические
предприятия Северного, Центрального,
Центрально-Черноземного и Уральского
экономических районов, но основной объем
на экспорт отправляет Урал (Свердловская
и Челябинская области) — 45% и Центрально-Черноземный
район (Белгородская и Липецкая области)
— 36%.
Химические и минеральные
удобрения поступают на экспорт
также от многих производителей, но
основными из них являются: АО «Куйбышевазот»,
АО «Тольяттиазот» и АО «Фосфор» (Самарская
область, Поволжский экономический район).
На долю поставок из Поволжья приходится
65% от общего объема экспорта удобрений
через Центрально-Черноземный экономический
район.
Импорт по составу
грузов обусловливает преимущественно
торгово-экономические взаимоотношения
Украины с Россией.