Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:23, автореферат
Транспорт важнейшая сфера общественного производства. В системе единого народнохозяйственного комплекса страны транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфраструктуру народного хозяйства. Транспорт служит материальной основой разделения труда в обществе и осуществляет многообразную связь между производством и потреблением, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей промышленностью, экономическими районами. Транспорт оказывает большое влияние на развитие и размещение общественного производства и в свою очередь отражает развитие и размещение производительных сил по территории страны
Введение. 3
I. Экономико-географическая характеристика Центрально-черноземного экономического района.5
1.1 Особенности экономико-географического положения Центрально-черноземного экономического района.5
1.2 Население и трудовые ресурсы.. 6
1.3 Природно-ресурсный потенциал Центрально-Черноземного района. 7
1.4 Структура и размещение ведущих отраслей хозяйства. 9
II. Характеристика транспортной сети Центрально-черноземного экономического района.13
2.1 Железнодорожный транспорт.. 13
2.2 Автомобильный транспорт.. 18
2.3 Трубопроводный транспорт.. 18
2.4 Авиационный транспорт.. 19
2.5 Речной транспорт.. 19
III. Расчет густоты железнодорожной сети по областям,
входящим в район тяготения и по району в целом.20
IV. Экономико-географическая карта района и картосхема района тяготения железной дороги………………………………………………………………...21
Список литературы……………………………………………………………...23
«Экономико-географическая
характеристика
Центрально-черноземного
экономического района.
Юго-восточная железная
дорога»
Выполнил студент
группы ЭУТ-404
Проверил преподаватель
Давыдов С.С.
Казакова Н.А.
Санкт-Петербург
2004
Содержание:
Введение. 3
I. Экономико-географическая
характеристика Центрально-
1.1 Особенности экономико-
1.2 Население и
трудовые ресурсы.. 6
1.3 Природно-ресурсный
потенциал Центрально-
1.4 Структура и
размещение ведущих отраслей
хозяйства. 9
II. Характеристика
транспортной сети Центрально-
2.1 Железнодорожный
транспорт.. 13
2.2 Автомобильный
транспорт.. 18
2.3 Трубопроводный
транспорт.. 18
2.4 Авиационный транспорт..
19
2.5 Речной транспорт..
19
III. Расчет густоты
железнодорожной сети по
входящим в район
тяготения и по району в целом.20
IV. Экономико-географическая
карта района и картосхема
района тяготения железной
Список литературы…………………………………
Введение
Транспорт важнейшая
сфера общественного
Общественное производство
всегда развивается в конкретном
географическом пространстве при определенном
сочетании производственных сил. Подобно
тому, как при размещении отдельного предприятия
необходим участок земли, на котором располагается,
и взаимодействуют его подразделения,
так и при размещении производства по
стране требуется определенная территориальная
организация и взаимодействие выражается
перемещением грузов и людей между предприятиями
и районами. Для его осуществления функционирует
сложная межотраслевая транспортная система
страны, подразделяемая на две подсистемы:
транспорт общего и не общего пользования.
Транспорт общего пользования выполняет
работу по перемещению продукции между
производителями и потребителями в сфере
обращения. В его состав входят железнодорожный,
морской, речной, автомобильный, трубопроводный
и воздушный виды транспорта. Транспорт
не общего пользования перемещает сырье,
материалы и другие виды еще не поступившие
в сферу обращения продукции, а также производственный
персонал внутри производственных предприятий
промышленности, сельского хозяйства,
строительной индустрии, торгово-снабженческих
организаций.
Транспорт воздействует
на весь процесс расширенного воспроизводства:
продолжительность
Данные особенности
подчеркивают взаимодействие размещение
производства и развития транспортной
сети, которые следует учитывать при планировании
народного хозяйства.
Транспортная сеть
России включает 162 тыс. км магистральных
железнодорожных линий и подъездных
путей, 680 тыс. км автодорог с твердым покрытие,
100 тыс. км внутренних водных путей, 214 тыс.
км магистральных трубопроводов. Основные
производственные фонды транспортно-дорожного
комплекса составляют 13.6% стоимости всех
производственных фондов народного хозяйства.
Экономико-географические
особенности нашей страны выдвигают
железнодорожный транспорт на первый
план в транспортной системе. Он может
круглогодично обеспечивать перевозку
массовых перевозок грузов в направлениях,
которые водный транспорт не может обеспечить,
прежде всего, из-за меридионального
направления речных путей. Железнодорожный
транспорт отличается регулярностью
движения во все времена года и большой
скоростью (по сравнению с водным транспортом),
низкой себестоимостью перевозок. Он принимает
на себя основную часть потоков массовых
грузов (угля, руды, леса, зерна, металла
и т.д.). На долю железнодорожного транспорта
приходится 37% грузооборота страны.
Железнодорожный транспорт
РФ представляет крупнейшую транспортную
систему мира с высокой степенью
интенсивности перевозного
Для железнодорожного
транспорта характерен постоянный рост
грузовых и пассажирских перевозок
который значительно отражает увеличение
протяженности сети железных дорог. В
структуре перевозок железнодорожного
транспорта преобладают грузовые перевозки.
Номенклатура перевозимых по железным
дорогам грузов насчитывает несколько
тысяч наименований, но ведущее место
занимают 8 групп массовых грузов, на долю
которых приходится около 80% грузооборота.
К этим грузам относятся: каменный и коксовый
уголь, черные металлы, нефтяные, лесные,
хлебные, минеральные строительные материалы,
минеральные удобрения, руда.
Сегодня железные дороги – один из самых надежных и доступных видов транспорта. Надежная работа отрасли – необходимое условие сохранения единого экономического пространства и целостности государства, расширения международных экономических связей.
I. Экономико-географическая
характеристика Центрально-
1.1 Особенности экономико-
В состав Центрально-Черноземного
экономического района входят: Белгородская,
Воронежская, Курская, Липецкая и Тамбовская
области с площадью 167,7 тыс.км2 (1%
от всей территории России) и проживающим
в них населением по данным на 09.10.2002 г.
7,517,456 чел. (5,3% от всего населения России).
По числу жителей выделяются города (тыс.):
Воронеж (903), Липецк (375), Курск (373), Тамбов
(265), Белгород (227), Елец (113) и Мичуринск
(102).
Центрально-Черноземный
экономический район занимает центральное
положение в черноземной полосе
Русской равнины и граничит с
ведущим промышленным районом страны
— Центральным, а также с Поволжским
и Северо-Кавказским районами и Украиной.
Используя преимущества
своего географического положения
между важнейшими экономическими районами
страны, а также большие природные
и людские ресурсы, Черноземный
Центр является высокоразвитым индустриально-аграрным
районом.
В межрайонном территориальном
разделении общественного труда
Центрально-Черноземный район
В сельском хозяйстве
отраслями рыночной специализации
являются производство зерна, сахарной
свеклы, подсолнечника, эфирно-масличных
культур, плодов, ягод, молока и мяса.
Имея 1% территории России и 5,3% населения,
район производит 49,3% товарной железной
руды, 17,2% чугуна, 18,8% стали, 19,4% готового
проката черных металлов, 2,2% кузнечнопрессовых
машин, 12,4% цемента, 25,2% растительного масла
и 35,4% сахарного песка.
1.2 Население и
трудовые ресурсы
Население Центрально-Черноземного
района составляет 7,51 млн.чел. или 5,3% численности
населения Российской Федерации. В городах
проживает 4,66 млн.чел., или 61,96% населения,
в сельской местности — 2,84 млн.чел., или
38,04%. По плотности населения (44,8 чел. на
км2) регион занимает одно из ведущих мест,
уступая Центральному и Северо-Кавказскому
районам. Крупнейший город Центрального
Черноземья — Воронеж с постоянно проживающим
в нем населением 903 тыс.чел.
На территории Центрально-Черноземного
района проживают люди нескольких национальностей
это, в основном: Русские, Украинцы,
Белорусы, Армяне и Азербайджанцы.
В регионе сложилась
сложная демографическая
В связи с изменением
геополитической обстановки России
усилился миграционный обмен между
странами СНГ и в Центрально-
В последние годы
население Центрального и Центрально-Черноземного
районов восполняется только за счет
миграционных процессов. И здесь
уже чувствуется нехватка в государственном
регулировании хаотической
Уровень безработицы
в Тамбовской, Белгородской и Липецкой
областях превышает среднерайонный показатель,
что объясняется небольшим сокращением
рабочих мест в металлообрабатывающей,
машиностроительной отраслях промышленности
и в военно-промышленном комплексе.
В будущем, однако, численность
трудовых ресурсов имеет тенденцию
к снижению, и район из разряда
трудоизбыточных, возможно, перейдет к
разряду трудодефицитных.
Плотность населения
Центрально-Черноземного района
Администротивно-
единица
Территория
км2.
Численность населения,
чел
В том числе население
Плотность населения
чел/км2
городское
сельское
тыс.
%
тыс.
%
Белгородская*
область
27,100
1,511,620
985,584
65,2
526,036
34,8
55,77
Воронежская*
область
52,400
2,378,803
1,471,799
61,9
907,004
38,1
45,39