Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:23, автореферат
Транспорт важнейшая сфера общественного производства. В системе единого народнохозяйственного комплекса страны транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфраструктуру народного хозяйства. Транспорт служит материальной основой разделения труда в обществе и осуществляет многообразную связь между производством и потреблением, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей промышленностью, экономическими районами. Транспорт оказывает большое влияние на развитие и размещение общественного производства и в свою очередь отражает развитие и размещение производительных сил по территории страны
Введение. 3
I. Экономико-географическая характеристика Центрально-черноземного экономического района.5
1.1 Особенности экономико-географического положения Центрально-черноземного экономического района.5
1.2 Население и трудовые ресурсы.. 6
1.3 Природно-ресурсный потенциал Центрально-Черноземного района. 7
1.4 Структура и размещение ведущих отраслей хозяйства. 9
II. Характеристика транспортной сети Центрально-черноземного экономического района.13
2.1 Железнодорожный транспорт.. 13
2.2 Автомобильный транспорт.. 18
2.3 Трубопроводный транспорт.. 18
2.4 Авиационный транспорт.. 19
2.5 Речной транспорт.. 19
III. Расчет густоты железнодорожной сети по областям,
входящим в район тяготения и по району в целом.20
IV. Экономико-географическая карта района и картосхема района тяготения железной дороги………………………………………………………………...21
Список литературы……………………………………………………………...23
Свеклосахарное производство
является одной из старейших и
ведущих отраслей пищевой и перерабатывающей
промышленности с высоким уровнем
индустриализации и энергоемкими технологическими
процессами. Из действующих в России
95 сахарных заводов 46 размещены в Центрально-Черноземном
районе. Переход к рыночной экономике
внес радикальные изменения в формы собственности.
Большинство предприятий изменили форму
собственности и стали акционерными обществами.
Сельские товаропроизводители стали совладельцами
сахарных заводов. Доля акций, находящихся
у сельских товаропроизводителей в Белгородской
области, составляет свыше 51%, в Курской
и Воронежской областях — 50%. Вместе с
тем высокие результаты, на которые рассчитывали,
начиная реформирование, не были достигнуты.
Отсутствие оборотных средств, неустойчивость
производственно-хозяйственных связей,
инфляция, дефицит бюджета, сокращение
государственной поддержки, ограничение
кредитования, удорожание продукции за
счет использования кредитных ресурсов,
снижение покупательной способности населения
и другие негативные факторы не позволяют
предприятиям свеклосахарного комплекса
нормально функционировать и развиваться.
Итоги сахарной компании
1997 г. показали, что выработка сахара
из собственного сырья в Черноземном
Центре составила 35% от общероссийского
производства и оказалась самой
низкой за последние 40 лет. Крайне неудовлетворительное
положение в Воронежской, Курской и Липецкой
областях, где заготавливаемое сырье обеспечивает
загрузку сахарных заводов от 30 до 50 суток
(при нормативе 100-110 суток). Кроме сахарной
свеклы, в межсезонный период на сахарных
заводах перерабатывается сахар-сырец.
Наивысший выход
сахара в 1997 г. имели сахарные заводы:
Алексеевский (Белгородская область) —
15,3%, Знаменский (Тамбовская область) —
15,03%, Ржевский (Белгородская область) —
14,6% при выходе сахара в среднем
по России — 11,72%.
Для решения накопившихся
проблем комплекса была разработана
и утверждена Правительством Российской
Федерации «Программа увеличения производства
сахара в Российской Федерации в
1997-2000 гг. и на период до 2005 г.» (Программа
«Сахар»).
Легкая промышленность
Центрально-Черноземного района развита
слабо и размещена очень
Агропромышленный
комплекс региона создает 7,8% сельскохозяйственной
продукции России. Объем валовой
продукции сельского хозяйства,
произведенный на душу населения
в этом районе, по крайней мере, в
полтора раза больше, чем по России
в целом. Агропромышленный комплекс
Черноземья имеет межрайонное значение
и является продовольственной базой
Центра и Севера Российской Федерации:
он вывозит в значительных количествах
зерно, сахар, эфирно-масличные культуры,
растительное масло, мясо, молоко, овощи,
плоды и ягоды. Главным звеном
в АПК является сельское хозяйство,
отрасли рыночной специализации
которого представлены производством
зерна, сахарной свеклы, подсолнечника,
эфирно-масличных культур, молока и
мяса.
В Центрально-Черноземном
районе производится 10% зерна, 9% картофеля,
18% подсолнечника, 43% сахарной свеклы России.
Из зерновых культур во всех областях,
кроме Курской, преобладает озимая пшеница,
а в Курской области — озимая рожь. В районе
также возделываются просо, гречиха, кукуруза
на зерно и силос.
Ведущее место среди
технических культур
Экономико-географическая
характеристика Центрально-черноземного
экономического района. Юго-восточная
железная дорога
Основные посевы
подсолнечника сосредоточены в
Воронежской и Белгородской областях.
Эта культура также имеет межрайонное
значение. Подсолнечник выращивается
на семена, перерабатывается в масло
(40% масла вывозится из района), отходы
производства — шрот и жмых используются
в качестве кормов в животноводстве.
Воронежская область — основной производитель
в стране эфирных масел: на ее территории
выращивается и перерабатывается кориандр
и анис (Алексеевский эфирокомбинат. В
Воронежской области выращивают также
махорку. Выращенный в районе картофель
частично идет на производство крахмала
и спирта. Во всех областях получило развитие
овощеводство и садоводство. Район обладает
большими потенциальными возможностями
увеличения производства продукции растениеводства
за счет внедрения научно обоснованных
севооборотов, увеличения доли использования
возможностей агрохимии, проведения мероприятий
по сохранению и увеличению естественного
плодородия земель.
Животноводство представлено
в Черноземье скотоводством молочно-
Несмотря на небольшую
долю в производстве сельскохозяйственной
продукции наибольшее развитие фермерство
получило в Тамбовской и Липецкой
областях.
Основная проблема
агропромышленного комплекса
На территории Центрально-Черноземного
района (Курской и Белгородской областей)
формируется программно-
Главная цель государственной
политики в отношении Центрально-
II. Характеристика
транспортной сети Центрально-
2.1 Железнодорожный
транспорт
Юго-Восточная железная
дорога пролегает по территории областей,
расположенных в южной и юго-
Дорога граничит
с рядом железных дорог: Московской
(ст. Ряжск, Павелец, Елец, Ефремов, Волово,
Касторная-Курская, Курск, Готня), Приволжской
(ст. Ду-плятка, Благодатка, Абадурово),
Куйбышевской (ст. Кривозеровка), Северо-Кавказской
(ст. Чертково) и Южной дороги (ст. Выстрел,
Соловей, Нежеголь, Красный Хутор, Казачок,
Илег-Пеньковка). Длина главных путей составляет
6,8 тыс. километров, из них - 52% на бетонном
основании. Протяженность бесстыкового
пути 3368,6 км. Дорога располагает преимущественно
двухпутными линиями. В состав дороги
входят отделения: Мичуринское, Елецкое,
Ртищевское, (с 1985 г.), Лискинское, Белгородское
(с 1991 г.) и Воронежское (как филиал дороги
с 2000 г.). Основные станции и узлы: Богоявленск,
Кочетовка, Елец, Казинка, Мичуринск, Лев
Толстой, Тамбов, Грязи, Воронеж, Отрожка,
Лиски, Касторная, Ртищево, Балашов, Поворино,
Россошь, Валуйки, Старый Оскол, Белгород,
Готня.
Эксплуатационный
парк локомотивов составляет: в грузовом
движении 219 ед., в пассажирском — 166
ед.
Юго-Восточная железная
дорога связывает южные районы России
с Центральным районом, Поволжьем
и Уралом. Её недаром называют магистралью
металла и хлеба. Она обеспечивает
перевозки рудодобывающих предприятий
Курской магнитной аномалии, Новолипецкого
металлургического и
К крупнейшим железнодорожным
станциям, обслуживающим промышленные
комплексы, относятся: Стойленская, Котел,
Лебеди (Белгородская область), Павловск-Воронежский,
Придача (Воронежская область), Курбакинская,
Михайловский Рудник (Курская область),
Новолипецк, Чугун 1 и 2, Елец (Липецкая
область) и Никольское (Тамбовская область).
Кроме того, значительные
объемы грузовой работы имеют станции,
находящиеся на границе России с Украиной,
— Соловей и Красный Хутор (Белгородская
область) и через которые осуществляются
транспортно-экономические связи со странами
ближнего и дальнего зарубежья.
История Юго-Восточной
железной дороги началась в 1865 году, когда
была утверждена концессия и создано
акционерное общество Рязано-Козловской
железной дороги. Магистраль строилась
на деньги частного капитала по инициативе
Воронежского и Тамбовского земств. Отрезок
Рязань - Козлов был сдан в эксплуатацию
4 сентября 1866 г. В том же году ветка было
продолжена от Козлова к Воронежу. А в
1968 году первый поезд прибыл на станцию
Воронеж. Вскоре возникла необходимость
продлить дорогу на юг к донецким угольным
месторождениям. Организацию строительных
работ взяло на себя Воронежское земство.
Сооружение дороги началось летом 1869 года.
Однопутный участок от Раздельной (Отрожки)
до Лисок, протяженностью 86 верст, был
готов 27 декабря 1870 года, и с 1 января 1871
года по нему началось регулярное движение.
28 ноября 1871 года было открыто движение
поездов от Воронежа до Ростова. Управление
дороги находилось в Новочеркасске. Как
сообщал справочник Юго-Восточной железной
дороги, на 1 декабря 1872 года на этом участке
действовали 19 пассажирских, 653 товарных
крытых и 3 багажных вагона. Паровозы той
поры были маломощными, рассчитанными
на 10 - 15 вагонов. Для обслуживания подвижного
состава построены были мастерские, а
затем паровозные и вагонные депо.
Линия Козлов - Ростов,
служившая продолжением дороги Москва
- Рязань, открыла путь в "житницы"
России - Тамбовскую и Воронежскую
губернии. С другой стороны, благодаря
строительству этой дороги появилась
возможность вывоза хлеба через
порты Азовского моря за границу.
Дорога Елец - Грязи была сооружена
как продолжение Риго-Орловской
дороги.
Она соединила
низовья Волги с центральными
губерниями, а также с балтийскими
портами, что сыграло большую
роль в развитии хлебного
13 июня 1893 года произошло
слияние акционерных обществ
Козлово-Воронежско-Ростовской, Орловско-Грязинской
и Грязи-Царицынской дорог. Было создано
Общество Юго-Восточных железных дорог,
объединившее все указанные линии. Вскоре
Общество приступило к сооружению железнодорожной
линии от города Харькова через станции
Лиски, Бобров, Новохоперск к Поворино
и Балашову, общей протяженностью в 660
верст. Строительство обошлось примерно
в 25,8 млн. рублей. Кроме того, планировалось
проложить ветку от Купянска к Лисичанску
(117 верст) и от Таловой к селу Бутурлиновке
и Калачу (90 верст).
Работы начались
1 августа 1893 года и 17 декабря
1895 года дорога Харьков - Балашов
сдана в эксплуатацию. Линия Таловая
- Калач вступила в строй 12 мая
1896 года. Труд десятков тысяч
В 1895 году была
сооружена широтная линия
В 1917 году в
состав Юго-Восточных дорог
Большим разрушениям
подвергалась дорога в годы
первой мировой и гражданской
войн. Было уничтожено до 70% паровозов,
взорвано 78 крупных мостов, разрушено
67 депо и мастерских, сотни километров
железнодорожных путей, более
1200 жилых и служебных зданий. Общая
стоимость ущерба исчислялась
в 170 млн. золотых рублей.
В 1918 году железная дорога
была национализирована. Восстановление
и реконструкция второй половины
20-х годов позволила достичь
по грузоперевозкам довоенный